Концепция стратегической психологии. Тезис 4 Печать

Концепция стратегической психологии

Тезис 4. Предназначение стратегической психологии.

1. Значение стратегической психологии для общественной жизни.

Когда руководители КПСС во главе с М.С.Горбачевым приступили к Реформации СССР, автор был вовлечен в «практическую политику» на уровне оперативной и тактической психологии: в стихийные митинги, несанкционированные демонстрации, бестолковые собрания, агрессивные выборы и пр. Тогда прямо по ходу «включенного наблюдения» разрабатывалась теория массовидных политических явлений, политического общества, политического человека, психолого-политических состояний и т.п. Эти научные конструкции практически применялось в школе интенсивной подготовки политиков нового поколения в Дюнах под Сестрорецком в 1986-89 годах, затем в Осиновой Роще в пригороде Ленинграда в 1989-91 годах, потом в Москве. Одним из следствий «вовлечения» стало создание кафедры политической психологии в СПбГУ и специальности 19.00.12 - политическая психология. Много ранее в СССР предпринимались попытки психологически описать политику как науку, но исполнить это не удалось по независящим от авторов причинам (Бехтерев В.М., 1923, Парыгин Б.Д., 1966, Шерковин Б.А., 1973, Рощин С.К., 1980, и др.).

С первых шагов исследования стало очевидно, что «митинговая политика» с крушением памятников, дискредитацией авторитетов, дезорганизацией управления, дезориентацией общества, деморализацией силовых органов, дезинформацией населения, фальсификацией истории, дезинтеграцией народа и государства себя не оправдывает и никогда не оправдывала (Бехтерев В.М., 1923, Кабанес О., Насс Л., 1906, Пименова Э.К., 1906, Попов В.А., 1902, Сиголе С., 1893, Сидис Б., 1902, Тард, 1893, Зимичев А.М., 1991, Крамник В.В., 1995, Суханов О.В.. 1995 и др.). Бессмысленность «митинговой политики» объясняется тем, что к 1991 году СССР стремительно «завершил восхождение по стволу дерева исходов» своей исторической судьбы и оказался перед выбором одной из многих ветвей движения в Неведомое. Однако никто не мог сказать, сколько этих ветвей-исходов, какие они, что выбрать? Не было стратегической психологии. Научно-политическая дискуссия о Будущем России резко прекратилась в 1991 году («Пульс реформ», М., 1989., «Постижение», М., 1989., «В человеческом измерении», М., 1989., «Этот трудный путь», М., 1989. и др.). И после 1991 года, когда политика должна была приобрести научные черты, тактика митинговой политики деформировалась в практику радикальной анти-политики с большой долей криминальных действий (28).

(Термин «анти-деятельность» введен профессором Петербургского университета Г.В.Суходольским, как общая научно-практическая категория. Именно это понятие объясняет феномен «анти-политики», обнаруженный в критические периоды общественной жизни Франции, США, России и др. стран. Именно этот феномен является причиной небывалых исторических метаморфоз России: дезинтеграции СССР, раскола общества, событий 1991 и 1993 годов, почти полной остановки производства и криминализации всей экономики к 1998 году. Во Франции, США проблему анти-политики 60-70-х годов благополучно преодолели и из политического кризиса вышли. Несомненно, выйдет и Россия. Когда? Как?).

Радикальная анти-политика с криминальной поддержкой характеризуется тезисом «Нет человека - нет проблемы». В соответствии с этим тезисом конкретный человек считается источником политического кризиса, а потому кризис разрешается силовым способом- человек или уничтожается, или подавляется. Однако, несмотря на репрессирование в СССР миллионов людей, все традиционные проблемы России выскочили в 1985 году, как джин из бутылки, целехонькие и здоровенькие. (Низкая производительность труда, плохое качество продукции, неэффективное управление, беззаконие...)

Ошибка радикальной анти-политики заключается в непонимании того, что проблема всегда находится вне человека и независима от него, она бессмысленна из-за неумения решать проблемы жизнеобеспечения общества и стремления уничтожать следствия нерешенных проблем, а не причины.

Научная политика с университетской поддержкой исходит из того, что источниками политических кризисов являются не конкретные, якобы, виновные люди, а проблемы дефицита их жизнеобеспечения. Научная политика преодолевает кризисы, решая проблемы ресурсов жизнеобеспечения методами науки. Есть проблема энергоресурсов - и политика активизирует разработку новых видов энергоносителей, экономичных двигателей и т.п. Есть проблема продовольствия - и политика реформирует власть таким образом, что создаются эффективные системы производства, переработки, хранения продуктов питания и т.д. Сам факт существования человечества и его несомненных успехов обеспечен не применением силы, а использованием разума человека, открытиями ученых, прогрессом мировой науки, университетской, в частности.

К 1994 году лицо анти-политики в России стали определять политическая «разведка», «контрразведка» внутренних группировок и кланов, новое деление одного народа на «своих и чужих». Анти-политика породила практику решения дискуссионных вопросов физическим подавлением оппонентов: угрозы, избиения, покушения, убийства стали в России обычным делом. Анти-политика обрушила на общество лавину анти-информации: фальсифицированной, дезориентирующей, деморализующей, дестабилизирующей, дезинформирующей, дезорганизующей, дискредитирующей, дезинтегрирующей. Как дьявол прикидывается Богом, так анти-политика прикинулась политикой. Едва ли стоит удивляться тому, что подавляющее большинство народа считает политику грязным делом! Отношение серьезной научной интеллигенции и лидеров к анти-политике, и, вообще, к реальной российской «общественной» жизни - презрительное.

Однако вопреки подобному отношению к политике, к 1994 году выяснилось, что более половины всех психологов, политологов, социологов с университетским образованием вовлечены в обеспечение политической деятельности в составе самых разных партий, движений, административных структур, а лидеры в целом составляют основную долю официальных советников и консультантов действующих политиков (Егорова Е.В., 1983, Зимичев А.М., 1991, Крамник В.В., 1991, Анисимова Т.В., 1992, Юрьев А.И., 1992, Ракитянский Н.М., 1992, Асмолов А.Г., 1993, Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б., 1996, Дейнека О.С., 1996 и др.). Выяснилось, что лидеры применяют науку в реальной жизни, но в большинстве случаев не для поиска научных решений проблем, а для научного исполнения ненаучных решений. Более того. Некоторые лидеры, к сожалению, стали разработчиками хитроумнейших «операций», основанных на физическом, психологическом, экономическом и правовом беспределе! В деловом или политическом диалоге, с легкой руки психологов, главным стало не существо вопроса, не логика и ясность мышления, а техника эмоционального, перцептивного, волевого подавления партнера. Хитроумнейшие трюки в области права, финансов, экономических отношений, боевых операций с головой выдают участие в них людей с университетским интеллектом. Например, летом 1997 года автор встретился с группой специалистов, обеспечивавших избирательную кампанию в одном из крупнейших городов России, которые интересовались психологическим обеспечением политических провокаций, диверсий, шантажа и пр.! Такой оказалась, к сожалению, современная проблема отношения ученых и политики! Оставлять все, как есть? А если изменять, то что?


2. Общественные лидеры, как носители стратегической психологии.

Автор имел возможность участвовать в работе «групп мозгового штурма» в 1989-1996 годах в зданиях на Старой площади в Москве, на государственных дачах под Москвой и т.п. Чаще всего, по должности, доминировали в работе групп не ученые, а выпускники профессиональных высших учебных заведений. Конкретные, практичные, решительные профессионалы на «мозговых штурмах» вели себя так, словно дело происходит на промышленном предприятии, где произошла авария. Автор это все многократно видел ранее, участвовал в многосуточных авралах на ракетном заводе, и исполнен уважения к административно-инженерному корпусу. Но эти авралы, бессонные ночи, инфаркты в цехах были, к сожалению, бессмысленны. В 1991 году СССР без единого выстрела «сдал» свой гимн, флаг, присягу, открыл границы и развалился на части. Ракеты не взлетели, потому что уже к 1970 году в стране не было психолого-политической силы, достаточной, чтобы поднять гигантский меч, выкованный перенапряжением всего народа. Тот «авральный метод» со всеми его атрибутами был перенесен профессионалами из рухнувшего производства в общественную деятельность. Их авральная безаппеляционность так велика, что после критического выступления автора на заседании рабочей группы, писавшей текст «Договора об общественном согласии», его пропуск в 5-й корпус Старой площади был закрыт через 15 минут после выступления. Это был образец прекрасной организационной оперативности «профессионалов», избежавших научного анализа концепции проекта «Договора об общественном согласии»! Зачем? Кто помнит этот «Договор»?!

Университет, и только университет, дает образование, но не обязательно дает профессию и не дает специальности. Университет вдохновляет и вооружает своих воспитанников для формирования целеобразования общества. Университет определяет, в каком направлении будет развиваться наука, техника, управление, культура и пр. Университетская наука решает проблему целеполагания (определения места и уровня развития общества), целенаправленности (направления, в котором будет развиваться общество, человечество, цивилизация), целеустремленности (ресурсов, которые можно и нужно задействовать для достижения нового состояния общества), целесообразности (приемлемости избранных ресурсов для достижения цели).

Специальный университет или любое профессиональное высшее учебное заведение дает профессию, но не обязательно дает образование. Специальные учебные заведения дают средства достижения целей, сформулированных в университетах. Научность, сложность, трудность создания этих средств не уступает научности и сложности поиска университетского целеобразования. Уникальные знания, умения и навыки позволяют их выпускникам решать проблемы энергетики, новых материалов, новых методов обработки, передвижения и т.п.

Среднее учебное заведение дает специальность, но не обязательно дает профессию, и не дает образования. Эти учебные заведения дает возможность профессионально применять результаты, достигнутые в университетах и в специальных высших учебных заведениях: управлять новыми и новейшими машинами, системами связи, транспорта, производства и пр. Точность, безошибочность, быстрота, адаптивность- несомненные достоинства специалистов, вызывающие восхищение.

Эффективная внешняя и внутренняя политика партнеров и оппонентов России базируется на научном, максимально обобщенном знании психолого-политического состояния общества и следующем из этого целеобразования. Политика - строжайшим образом рассчитанная конструкция власти, опирающаяся на систему познаний от литературы до математики. Политики успешных стран в своих решениях исходят из данных, которые прогнозируют все возможные альтернативы развития человечества на глубину в 50-150 лет!

Целеполаганию в политике посвящены более полусотни футурологических исследований состояния той точки, в которой находится человечество сегодня. Так Римскому клубу были представлены доклады "Человечество у поворотного пункта" (М.Месарович, Т.Пестель. США,ФРГ, 1974), "Модели миропорядка" (С.Мендловиц. США. 1970-1987). Адаптации человека к стремительным изменениям в мире посвящен доклад Римскому клубу "Нет пределов обучению" (Д.Боткин, М.Эльманджара, М.Малица. США, Марокко, Румыния. 1979). Фундаментальная работа над полнотой и достоверностью картины мира лежит в основании футурологии и политического целеполагания. Целенаправленности в политике посвящены исследования для "Конструкторов Будущего" : "Цели для человечества" (Э.Ласло. США. 1977), "Дороги, ведущие в будущее" (Б.Гаврилишин. Швейцария. 1980), "Проект "Реализуя возможное: позитивный путеводитель в будущее" (Д.Ричардсон. США.1982). Такого рода исследования теоретически рассчитывают точку нового, более совершенного состояния общества. Целеустремленности в политике посвящены доклады Римскому клубу "За пределами расточительства" (Д.Габор, У.Коломбо. США, 1976), "Энергия: обратный счет" (Т.Монбриаль. США, ФРГ,1978), в Голландии подготовлено заключение по "Проблеме удвоения населения" (Г.Линеман. 1975). В докладе В. Леонтьева для ООН "Будущее мировой экономики" излагается 8 сценариев ее развития. Но все эти виды ресурсов, тщательно измеряемые в футурологических прогнозах, являются вторичными по отношению к главному ресурсу политики, ради которого они добываются, покупаются, завоевываются - человеческому ресурсу. Целесообразности в политике посвящены разработки проектов «нового мирового порядка", представленные Римскому клубу в исследованиях "Пересмотр международного порядка" (Я.Тинберген, А.Долман. Голландия-США. 1976,1981), "Семь сценариев завтрашнего дня" называется доклад специалистов Станфордского университета США (П.Хоукен, Д.Огилви, П.Шварц. 1982).

Такие разработки могут быть исполнены в России, но только надо это делать, и делать это надо в университетах. Для примера можно сослаться на историю Петербургского университета, который выполнял миссию целеобразования для человечества через открытия, воплощенные затем в средства нашей цивилизации (В.И.Вернадского в учении о ноосфере, Д.И.Менделеева в химии, П.Л.Чебышева в математике, И.А.Бодуэн де Куртене в языкознании, Н.О.Лосского в философии, В.В.Платонова в истории, А.А.Блока в литературе, А.С.Попова в технике связи, П.П.Семенова Тянь-Шанского в географии - список огромен). Признание этого - семь Лауреатов Международной Нобелевской Премии из СПбГУ: И.П.Павлов (1904), И.И.Мечников (1908), Н.Н.Семенов (1956), Л.Д.Ландау (1962), А.М.Прохоров (1964), В.В.Леонтьев (1973) , Л.В.Канторович (1975). Выпускники СПбГУ предвосхищали Будущее, находясь за рубежами России: экономист В.В.Леонтьев, физик И.Пригожин и др. Немногие помнят, что Норберт Винер, основоположник кибернетики, учился в Петербургском университете, и именно здесь он обрел грандиозные идеи, изменившее все развитие техники и нашей жизни.

Петербургский университет дал миру таких выдающихся деятелей политики как П.А.Кропоткин, П.А.Столыпин, А.Ф.Керенский, П.Б.Струве, В.И.Ленин др. Однако, по разным причинам их концепции Будущего оказались нереализованными. Причина, может быть, в том, что Петербургскому университету не позволили сформировать обществоведческую научную школу, подобную научным школам в математике и лингвистике? И поэтому знания в области общественных процессов наши национальные лидеры получали не системно, случайным образом, из сомнительных источников? В целом систематического образования в области научной политики российские университеты не давали никогда. И это обернулось трагедией для государства и народа!

Признаком отсутствия целеобразования в российской общественной жизни является сокрытие исторических политических выступлений своих лидеров, которые могли бы быть предметом национальной гордости. Как, например, как выступление У.Черчилля «Two Wartime Speeches», Ф.Д.Рузвельта «State-of-the-Union Adress», Э.М.Кеннеди «Truth and Tolerance in America» и других, изучаемых в университетах за рубежом. Все политически успешные страны публикуют сборники речей своих лидеров таким образом, что каждый новый политический лидер является приемником своих предшественников. В России же каждый новый лидер уничтожает тексты речей своего предшественника с уверенностью, что и его приемник тоже уничтожит тексты его речей. Надо ли искать другие подтверждения отсутствия у России долгосрочной геополитической концепции, преемственности политики и целеобразования на глубокую историческую перспективу?

Таким образом, у лидеров есть свои университетские проблемы, задачи, методы деятельности. Лидер изучает перспективу, смысл жизни и цель деятельности для своих талантливых коллег из профессиональных учебных заведений. Как только лидеры начинают специализироваться, профессионализироваться, поступать на обслуживание частных целей, так исчезает главная цель их деятельности. А потому, целеобразование для современной России отсутствует. Где геополитическая концепция России? Нет ее!


3. Стратегическая психология в формирования Лица общества.

Угроза для страны заключается в том, что персонифицированное «Лицо России» к 2003 году начало «стираться». К этому времени страна пережила три волны утраты своих черт. В первой волне Россия потеряла большую часть своих выдающихся мыслителей - «создателей картины мира». После 1917 года страну покинули ярчайшие индивидуальности: ученые (Сорокин П. и др.), писатели (Бунин И. и др.), деятели культуры (Рахманинов и др.), конструкторы (Сикорский А. и др.)... Вторая волна унесла к концу 70-х годов воспитанников дореволюционных учебных заведений, которые восстановили после октябрьской революции интеллектуальную мощь государства. Ушли из жизни великие труженики, образцы твердой жизненной позиции: авиаконструкторы (Туполев и др.), создатели космических ракет (Королев и др.), писатели (К.Паустовский и др.), ученые (Б.Г.Ананьев и др.) Это они возродили национальную школу образования и воспитания, сформировали новые «черты Лица СССР», привлекавшие к нему весь мир. Третья волна к 2000 году угрожает смыть черты Лица России, которые формируются яркими личностями, носителями высокого гражданского мировоззрения. Уже нет В. Шукшина, Б.Окуджавы и многих, многих других. Печальный список утрат не просто слишком велик, а выглядит грозным предостережением для России.

Ныне система выборов в органы власти обнаружила катастрофический дефицит людей, которых знает, которым верит, которых понимает вся страна. Зарубежные представители не знают, к кому апеллировать, с кем вступать в диалог. Юное поколение России, решающее, какой стиль жизни выбрать, не имеет перед глазами образца для подражания. В России сложилось небывалое положение, когда из интеллектуалов остался известен едва ли не один только академик Д.Лихачев, выпускник факультета общественных наук Петербургского университета 1928 года (Ендольцев Ю.А., 1997). Проблема заключается в том, что Лицо страны формируется из граждан «единичных», неповторимых, неподражаемых - из индивидуальностей. Решение проблемы подготовки общественных лидеров невозможно без стратегической психологии.



Александр Юрьев