Концепция стратегической психологии. Тезис 5 Печать

Концепция стратегической психологии

Тезис 5. Практика стратегической психологии.

1. Методология стратегической психологии.

Стратегическая психология исходит из того, что научная технология воспитания и обучения всегда опиралась на психолого-педагогические научные школы. Например, ассоциативная психология, создавалось для обеспечения систем воспитания «полезного работника». Тогда была создана система внедрения в долговременную память стереотипного поведения методами предъявления, опирающимися на принципы удовольствия-страдания. В интересах науки, промышленности, военного дела того времени удалось добиться в процессе воспитания большой точности стандартных действий на совмещенных во времени и пространстве сходных элементах.

Другое, обширнейшее направление в психологической науке - бихевиоризм, создавался для воспитания «нужного человека», т.е. человека с заданными качествами. Открытия бихевиористов позволило сформировать в долговременной активной памяти воспитанника алгоритмы поведения человека на основе причинно-следственных связей. В основу бихевиористской педагогики были положены методы побуждения, поиска закономерностей.

Не менее грандиозная отрасль психологической науки - гештальтпсихологии тоже создавалось с сугубо практичными целями: формирование «умного человека». Так был выработан феноменологический метод, т.е. выработка способности к инсайту, творческому подходу в организации поведения методом переструктурирования элементов изучаемой ситуации.

Потребности ХХ века потребовали создания нового направления - инженерной психологии, психологии труда и эргономики. Задача была совершенно практическая - во избежание техносферных катастроф систем человек-техника из-за ошибок человека потребовалось воспитание «безошибочного человека-оператора». В основу теоретических моделей «человеческого фактора» была положена способность быстро, безошибочно воспринимать информацию, перерабатывать ее, принимать правильные решения и своевременно действовать.

Я.А.Коменский ввел в систему воспитания человека строгие систематизированные критерии и понятия: «мудрости, мужества, умеренности и справедливости», как целей воспитания. В качестве средств он рассматривал принципы «систематичности, последовательности, сознательности, коллективизма, ясности, прочности, упражнения и повторения, наглядности». Выдающийся русский педагог К.Д.Ушинский ввел в педагогику идеи «совершенства, внутренней свободы, благорасположения, права». Никогда и нигде не было бессистемной подготовки человеческих ресурсов.


2. Технология применения стратегической психологии.

Подготовка «политического лидера» требует своей системы понятий, адекватной политике и технологичной в исполнении. Многообразный научный мир подготовки национальных лидеров к научно-общественной жизни и политической деятельности может быть описан как система, последовательно состоящая из Типа, Класса, Раздела, Отдела, Отряда, Семейства, Рода и, наконец, Вида развития, образования, воспитания и деятельности лидера. Каждое следующее качество обязательно строится на развитии предыдущего. Замена содержания какого - либо компонента, например, Типа или Семейства или иного, означает подготовку лидера к деятельности, никак не связанной с политикой. Это не значит, что в итоге такой замены будет подготовлен плохой ученый, а только то, что он не будет ни заниматься, ни интересоваться ни политикой, ни общественной деятельностью.

Тип развития предполагает такую модификацию природных потребностей человека в социально-приемлемые мотивы общественного поведения, которая позволяет ему исполнять совершенно определенные социальные роли в научно-политической жизни страны и мира (Леонтьев А.Н., 1984, Асеев А.Г., 1976, Хекхаузен Х, 1986, A.Maslow, 1954). С типом активности связана проблема «биологизации поведения», длительное время обсуждавшейся в советской науке, и к которой, очевидно придется вернуться современной российской психологии. Время Реформации дало столько фактов «биологизации», чтобы сильно озадачиться «вскипанием» в современном человеке в определенных условиях совершенно диких животных инстинктов и поступков.

Класс развития лидера характеризуется тем, что он в большей степени является продуктом его личного труда, нежели влияния внешних факторов. Поведение лидера регламентируется в первую очередь служением Истине, и это вынуждает его самого определять себя, свое место в мире и отношения с другими людьми (M. Buber, 1958, Prescott Lecky, 1945, A. Maslow, 1964, G.Allport, 1961, H.S. Sallivan, 1953). Его класс развития не определяется требованиями узкой профессии и необходимости действовать «как все» (служебные уставы, должностные инструкции, профессиональные нормативы поведения и др.). Мера самоконтроля, саморегуляции, самоуправления и самовоспитания определяют класс его развития.

Раздел развития классических лидеров определяется благородством, выдержкой в самых эмоциогенных ситуациях. Поведение лидера в такой же степени зависимо от его психического состояния, как у всех людей. Он постоянно удерживает равновесие между двумя полюсами психического состояния: положительным и отрицательным, иначе именуемым трудным или отрицательным состоянием (Левитов Н.Д., 1964, Ильин Е.П., 1968, Ганзен В.А., 1965, Леонова А.Б., 1969, Немчин Т.А., 1983, Забродин Ю.П., 1983 и др.). Спасти лидера от личной эмоциональной нестабильности может только ясное понимание психологических механизмов психических состояний.

Отдел воспитания лидера содержит подготовку к взаимодействию с людьми в самых разных ситуациях. Он обладает самым мощным инструментом сотрудничества с людьми - интеллектуально-психологического взаимодействия. Методами принуждения, внушения, убеждения и доказательства лидер должен владеть в совершенстве, использовать адекватно конкретной ситуации, в соответствии с научно-общественными задачами и этикой лидера (14,15,24).

Отряд признаков образования лидера связан с четким формулированием смысла своей жизни. Для этого ему приходиться решить вопросы особого университетского образа жизни, жизненной своей позиции, научного мировоззрения, научной картины мира (Трубецкой Е.Н., 1922).

Семейство особенностей образования лидера иллюстрируется Н.И.Сазоновым (1886), который еще в прошлом веке, работая в Петербургском университете, ввел критерии для различения знания и понимания, ума и разума. Вся система образования в университете ориентирует своих выпускников на понимание проблем и развитие разума, а не на механическое накопление знаний и совершенствование формального ума (по терминологии Н.И.Сазонова).

Род качества деятельности лидеров определяет создаваемая ими научная информация. Она резко отличается от основной массы информации, подготовленной для массового потребителя в средствах массовой информации, тем, что характеризуется объективностью, системностью, организованностью, достаточностью, читабельностью, конкретностью, практичностью, необходимостью (Ломов Б.Ф., 1984, Крылов А.А., 1972, Гальперин И.Р., 1981, Лурия А.Р., 1979, Петренко В.Ф., 1988, Шерковин Ю.А.,1973, Юрьев А.И., 1972 и др.)

Вид предназначения лидеров обусловлен их способностью к целеобразованию. Целеобразование представляет собой сложное явление и состоит из: а) целеполагания, базирующегося на информационно-познавательных процессах общества, переосмысливающего адекватность состояния общества, б) целенаправленности - проявляющейся в характере политических партий, выбирающих направление развития общества, в) целеустремленности - опирающейся на волевые качества лидеров и народов, побуждающих к политическим переменам, г) целесообразности - определяемой реальными психосоматическими возможностями людей достигать поставленную цель.

Если целеобразование вообще дифференцировать на целеобразование оперативное, тактическое и стратегическое, то только политическая деятельность имеет своим предметом стратегическое целеобразование общества. Анализ уставов многочисленных политических партий России показывает, что большинство из них не являются политическими в буквальном смысле слова из-за отсутствия в них четкого целеобразования. Способность к такой выдающейся деятельности, как целеобразование достигается только в результате воспитания лидеров как научно-общественных деятелей национального и международного масштаба.


Выводы

Б.Г.Ананьев мечтал о всестороннем описании Человека. Создав труд «Человек как предмет познания», он продолжил российскую традицию Ушинского, автора «Человека как предмета воспитания». Это можно понимать, как предложение продолжать серию изучения «Человека как.....». Среди других фундаментальных отношений человека с миром одной из самых актуальных представляется «Человек как предмет политики», «Человек как предмет власти»... Без такого описания, и без подготовки кадров в области научной политики никакие стабилизационные процессы в обществе невозможны. Пока трудность заключается в том, что законы механики Ньютона признаются обязательными для манипулирования с физическими объектами, законы Ома и Кирхгофа обязательны для передачи электрического тока, но не все согласны, что Законы Политики обязательны для управления обществом. Недоверие к научной политике сравнимо с былым недоверием к полетам аппаратов тяжелее воздуха.

Для сомневающихся в необходимости перехода от радикальной анти-политики к научной политике полезно вспомнить эпизод дискуссии, происходившей в Актовом зале Петербургского университета в 1906 году между студентами историко-филологического факультета Н.В.Крыленко и А.А.Виленкиным. Когда дискуссия стала приобретать научный характер, Крыленко прервал ее, предложив Виленкину «попить чаю». Закончивший университет и тяготевший к научной политике А.А.Виленкин, стал военным комиссаром Временного Правительства, но был расстрелян его политическими оппонентами осенью 1918 года. А закончивший (?) Харьковский университет и тяготевший к радикальной анти-политике с криминальным подтекстом Н.В.Крыленко (достаточно эпизода расстрела Генштаба русской армии?) стал первым советским Верховным Главнокомандующим, и тоже был расстрелян своими соратниками 20 лет спустя, в 1938 году. Радикальная анти-политика, порождающая чудовище криминального политического террора (ныне ласково именуемого «беспределом»), пожирает своих создателей с такой же неизбежностью, как и их действительных и выдуманных врагов.

Это напоминает, что стратегия формирования политического человека - самая грозная сила, благодаря которой общество живет, но от которой может и погибнуть. Когда пришла нужда, то человечество все бросило на исследование сил тяготения, электричества, магнетизма, радиации и пр. Демографическая и ресурсная ситуация на планете подошла сегодня к тому пределу, когда все силы должны быть брошены на поиски психологических законов формирования современного человека. Точно так, как когда были брошены все силы на создание ядерного и термоядерного оружия.

Есть только один выход. Не упрощать технологии формирования современного человека, отдавая себе отчет в ее чрезвычайной сложности. Осуществить подготовку национальных лидеров можно только при условии, что в ее основе находится стратегическая психология, которую дополняют тактическая и оперативная психология. Очень надеюсь, что Б.Г.Ананьев одобрил бы эту идею.

У России есть объективные трудности, обусловленные проживанием на «экономически нецелесообразной территории», ошибочным курсом предыдущего промышленного и социального развития и пр. Чтобы найти себя в новой мировой реальности, гражданам России потребуется изощренная изобретательность. Для этого надо заново «открыть» себя, даже заново «изобрести» свое предназначение при помощи современной, опережающей время, системы образования. Но образование тогда надо понимать, как формирование Будущего, которое определяет наше Настоящее. Смысл образования, которое надо инвестировать, в том, что человеку надо дать знания «зачем» он живет, и тогда он преодолеет любое «как» жить. Со стратегического психологического образования начинается личный успех человека и успех всего общества.



Александр Юрьев