Смысл существования политического человека - целеобразование Печать

Смысл существования политического человека - целеобразование.

Психолого-политические состояния имеют вполне конкретный и ественный смысл - они вынуждают человека предпринимать некоторые обязательные действия, без которых его жизнь невозможна. Как боль является сигналом неблагополучия в источнике боли, так психолого-политические состояния вполне определенно и точно дают понять человеку откуда исходит опасность или успех. Аналогичным образом давление того или иного психолого-политического состояния вынуждает человека отвлечься от самых интересных и насущных забот для того, чтобы снять проблему этого давления решением вопроса о цели: своей жизни, деятельности, поведения, труда. Формулирование цели - чрезвычайно трудоемкая и информационноемкая процедура, от которой поэтому с облегчением добровольно отказываются многие люди. Но расплата от формулирования цели неизбежна и чрезвычайна - общество в целом и люди в отдельности начинают гибнуть в хасое бестолковых, беспорядочных, опасных, гибельных поступков. Самый трудоемкий и самый ценный продукт политики - правильно, четко, конкретно сформулированная цель для всех и для каждого. Никто, кроме человека политического, характеризуемого сильными психолого-политическими состояниями, не может, не хочет, не умеет и не в состоянии выполнить эту работу.

Проблема цели, как осознанного образа предвосхищаемого будущего конкретнго Человека или всего Человечества, относится к числу вечных проблем психологии политики. Современный вариант цивилизации является практической реализацией только одного из теоретических проектов политики, который основывается на целеобразовании. Проектов развития человечества было и есть много. Из них сегодня доминирует один: европейский, христианский, протестестантский. Другие или забыты, или отступили, или ведут борьбу с действующим проектом. Этот проект, как любой иной, может быть и рискованным, и ошибочным, и неудачным. Он требует огромного труда и, может быть, жертв. Пока Человечество движется в неведомое Будущее с вероятными экологическими катастрофами, перенаселенностью, истощением ресурсов и т.п.

Поэтому целеобразование, ключ Политики к замку Власти, лежит в основе высших управленческих полномочий, ускоряющих одни тенденции в цивилизации и задерживающих другие, изменяющих направление развития человечества, приносящих в жертву целые государства и народы, трансформирующих облик Земли и Человека. Ни одна другая отрасль деятельности и знания, кроме политики, не занимается решением подобных задач, и не в состоянии ими заняться, если даже попытается это сделать. Целеобразование представляет собой сложное явление и состоит из: а) целеполагания, базирующегося на информационно-познавательных процессах общества, переосмысливающего адекватность состояния общества, б) целенаправленности - проявляющейся в характере политических партий, выбирающих направление развития общества, в) целеустремленности - опирающейся на волевые качества лидеров и народов, побуждающих к политическим переменам, г) целесообразности - зависимой от реальных психосоматических возможностей людей достигать поставленную цель (См. Рис.4.1.-4.4.).


4.1. Психология целеполагания в политике.

История человеческого общества показывает, что есть вечные спорные общественные проблемы (например, труда, войны, абортов, гомосексуализма, каннибализма, алкоголизма, смертной казни, религии и т.д.). Этот список постоянно пополняется новыми проблемами, вроде генной инженерии, пересадки органов и тканей человека, применения оружия массового поражения и т.п. Часть из этих проблем, казалось бы были решены, но вдруг в политике нечто происходит, и старые бесспорные решения признаются неверными и вопрос вновь оказывается открытым.

Для выяснения смысла целеполагания надо представить себе, что все множество политических понятий (явлений) это - материки, острова, города, расположенные на некотором подобии географической карты. Причем каждое из них занимает на “карте политики” свое, постоянное место и имеет свои постоянные отношения с другими понятиями. Например, “радикализм” и “консерватизм”, “либерализм” и “монархизм” имеют неизменное положение и неизменные психолого-политические свойства. Например: коммунизм таким образом расположен и удален относительно капитализма, христианство относительно язычества и т.д. Как каждый город, остров имеют свою историю, свои географические особенности, свои пути сообщения с другими городами и странами, так и политические понятия имеют свою историю, свои свойства, свои связи с другими политическими понятиями. Как и в географии, в политике постоянно открываются и осваиваются новые территории, или открываются новые свойства давно известных территорий, или осваиваются новые связи между этими территориями. Как на давно заброшенном острове открывают урановые месторождения, так в монархизме можно открыть совершенно новые возможности и ценность для общества.

Главной проблемой политики является то, что политический человек всегда знает недостаточно, или неточно о той политической территории, на которой живет. По незнанию или по лени, он часто считает ресурсы этой точки исчерпанными. Тогда начинается политический кризис. И тогда он пускается в дальний путь, на поиски новой земли обетованной, где власть представляется в виде райских садов. Он “уплывает” из монархизма в социализм и т.п. Правда, уплывая, он как Васко да Гама, или Магеллан, или Колумб очень неопределенно знает, что лежит за морем, каков туда маршрут, хватит ли у него запасов воды и пр. Как Колумб пользовался картой Пири Рейса, так Ленин пользовался “картой” Маркса. Правда с помощью науки он может обнаружить новые возможности и ресурсы на “территории своего обитания”, как это сделал капитализм, открывший научно-техническую революцию. В любом случае политические реформы сопровождаются крушениями, жертвами, бунтами и пр. Знать в политике - это иметь карту целеобразования.

Смысл целеполагания заключается в том, чтобы с математически научной точностью определить 1) место на политической карте, где находится данное общество (господствующие психолого-политические состояния), 2) все свойства, особенности, параметры этого места, как политического режима (системы власти, возбуждающие эти состояния), 3) все иные психолого-политические точки, которые могут стать местами “переселения”, если они обладают приемлемыми свойствами, 4) направление возможного движения из имеющейся политической точки и удаленность желаемой политической точки, 5) наличие необходимых ресурсов и достаточность времени для перемещения из психолого-политического состояния Х0Y0 в желаемое психолого-политическое состояние Х2Y2.

Ответственность политики как науки заключается в том, что она располагает общей картой психолого-политических состояний и точно указывает местонахождение имеющегося состояния - она “полагает цель”. Графически это можно представить в виде некоторого пространства-карты психолого-политических состояний, на которой точка начала координат Х0Y0 соотвествует местонахождению нашего изучаемого и неудовлетворенного своим состоянием общества. Целеполагание позволяет предположить по итогам изучения расположения иных состояний - где находится наиболее предпочтительное состояние Х2Y2, и в каком направлении надо к нему двигаться. (см.рис.4.1.)



Психология целеполагания как результат определения местонахождения точки начала координат Х0Y0 и определения месторасположения и направления к нему искомого психолого-политического состояния

Рис. 4.1. Психология целеполагания как результат определения местонахождения точки начала координат Х0Y0 и определения месторасположения и направления к нему искомого психолого-политического состояния Х1Y1.


Психолого-политическое состояние политического человека, конечно, параллельно состоянию человека и общества научно характеризуемого и медициной, и экономикой, и юриспруденцией и т.д.и не имеет до принятия решения политического содержания. Но точка F становится политической с того момента, когда политика выбирает на плоскости новое начало осей координат (В), и одни и те же факты приобретают совершенно новую интерпретацию, смысл и значение - такие, которые приводят к революциям, мятежам, переворотам.

Каждая точка плоскости координат - это одно из психолого-политических состояний, которое оценивается как: а) психическое состояние людей, зависящее от состояния их здоровья и окружающей среды (состояние индивида), б) психическое состояние людей, определяемое соотношеним их трудовых усилий и потребления (состояние субъекта), в) психическое состояние людей, вызываемое этническими, социальными, экономическими, правовыми отношениями (состояние личности), г) психические состояния людей, обусловленные объемом и объективностью их знания, понимания, объяснения собственного поведения и окружающей действительности (состояние индивидуальности).

Попытки создать "карты" психолого-политических состояний общества, сравнимые по точности и полноте с географическими, предпринимали выдающиеся авторы политических теорий: Антифон, Сократ, Платон, Аристотель, Гоббс, Локк, Кант, Гегель, Маркс, Руссо, Макиавелли, Тард, Ломброзо, Бехтерев и др. В наше время разработано более полусотни футурологических исследований состояния той точки, в которой находится человечество сегодня. Так Римскому клубу были представлены доклады "Человечество у поворотного пункта" (М.Месарович, Т.Пестель. США,ФРГ, 1974), "Модели миропорядка" (С.Мендловиц. США. 1970-1987). Адаптации человека к стремительным изменениям в мире посвящен доклад Римскому клубу "Нет пределов обучению" (Д.Боткин, М.Эльманджра, М.Малица. США, Марокко, Румыния. 1979). Фундаментальная работа над полнотой и достоверностью картины мира лежит в основании футурологии и политического целеполагания.

Значение политики заключается в том, что именно она и только она определяет точку начала координат Х=0,У=0 в пространстве психолого-политических состояний. Целеполагание не вырастает на пустом месте по воле и произволу одного, даже выдающегося человека. Оно всегда является вынужденным действием, обусловленным объективными причинами. К числу таких причин относятся проблемы в цепи гелиоценоза, геоценоза, биоценоза, психоценоза, политоценоза, техноценоза, консоценоза и культуроценоза.


4.2. Психология целенаправленности в политике.

Каждое понятие - это вечная проблема, которое словно остров или материк занимает свое постоянное место на пространстве “карты” психолого-политических состояний человека и относительно друг друга положения не изменяют. На своих местах они переживают человеческие поколения, политические режимы, цивилизации. Но их роль, место, значение в жизни общества постоянно подвергается переосмыслению и переоценке. Они то пустеют, то их заселяют вновь, они то играют роль порта, то на них открывают рудники. Так и каждое явление вновь и вновь возвращается в оборот в новом качестве, с новыми оценками, В зависимости от политической тенденции изменяется отношение к ним общества: от восхищения до ненависти, от культа до уничтожения.

Изменение отношения происходит за счет политического целеполагания - переноса начала осей координат политики (Х=0,У=0) из точки А, например, в точку В на пространстве всех возможных состояний человека. Тогда событие в точке F (гомосексуализм, к примеру), которое находилось в зоне отрицательных значений Х и У, оказывается в зоне... положительных значений Х и У и т.д. и т.п.! Так политика внезапно изменяет смысл и значение общеизвестных фактов, событий, явлений нашей жизни на новый, часто - противоположный (См.рис.5.1.).

Равенство, Братство, Справедливость то вызывают восторг, то подвергаются сомнению и критике за счет переноса политиками начала осей координат целеообразования. Если целеполагание оценивает психолого-политическое состояние общества, как неудовлетворительное, то тем самым дает импульс для перехода в другое состояние, более адекватное времени и возможностям общества. Т.е. для “ухода” из точки F в другую точку, скажем G или W и т.д. (См.рис.4.2.).


Психология целенапраправленности как результат выбора направления перемещения общества


Рис. 4.2. Психология целенапраправленности как результат выбора направления перемещения общества из психолого-политического состояния (В) в психолого-политическое состояние (С).


Целеполагание дает начало психологии целенаправленности - выбору направления развития общества, перехода из неудовлетворительного психолого-политического состояния в состояние удовлетворительное.

Целенаправленность рисует образ желаемого будущего, к которому устремляются мечты народов, ради которого совершаются поступки политических лидеров. Концепция будущего - причина яростных политических споров, вооруженных конфликтов, покушений, правительственных переворотов. Тайна будущего - содержание всех идеологических учений, существо взаимной интеллектуальной экспансии в средствах массовой информации. "Конструкторы будущего" подготавливают решение судеб множества людей. Например, много лет скрупулезно анализируются возможные направления развития нашей цивилизации. Некоторые из результатов опубликованы, как доклады Римскому клубу: "Цели для человечества" (Э.Ласло. США. 1977), "Дороги, ведущие в будущее" (Б.Гаврилишин. Швейцария. 1980), "Проект "Реализуя возможное: позитивный путеводитель в будущее" (Д.Ричардсон. США.1982). Такого рода исследования теоретически рассчитывают точку нового, более совершенного состояния общества.

Состояние здесь - это результат социальных, экономических, правовых, культурных отношений между людьми, необходимых для достаточного производства и приемлемого уровня потребления. Целенаправленность организует сознание, волю, эмоции масс людей, принужденных выбирать между религиями, идеологиями и т.п. В качества инструмента организации сознания и поведения целеустремленных масс выступает система психолого-политических состояний, возникающих как реакция на качество имеющегося жизненного пространства: а) информационного, б) физического, в) правового, г) экономического. Масштабность этой реакции обрисовывает Л.Н.Гумилев, указывавший на динамичность географической среды, смену климатических условий и взрывы этногенеза: ”В момент взрыва, образно говоря, дорога меняет направление, тернии усыхают, на камнях появляется гумусный слой, и условия для произрастания семян становятся иными. Вот поэтому и разделились исповедания веры, причем разделение вело либо к полному обособлению - ислам, либо к нарушениям догматики - ереси, либо к церковным расколам".


4.3. Психология целеустремленности в политике.

В отечественной психологии целеобразование понимается, как процесс порождения новых целей в деятельности человека. В соответствии с принятой терминологией целеобразование зависит от мотивации деятельности, эмоций и др. Р.Акофф и Ф.Эмери (1974) считают что объект действует целеустремленно, если он продолжает преследовать одну и ту же цель, изменяя свое поведение при изменении внешних условий. Такое упорство с точки зрения политики предполагает наличие достаточных ресурсов: 1) сырьевых, 2) энергетических, 3) финансовых, 4) технологических, 5) информационных, 6) организационных, 7) интеллектуальных, 8)человеческих. Возможности общества “преследовать одну и ту же цель” анализируются в фундаментальных исследованиях ресурсов. Известны доклады Римскому клубу "За пределами расточительства" (Д.Габор, У.Коломбо. США, 1976), "Энергия: обратный счет" (Т.Монбриаль. США,ФРГ,1978), в Голландии подготовлено заключение по "Проблеме удвоения населения" (Г.Линеман. 1975). В докладе В.Леонтьева для ООН "Будущее мировой экономики" излагается 8 сценариев ее развития. Но все эти виды ресурсов, тщательно измеряемые в футурологических прогнозах, являются вторичными по отношению к главному ресурсу политики, ради которого они изыскиваются, добываются, покупаются, завоевываются - 8) человеческому ресурсу.

Проблема целеустремленности заключается в том, что для достижения целей политики общество настойчиво овладевало, например, энергией: начиная с теории света до пороха, от паровой машины, электрического тока до динамита, от открытия рентгеновских лучей, радиоактивности, расщепления атома до атомной и водородной бомбы.

Эти и иные достижения политики в "преобразовании" взрывом, давлением, сожжением окружающей среды и людей политика освоила и применила в ходе многочисленных войн. Из века в век конфликтные политические ситуации из-за дефицитного сырья, рынков сбыта, перенаселенности и миграций населения решаются не за счет достижений наук о поведении человека: этики, философии, психологии, а методами физики, химии, математики, т.е. физического подавления и уничтожения.


Психология целеустремленности как результат использования имеющихся ресурсов общества для достижения психолого-политического состояния


Рис. 4.3. Психология целеустремленности как результат использования имеющихся ресурсов общества для достижения психолого-политического состояния С.



Достаточной целеустремленности не наблюдалось в исследованиях политической психологии человека. Если не брать в расчет методов манипуляции сознанием человека извне за счет средств массовой информации, развития психофармакологии и т.п. Достижения в области психологии развития общества за счет внутренних ресурсов человека (его интеллектуальной, волевой, эмоциональной, нравственной сферы) несравненно малы рядом с достижениями физики, химии, биологии по преобразованию материального мира. Между тем движущей силой политической целеустремленности является человеческий ресурс, его психологические параметры - он будет главной надеждой и опорой политики на рубеже Информационного века. Политическая психология ответственна за решение задачи по возвышению человека в критические периоды истории общества.


4.4. Психология целесообразности в политике.

Конец ХХ столетия знаменуется трудной переоценкой реальности достижения целей современной цивилизации. Не все политические проекты признаются правильными и бесспорными. Некоторые проекты оказались неосуществленными из-за своей нецелесообразности, хотя были обеспечены исследованиями на целеполагание, целенаправленность и целеустремленность. Разработки проектов реформ "нового мирового порядка" были представлены Римскому клубу в исследованиях "Пересмотр международного порядка" (Я.Тинберген, А.Долман. Голландия-США. 1976,1981), "Семь сценариев завтрашнего дня" называется доклад специалистов Станфордского университета США (П.Хоукен, Д.Огилви, П.Шварц. 1982).

Целесообразно то, для осуществления чего хватает времени. Например, никто не пытается сегодня предпринимать межпланетный полет к звезде Альфа Центавра потому, что даже с недостижимой сегодня скоростью 3000 км/сек, он длился бы 4260 лет. Нечто подобное происходит в политической жизни: проекты реформирования общества должны быть соотнесены со временем, которым располагают реформаторы.


Психология целесообразности как результат использования обществом реального времени для достижения психолого-психологического состояния


Рис. 4.4. Психология целесообразности как результат использования обществом реального времени для достижения психолого-психологического состояния С.


Среди проблем политики одни из главных - а) проблема времени, которое история отпускает для ее осуществления и б) проблема времени жизни отдельного человека и целых народов в процессе реформ. На противоречия между временем физики (политическим) и биологии (психологическим) указывал автор концепции хронотопа А.А.Ухтомский. Структуру биологического и психологического времени объясняет совокупность трех его модусов - последовательности, сосуществования и устойчивости. "Последовательность времени" дает представление о линейном порядке течения процессов как бесконечной "стрелы времени", устремленной из прошлого в будущее. "Сосуществование времени" - это набор событий в жизни конкретного человека или общества происходящих одновременно. "Устойчивость времени" представляют как продуктивность каждого мгновения, его значимость в общем балансе времени. Если считать, что последовательность это “длина", сосуществование - "ширина", то устойчивость - это "высота" времени. Гюйо писал, что время закрыло бы к себе доступ существу, которое ничего не желало бы, ни к чему не стремилось бы. Будущее есть не то, что идет к нам, но то, к чему мы идем. Психологически люди более всего сражаются за время: за длительность своей жизни (последовательность времени), за оптимальную заполненность времени своей жизни событиями (сосуществование времени), за то, чтобы события, заполняюшие время их жизни, представляли для них мотивационную ценность (устойчивость времени). Политика, неспособная заполнить время жизни людей, обречена на отрицание. Но и политика, не умещающая свои действия во время жизни людей, также теряет поддержку.

Формирование политики без карты психолого-политических состояний так же нереально, как освоение новых территорий без карт географических. Но и этого было бы недостаточно, если бы мореплаватели не знали, куда, с какой целью и с какими возможностями они отплывают. Анализ уставов многочисленных политических партий России показывает, что они не являются политическими в буквальном смысле слова из-за отсутствия в них четкого целеобразования. Вся система целеобразования: 1) целеполагание, 2) целенаправленность, 3) целеустремленность, 4) целесообразность не является данью формализму, а условием точного расчета на осуществимость-неосуществимость. Она следует из политической психологии общества, той, какой она является сегодня (Х1,У1), и той, какой ее хотят видеть завтра (Х2,У2). Если психолого-политическое целеобразование не проектируется, то политика, дрейфующая без цели и карты случайным образом может попасть в районы с такими психолого-политическими состояниями, которые в очередной раз “пожрут” своих создателей. Полезно заметить, что периодам политической беспомощности сопутствует примитивная фантастическая литература или полное отсутствие такой, как и интереса к ней. Между тем, это начало открытий, которые ждут политических психологов.