Опыт психологического измерения человеческого капитала (на примере Владимирской области) Печать

Опыт психологического измерения человеческого капитала (на примере Владимирской области)

Проблема и актуальность исследования

Глобальные изменения в мире создают значительные возможности для людей, у которых ранее не было доступа к ресурсам и знаниям, и возможности которых участвовать в социальной жизни были ограничены. Однако имеющиеся эмпирические данные свидетельствуют о том, что во многих случаях возникающие дополнительные возможности не влекут за собой значительные изменения в уровне экономического, социального и культурного развития.

В основе данного исследования лежит предположение, что одна из причин неэффективной реализации населением существующих возможностей кроется в психологических характеристиках человеческого капитала.

На данный момент, хотя и существует общее мнение о том, что человеческий капитал играет огромную роль в процессах развития, практические методы его измерения являются неполными, опосредованными и недостаточно точными. Следствием подобных ограничений является недостаток информации об имеющемся потенциале человеческого развития и о возможностях развития человеческих ресурсов, которыми обладает государство и его партнеры.

Актуальность данного исследования обусловлена рядом причин:

Современные методы оценки человеческого капитала широко используют косвенные способы оценки отдельных его составляющих (например, через показатели доступности услуг образования). На подобных оценках, в частности, основывается «индекс развития человеческого потенциала», применяемый ПРООН. Но непосредственное измерение использование тех или иных параметров человеческого капитала, в том числе его психологических характеристик, затрудняется в связи с отсутствием или сложностью получения первичной информации.

В практике исследования человеческого капитала недостаточно широко применяются междисциплинарные подходы к изучению развития человека с точки зрения его способности принять глобальные изменения и успешно использовать их для себя и общества. Знания о человеке неполны, рассыпаны по многочисленным областям знания, что ведет к фрагментарности эмпирических оценок человеческого капитала.

В современной психологии дискуссионным остается вопрос о возможности применения системы единых психологических параметров исследования человека из разных этносов, стран, континентов, культур в период глобальных изменений. Это сдерживает развитие сравнительных международных исследований человеческого капитала, которые учитывали бы не только его социально-экономические, но и психологические характеристики.

Недостаток первичной информации, характеризующей психологические составляющие человеческого капитала, снижает достоверность и полноту его оценки и ограничивает возможности практического применения результатов такой оценки. Отсутствие подобной информации затрудняет разработку и реализацию основанной на результатах научных исследований государственной политики в сфере развития человеческих ресурсов, а также оценку эффективности такой политики.


Цели и задачи исследования

Цель данного исследования: апробация методологии «аудита человеческого капитала» на уровне региона или города для получения точных, комплексных и сопоставимых сведений о человеческом капитале, которые отражают его экономические, социальные и психологические аспекты. Для апробации этой методологии проводилось пилотажное исследование человеческого капитала во Владимирской области. Пилотажное исследование необходимо для уточнения методологии исследований человеческого капитала и последующего анализа его состояния для выработки рекомендаций по его формированию и накоплению.

Задачами исследования являлись:

  • Теоретическое и методическое обоснование комплексных методов измерения человеческого капитала, которые отражают его социально-экономические и психологические характеристики и обеспечивают международную сопоставимость измерений;

  • Подбор стандартизированных психологических методик для эмпирического измерения интегральных психологических характеристик человеческого капитала. Создание в соответствии с теоретической концепцией исследования математической модели, обеспечивающей преобразование первичных психологических характеристик, получаемых в результате обследований в обобщенные показатели жизнеспособности, работоспособности, способности воспринимать инновации, способности к обучению.

  • Проведение эмпирического пилотажного исследования больших масс людей по репрезентативной выборке с использованием избранных методик во Владимирской области;

  • Сравнительный анализ с помощью математических моделей связей между полученными характеристиками человеческого капитала и социально-экономическими характеристиками соответствующих стран и регионов;

  • Оценка человеческого потенциала и разработка практических рекомендаций для общественного сектора и его партнеров по развитию человеческого капитала.


Научные аксиомы исследования

Есть настоятельная необходимость осуществить исследование психического состояния больших масс людей в масштабе целых регионов и городов. Сегодня всем понятно, что современная мировая конкуренция в экономике и в политике определяется качеством человеческих ресурсов, которым располагают страны-конкуренты. Для этого измеряется и сравнивается развитие человека и человеческого потенциала во всех странах мира.

Научно-практическая проблема заключается в том, что и в международном и всероссийском масштабе человек и человеческий потенциал оцениваются по косвенным, экономическим и социальным признакам экономистами, социологами, демографами. Во всех оценках человека нет прямых психологических измерений его качества, что ставит под сомнение не только опубликованные данные, но даже идею таких оценок. Психологи нигде не участвуют в измерении качества человека, хотя именно они сотни лет разрабатывали для этого инструменты измерения когнитивных процессов, свойств личности, психических состояний и др. Сегодня психологические показатели состояния населения в целом абсолютно не принимаются во внимание при принятии государственных решений из-за их отсутствия.

Отсутствие психологов в коллективах, измеряющих развитие человека или человеческого потенциала объясняется, по-видимому, тем, что психологическая наука пока не ставила перед собой задач психологического измерения массовидных явлений, и поэтому не располагает к сегодняшнему дню теорией и практикой такой работы. Психологическое исследование массовидных явлений типа населения региона или города требует преодоления ряда исторически сложившихся в психологии ограничений и отсутствия доказательств возможности такой работы. Для преодоления этих ограничений и набора опыта могут потребоваться многие десятилетия, в то время как реальная практика требует получения психологических данных «здесь и сейчас». Для этого необходимо ввести в оборот психологической науки весь спектр возможностей, которые применяют сопредельные науки, в частности, математика.

Любая наука с полным правом использует для обоснования своих утверждений три способа аргументации: 1) доказательства – рассуждения, устанавливающее какое-либо свойство, 2) теоремы – доказательства с опорой на ранее установленные свойства, 3) аксиомы – свойства, принимаемые без доказательства (аксиома параллельности, понятие точки, числа и т.д.). Для исполнения настоящего исследования необходимо ввести ряд аксиом, которые будут проверяться, приниматься или отвергаться по мере накопления опыта психологических исследований массовидных явлений. Для целей и задач настоящего исследования в рамках теории стратегической психологии проф. Юрьева предложены пять аксиом, преодолевающих трудности психологического исследования больших масс людей, в частности, человеческого капитала:

Аксиома первая. Психологическое состояние человека может быть измерено с помощью интегрального показателя его развития на основе идеи академика Б.Г. Ананьева о человеке как предмете исследования и концепции профессора В.А. Ганзена о целостном описании психики человека.

Введение этой аксиомы является вынужденным, потому что психологическая наука занимается исследованием отдельных психологических свойств и особенностей, и не имеет интегрального, целостного показателя развития психики человека. В отсутствии инициативы психологов на этом направлении науки целостным описанием человека начали заниматься со своих позиций социологи, экономисты, врачи, и их опыт может быть использован в психологии.

Аксиома вторая. Население города или региона, большие массы людей могут быть психологически охарактеризованы в тех же терминах, что отдельно взятый человек, как носитель психических процессов, свойств и состояний.

Введение этой аксиомы является вынужденным, потому что психологическая наука успешно занимается изучением психических процессов, свойств, особенностей и состояний одного отдельно взятого человека, возвышаясь до небольших совокупностей людей в виде малой группы, семьи, коллектива, команды. Психологического исследования, измерения массовидных явлений типа населения региона, города практически не проводится. Вопрос о таких исследованиях был поставлен еще академиком В.М. Бехтеревым, но после его кончины решения не получил. (Коллективная рефлексология. Петроград, 1923). В настоящее время может быть успешно применен опыт такой работы социологов и экономистов.

Аксиома третья. Сходство отдельных людей и населения различных регионов и городов является предметом психологического измерения так же, как исследование их психологических различий. Общим знаменателем психологического сходства людей и массовидных явлений являются глобальные изменения в мире, порождающие унификацию требований к человеку со стороны технических устройств, процедур установления связи, атрибутов экономики, правил передвижения по миру и т.д.

Введение этой аксиомы является вынужденным, потому что психология сконцентрирована на психологических, кросс-культурных и иных различиях, мало внимания уделяя внимания сходству, позволяющему сравнивать психологическое развитие населения этнически, конфессионально, культурно разных регионов и городов. Надо заметить, что сопредельные научные дисциплины сосредоточены на поиске общих оснований для эффективного поведения в глобальном мире без границ для информации, людей, финансов, товаров и технологий. Например, унификация требований в экономике, технике, праве, науке, даже быте.

Аксиома четвертая. Использовать понятие «человеческий капитал» для измерения интегрального психологического показателя развития населения регионов и городов чтобы сделать его соизмеримым и совместимым с ключевым показателем развития общества - финансовым капиталом.

Введение этой аксиомы является вынужденным, потому что в психологии и сопредельных науках используются для описания массовидных явлений разнородные, недостаточно разработанные и плохо совместимые с реалиями жизни понятия «человеческий потенциал», «человеческий материал», «трудовые резервы», «трудовые ресурсы» и др. Задача психологии – ввести такое психологическое определение качества человеческого развития, которое было бы понятно представителям сопредельных наук, совместимо с их параметрами его оценки, сделало бы результаты психологических измерений развития человека и населения регионов равноправным среди других показателей состояния общества и государства.

Аксиома пятая. Можно применять для измерения интегрального психологического показателя состояния населения регионов и городов психологические методы и методики измерений, разработанные для изучения частных показателей психического состояния, свойств и процессов.

Введение этой аксиомы является вынужденным, потому что пока нет единой системы психологических исследований, основанной на идеях академика Б.Г. Ананьева и профессора В.А. Ганзена для получения целостной картины развития человека. На их разработку уйдут десятилетия, времени ждать практически нет. В то же время, психологическая наука располагает большим спектром локальных психологических теорий, на основе которых созданы апробированные и проверенные методики измерения частных показателей качества человека. Среди них есть достаточное количество методик измерения частных показателей развития и состояния человека, содержание и смысл которых соответствуют смыслу параметров системы описания человека Б.Г. Ананьева и В.А. Ганзена.


Научные гипотезы

В рамках данного проекта предполагается проверить пять гипотез концепции человеческого капитала проф. А.И. Юрьева:

Гипотеза первая. Возможно на базе теории системных описаний человека, разработанной академиком В.М. Бехтеревым (Коллективная рефлексология. Пг., 1923), академиком Б.Г.Ананьевым (Человек как предмет познания. Л., 1968), профессором В.А. Ганзеном (Системные описания в психологии. Л., 1984), профессором А.И. Юрьевым (Системное описание политической психологии. СПб., 1997) обобщить совокупность разрозненных данных, полученных с помощью разных психологических методик, в несколько параметров человека, составляющих его целостный образ – интегральный психологический показатель развития человеческого капитала.

Гипотеза вторая. Человеческий капитал доступен для прямого точного психологического измерения на основании предложенных аксиом, а полученные данные могут быть использованы для анализа социально-экономической ситуации в исследуемом регионе наравне с параметрами финансового капитала.

Гипотеза третья. Есть прямая связь между качеством человеческого капитала и социально-экономическими достижениями той или иной страны, территории, отрасли экономики, правосознания, демографической ситуации.

Гипотеза четвертая. Введение количественной психологической оценки человеческого капитала позволит описать его параметры, необходимые для достижения экономических, социальных, культурных целей, и облегчит поиск путей достижения этих значений параметров человеческого капитала.

Гипотеза пятая. Модернизация системы образования и воспитания возможна только на основе данных о психологическом состоянии человеческого капитала страны, которые указывают сильные и слабые места его формирования, накопления и применения.


Методы исследования

Специально для целей данного исследования коллективом под руководством профессора А.И.Юрьева разработана единая методика тестирования психологических параметров и расчета интегральных показателей развития человека. Используются лицензированные, проверенные методы исследования, которые включают в себя: методика вариационной кардиоинтервалометрии (ВКМ), оценка функционального состояния центральной нервной системы на основе простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР), оценка уровня работоспособности на основе сложной зрительно моторной реакции (СЗМР), сложная зрительно-моторная реакция с выбором из двух альтернатив в три этапа (СЗМР-3), оценка психической нормативности на основе психодиагностической анкеты (ПДА), многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО), опросник «Девиантное поведение» (ДАП), шкала тревожности Спилбергера-Ханина, опросник «Самочувствие-Активность-Настроение» (САН), красно-черная таблица (методика Горбова на изучение внимания), тест на кратковременную и долговременную память (запоминание цифр и слов).

Основанное на теории системных описаний человека, разработанной проф. В.А. Ганзеном, данное исследование предполагает обобщить совокупность разрозненных данных, полученных с помощью разных психологических методик, в несколько параметров человеческого капитала, составляющих его целостный образ. Такими параметрами человека являются его: жизнеспособность, работоспособность, способность к инновациям, способность к обучению.

Полученные первичные данные предполагается использовать для создания интегрального показателя качества человеческого капитала (ИПКЧК) на основе указанных выше четырех параметров. Методика, лежащая в основе ИПКЧК, разработана проф. А.И. Юрьевым как развитие идей проф. В.А. Ганзена, акад. Б.Г. Ананьева, акад. В.М. Бехтерева. Полученные параметры будут использованы для расчета интегрального показателя как точки в трехмерном пространстве, оси которого составляют х – жизнеспособность, у – способность к инновациям, z – способность к обучению. Места в пространстве куба «качества человеческого капитала» дифференцируются на «выдающиеся», «успешные», «нормальные», «проблемные», «вызывающие опасение».

Для каждого респондента, помимо измерения его психологических параметров по специально разработанной методике, была собрана дополнительная информация о его социально-экономических характеристиках.

Методология экономико-социологического раздела данных сформирована таким образом, чтобы иметь возможность сопоставления собранной информации с доступными социологическими данными бюджетных обследований домохозяйств и ряда других общенациональными социологических обследований (для России – это РМЭЗ, НОБУС, «Мониторинг экономики образования»).


Часть 1. Психологическая концепция человеческого капитала и четырех базовых способностей.

Во все времена человеческий капитал был продуктом научной мысли, психолого-педагогической и социальной практики. Человек преднамеренно и осмысленно формировался под реалии своего времени на основе теоретических моделей, положенных в основу обучения и воспитания. Представление о том, что человеческий капитал является «природной данностью» каждой территории, как природные ресурсы, глубоко ошибочно и порочно. К сожалению, наряду с позитивным опытом разработки таких моделей, были и неудачные попытки, которые сегодня тормозят работу в этом направлении в нашей стране.

Тем не менее, человеческий капитал создается, выращивается по самым сложным технологиям, которые являются главным достижением каждой страны. Каждая страна «проектирует» своего гражданина, как проектирует свои самолеты, атомные электростанции. Если нет такой возможности, как это было во времена Княгини Ольги, Петра Великого, то «проект человека» покупают у развитых стран в форме идеологии, системы образования и воспитания. Так, Петр Великий использовал разработки, советы и рекомендации своего друга и советника В.Г. Лейбница (автора начал математического анализа и др.) для создания Российской империи на основе наращивания человеческого капитала страны через открытие Академии Наук, Университета, его «Новых опытов о человеческом разуме». Проекты академии наук и университета подготовил и передал Петру Великому В.Г. Лейбниц. Уже к XIX веку у России сформировалась своя национальная технология воспроизводства конкурентоспособных человеческих ресурсов. Воспроизводство конкурентоспособного человеческого капитала начинается с понимания того, что такое современный конкурентоспособный человек. Для примера можно сослаться на крайние исторические точки зрения, которые в свое время определили, какого человека, для каких целей и какими методами воспроизводить.

Человеческий капитал - количество и качество людей, пригодных по своим медицинским показателям, психологическим, интеллектуальным, культурным, профессиональным параметрам для конкурентной борьбы. А.И. Юрьевым на кафедре политической психологии СПбГУ была разработана концепция человеческого капитала. В основе концепции лежит метод системного подхода проф. В.А.Ганзена. Человеческий капитал обладает четырьмя базовыми психологическими способностями: жизнеспособность, работоспособность, способность к инновациям и способность к обучению. Эти четыре базовые способности исчерпывают все требования к человеку и человеческому капиталу с практической точки зрения. Все остальные психологические свойства и особенности являются частными случаями этих способностей. Этих четырех параметров достаточно для оценки того, может ли человек и общество выживать среди внешних и внутренних проблем своего существования, достигать своей цели, выполнять свою миссию на земле. Глобализация требует от человека такой непрерывной модернизации четырех параметров качества человеческого капитала, которые делали бы его адекватным реальной жизни «в этом месте и в это время». Малейшее отставание от глобальных изменений в цивилизации, науке, культуре, религии делает его неконкурентоспособным. Это совершенно очевидная истина нуждается в индикаторах, показывающих, насколько человеческий капитал адаптирован к глобально изменившимся требованиям реальной жизни. Такими индикаторами адаптации человека к глобальным изменениям являются картина мира (индикатор способности к обучению развития индивидуальности), мировоззрение (индикатор способности к инновациям личности), образ жизни (индикатор жизнеспособности индивида), жизненная позиция (индикатор работоспособности субъекта).

1. Способность к обучению и картина мира. Значение Картины мира как системы защиты сознания человека как индивидуальности описал Блез Паскаль: «Только мысль делает человека великим. Человек познает, что он нищ; он нищ, ибо он есть, но он велик, ибо познает это. Не в пространстве могу я найти свое могущество, а в порядке моего мышления. Я не стал бы могущественнее, если бы обладал странами. В пространстве Вселенная охватывает и проглатывает меня, как маленькую точку, - в мышлении я охватываю ее». Картина мира – результат формирования человека как Индивидуальности, т.е. человека, самостоятельно формулирующего свои цели. Строго говоря, это 1) формирование Представлений об устройстве мира и общества, 2) овладение Языком для описания мира и контакта с ним, 3) накопление в Памяти информации, достаточной для точной самоидентификации в физическом и социальном пространстве, 4) Восприятие мира как явления неопасного, понятного, доступного для реконструкции в своих целях.

Специалисты сходятся во мнении, что каждый человек чувствует опасность, исходящую извне. Мир, который «во зле лежит» пробуждает состояние тревоги. Чтобы действовать в нем, человек должен прежде всего определить конкретные источники внешней опасности. Для этого знать: 1) что является источником опасности, 2) чего нельзя делать, чтобы не вызвать эту опасность на себя, 3) что надо делать, чтобы ее преодолеть? Благодаря Картине мира человек получает образ окружающего, в котором все элементы мироздания структурированы и соотнесены с самим человеком так, что каждое его действие является компонентом общей структуры. Но появляется Будущее, и с таким трудом созданный образ мира требует все нового и нового обновления – способности к обучению (см. рис. 4).


Структура сознания политического человека

Рис. 4. Структура сознания политического человека


2. Жизнеспособность и образ жизни. Образ жизни человека как индивида имел в виду Б. Паскаль, когда писал: «Мы не задерживаемся в настоящем. Мы предвосхищаем будущее, ведь оно так медленно наступает, - чтобы ускорить его приход; и мы кличем прошедшее, чтобы задержать его уход, - ведь оно так стремительно исчезает. Мы в настоящем, которое нас тяготит. Мы скрываем его от нашего взора, если оно нас мучает; а если оно желанно, мы омрачены видом его исчезновения. Мы пытаемся сделать настоящее сносным с помощью будущего и думаем о том, как подчинить то, что не в нашей власти…».

Образ жизни – результат формирования человека как Индивида, т.е. человека, самостоятельно переживающего свое состояние. О существовании образа жизни большинство людей знает на примере «здорового образа жизни», связанного с занятиями спортом, правильным питанием, режимом труда и отдыха и т.п. В действительности, Образ жизни означает прежде масштабнейшую борьбу между телом и духом, между телесным искушением и духовным аскетизмом. Именно эта борьба, в частности, устанавливает границы допустимого в питании, употреблении алкоголя, сексуальной жизни, предельных нагрузках на организм, способах лечения – т.е. исполнения функций организма. Глобализация в первую очередь изменяет образ жизни человека таким образом, какого никогда не было в истории человечества. Люди поставлены глобальными изменениями в положение «первопроходцев», которым разрешено недопустимое, нереальное, невозможное и затруднен тот образ жизни, который составлял силу людей и доставлял им радость.

Образ жизни глобализация делает тайной, где никому не известны нормативы использования мобильной связи, получения информации по радио и ТВ, по электронной почте и Интернету. Совершенно неясен порядок и размеры употребления пищи и алкоголя, наркотиков, лекарств, сняты все ограничения на интерес к сексу, исчезает значение семьи и неясно, как воспитывать детей: что можно и что нельзя? Появился новый Образ жизни – сетевой стиль, который кладет начало полному подсоединению человека к компьютерным сетям.

3. Способность к инновациям и мировоззрение. Мировоззрение человека как личности описал тот же Б. Паскаль: «Перед всемогущим величием природы, гор, морей, бесконечности звездной ночи к человеку приходит ощущение подавленности. Вечное молчание бесконечных миров ужасает меня. Я вижу эти страшные пространства Вселенной, которые меня охватывают. Человек находится между двух бесконечностей – бесконечно большим и бесконечно малым – и в него проникают они обе; видимый мир, в котором мы живем, есть только маленькая тюремная камера, подвешенная между двумя пропастями – бесконечностью и ничто».

Строго говоря, Мировоззрение - это система взглядов, принципов, ценностей, идеалов, и убеждений, определяемых как отношение к действительности, общее понимание мира, так и программы деятельности людей. Личностью, носителем мировоззрения является как отдельный человек, так и социальные/профессиональные группы, этнонациональные/религиозные общности, и классы, и общество в целом. Мировоззрение - результат формирования человека, самостоятельно отличающего добро от зла, возможное от невозможного, допустимое от недопустимого.

Специалисты напоминают, что даже Фрейд полагал, что Мировоззрение - это интеллектуальная конструкция, которая единообразно решает все проблемы нашего бытия, исходя из некоего высшего предположения, в которой в соответствии с этим ни один вопрос не остается открытым, а все, что вызывает наш интерес, занимает свое определенное место. Легко понять, что обладание таким мировоззрением принадлежит к идеальным желаниям людей. Полагаясь на него, можно надежно чувствовать себя в жизни, знать, к чему следует стремиться, как наиболее целесообразно распорядиться своими аффектами и интересами.

В Мировоззрение человека входят только те знания, которые его убеждают, которые прочувствованы им как знания истинные; только те знания, которыми человек руководствуется в своем поведении. Поэтому мировоззрение - это синтез и высший уровень духовной жизни человека.

4. Работоспособность и жизненная позиция. Жизненную позицию можно описать словами того же Б. Паскаля: «Внутренняя борьба разума против страсти делит людей на два класса: одни отказались от страстей и хотят стать богами; другие отказались от разума и хотят стать животными. Но ни те, ни другие не могут достичь этого; разум всегда присутствует и обвиняет ничтожество и несправедливость страстей, и страсти живы в тех, которые хотели бы от них отказаться». Жизненная позиция - результат овладения человеком своим поведением, он становится Субъектом поведения, т.е. человеком, самостоятельно достигающего поставленных целей. Строго говоря, это 1) формирование Мышления, позволяющего отличать существенное от несущественного, 2) развитие своей Воли до уровня, делающего поведение человека произвольным, 3) придание своим аффектам социально одобряемой конструктивной формы творчества, 4) усвоение полной совокупности стереотипов и стандартов поведения, достаточной для защиты от внешнего произвола.

Жизненная позиция стоит за фактом необыкновенной активности человека, которая проявляется в трудовом преобразовании планеты. Города, дороги, поля и др. - детище Жизненной позиции масс людей. Жизненная позиция – это отношение человека к способу получения средств к существованию, а точнее – к труду. Она является целью государства, и о ней мечтает семья каждого начинающего самостоятельную жизнь человека. Жизненная позиция была гарантией правильной, честной, уважаемой жизни человека. Именно Жизненная позиция делила общество на две неравные половины: первая считала труд наградой и обязательным условием жизни, вторая – явно (воры в законе) или скрыто (завсегдатаи курилок) считали труд наказанием и всеми доступными методами избегают его.

К сожалению, сам факт существования ценностей жизни, ее целей и смысла, включая упоминание жизненной силы слишком часто воспринимается как нечто отвлеченное и теоретическое. В действительности именно на их «плечах» стоит то существенное и жизненное, что в трудный час заставляет отрезветь самых отъявленных практиков и циников. За смыслом жизни скрывается жизнеспособность человека, которую жестко регулирует глобализация через изменения цивилизации и религии. «Способность жить» - это сколько и как осталось жить, что каждый человек узнает в минуты отрезвления. А кроме этого глобализация через цивилизационные условия и достижения науки регулирует его работоспособность; через обладание культурой и поддержку религии определяет меру его способности адаптироваться к инновациям; через влияние культуры и науки формирует способность к обучению. Причем проблемы изменения жизнеспособности, работоспособности, способности адаптироваться к инновациям, способности к обучению – это не только личные проблемы каждого человека, но и всего общества. Именно поэтому они составляют структуру глобализации как конечный результат объединения в систему ее элементов и функций.

Состояние четырех параметров человеческого капитала страны имеет решающее значение для успеха в экономической и политической конкуренции в условиях глобализации – мира без границ. Успех достигается сбалансированным сочетанием финансового и человеческого капитала. В бытовом, всем известном русском языке, принято понимать под конкуренцией «соперничество, борьбу за достижение наивысших выгод, преимуществ. Конкурировать, значит соперничать, состязаться, добиваясь первенства» (Ожегов). Пол Хейни намекает, что «конкуренция – это процесс, в котором участвуют конкуренты. Очевидно, что не может быть конкуренции без конкурентов». Вся мудрость экономической конкуренции заключается, как пишет П. Хейни, в том, что, побеждает в конкуренции товар, фирма, страна за счет изобретательности, изощренности, дальновидности людей, осуществляющих конкуренцию».

Показатели качества человеческого капитала исследуются для определения его функциональных возможностей в ситуации все обостряющейся глобальной конкуренции. История человечества хранит данные о том, как целые народы исчезали бесследно, а другие появлялись на их месте, потому что были жизнеспособнее, работоспособнее, быстрее воспринимали и генерировали инновации, легче обучались. Именно эту психолого-политическую задачу предстоит решать России в обозримой перспективе.

В разработке психологии человеческого капитала приняли участие доктор психологических наук, профессор Юрьев А.И., кандидаты психологических наук В.А. Бианки, И.С. Бурикова, М.А. Коновалова, И.А. Самуйлова, М.А. Пушкина, Л.П. Шевякова, Н.В. Щербакова, аспиранты А.В. Лабуткина, И.Н. Мишучкова, Д.И. Моторин, А.И. Серавин, А.А. Троцюк. Теоретические основания психологического исследования человеческого капитала были изложены в книге перечисленных авторов «Стратегическая психология глобализации: Психология человеческого капитала» (СПб., Логос, 2006).


Часть 2. Измерение человеческого капитала во Владимирской области


Описание процедуры и этапы исследования

Предварительное тестирование методики измерения человеческого капитала показало, что выполнение методики одним респондентом занимает от 2,5 часов до 3 часов 50 минут. Поэтому было принято решение, что по форме проведения исследования это будет hall-тест.

Регламент проведения hall-теста:

По заданной выборке респонденты приглашались в специально арендуемые помещения. Ежедневно формировались три группы испытуемых. Наполняемость групп от 15 до 25 человек. В ходе исследования заполнялся «Протокол проведения исследования», где фиксировались временны́́е параметры исследования и результата исследования. С каждой группой постоянно работали два специалиста-психолога (сотрудники Санкт-Петербургского государственного университета) и три профессиональных интервьюера (сотрудники ФЭП).

Тип построения выборки – стратифицированная квотная выборка. Стратификация по типам населенных пунктов. Расчет квотного задания и приглашение респондентов осуществлялись «Фондом Эффективной Политики».

Объем выборки – 600 респондентов.

Возрастной коридор для респондентов – 18-65 лет.

Основания для квотирования выборки – пол, возраст, уровень дохода.


Методология исследования

Психологические методики составляют бо́льшую часть исследования человеческого капитала. Помимо традиционных бланковых опросников и методик на память и внимание используется устройство психофизиологического тестирования «Психофизиолог» (УПФТ «Психофизиолог»). Оно предназначено для автономного проведения индивидуального психофизиологического тестирования работоспособности и личностных особенностей человека. Психодиагностические опросники, содержащиеся в устройстве психофизиологического тестирования УПФТ-1/30-«Психофизиолог», позволяют оценить исследуемые качества на уровне как сознательных, так и бессознательных реакций человека. Эта возможность обеспечивается анализом не только содержания ответов, но и времени, потраченного на ответ. Прибор может функционировать как в автономном режиме, так и в режиме совместной работы с персональным компьютером. Эта возможность существенно расширяет сферу применения прибора, т.к. психологу предоставляются условия для проведения исследований в полевых условиях, в том числе по месту жительства испытуемого. Тестирование осуществляется путем выполнения субъектом заданной последовательности психологических тестов, которые предъявляются ему на жидкокристаллическом дисплее УПФТ, а также тестов, базирующихся на анализе ритма сердца и зрительно-моторной реакции.

В целях исследования человеческого капитала с помощью УПФТ «Психофизиолог» проводились следующие методики:

  1. Оценка функционального состояния вегетативной нервной системы по ритму сердца. Методика вариационной кардиоинтервалометрии (ВКМ).

  2. Оценка функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) на основе простой зрительной моторной реакции (ПЗМР).

  3. Оценка уровня работоспособности на основе сложной зрительно моторной реакции (СЗМР).

  4. Сложная зрительно-моторная реакция с выбором из двух альтернатив в три этапа (СЗМР-3).

  5. Оценка психической нормативности на основе психодиагностической анкеты (ПДА).

  6. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО).

  7. Опросник «Девиантное поведение» (ДАП).

Ряд методик испытуемые выполняют помимо УПФТ «Психофизиолог». Это связано с рядом причин. Во-первых, таким образом экспериментаторы стремятся уменьшить усталость испытуемых от работы с УПФТ, которая занимает не менее часа. Во-вторых, часть методик невозможно провести с помощью устройства «Психофизиолог», которое прежде всего подходит для применения опросников и психофизиологических тестов, но неприменим для исследования памяти и внимания.

Методики, проводимые без применения УПФТ «Психофизиолог»:

  1. Шкала тревожности Спилбергера-Ханина.

  2. Опросник «Самочувствие-Активность-Настроение» (САН).

  3. Красно-черная таблица (методика Горбова).

  4. Тест на кратковременную и долговременную память (запоминание цифр и слов).


Часть 3. Результаты измерения способностей человеческого капитала


Жизнеспособность человеческого капитала

Уровень жизнеспособности человеческого капитала во Владимирской области составляет 0,48 (по шкале от 0 до 1), т. е. несколько ниже среднего. Однако в структуре жизнеспособности значения отдельных показателей неоднородны. Есть шкалы как с высокими, так и с низкими значениями по индексам жизнеспособности:

Высокие индексы жизнеспособности:

1. Кризисные состояния и аффективные расстройства (низкий уровень угроз – 0,76).

Среди кризисных состояний и аффективных реакций оцениваются следующие показатели: перенесенные экстремальные ситуации, кризис возраста, депрессивные синдромы, депрессивные реакции, эндогенные депрессии, маниакальные синдромы, суицидальные наклонности. В ходе исследования многие респонденты по этим показателям получили результат ниже среднего. Средний показатель по всей выборке составил 27,7% (при этом медиана равна 24,0%). Это говорит о низкой предрасположенности жителей Владимирской области к проявлению кризисных состояний и аффективных расстройств, и, соответственно, высокий индекс жизнеспособности.

2. Асоциальные и антисоциальные тенденции (низкий уровень тенденций – 0,86).

На уровень асоциальных и антисоциальных тенденций напрямую влияют такие факторы как социальная заброшенность в детстве, социальная психопатия, понимающее и позитивное отношение к криминалу, понимающее и позитивное отношение к оружию, работа в собственных интересах, а также в интересах конкретных структур. Все эти факторы, будучи ярко выраженными, заставляют человека отдавать приоритет удовлетворению личных потребностей, а не социальных. То есть ради конкретной выгоды или ради удовлетворения собственного желания, человек способен нарушить общественные запреты гласные и негласные. Среди участников исследования подобных опасных асоциальных и антисоциальных тенденций наблюдается в среднем 18,3%, причем медиана лежит в еще меньшем значении – 14%. Такой результат говорит о социальной надежности респондентов, низком уровне асоциальных и антисоциальных тенденций, и, соответственно, о высоком уровне жизнеспособности в обществе.

3. Психосоматика (низкий уровень расстройств – 0,7).

В ходе исследования респонденты отвечали на вопросы, связанные со своим здоровьем. При исследовании уровня психосоматических расстройств, рассматривались следующие показатели: общие психосоматические проявления, психогенные нарушения питания, психогенные нарушения функции желудочно-кишечного тракта, психогенные нарушения дыхания, а также психогенные нарушения сердечной деятельности. Полученные результаты указывают на низкий уровень психосоматических расстройств жителей Владимирской области - 32,5%. Такой результат свидетельствует о высоком уровне жизнеспособности.

4. Сексуальное здоровье (высокий уровень – 0,7).

Уровень сексуального здоровья высокий – 71,7% (среднее значение по выборке), 70,0% - медиана. Однако, довольно большой разброс данных по выборке (величина стандартного отклонения - 20,2%). Такое положение свидетельствует о широком диапазоне ответов респондентов, но общий высокий фон сексуального здоровья остается бесспорным. Отдельные ответы не исключают общей позитивной направленности. По данному показателю также получен высокий индекс жизнеспособности.

Шкалы с низкими показателями по жизнеспособности:

1. Уровень функционального состояния по вариативности сердечного ритма (0,349).

Несмотря на то, что большинство респондентов имеют «положительный» (допустимый, близкий к оптимальному и оптимальный) уровень функционального состояния по вариативности сердечного ритма, только 12,0% респондентов имеют оптимальный уровень, а 22,9% респондентов – близкий к оптимальному. Остальные участники исследования показали более низкие результаты (24,2% - предельно-допустимый показатель – «на износе»). Кроме того, 19,9% респондентов имеют негативный (4,2%) и критический (15,7%) уровень. Такие данные указывают на рекомендацию как можно быстрее пройти медицинское обследование. В целом по выборке индекс жизнеспособности можно оценить как низкий.

2. Уровень частоты сердечных сокращений (0,367).

Относительно уровня частоты сердечных сокращений (ЧСС) необходимо отметить, что только треть респондентов - 36,7% имеют нормокардию, остальные респонденты – ту или иную степень отклонения от нормы. Более того, 2,5% участников исследования страдают синусовой брадикардией, а 16,4% - синусовой тахикардией, что так же требует вмешательства врача. В целом по выборке можно говорить о низком уровне индекса жизнеспособности.

3. Уровень вариативности сердечного ритма (0,339).

Оптимальным уровнем вариативности сердечного ритма обладают только 33,9% респондентов. Остальные участники исследования имеют искажения оптимального ритма вплоть до ярко выраженных: 27,5% - выраженная аритмия, 9,5% - изометрия. Очень высокий процент респондентов с аритмией – 44,2% (выраженная и умеренная аритмия). Индекс жизнеспособности по данному показателю низкий.

4. Индекс напряженности по Баевскому (0,275).

Индекс напряженности по Баевскому оценивает степень напряженности регуляторных систем по стресс-индексу. При увеличении индекса Баевского происходит усиление центральной регуляции, что, как правило, соответствует состоянию стресса, повышенной тревожности, оборонительной форме ориентировочной реакции, коррелирует с низкой эффективностью когнитивной деятельности. Сниженный показатель говорит о расслабленности регуляторных систем, сниженной регуляции. Среди респондентов, участвовавших в исследовании, только 27,5% получили результат «нормальное напряжение регуляторных систем». У остальных стресс-индекс не соответствует норме. Индекс жизнеспособности низкий.

5. Баланс симпатического и парасимпатического отделов нервной системы (0,232).

Среди респондентов только 23,2% участника исследования имеют нормальный баланс вегетативный баланс (баланс симпатической и парасимпатической нервной системы). Остальные респонденты имеют отклонения либо в сторону преобладания симпатического отдела, либо в сторону преобладания парасимпатического отдела ВНС. При нормальных значениях от 1,5 до 2,5 баллов среднее по выборке 3,3 балла (преобладание симпатического отдела ВНС), стандартное отклонение 3,2. Индекс жизнеспособности низкий.

6. Уровень психического здоровья (0,34).

Уровень психического здоровья респондентов рассчитывался исходя из показателей по следующим шкалам: неврозы, личные расстройства, шизоидность, психопатологические проявления заболеваний мозга, эпилептоидность. В среднем по выборке показатель психического здоровья ниже среднего – 35%. При этом медиана – 34,0%, т.е. половина респондентов имеет уровень ниже 34%. Индекс жизнеспособности по уровню психического здоровья – низкий.

7. Отсутствие суицидального поведения (0,364).

Отсутствие суицидального поведение измеряется в стенах (от 0 до 10). Результаты выше 7 стенов говорят об отсутствии суицидального риска, а 1-2 стена говорят о признаках суицидальной предрасположенности. Среднее значение по выборке составляет 3,3 стена, а медиана – 3. То есть суицидальные тенденции не выражены, однако на фоне большого разброса данных (стандартное отклонение 2,3) следует отметить высокую долю суицидального риска. Индекс жизнеспособности низкий.

Несмотря на то, что индекс жизнеспособности ниже среднего, можно отметить следующую тенденцию: самым проблемным участком в показателях жизнеспособности населения Владимирской области является состояние их физического здоровья. Создается впечатление, что люди хотят и готовы жить, у них есть интерес к жизни и смысл жизни, они вполне адекватно выстраивают свое социальное поведение, у них нет зависимости от наркотиков и алкоголя, тенденции впадать в депрессивные состояния, кризисные и аффективные расстройства. Однако, возможности жизни, которые заключаются в объективных, физических силах организма, в здоровье, мешают людям увеличить собственную жизнеспособность. В дополнении к возможностям жизни, воля к жизни – баланс субъективного желания жить и объективных возможностей организма также начинает сдавать свои позиции.

В качестве рекомендаций необходимо отметить, что, безусловно, жизнеспособность необходимо поддерживать с помощью медицинского вмешательства и превентивных, профилактических действий через систему здравоохранения, однако вне зависимости от состояния физического здоровья человека, ему необходимо вернуть волю к жизни.


Работоспособность человеческого капитала

Уровень работоспособности человеческого капитала во Владимирской области составляет 0,38 (по шкале от 0 до 1), т.е. ниже среднего. Среди показателей, участвующих в расчете индекса человеческого капитала, есть шкалы с высокими и низкими показателями по работоспособности. Ниже приведено их описание:

Шкалы с высокими показателями по работоспособности:

  1. Шкала самооценки самочувствия (0,631).

По самооценке самочувствия нормальным самочувствием обладают 63,1% респондентов. 33,4% имеют показатели завышенной самооценки собственного самочувствия, а 3,5% респондентов оценивают свое самочувствие как сниженное. Высокой работоспособности человека мешают субъективное восприятие собственного самочувствия как сниженного или завышенного. В первом случае человек ощущает себя ослабленным и неспособным трудиться. Во втором случае присутствует эйфория, и, соответственно, неточность в оценке собственных сил – человек берется за все подряд вне зависимости от того, способен ли справиться с поставленными задачами. Нормальное самочувствие говорит о готовности к работе, отсутствии лишней концентрации на собственных ощущениях, высокой работоспособности.

  1. Шкала самооценки активности (0,633).

По оценке собственной активности 63,3% участников исследования нормально оценивают собственную активность, 3,7% - оценивают свою активность как сниженную, а 33,0% получили завышенные оценки, что говорит об их двигательной расторможенности. Также как и с показателем по самооценке собственного самочувствия, заниженные и завышенные показатели активности мешают адекватному выполнению работы и снижают работоспособность человека. Нормальная активность человека означает его готовность к работе, следовательно, высокую работоспособность.

Шкалы с низкими показателями по работоспособности:

  1. Уровень активации ЦНС на основе времени реакции (0,325).

Среди респондентов, участвовавших в исследовании во Владимирской области, 53,6% имеют низкий уровень активации ЦНС, а еще 14,2% - сниженный. Только 25,9% тестируемых обладают средним уровнем активации. Выше средних значений и высокий уровень получили 4,8% и 1,5% соответственно. Тесная связь между состоянием ЦНС и тонусом скелетной мускулатуры говорит о том, что при недостаточной активации ЦНС функциональное состояние организма человека также находится в сниженном состоянии, в состоянии сниженной готовности к действиям, что говорит о сниженной работоспособности человека.

  1. Уровень сенсорных реакций (0,152).

Уровень сенсомоторных реакций влияет на способность человека адекватно действовать, справляться с работой. Среди жителей Владимирской области 56,8% участников исследования получили низкие показатели по уровню сенсомоторных реакций, а 28,0% - сниженный. Только 6,0% имеют высокий, а 9,2% - средний показатель. В целом, при таком уровне сенсомоторных реакций среди респондентов можно говорить о крайне низком показателе работоспособности.

  1. Оценка состояния сенсомоторных реакций по номеру квадрата классификации (0,152).

При оценке работоспособности использовалась классификация состояний сенсомоторных реакций (25 квадратов классификации). В качестве основных параметров работоспособности выступали два показателя: качество выполнения заданий (низкое, ниже среднего, среднее, выше среднего, высокое) и среднее время реакций (низкое, ниже среднего, среднее, выше среднего, высокое). Для расчета индекса работоспособности использовались данные только тех респондентов, которые по обеим шкалам имеют показатели не ниже среднего уровня. По номерам квадратов классификации это 13, 14, 15, 18, 19, 20, 23, 24 и 25 квадраты. Такие респонденты настроены на безошибочное выполнение заданий и оптимальное быстродействие.

Однако большинство респондентов имеют низкие показатели по скорости реакции, а так же низкие показатели по качеству деятельности. Довольно показательным является то, что мода – 16,9% от всей выборки (наиболее часто встречающийся результат по выборке) попадает на квадрат № 21 - при низком качестве выполнения теста респонденты старались придерживаться максимальной скорости. Им свойственны неустойчивые импульсивные реакции на стимулы, выраженная установка на быстродействие в ущерб безошибочности действий. Это означает, что участники исследования хотели быстрее выполнить задание, не обращая внимания на качество исполнения. Низкие показатели работоспособности.

  1. Шкала самооценки настроения (0,409).

По шкале оценке собственного настроения 40,9% респондентов показали «нормальное настроение», 4,5% - сниженное, а большинство респондентов – 54,6% - оказались в состоянии эйфории, давая завышенные оценки собственному настроению. При таких показателях человек не склонен адекватно оценивать происходящее вокруг, он видит мир несколько в «радужном свете», несерьезен и не может сконцентрироваться на выполнении задачи. Более того, в состоянии эйфории человек склонен переоценивать собственные силы, в то время как на самом деле не обладает реальной возможностью справиться с работой. Показатели по работоспособности низкие.

Выводы по индексу работоспособности:

Общий индекс по показателю работоспособности ниже среднего – 0,38. Однако следует отметить, что страдают в первую очередь показатели, связанные с объективными физическими возможностями человека трудиться. Если рассматривать все используемые в данном разделе показатели через призму объективных и субъективных данных о человеке, т.е. что он сам говорит о себе и собственной готовности к труду и то, что объективно замеряют тесты, оказывается, что между этими данными есть существенный диссонанс. Именно здесь заключается основная дилемма работоспособности: по субъективным показателям человек выглядит сильным, уверенным и готовым к работе, а по объективным показателям – он к работе не готов. На эту тенденцию также указывает и результат, полученный по шкале самооценки собственного настроения – эйфория, неадекватность в сторону завышения собственного состояния при объективно низких показателях – вот основная характеристика работоспособности, полученная в результате исследования жителей Владимирской области.

Респонденты хотят работать и чувствуют внутренние силы и возможности для этого, «рвутся в бой», готовы браться за выполнение любой задачи, но объективно не способны ее выполнить или же работа идет с большими энергетическими, психическими и соматическими потерями для организма человека – работа на износ.


Способность человеческого капитала к инновациям

Показатель способности к инновациям человеческого капитала Владимирской области значительно выше показателей по другим способностям по шкале от 0 до 1. Он равен 0,6.

1. Способность к инновациям заключается в быстрой адаптации человека к изменениям в окружающей среде. Поэтому один из важнейших показателей в способности к инновациям – это личностный потенциал социально-психологической адаптации (ЛАП - личностный адаптационный потенциал), который оценивает адаптационные возможности индивида на основе психофизиологических и социально-психологических характеристик личности, отражающих интегративные особенности психического и социального развития. Выборку во Владимирской области можно охарактеризовать как группу с удовлетворительными показателями по личностному адаптационному потенциалу. 48,6% испытуемых показали удовлетворительные результаты: большинство лиц этой группы обладают признаками различных акцентуаций, которые в привычных условиях частично компенсированы и могут проявляться при смене деятельности. Поэтому успех адаптации во многом зависит от внешних условий. Такие лица, как правило, обладают невысоким уровнем нервно-психической устойчивости. Процесс социализации осложнен, возможны асоциальные срывы, проявления агрессивности и конфликтности. Функциональное состояние на начальных этапах адаптации может быть снижено. Мотивация к деятельности недостаточно устойчивая.

Вызывает тревогу, что каждый четвертый тестируемый получил низкие показатели по личностной адаптации: лица этой категории обладают явными акцентуациями характера и некоторыми признаками психопатий. Психическое состояние можно охарактеризовать как пограничное. Процесс адаптации протекает тяжело. Весьма вероятны нервно-психические срывы, особенно в экстремальной обстановке. Лица этой группы обладают высоким уровнем межличностной конфликтности, склонны к делинквентному поведению. Мотивация к деятельности, как правило, неустойчивая. Лица этой группы требуют постоянного контроля со стороны руководства и медицинской службы. Фактически 27,7% тестируемых не могут эффективно адаптироваться в окружающем мире и, следовательно, способность к инновациям у этой группы людей снижена.

23,7% участников исследования продемонстрировали высокий и нормальный уровень адаптации. Такие лица достаточно легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро «входят» в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро выра­батывают стратегию своего поведения и социализации. Они, как правило, не конфликтны, обладают высокой нервно-психической устойчивостью. Функциональное состояние лиц этих групп в период адаптации остается в пределах нормы, работоспособность сохраняется. Мотивация к деятельности достаточно устойчивая.

2. Помимо личностной адаптации, способность к инновациям, т.е. способность усваивать новые закономерности окружающего мира, зависит от того, насколько хорошо были усвоены социальные нормы и ценности. Человек не может быть открытым к инновациям, если не понимает, как они трансформируют существующую действительность и не может эффективно оценить их вред или пользу. Поэтому в оценку способности к инновациям были включены показатели, характеризующие уровень жизненных, нравственных и религиозных ценностей. Чем выше показатели по этим ценностям, тем выше способности к инновациям. Приведем гипертрофированный пример в доказательство этой позиции. Крайняя экстремальная форма проявления религиозности – религиозные террористы. Это группы людей, которые берут себе на вооружение и эффективно используют новейшие достижения науки и техники, начиная от оружия и техники, заканчивая социальными науками. Такие, как новые методы пропаганды или территориально-сетевые методы организации общественных движений. Религиозных фанатиков нельзя назвать людьми, которые не способны адаптироваться к реалиям глобального мира.

Показатель жизненных ценностей включает в себя такие шкалы как ценность самореализации, ценность работы, семьи, долга, власти, денег, сексуальности. Медиана значений по уровню жизненных ценностей по выборке во Владимирской области составляет 57%. То есть показатели чуть выше средних.

Показатель нравственных ценностей (нравственность) – 75%. То есть испытуемые демонстрируют высокие показатели по уровню нравственных ценностей. Показатели по вере (релгиозности) – 60% (выше среднего).

3. На способность к инновации так же оказывает влияние уровень зависимостей испытуемых от алкоголя, наркотиков, табака, медикаментов, сексуальные зависимости и др. Высокие показатели зависимостей снижают уровень инновационных способностей. Медиана значений по уровню зависимостей по выборки Владимирской области составляет 28%. То есть показатели ниже средних.

4. На способность воспринимать новые закономерности человеком также влияет показатели тревожности, как реактивной (ситуативной), так и личностной тревожности. Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий “веер” ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени. Ярко выраженная тревожность снижает стремление индивида к инновациям. Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. На этом фоне необходимо заметить, что у человека должен быть оптимальный уровень тревожности (так называемая «полезная» тревожность), только в этом случае можно говорить об активной и эффективной деятельности. Среднем уровнем ситуативной тревожности обладает 64,8% испытуемых во Владимирской области. Средней уровень личностной тревожности - 59,1%.

Необходимо отметить, что 34% испытуемых (каждый третий) во Владимирской области – это люди с высоким уровнем личностной тревожности. Следовательно, они могут давать неадекватные реакции особенно в тех ситуациях, когда речь идет об оценке компетенций человека или престижа. Инновации – это новые элементы в компетенциях людей, их усвоение идет через переоценку старых. Оценка собственного уровня компетенций болезненна и вызывает неадекватные реакции у людей с высоким уровнем тревожности. Следовательно, у 34% опрошенных способность к инновациям снижена из-за высоких показателей по уровню личностной тревожности.

Выводы по индексу способности к инновации:

В целом, способность к инновациям у человеческого капитала во Владимирской области выше средних значений. Во многом этому способствуют высокие показатели по жизненным, нравственным ценностям, относительно не высокому уровню зависимостей разной модальности. Вызывают беспокойство сниженные показатели по уровню личностного потенциала социально-психологической адаптации. Фактически это означает следующее: чтобы повысить показатели по способности к инновациям жителей Владимирской области необходимо методами массовой психологической коррекции проводить работу с населением по повышению психологической адаптации к окружающему миру. Это позволит людям быть устойчивыми к новому глобальному миру, что в конечном счете усилит регион.


Способность человеческого капитала к обучению

По шкале от 0 до 1 способность к обучению человеческого капитала во Владимирской области равна 0,42. Это один из самых низких показателей среди других четырех способностей. Рассмотрим более подробно структуру способности к обучению.

1. Академик И.П. Павлов в своем учении о высшей нервной деятельности ввел показатель силы возбуждения, как одну из характеристик нервных процессов. Сила процессов возбуждения - свойство нервной системы, отражающее предел работоспособности клеток головного мозга, их способность выдерживать очень сильное или длительно действующее возбуждение. Данное свойство нервной системы позволяет сохранять высокий уровень работоспособности в условиях преодоления трудностей, быстрое восстановление хорошей работоспособности, настойчивость, упорство в достижении цели. В выборке по Владимирской области 20,1% респондентов имеют показатели ниже среднего и низкие по силе процессов возбуждения, т.е. это люди, которые могут не адекватно реагировать на сильные раздражители вплоть до ухода в запредельное торможение. 33,5% респондентов имеют среднюю силу процессов возбуждения, 46,5% - выше среднего и высокую, т.е. способны выдерживать очень сильное или длительно действующее возбуждение.

2. В процессе обучения важное место занимает не только способность клеток головного мозга выдерживать сильное и длительное возбуждение, но так же и показатель уравновешенности, который выражается в стабильности реакций. Характерно, что во Владимирской области 53,4% респондентов обладают низкой и ниже среднего стабильностью реакций. То есть даже на фоне адекватной реакции на сильные раздражители эти испытуемые в своих реакциях хаотичны. И только 22,7% респондентов во Владимирской области обладают стабильностью реакций выше среднего и высокой.

3. Способность ставить перед собой цели и достигать их – это одно из важных составляющих способности к обучению. В ходе выполнения теста «красно-черной» таблицы (оценка параметров внимания) оценивалась целеустремленность человека, т.е. способность несмотря на внутренние или внешние сложности продолжать преследовать поставленную цель. 84,5% испытуемых во Владимирской области смогли выполнить это сложно задание без отказов от выполнения, то есть продемонстрировали свои возможности по достижению поставленных целей.

4. Особенности памяти человека так же оказывают влияние на способность к обучению. В ходе исследования человеческого капитала во Владимирской области были введены четыре индикатора возможностей памяти, которые оценивают кратковременную, долговременную память; запоминание слов и цифр. Процессы памяти (запоминание, хранение и воспроизведение информации) во многом связаны с состоянием нейронов и синоптических связей. Самые низкие показатели мы получили по критерию долговременной памяти. Из тридцати предъявленных слов в конце исследования семь и более слов (больше 20% предъявляемой информации) смогли вспомнить только 15,6% респондентов. 61,7% испытуемых воспроизвели четыре и меньше слов из тридцати ранее предъявленных им.

Выводы по индексу способности к обучению:

В структуре способности к обучению человеческого капитала во Владимирской области есть два слабых места. Первое – это стабильность реакций. При в целом хорошей способности противостоять нагрузкам и помехам, выполняя поставленную задачу, испытуемые демонстрируют хаотичность своих действий, раскоординированность. Второе слабое место – это способность воспроизводить информацию через определенный промежуток времени. Половина испытуемых могут воспроизводить не более 10% предъявляемой информации.


Часть 3. Интегральный показатель человеческого капитала во Владимирской области


Расчет интегрального показателя человеческого капитала

Для общей оценки развития человеческого капитала во Владимирской области был разработан интегральный показатель человеческого капитала, объединяющий четыре вторичных индекса (жизнеспособности, работоспособности, способности к инновациям, способности к обучению), которые в свою очередь интегрируют от 6 до 14 первичных показателей.

В качестве первичных показателей рассматривались показатели, соответствующие психологической структуре человеческого капитала (см. часть 4), которые измерялись стандартизированными методиками в ходе психологической части исследования (см. раздел 3.2.1). Все значения первичных показателей переводились в индексы от 0 до 1, которые рассчитывались для каждого показателя отдельно. Вторичные индексы и интегральный показатель человеческого капитала рассчитывались как среднее арифметическое индексов более низкого порядка.

Обобщенные индексы второго порядка являются показательным инструментом для выражения одним числом характеристик человеческого капитала, а также сложности и неравномерности в развитии способностей человеческого капитала данного региона. Числовое выражение также позволяет сравнивать между собой разные регионы, страны, отдельные культурные и социальные группы, отслеживать изменение способностей во времени.

Жизнеспособность – 0,49

Работоспособность – 0,38

Способность к инновациям – 0,60

Способность к обучению – 0,42


Значения интегрального показателя человеческого капитала во Владимирской области

Интегральный показатель человеческого капитала во Владимирской области, как арифметическое среднее четырех способностей представлено на рис. 5.



Структура сознания политического человека

Рис. 5. Интегральный показатель человеческого капитала.


Интегральный показатель человеческого капитала во Владимирской области равен 0,47 по шкале от 0 до 1. Самые низкие показатели человеческого капитала – это работоспособность (0,38) и способность к обучению (0,42). Наиболее высокий показатель - способность к инновациям, т.е. способность населения адаптироваться к новым условиям глобализации.

Рассматривая структуру человеческого капитала, можно отметить сильные и слабые стороны:

1. Слабые стороны, которые негативно влияют на качество человеческого капитала:

- Потенциальные и реальные проблемы, связанные с физическим состоянием организма, в частности с сердечно-сосудистыми заболеваниями

- Сниженный уровень психического здоровья и присутствие суицидальных тенденций. Причем исследование показало, что население не находится в ситуации ярко переживаемого кризиса или психологического аффекта. То есть объективно кризиса нет. Низкий уровень психического здоровья это пролонгированное состояние населения Владимирской области. Создается впечатление, что население находится в ситуации непрекращающегося психологического стресса, переходящего в дистресс.

- Низкий уровень активации центральной нервной системы (ЦНС). Если говорить о человеке, то низкий уровень активации ЦНС – это свидетельство о сниженном функциональном состоянии человека, сниженной готовности к действиям. Другими словами, состояние населения Владимирской области имеет признаки переутомления. Еще одно подтверждение - ориентация на быстродействие выполнения любых тестовых заданий в ущерб качеству выполнения. Нестабильность и хаотичность реакций.

- Вызывает беспокойство неадекватно завышенная самооценка физического состояния, активности и настроения. Элементы эйфории. Последствия неадекватного восприятия своего состояния – недооценка угроз, связанных с физическим состоянием организма, несоблюдение правил безопасности жизнедеятельности, режима труда и отдыха, питания и т.п.

- Удовлетворительный уровень социально-психологической адаптации. То есть психологически население с трудом адаптируется к современным условиям изменений в мире и в стране. Средний и высокий уровень личностной тревожности.

2. Сильные стороны, отталкиваясь от которых, можно восстановить жизнеспособность, работоспособность, способность к обучению человеческого капитала:

- Высокий уровень жизненных и нравственных ценностей. Высокий уровень религиозности жителей Владимирской области. Низкий уровень асоциальных тенденций и делинквентного поведения (стоит напомнить, что это общие характеристики населения Владимирской области; в общем показателе нет дробления на подгруппы по возрасту, полу, социальному положению). Фактически население демонстрирует свой изначально позитивный настрой, хорошую основу для развития. С таким нравственным населением при наличии политической воли и четко сформулированных целей можно строить сильное современное государство

- Высокий уровень силы процессов возбуждения. Можно считать, что у населения потенциально есть достаточно высокая выносливость. При наличии поставленных целей - высокая целеустремленность


Заключение

Настоящее исследование выполнялось в связи с крайней потребностью в информации о психологическом состоянии населения России на примере Владимирской области. Эти данные позволяют произвести нечто вроде аудита человеческого капитала страны для обоснования ее политических, экономических, социальных планов. На основе этих сведений можно судить о причинах успехов и неудач отечественной экономики, становления гражданского общества.

Такая информация необходима для модернизации всей системы формирования и накопления человеческого капитала в системах воспитания, образования, культуры, медицины. Также она нужна самой психологической науке, которая отдала первенство в оценке человека и человеческого потенциала сопредельным наукам - социологии и экономике. Эти данные позволяют прямо оценивать психологическое состояние человека и общества через уровни развития когнитивных процессов, показатели психического состояния и структуру психологических свойств, а не использовать оценку их состояния через вторичные показатели потребления, получаемые экономикой и социологией.

Пока же политика и экономика пользуются сведениями об уровне развития современного человека по результатам работы ПРООН, которая сосредоточила внимание на анализе «диапазона возможностей человека», создающих условия для адаптации к глобальным изменениям в мире. Наиболее значимыми среди которых выступают: 1) долгая и здоровая жизнь, 2) обладание знаниями, 3) доступ к ресурсам, требующимся для достойной жизни, и 4) участие в жизни сообщества.

Результатом этих исследований является разработка индексов развития человеческого потенциала (ИРЧП), измеренного почти в двухстах странах мира. Эти измерения объясняют причины задержки восприятия многими странами изменений в мире и дают рекомендации для сокращения их отставания от этого процесса. Предполагается, что если необходимые условия будут созданы, а возможности предоставлены, то более высокий ИРЧП обеспечит решение очень острых экономических, демографических, экологических и социальных проблем.

Но, во-первых, ИРЧП не располагает сведениями о психологических параметрах современного человека, которые определяют эффективность его адаптации к глобальным изменениям. Они неизвестны. Все действующие инновации в области политики, социальной жизни, экономики, труда ориентированы на данные о человеке, полученные в середине XX века. За последние 15-25 лет человек во всем мире радикальным образом изменился, и на проверенные социально-экономические стимулы он дает совершенно неожиданные поведенческие реакции. Из-за этого несоответствия стимулов и реакций очень существенно снижается эффективность многих финансовых и социальных акций и кампаний. Для обоснованных выводов и формирования планов развития экономики и общества требуется системное психологическое описание состояния и возможностей современного человека.

Во-вторых, требуется прогноз психологических параметров «инновационного человека», адекватного уже состоявшимся и грядущим глобальным изменениям. Вся система образования, воспитания, профессионализации, стимулирования трудовой деятельности и социальной активности должна готовить человека не к тому, что «сейчас и здесь», а к будущему, которое уже стало настоящим. Сегодня ясно, что темп научно-технических и социальных изменений много выше, чем темп модификации состоянии и поведения масс людей. Сокращение численности населения в наиболее развитых странах мира – тревожный симптом. Отсутствие данных о психологическом состояния людей, наиболее активно участвующих в глобальных изменениях политики, экономики уже застали врасплох мировую систему образования, воспитания, культуры, науки. Требуется системное психологические описание нового инновационного человека для его целенаправленного формирования.

В-третьих, отсутствуют интегральные показатели психологического развития человека с точки зрения его способности принять глобальные изменения и успешно использовать их для себя и общества. Знания о человеке фрагментарны, рассыпаны по многочисленным областям знания, и нет интегрального показателя живучести человека в условиях глобальных изменений, небывалых по скорости, интенсивности и масштабу. При наличии высоких показателей ИРЧП эффективное использование ресурсов, доступного обучения и др. требует соответствующего интегрального показателя качества человеческого капитала (ИПКЧК), который формируется уровнем развития памяти, внимания, мышления, восприятия, структуры личности, психического состояния человека. Возможности (ИРЧП) должны быть использованы для развития ИПКЧК, которые и определяют реальную адаптацию человека к современной социальной и техносферной среде глобализованного мира.

В-четвертых, современная наука пока отказывается от применения системы единых психологических параметров исследования человека из разных этносов, стран, континентов, культур в период глобальных изменений. Принято считать, что методики должны быть адаптированы для каждой конкретной выборки исследуемых людей. Но в рамках исследований человеческого потенциала нас интересует сравнение людей в успешных странах и странах-аутсайдерах, и измерять их психологию надо одним инструментом.

Получается, что масса фундаментальных исследований выполнены с точки зрения адаптации изменений к этническим особенностям народов, в то время как, напротив, именно этнические и иные особенности должны адаптироваться к единым требованиям глобального мира, чтобы те или иные сообщества могли успешно развиваться. В глобальном мире уже действует единая информационная система, которую приняли все народы и страны, единая финансовая система, единая транспортная система, единая система мер и весов и т.д., которыми пользуются абсолютно все люди на планете. И применять для исследования человека и человеческого капитала необходимо единые параметры психологического развития безо всяких скидок на национальные или культурные различия.

Для выполнения настоящего исследования были введены аксиомы, без которых подобное исследование невозможно. Аксиомы позволяют без обоснования, которое может занять многие годы, приступить к измерению человеческого капитала, описывая его в тех же терминах, что психологию отдельно взятого человека.

Главное отличие исследования заключается в том, что рассматриваются не человеческие ресурсы как возможности для достижения современного уровня требований к человеку, а человеческий капитал как воплощение этих возможностей в реальных качествах современного человека. Различие огромное, как различие между потенциальными и кинетическими параметрами объекта.

Другим отличием является то, что объектом исследования является не статистическая отчетность по состоянию человеческих ресурсов, а эмпирические данные о способностях человеческого капитала эффективно действовать в условиях глобальных изменений. Человека и человеческий капитал надо оценивать не по косвенным, вторичным признакам потребления, а по данным, полученным в результате прямого исследования конкретного населения.

Третьим отличием является исследование человеческого капитала разных этносов, на разных территориях идентичными методиками на том основании, что мир сегодня – это мир без границ, и все народы живут в идентичных условиях, предъявляющих к ним идентичные требования.

Четвертое отличие – это исследование способности человеческого капитала адаптироваться к глобальным изменениям в их жизни, которые вскоре произойдут, а не к ситуации, которая сложилась «здесь и сейчас».

Обобщая полученные результаты по Владимирской области можно отметить, что интегральный показатель качества человеческого капитала в регионе равный 0,47 недостаточен для современных условий модернизирующейся России. Формируют этот, откровенно низкий для условий глобализации индекс, резкое снижение работоспособности населения (0,38), способности к обучению (0,42) и жизнеспособности в целом (0,49). Единственным положительным параметром человеческого капитала Владимирской области является способность к инновациям (0,6). Очевидно, что для выполнения даже скромных планов социально-экономического развития региона нет достаточного человеческого капитала. Для воссоздания человеческого капитала области требуется основательная коррекция всей стратегии социальной политики, лозунгом которой может являться идея «сначала люди – потом экономика».

Выработка рекомендаций для коррекции стратегии социальной и экономической стратегии региона потребует времени, более углубленного анализа огромного массива данных «психофизиологического и психологического аудита» человеческого капитала. Но уже сейчас установлено несоответствие между реальными возможностями населения региона и требованиями глобальной экономики и политики. Вбрасываемый в регион финансовый капитал существенно превосходит ассимилирующий его человеческий капитал, который оказывается не в состоянии его «переварить».

Очевидным решением обнаруженной проблемы является разработка целенаправленной социальной стратегии формирования и накопления человеческого капитала региона через все системы образования, воспитания, психофизиологического развития населения области. Фактически требуется согласование действий системы образования, здравоохранения, средств массовой информации, органов управления на основе единой концепции повышения жизнеспособности, работоспособности, способности к инновациям и способности к обучению всего населения региона. Ясно, что для этого потребуются усилия и работа не меньшие, чем были предприняты страной для преодоления дефицита финансового капитала страны после дефолта. Сегодня можно с некоторой долей уверенности говорить о возможности «человеческого дефолта» региона, если не будут предприняты психокоррекционные меры психологической стабилизации его населения.

Страна на пороге мер, сходных с теми, которые были предприняты в США после «Великой депрессии», в Германии после поражения в Первой Мировой войне, в СССР после гражданской войны и разрухи. Но формирование человеческого капитала времен глобализации возможно только на основе единой концепции требований к качествам человека, подчинении этой концепции усилий всех ответственных сторон, массовой психологической и психофизиологической коррекции населения для условий глобализации.


Список литературы 

  1. Аллахвердов В.М. Опыт теоретической психологии. СПб., 1993.

  2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.

  3. Беккер Г. Человеческий капитал (главы из книги) // США: экономика, политика, идеология. 1993. №11. С. 109-119. №12. С. 86-104.

  4. Бреслав Л.Б., Лисовик Б.С., Ломова И.Е. Человеческий капитал: организация и эффективность накопления в условиях формирования рынка труда. СПб., 2002.


  1. Бузгалин А. Колганов А. Человек, капитал и рынок в экономике XXI века // Вопросы экономики. 2006. №3. С. 125-141.

 

  1. Вереникин А.О. Человеческий капитал: концептуальные основания и особенности проявления // США. Канада: экономика, политика, культура. 2005. №3. С. 85-101.

  2. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л., 1984.

  3. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб., 1999.

  4. Крылов А.А., Юрьев А.И. Человек и техника: психологический аспект. // В кн. Человек, наука. производство. Перспективы развития. Ред. Рогов И.М. Ч.1. СПб., 1992. С.18-32.

  5. Лейбниц В.Г. Новые опыты о человеческом разуме. М., 1939.

  6. Стратегическая психология глобализации: Психология человеческого капитала. Под ред. А.И. Юрьева. СПб., 2006.

  7. Юрьев А.И. Война без правил // Стратегия России. 2004. № 7. С. 73-82.

  8. Юрьев А.И. Глобализация как новая форма политической власти, изменяющая человека и миропорядок // Россия: Планетарные процессы. СПб., 2002.

  9. Юрьев А.И. Системное описание политической психологии. СПб., 1997.

  10. Юрьев А.И. Строительство гражданина // Стратегия России. 2004. № 6. С. 11-20.

  11. Becker G.S. Human Capital. NY, 1964.

  12. Desai M. Human Development. Concepts and Measurement // European Economic Review. 1991. Vol.35. pp.350-357.

  13. Mathur V.K. Human Capital-Based Strategy for Regional Economic Development // Economic Development Quarterly. Vol. 13. No. 3. August 1999. pp. 203-216.

 

  1. Park J. Dispersion of Human Capital and Economic Growth // Journal of Macroeconomics. Vol. 28. Issue 3. Sept. 2006. pp.520-539.



Бурикова И.С., Коновалова М.А., Пушкина М.А., Юрьев А.И.