Концепция психологии личности как психологии веры. Печать

Концепция психологии личности как психологии веры.

Психологическая наука время от времени расширяет свою структуру и содержание. Например, так в России было в 1923 году, после Первого Всесоюзного съезда по психоневрологии, на котором К.Н. Корнилов заявил, что: “психические процессы - не что иное, как свойство высокоорганизованной материи, и что такое понимание определяет решение вопроса о предмете психологии” (1). Потом в 1929 году, после Первого Всесоюзного съезда по изучению поведения человека, было принято, что: “Поведение человека ...представляет собой как бы реальный синтез социального содержания и физиологической деятельности организма” (2). Печально известно в среде психологов значение Постановления ЦК ВКП(б) “О педологических извращениях в системе наркомпросов” для определения предмета и методов психологии и т.д.

Не преувеличивая значения коллективных решений о предмете психологической науки, надо согласиться, что обсуждать эту проблему нужно. В конце 2005 года в России не решен вопрос о модернизации концепции отечественной психологической науки. С одной стороны, после крушения СССР в 1991 году, в отечественной психологии все осталось «как было», с другой стороны, без объяснения причин в преподавание и практику стали внедряться теории и методы, которые совершенно несовместимы с тем, «как было»: например, введение на факультетах психологии курсов лекций по психоанализу и практикумов по СПТ и НЛП.

В создавшейся ситуации это можно объяснить и оправдать – идет адаптация психологической теории к жизненной практике. Тем не мене, реальная психологическая жизнь в реформируемой России деградирует под валом наркотиков, алкоголя, сексуальных ликбезов, неограниченной роскоши для одних и животной нищеты для других. Имеющиеся психологические знания слабо защищают и больных и здоровых, и бедных и богатых – все в равной мере находятся в опасности. Ошибка заключается в том, что психология широко распространяет жизненный принцип «здесь и сейчас», но скрывает другой жизненный принцип – «будущее определяет настоящее». Скрываемый принцип является производным от отсутствующих в отечественной психологии столь же фундаментальных курсов лекций по психологии веры и психологии воли.

Огромным достижением отечественной психологии является развитие психологии разума (психологии когнитивных процессов), но никому не надо доказывать, что реальная жизнь в реформируемом государстве помимо разума требует еще и психологии несгибаемой воли, и психологии непреклонной веры. Именно они позволяют реализовать знания и понимание человека в ситуации выбора одного, единственно правильного, мотива из множества соблазнительных мотивов. Философия гедонизма царствует в России. Если психологическая наука не ликвидирует вакуум знаний и методов в области психологии веры и психологии воли, то народ реформируемой России не выйдет из состояния «психологической стагнации», проявляющейся в катастрофическом сокращении населения и неконкурентоспособности продуктов труда граждан страны. По моему глубокому убеждению, сначала начинается психологическая стагнация, а уже за ней идут экономическая, политическая и демографическая катастрофа.

Психологическая стагнация создана тем, что в СССР все функции веры и воли брало на себя государство, решая эти проблемы за каждого конкретного человека и за весь народ. Это косвенно подтверждают неопубликованные при жизни записки С.Л. Рубинштейна (6), материалы Б.Г.Ананьева о неполноте психологического знания, опубликованные после его смерти (7). Они знали определенно, что психологическая наука описывает человека не полностью по причинам, от нее не зависящим. Но зато они оставили великолепное наследие в одном из четырех направлений, определяющих поведение человека. Это направление мы именуем психологией разума, как его именовали Дж. Локк (3), В.Г. Лейбниц (4) и др. Три других направления или известны неполно (психология бессознательного), или не популярны (психология воли), или полностью отданы на откуп сопредельным дисциплинам (психология веры).

Когда то В.А.Ганзен установил, что все учебники психологии содержат не совпадающие наборы психологических переменных, которые характеризуют человека (11). Психология - наука о стохастических процессах, которые могут происходить или не происходить с некоторой долей вероятности. И поэтому сама современная психология описывает вероятностный список феноменов поведения, характеризующий психику человека. Вероятно, что психология человека не исчерпывается оглавлениями учебников и необходимо рассмотреть, чем психологическая наука может помочь стране вернуть свое место в мире? Для этого можно попытаться расширить принятую сегодня дифференциацию психологического знания.

Имеется психология разума - содержание классической психологической науки и практики, которая и выстроила современное общество. Это не только наука - это почти религия нашей цивилизации. Мы оцениваем достоинства человека по критериям развития его мышления, памяти, внимания, речи, восприятия, измеряя качества его знаний, умений и навыков для овладения своим поведением и внешним миром.

Начало психологии разума в современном понимании, условно говоря, положил Френсис Бэкон около 1272 года. Он переориентировал психологию мышления на обобщение реалий, а не слов, и сформулировал основы психологии разума (6). Менее осознанно это начиналось с открытиия Академии в Лангедоке в 792 г. Генри де Желоном. Основная проблема психологии разума формулируется в 1122г. Абеляром в сочинении "Да и нет", не желавшего веровать в то, что он не "расколол" предварительно рассудком. Плодами психологии разума являются компас (1150г.), часы (1220г.), географические карты и угломер (1250г.). Затем Оккам заложил основы эмпирически ориентированной психологии научения и мышления (1345г.). Психологию разума укрепляли такие аргументы, как работа Коперника " Об обращении небесных сфер" (1543г.), которая прозвучала как "сигнал страшного суда над ложной философией". После этого, в 1590 г. Гоклениус вводит в науку понятие "психология". Плоды психологии разума: закон всемирного тяготения, теория света, химия газов, превращение энергии, паровая машина, электромагнетизм создали условия для принципиально новой системы образования (12).

Современная педагогика выросла именно из психологии разума, когда в 1631г. Я.А. Коменский в своем труде "Великая дидактика" потребовал “познавать и исследовать реальный мир, причем познавать и исследовать самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах”. Почти одновременно, в 1640г., появляется труд Декарта "Правила для руководства ума", где единственным бесспорным объектом интроспекции объявляется мысль. К 1690 г. широко распространяется динамический принцип Ньютона, доказывающий, что за реальными объектами могут быть признаны физические свойства, доступные опытному познанию и математическому обобщению. Из психологии разума естественно следуют психолого-педагогический труд Д.Локка "Опыты о человеческом разуме" (1689) и ответ на него В.Г.Лейбница "Новые опыты о человеческом разуме" (рукопись датирована 1705 г., издана в 1765г.). Дифференциальное исчисление (1684), интегральное исчисление (1693), исчисление бесконечно малых (1702) Лейбница-Ньютона являются символом могущества психологии разума.

Педагогика продолжала точно и последовательно реализовывать психологию разума, совершенствуя свои методы приблизительно каждые 30 лет. Педагоги “Волны Гельвиция” (р.1715) совершают отход от психологии веры и дрейф к психологии разума. Затем педагогическая “волна Песталоцци” (р.1746) способствует идее развития мышления вопреки механическому накоплению. “Волна Гербарта” (р.1776) разрабатывает новый инструментарий психологической науки, критериями которого стали ясность, система и метод. “Волна Ушинского” (р.1813) добивается того, что наука стоит вне всякой религии, ибо опирается на факты, а не на верования. “Волна Кеттела” (р.1860г.) систематизирует, классифицирует работу разума: люди стали оцениваться с точки зрения способности много и долго помнить, сохранять устойчивое внимание, делать логически верные умозаключения. Времена “волны Макаренко” (р.1888) пришлись на сложный период всеобщей "технологизации" всех наук, когда работали Корнилов (1879), Блонский (1884), Рубинштейн (1889), Выготский (1896), Теплов (1896). Их ровесниками за рубежом были Келлер (1887), Вертгаймер (1880), Коффка (1886), Левин (1890), Торндайк (1874), Уотсон (1878), Келлер (1887), Кречмер (1888). Они довели измерение разума человека до совершенства, а технологию его развития до ремесла. Их трудами мы живем в ауре поклонения разуму так естественно, словно ничего иного не существует. Однако люди, воспитанные по модели “психологии разума”, все более становятся интеллектуальными рабами примитивов. Чего же они не знали? Они не могли поверить, что продукты разума подменят его мнимыми эквивалентами (13).

Сегодня достаточно широко распространяется психология бессознательного, которая до начала 90-х годов была за пределами психологического и педагогического образования в СССР. Поэтому многие и сейчас считают, что “она” пылится в книгах З.Фрейда или ограниченно применяется в медицинских и зрелищных целях. Между тем она вторглась в жизнь каждого из нас как эпидемия, модифицирующая поведение масс людей: современная реклама, средства массовой информации, масс-культура, кино и телевидение, избирательные кампании, политическая пропаганда и агитация - ее производные. Все коммерческое и политическое давление на поведение масс людей целиком строятся на законах и механизмах психологии бессознательного. Иммунитета у населения у нее нет, однако интеллектуалы игнорируют ее коммерческо-политические притязания. Признаком этого служит то, что они презирают политические кампании, не участвуют в выборах, не смотрят шаманствующее ТВ и пр. В результате, они постепенно становятся ее социально-экономическими рабами

Психология бессознательного исторически зарождалась как инструмент различного рода ересей - т.е сомнения в тех областях, где психология разума не все объясняет. Если признаком психологии разума является открытость, то психологии для бессознательного характерно прежде всего "таинство". Скрытые, неявные методы управления, стремление влиять мягко, опосредовано, требуют избегания прямого силового противодействия и, значит, нуждаются в формировании тайных объединений, структур. Первым ересистом считается Валентин, уроженец Александрии (150г.), потом следуют основатель манихейства Мани (240 г.), Арий из Александрии (324 г.), Либерий (360г.), Пелагий (405г.) и другие монофизиты. Позднее, в 300 г. печатаются труды астролога Фирлика Матерна, первого физиогномика Петера фон Альбано (1380 г.). Далее следуют работы алхимика Василиса Валентина (1415 г.), в 1518 г. выходит книга "О магии кристаллов" Альберта Вели, предсказания Парацельса (1536 г.) и Нострадамуса (1575). К сегодняшнему дню часть из этих дисциплин стали общепризнанными науками: психометрия породила экспериментальную психологию, травники - фармакологию и т.д. Она имеет несомненные достижения в виде общепризнанной психотерапии, психометрии и др. (15)

Когда психология разума породила атомную энергетику, генную инженерию, системы компьютерной связи, валютную систему и потеряла контроль над этим беспределом возможностей человека, психология бессознательного взяла на себя лидерство в разрешении неразрешимых проблем общества. Легализации этого направления психологии происходила усилиями гипнотизера Месмер (1760-1815г.г.), первыми демонстрациями в 1813 г. словесного погружения в гипноз аббатом Фариа, в 1848 г. сестры Фокс в США демонстрируют сеансы спиритизма. После 1900 г. широкую поддержку получает психоанализ Фрейда. С 1928 г. в публикациях Фореля осуществляется мощная кампания защиты гипноза как приемлемой лечебной процедуры. В 1939-1957г.г., широко обсуждается психология подсознательного восприятия, открытого Петцлом, Сидисом, Диксоном, Миллером и др. В 1955 г. во Франции снимается запрет Наполеона Бонапарта 1801 года на книги графа де Сада, и на Западе начинается сексуальная революция. Психотерапия превращается в рутинную медицинскую процедуру и около 1980г. становится мощным орудием изменения сознания, например, в варианте Вирджинии Сатир. В рамках подготовки управленческого персонала с 1982 г. в СССР начинается широкая практика применения методов психологического программирования по методикам Бэндлера, Гриндера и др.. После 1985 г. сеансы массового суггестивного воздействия в исполнении Кашпировского транслировались по ТВ на многомиллионные аудитории телезрителей. С 1992 г. начинаются мощная кампания коммерческой и политической рекламы на базе психологии бессознательного во всех средствах массовой информации Росиии. Порождением психологии бессознательного являются пропаганда и реклама в средствах массовой информации, масс культура, избирательные кампании, искусство кино и ТВ.

Психология воли незаметно стала принадлежностью военной и спортивной психологии и почти полностью исчезла из арсенала классической науки и педагогики. Хотя в отсутствии психологии воли у масс людей они являются гарантированными жертвами наркотиков, СПИДа, алкоголизма, необразованности, криминала. Хотя множество людей сегодня продолжают демонстрировать предельные достижения личной храбрости, прыгая с заоблачных высот, погружаясь в пучины океана, спускаясь на лыжах по отвесным кручам, преодолевая в одиночку мировой океан, взлетая в Космос и терпя там невыносимые страдания ради науки. Но в то же время масса людей отказывается от малейших усилий для того, чтобы утром приступить к труду, отказаться от роковых наслаждений, заставить себя вдуматься в нерешенный вопрос, представить себе перспективу собственной жизни.

Забвение психологии воли, как самостоятельного направления, сравнимого с психологией разума, ошибочно. Важность психологии воли для человека определяется тем, что без нее невозможно применение принуждения и самопринуждения: самоконтроля, саморегуляции, самоуправления, самовоспитания. Все, что “Само” - это воля. “Само” - это психическое усилие, которое связывает воедино мотив и действие человека. Это усилие может быть применено к собственному поступку, а может быть использовано для формирования поступков других людей. Без волевого усилия не совершается ни один поступок, ни выполняется ни одно действие, не реализуется никакая деятельность. Любой успех непременно имеет в своей основе огромный ресурс волевых усилий для преодоления внешних и внутренних препятствий. Обладание высокими волевыми качествами - залог успеха любого и каждого.

Все натуральное поведение человека строится на психологии смелости, решительности, выносливости. Волевые люди, независимо от иных их достоинств, высоко ценятся и до ныне, особенно в спорте, в военном деле, в экстремальных видах человеческой деятельности. Безвольные в подобной среде презираются, отвергаются, даже уничтожаются. Психология воли трудно поддается лабораторному экспериментированию, наблюдению, описанию. Исследователи и творцы психологии воли после себя склонны оставлять факты сражений, побед и очень мало аналитических материалов. Средоточием науки о воли являются вооруженные силы, правохранительные органы, спецслужбы, овеянные романтикой прямого противоборства, физического и морального подавления оппонентов. Дар достигать результата ценой непосредственного и чрезвычайного усилия не так часто встречается. Хотя никакой успех в жизни не приходит к безвольному человеку.

Но вот психология веры давно и полностью изъята из психологического образования и воспитания, а массы людей оказались лишены мощнейшего инструмента психологической поддержки. Психология веры опирается на психологические механизмы убеждения, которое широко применялась со времен богословских споров. Человек, обладающий верой в “нечто” психологически чрезвычайно силен. Этим “нечто” может быть вера в Бога или в свою Родину, в свою семью или в свои способности, в свою судьбу или в свое предназначение. Верить во все сразу или хотя бы во что либо отдельное - обязательное и непременное условие жизнеспособности человека. Психология веры - позвоночник всей структуры психики человека.

Психология веры формировалась в процессе богословских дискуссий, которые были, по существу, спорами о том, чем руководствоваться человеку в поисках своего места в жизни. Согласно христианству, “Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом” (Евр.11.1.). Человек успешно противостоит тяготам жизни только отождествляя себя с родом человеческим, с конкретным народом, государством, местностью, профессией, с членами своего коллектива и семьи. Сам факт отождествления - уже факт веры, дающей ему душевные силы. Булгаков С.Н. писал, что то, во что можно верить, нельзя знать - оно выходит за пределы знания, а в то, что можно знать, нельзя и не должно верить. Кто верит в таблицу умножения, или Пифагорову теорему? Ее знают. По мнению Соловьева В.С., кто не верит, например, в бытие и познаваемость истины и не принимает достоверности первых оснований разумного мышления, тот, конечно, ничего не сделает для науки. Е.Н.Трубецкой утверждает, что, вера, - как уверенность, присуща всякому человеку независимо от его убеждений, и не от его свободы зависит, верить или не верить в бытие внешнего мира и собственное существование. Суть веры заключается по его словам в том, что если искания нашей немощной мысли не увенчались успехом, мы должны быть непоколебимо уверены, что ответ есть. Вера разрешает загадки, которые ставят в тупик теоретический ум. Понимание веры как способа изжития противоречий наиболее кратко воплощено в августиновском изречении "верую, чтобы понимать" (credo ut intelligam) (16).

Одним из наиболее ярких создателей психологии веры был Афанасий Александрийский, чья судьба связана с "Новым заветом" Библии (393г.). Он говорил о необходимости различения истины, которая кажется истиной в глазах человеческого мнения, и настоящей истины, которая является таковой благодаря человеческой вере. Другой теоретик психологии веры, Августин Блаженный, утверждал, что начало зла в душе - своеволие. Воля, свободная в своем решении, является причиной того, что человек творит зло. Психология веры самым существенным образом определяет общественно-политическую и личную жизнь людей. Следствием борьбы вокруг веры стал раскол христианства (343г.) и объявление взаимной анафемы Римской католической и Византийской православной церкви (послание Гумберта, 1054г.). Классиком психологии веры является Мартин Лютер, положивших начало движению протестантов (1517г.). Вера обусловила появление в 1520 г. секты менонитов в Саксонии, из-за веры в 1532 г. происходит разрыв Англии с Римом и начинается движение англикан. Вера заставляет в 1592 г. признать кальвинизм государственным исповеданием в Шотландии, дает начало движению пуритан.

Борьба вокруг веры никогда не прекращалась: ее не остановил во Франции Нантский эдикт (1598г.), в России она не закончилась вместе с окончание Смутного времени 1602-1612г.г. Вера побудила заявить о себе баптистов в Англии в 1639 г., квакеров Г.Фокса в Америке в 1647 г. Кардинал Ришелье вел долгую борьбу с Корнелием Янсением, который основал во Франции движение янсенистов в 1637 г. и верил, что человеческая порода порочна, отрицал свободу воли, защищал идею предопределения. Имена Монтескье, Вольтера, д"Аржансона, Дидро, Гольбаха, Гельвеция, Руссо, Мабли, Рейналя, Кондорсе, Мирабо, Сьейса, д"Антрега, Лафайета, Камилла, Демулена - имена идеологов Великой Французской революции, а это имена создателей новой веры для множества своих современников. В рамках борьбы вокруг веры в 1865г. опубликован "Силлабус" папы Пия 1Х: отлучение от церкви повинных в симпатии к пантеизму, натурализму, рационализму, либерализму, протестантизму, социализму. Тем не менее, имена Канта, Фейербаха, Гегеля, Маркса, Энгельса, Ленина, Мао-Цзедуна, Гитлера, Сталина стали не просто известны, но созданная ими вера увлекла многие миллионы людей, перекроила карты мира, переселила народы, перераспределила власть и ресурсы. В 70-х годах появились имена новых идеологов волны психологии веры: Тоффера, Нэйсбита, Ферраротти, Маркузе, заложивших основы веры нового информационного общества. Порождением психологии веры являются не только классические религии, но и политические, общественные организации, партии, корпорации и т.п.

Существует множество теорий личности, но главное в них то, что человек, лишенный веры во что либо, личностью быть не может. Личность – это человек готовый пожертвовать чем угодно, вплоть до собственной жизни за то, во что он верит. Личность – это человек исключительной силы, но не физической, не силы здоровья, оружия, должности, богатства, а силы его веры в нечто, позволяющее ему преодолевать непреодолимое для других, хотя имеющих все богатства мира. Только про человека, имеющего веру, говорят, что этот человек – личность. Личность предъявляется в реальном поведении: в поединке с оружием в руках, в ученом споре на костре, в покорении недостижимых глубин, высот, пространств. Носителями непоколебимой веры, питающей силу их личности, были Ян Гус, Коперник, Д.Левингстон, Магеллан, Д.И.Менделеев, А.Суворов и др. Влияние веры столь сильно, что за нее идут на эшафот. Выдающиеся личности, типа Джордано Бруно, сознательно погибли на кострах за веру в научное прозрение, личности типа Магеллана преодолели океаны за веру в истинность своего знания. Веру нельзя купить, присвоить, придумать - она сама овладевает человеком и управляет им вплоть до полного самоотречения.

Вера играет роль «каркаса», опоры, «скелета» личности, как скелет человек удерживает его в вертикальном положении. Не верящий ни в черта, ни в Бога человек ни при каких «социальных одеждах», не является личностью – он ее имитирует. Составляющие личности: направленность, сила характера, овладение своим темпераментом, реализация способностей - это воплощение веры человека и ее силы. Именно вера, стоящая за проявлениями яркой личности, вызывает доверие к человеку, позитивно характеризует его устойчивость и надежность. Вера проявляется в ценностях, привлекающих к человеку других людей, как к огню в черной ночи. Если у человека нет таких привлекающих к нему и спасающих других ценностей, значит он не имеет веры в нечто чрезвычайное, и значит он не является личностью.

Приходится считаться с тем, что научно-техническая революция сняла проблему прямого контакта с физической средой для многих людей - они контактируют с обществом через посредство технических, информационных, обслуживающих систем. И это сняло проблему подтверждения требуемых качеств личности - достаточно представить вторичные признаки веры (личности) в одежде, манере держаться, форме высказываний и пр. Это и положило начало перенесению лицедейства из театра в общественную жизнь. Предъявляются признаки веры в форме “документов”, “аттестатов” вместо реальных поступков служения этой вере: вере в моральные ценности, в могущество научного знания, в возможность совершенствования человека и общества. Появилась теория имиджа и практика имиджмейкеров, в просторечии именуемых «мордоделами».

В психологии лицедейство приобрело форму всевозможных тренингов (СПТ, НЛП), которому начали учить, как ранее учили чувствовать, видеть, думать, понимать, действовать, терпеть. Вместо развития первичных натуральных качеств в тяжелом личном труде и экстремальных испытаниях методами различных тренингов учат изображать вторичные качества личности и признаки веры в те или иные ценности. Большой проблемой для современной политической жизни стали имиджмейкерство, политический маркетинг, избирательные технологии, которые являются технологией имитации личности.

Все это основательно запутало политические системы управления обществом.

События 11 сентября в Нью-Йорке взорвали политкорректность, и в СМИ хлынули лавины высказываний, которые действительно представляют опасность для человечества из-за их эмоциональности, ненаучности, фантазий относительно религиозных и национальных корней происшедшего. В действительности корни этих и других предстоящих событий много глубже и фундаментальнее, чем надуманные псевдоидеологические отношения. По сути, началась расплата за полстолетия «комфорта неведения» после окончании Великой Отечественной войны, когда самой страшной опасностью для мира были объявлены идеологические разногласия капитализма и социализма. Конечно это было не так – в глубинах психики человека таятся куда большие опасности, чем споры относительно прибавочной стоимости.

Сегодня очевидно, что психологическая наука по ряду исторических причин (комфорт неведения) активно разрабатывала только одно из четырех направлений, определяющих поведение человека. Это направление Дж. Локк, В.Г. Лейбниц и др. именовали психологией разума. Психология разума и обеспечила научно-техническую революцию, которая по мысли идеологов индустриальной цивилизации должна была подавить или минимизировать другие мотивы поведения людей. Три других направления были ограничено известны (психология бессознательного), или ограниченно использовались (психология воли), или полностью подавлялись (психология веры). Однако, человек в борьбе за существование является “многоборцем” - эффективное поведение, достойное человека, возможно лишь при наличии и разума, и веры, и воли. Психология веры оказалась тем вулканом, который был за пределами разрешенного для науки, а сегодня начал сотрясать мировую политику. Система власти в мире, во всех странах, становится все менее и менее эффективной, потому что учитывает только часть мотивов поведения человека. Именно поэтому все чаще всплывает упоминание «нового мирового порядка», который должен перейти границу незнаемого.

Психологическая наука, как и любая иная, периодически дополняется новыми направлениями своего развития. В этом дополнении нет ничего чрезвычайного и представляется рутиной научной жизни. Дополнение происходит, скорее всего потому, что новая реальность не может понята с помощью имеющегося научного аппарата. Так в свое время для объяснение новой реальности появился психоанализ (Фрейд З. Толкование сновидений. 1900.), бихевиоризм (Уотсон Дж. Психология, как ее видит бихевиорист. 1913.), гештальт-психология (Келер В. Физические гештальты в покое и станционарном состоянии. 1920.), системный подход Б.Г.Ананьева («Человек как предмет познания», 1968) и В.А.Ганзена («Системное описания в психологии», 1974) и т.д.

К сожалению, у нас недостаточно опыта анализа и обсуждения психологии веры. Начинать этот процесс, тем не менее, придется, потому что «комфортный период неведения» в истории человечества закончился с окончанием первого этапа глобализации. Страсть к «комфорту неведения» привела к тому, что очнувшись в ХХ! веке от покоя, многие страны и народы узнали «от глобализации», что все в мире поменялось: вчерашние изгои – уже не изгои, недавние великие державы – уже не великие державы, бедные стали богатыми, а богатые бедными, самые многочисленные уже самые малочисленные, самые умелые вынуждены покупать самое необходимое у тех, кого они учили грамоте, что успех приносит не оружие, а психологическая сила народа, что надо кормить тех, кто сам недавно кормил полмира. Человечество стоит перед двумя фактами: изменилась расстановка сил на планете, и произошла она по причинам, о которых науку «просили помолчать». Теперь уже не найти былого комфорта, замыкаясь в своих государственных границах, и приходится отвечать на планетарные вопросы, которые десятки лет замалчивались. Главный из них – психология веры, которая снова становится источником непреодолимых противоречий стран и народов из-за того, что мы очень мало о ней знаем.

 

Литература

 

1. Петровский А.В. История советской психологии. М., 1967, с. 55.

2. Петровский А.В. Указ. соч. с.120.

3. Локк Дж. Опыты о человеческом разуме. Спб, 1995, с.

4. Лейбниц В.Г. Новые опыты о человеческом разуме. Л., 1939.

5. Петровский А.В. Указ. соч. с.54.

6. Рубинштейн С.Л. Человек и мир., М., 1997.

7. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Под ред. А.А. Бодалева.

Москва-Воронеж, 1996. с. 374.

8. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Под ред. А.А. Бодалева.

Москва-Воронеж, 1996. с. 374.

9. Крылов А.А., Юрьев А.И. Человек и техника: психологический аспект.

// В кн. Человек, наука. производство. Перспективы развития. Ред. Рогов И.М., Ч.1.

СПб., 1992., С.18-32.

10. Ананьев Б.Г. Очерки психологии. Л., 1945, с. 160.

11. Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. Л., 1974, с. 169-172.

12. Юрьев А.И. Системное описание политической психологии. СПб., 1997, с. .49-52.

13. Юрьев А.И. Указ. соч. с. 52-54.

14. Юрьев А.И. Введение в политическую психологию. СПб., 1992, с. 100-111.

15. Юрьев А.И. Системное описание политической психологии. СПб., 1997, с. 43-46.

16. Юрьев А.И. Указ. соч., с. 46-49.

17. Московичи С. Машина, творящая богов. М., 1998, с. 363-420.

18. Московичи С. Указ. соч. с. 365.