Классификация политических партий России по видам их политической аргументации Печать

Классификация политических партий России по видам их политической аргументации.

Посвящается Владимиру Александровичу Ганзену.


Автор настоящей статьи приступил к исследованию темы классификации политических партий в 1984 году. В ее основу сразу были положены психолого-политические основания, что отличает ее от традиционных классификаций. Работа довольно легко шла до октябрьских событий в Москве в 1993 году. До этого момента лидеры всех политических партий - от самых левых до самых правых были доступны для контактов, четко формулировали свои взгляды, публиковали программные документы. Штурм Белого Дома резко изменил ситуацию. Автор на себе ощутил ожесточение людей, взглядов, отношений. Изучать политику и политическую аргументацию стало трудно и даже опасно. Политические формирования стали недоступны для науки: появилась охрана, откровенность сменилась подозрительностью. Политика и политики замкнулись в скорлупу собственных маленьких «разведок», «служб безопасности», групп «силового давления». Процесс получения научных данных о политиках и политике стал сопровождаться угрозами в адрес исследователей. И не только угрозами. На автора этой статьи 29 апреля 1996 года было совершено покушение.

Во избежание домыслов автор просит потенциальных читателей поверить, что настоящая статья является продуктом университетской науки, а не порождением «разведки» тех или иных политических сил. Статья не предназначена для того, чтобы какую либо политическую группу скомпрометировать, а другую возвысить. Она содержит лишь научную систематизацию того, что «партии» сами сказали, опубликовали во время избирательной кампании 1995 года в Государственную Думу РФ. Статья подготовлена в интересах развития партийного строительства в России.

Основное содержание статьи посвящено методологии анализа партийных документов. Автор хотел показать один из вариантов того, как осуществляется научный анализ политических текстов. Автор хотел бы, чтобы при создании программ, платформ, докладов лидеров партий, они проходили куда более основательную экспертизу, нежели это делается сейчас. Тогда партии займут в классификации то место, на которое они хотели бы рассчитывать.

Заранее благодарен тем, кто прочитает статью, и приношу извинения у тех, кому статья покажется чрезмерно сложной.

 

Что понималась под политикой?

Исследование, естественно, требовало четкого определения политики и политических партий. У автора была альтернатива: или 1) выбрать среди известных определений наиболее правдоподобное, или 2) предложить психолого-политическое определение политики и партий, если уж вся работа выполнена в рамках политической психологии.

Первая альтернатива интересна для читателя, поскольку она дает богатейшую пищу для размышлений. Тем более, что определением этих важнейших понятий занимались Аристотель, Александр Македонский, Цезарь, Макиавелли, Ришелье, Наполеон, Бисмарк, Фридрих11, Горчаков А.М., Столыпин П.А., Ульянов В.И., Сталин И.В. и многие, многие другие. Огромное количество выдающихся людей, разделенных временем, идеологией, национальностью, враждой, тем не менее были объединены стремлением разгадать тайну политики и партий. Именно в ней на протяжении веков искали и ищут ныне решение узловых проблем человечества. Для сокращения объема статьи ограничусь приведением примеров определений, которые рассматривались автором, как базовые, в форме таблиц.

Интерес представляет различие в смыслах, который вкладывают в понятия политики исследователи на Западе (табл.1.2.) и в СССР-России (табл.1.1.).


Таблица 1.1.

Некоторые определения "политики", встречающиеся в отечественной литературе.


Ожегов С.И.: 1. Политика - деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность общественных классов, партий и др. классовых организаций, общественных группировок, определяемая их интересами и целями.2. Вопросы и события общественной, государственной жизни. 3. Образ действий, направленный на достижение чего-н. определяющих отношения с людьми (разг).
Резолюция !Х съезда РКП(б): Политика - общественная деятельность, направленная на защиту классовых интересов, на завоевание, сохранение и укрепление государственной власти того или иного класса или на создание благоприятных условий для его борьбы за власть в государстве; политика есть «самое концентрированное выражение экономики и ее обобщение и завершение».
Ленинский сборник ХХ!, с.14.: Политика - участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства.
Мальцев В.А.: Политика есть прежде всего миротворчество, искусство возможного, создание разумных балансов между общественными движущими силами и социальными интересами.
Ильин В.В., Панарин А.С.: Политика - компонент общественного сознания, которое, если брать его синкретически, есть мыслительная сфера, представляющая духовное воссоздание социальных проявлений.

Гаджиев К.С.: Политика - наиболее отчетливо видимая на поверхности явлений сторона общественной жизни, но эта видимость обманчива, так как скрывает множество менее ощутимых факторов и процессов, относящихся к другим подсистемам, но оказывающих определенное воздействие на политическую сферу.

Пугачев В.П.: Политика - деятельность социальных групп и индивидов по артикуляции (осознанию и представлению) своих противоречивых коллективных интересов , выработке обязательных для всего общества решений, осуществляемых с помощью государственной власти.
Федосеев А.А.: Политика есть специфическая форма теоретической и практической деятельности классов, наций, социальных групп и индивидов, направленная на завоевание, удержание и использование политической власти.
Поздняков Э.А.: Понятие политики слишком богато, слишком емко, глубоко и всеобъемлюще, чтобы можно было его втиснуть в рамки дефиниции, сколь бы пространной она не была....естественно, что сфера политики определяется властью и всем тем, что с ней связано.

В отечественных определениях очевидна возвышенность понимания политики, причем, как во времена СССР, так и в современной России. Может показаться, что политика в России не столько предмет теории и практики, сколько явление непостижимо религиозное, сравнимое с чудом и колдовством. По этой, может быть причине, люди занимающиеся в России политикой традиционно преследуются, приравниваются или к одержимым, или к жуликам, которых изолируют, изгоняют, уничтожают и т.п.

«Западные» определения политики более откровенные и приземленные (См.табл. 1.2.).


Таблица 1.2.

Примеры определений "политики", принятых в зарубежной литературе
по A.Lee Brown).


Harold Lasswell: Изучение политики есть изучение влияния и влияющего.. иными словами, кто что получает, когда и как.

Dan Nimmo: Политика - это то, что общество использует в целях регулирования и предотвращения внутренних взрывов.

Max Weber: Принуждение или порядок, постоянно поддерживаемый на данной территории путем применения или угрозы применения физической силы со стороны администрации.

Richard Snyder: Изучение политики есть изучение принятия общественно значимых решений.

Austin Ranney: Политика - это процесс управления.

Ambrose Bierse: Политика- борьба интересов, маскируемая под борьбу принципов. руководство общественными делами во имя личной выгоды.

Morton Kaplan: Борьба с целью занять положение, связанное с принятием решений, выбрать альтернативные политические цели, или изменить существенные принципы системы.

David Easton: Политика - властное распределение ценностей внутри общества.

Mulford Sibley: Политика - это сознательные коллективные усилия по контролю за случаем и судьбой.


Политика и сегодня выглядит непознаваемой, загадочной, как и тысячу лет назад. Э.А.Поздняков (1994) объясняет это словами герцога де Рогана: »Нет ничего труднее, чем искусство политического управления: даже наиболее опытные в этой профессии в час своей смерти признавались, что они всегда считали себя в ней новичками. Причина того в том, что невозможно сформулировать твердые и прочные правила управления государством, годные на все времена.» (Прошу отметить. А.Ю.).

Это признание, на наш взгляд, наиболее точно отражает сущность политики. Она всегда есть - но она всегда другая. Как физика есть всегда, но физики Ньютона недостаточно для обеспечения производства, технологии в конце ХХ века. Требуется физика Эйнштейна. Время и обстоятельства требуют новых открытий в политике так же, как в физике, химии, математике и пр. С точки зрения автора настоящей работы политика - естественный и необходимый элемент жизнеобеспечения общества, без которого организация современной жизни принципиально невозможна

При всем разнообразии представлений о политике, разделенных временем, границами, идеологиями, их объединяет то, что политика понимается как,

а) деятельность (борьба),

б) определяемая интересами групп населения,

в) нацеленных на завоевание власти,

г) во имя личной выгоды членов этих групп,

д) проявляющейся в льготном распределении ценностей.

Рассмотрение политики с точки зрения политической психологии вынуждает автора скорректировать эти, широко распространенные признаки политики.

А . Деятельность. Политика, конечно же, деятельность, но деятельность научно-практическая, в той же мере научная, как физика, математика, биология. Политика - это борьба, но не между классами, группами, слоями за власть, а борьба с неизвестностью законов власти и технологии ее изготовления. Политика - наука о власти. Власть - всегда продукт новых открытий, проектов. Устаревшие системы власти в политике постоянно испытывают нарастающее давление психолого-политических центробежных сил общества и время от времени разрушаются . Так в технике старые материалы, конструкции не в состоянии удержать новые давления, скорости, напряжения.

Поражение в борьбе с непонятностью власти подменяется борьбой между людьми и группами людей. Но это уже не политика, а ее оборотень. Такой же отвратительный, как оборотень в образе человека, убивающий, насилующий, грабящий. Необходимо преодолеть ошибочное мнение, что политика не наука, а орудие, административный инструмент, который достаточно захватить, а затем использовать его в интересах того или иного класса, социального слоя, группы населения.

Политик - специалист в области теории, «производства» и эксплуатации власти. Он должен понимать ее законы, знать последние достижения в этой области, быть способным разработать (рассчитать и описать) новую конструкцию власти, вмещающую все действующие психолого-политические силы общества.

Б) Интересы групп.

Психолого-политические интересы различных групп и классов не дифференцируются так узко, как это принято считать. Эффективная система власти одинаково необходима для людей всех социальных слоев общества. В случае развала власти жертвой хаоса становятся в равной мере плебей и аристократ. Разрушение системы власти для людей сравнимо с разрушением гравитационного поля Земли - исчезает основа социальной жизни, люди отрываются от смысла жизни, как от поверхности земли.

Например, при желании легко доказать, что достижения физики служат обогащению супер-держав, что плодами физической науки пользуются наиболее обеспеченные слои населения и т.д. и т.п. И можно поднять революционную войну против физики или за плоды физической науки. Следуя именно такой логике, политику обвиняют в том, что ее плодами пользуются определенные группы населения. Сделать этот факт главным признаком политики не составляет никакого труда. Из-за непонимания значения, места, важности политики в России ее традиционно изгоняли или за рубеж, на Запад, или в Сибирь, на Восток вместе с представителями групп населения, объявленных «козлами отпущения».

В) Завоевание власти. Подмена «науки о власти» «борьбой за власть» непременно приводит к хаосу и разрухе в обществе. Россия всегда страдала и ныне страдает от подобной подмены и запущенности политики как науки о власти. Страну вполне заслуженно периодически сотрясают социальные катаклизмы. Организация власти в России традиционно, из века в век, отстает от растущего потенциала общества, разрушается. И оставляет государство на «смутное время» без управления.

С точки зрения политической психологии, власть имеет к административным структурам такое же отношение, как дух к телу человека. Сама власть - явление нематериальное, а психологическое, духовное. Ее нельзя взять в руки, запереть в помещении, перевезти на самолете - ею нельзя владеть, как нельзя владеть гравитационным полем Земли. История знает множество примеров, когда официальный «владелец» власти - всех возможных титулов, солдат и золота в действительности был «голым королем».

Буквальный захват правительственных зданий, должностей, оружия не означает захвата власти. Захват власти - это захват внимания, чувств, мыслей, воли большинства людей за счет нравственного и интеллектуального совершенства носителя власти. Совершенства, которое дает носителю власти талант распространять веру, надежду и любовь.

Г) Личная выгода. Личная политическая выгода представителя каждой социальной группы обыкновенно представляется в форме владения землей, деньгами, имуществом, охраной и пр. и т.п. Дело ошибочно представляется таким образом, что можно быть сытым среди голодных, плавающим среди утопающих, живым среди мертвых. «В огне брода нет», и там где кто-то сгорает - сгорают все. В этом великий смысл и главная личная выгода людей в научной политике: она производит высший всеобщий эквивалент, который выше денег, выше информации - власть. Как деньги работают тогда, когда в них заинтересованы все, так и власть эффективна только тогда, когда она устраивает всех.

Пока в России идет борьба за власть, на Западе создаются новые современные модели власти - новейшие системы организации и управления обществом. Можно как угодно отрицательно относится к супер-компьютерам, магнитным карточкам, информационным сетям, - но отвергая этот путь, надо предложить обоснованную альтернативу, а не пытаться в очередной раз «хлебать ши лаптем». Пока события развиваются так, что России опять придется покупать на Западе устаревшие технологии политической власти, как однажды она купила у Италии проект «Жигулей» и производит этот технический анахронизм до сих пор.

Д) Распределение ценностей. Что собственно получают представители победившей социальной группы или класса в случае т.н. захвата власти? Доступ к распределению материальных ценностей? Право судить и миловать? Личную неприкосновенность? С этой точки зрения «захват власти» можно приравнять к захвату средневекового замка, который совершенно бесполезен в современной войне. Или к захвату производства, продукция которого невероятно дорога и не пользуется спросом. «Захвативший» власть имеет только одну возможность - построить свою, новую, более совершенную систему власти по своей конструкции. Ценность есть, но эта ценность - право строить власть.

Власть самый дорогой, самый ценный , самый наукоемкий и самый необходимый продукт, который производит человеческое общество. От конструкции власти зависит судьба всех и каждого: тех, кто был до нас, и тех, кто будет после нас. Проблема власти не может быть решена политикой один раз и на все времена - человечество вновь и вновь возобновляет свои усилия по строительству власти, потому что люди, среда обитания изменяются совершенно непредсказуемо и старые конструкции власти становятся неэффективными .


Что понималось под политической партией?

 

Определение политической партии естественно следует из определения политики. Но многие авторы, изучающие политику, часто избегают обсуждения вопроса о партиях. Тем не менее, сведений на этот счет в научной литературе достаточно. Изучение вопроса побудило автора считать политическими партиями все совокупности людей, объединенных вывесками общественно-политических движений, союзов, ассоциаций, организаций, обществ, объединений, фондов, центров, комитетов, фронтов и т.д., претендующих на участие в политической власти. Как и в случае с политикой, важно рассмотреть некоторое количество примеров определений партий, имеющих хождение в России и за рубежом. (См. табл. 1.3.).


Таблица 1.3.

Примеры определений политических партий, принятых в отчественной литературе.


1. Ожегов С.И. Партия - политическая организация общественного класса, выражающая и защищающая его интересы и руководящая его борьбой.

2. Оников Л.А. и др.(ред.) Политическая партия - наиболее активная и организованная часть какого либо класса или его слоя, выражающая их интересы.

3. Федосеев А.А. и др. Политические партии...служат осуществлению функций представительства интересов разнообразных политических групп, общностей на уровне общих интересов всей социальной целостности.

4. Пугачев В.П. и др. Политические партии - специализированные, организационно упорядоченные группы, объединяющие наиболее активных приверженцев тех или иных целей (идеологий, лидеров) и служащих для борьбы за завоевание и использование политической власти.

5. Голубев В.И. Политическая партия - это организация, объединяющая на добровольной основе наиболее активных представителей тех или иных классов, социальных слоев или групп и предназначенная для их социального просвещения и придания их действиям по защите своих интересов целенаправленного и организованного характера , отстаивания их интересов в системе политических отношений и институтов.

6. Аверьянов Ю.И. и др. (ред.и сост.) Политическая партия - организованная группа единомышленников, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.

7. Сталин И.В. Партия есть высшая руководящая сила государства.


Существо отечественных определений партии сводится, в большинстве случаев, к понятиям «класса» (группы), «интересов класса» (целей) и «власти» (руководства), через которые эти интересы реализуются. Важно трезво и беспристрастно посмотреть на опыт СССР последних лет:: «класс» не сделал ни малейшей попытки защитить свою партию - КПСС. К попранию «своих интересов» рабочий класс и крестьянство отнеслись безучастно. «Власть партии» оказалась эфемерной - партийные штабы были сданы без малейших попыток сопротивления со стороны населявших их людей со всеми властными регалиями. Почему политическая партия оказалась без власти, внешними атрибутами которой несомненно владела почти столетие?.

Сегодня 5 марта, и невольно вспоминается организатор партии - И.В.Сталин. Интересно замечание Сталина И.В. на ХУ съезде ВКП(б): «Недостаток состоит в перенесении методов администрирования в партию, в замене методов убеждения, имеющего решающее значение в партии, методом администрирования.» Специалистам известно, что партия может использовать пять методов воздействия на общество: внушение, убеждение, доказательство, принуждение ( администрирование) и изменение сознания общества. Несомненно, Сталин был специалистом в области партийного строительства. Признаком этого служит «Записка библиотекарю», написанная Сталиным собственноручно (5.05.1925.). В ней он указал по степени важности психологию на 2-м месте, тогда как политэкономию - на 4-м, военное дело на 13-м, беллетристику на 29-м. Подобных записок у приемников Сталина не встречалось, хотя были выходцами из класса, имеющего интересы и победившего в борьбе за власть. Наука ушла из партии, а с ней и власть.

Западные партии устроены принципиально иначе, нежели российские, и реализуют свое отношение к власти много эффективные, чем отечественные. Почему? Есть смысл обратиться к их представлениям о смысле и существе партий. (См. табл. 1.4.)

 

Таблица 1.4.

Примеры определений политических партий, принятых в зарубежной научной литературе (по A.Lee Brown)


1. William N. Chambers: Политические партии возникают из определенной совокупности условий, противостоят определенным проблемам или трудностям политической системы и выполняют связующие функции, которые могут включать в себя функции содействия политической интеграции.
2. Leon Epstein: Почти все, что называется партией в любой западной демократической стране может быть рассмотрено таким образом... Под этим понимается свободно организованная любая группа, добивающаяся избрания правительственных должностных лиц под некоторым лозунгом. Наличие лозунга в большей степени, чем организационная структура является решающим элементом в определении.
3. Morton Grodzins: Партии понимаются как продукт социальной и политической среды. Значительно более вероятно, что они являются зависимыми переменными, чем независимыми переменными.
4. Thomas Hodkin: Все политические организации, которые считают себя партиями и которые обычно рассматриваются как таковые.
5. Giovanni Sartori: Партией является любая политическая группа, которая представлена на выборах и которая способна через выборы поставить своих кандидатов у власти.
6. E.E.Schattschneider: Политическая партия есть прежде всего организованная попытка получить власть.
7. Joseph A. Schumpeter: Партия - это группа людей, которые намереваются способствовать собственному благу, руководствуясь некими принципами, которые все они разделяют. Партия - это группа, члены которой предполагают совместно действовать в конкурентной борьбе за власть.
8. Peter C. Sederberg: Политическая партия может быть предварительно определена как относительно стабильная коалиция людей или групп, заинтересованная главным образом в прямом контроле ресурсов политической власти системы.
9. Frank J. Sorauf: Политическая партия может быть определена как средство организации политической власти, которое характеризуется исключительно политическими функциями, стабильной структурой и членством, а также способностью доминировать в предвыборной борьбе.
10.Fred R. von der Mehden: Определим партию, как организованную группу, которая стремится к контролю над составом и политическим курсом правительства - группу, которая по крайней мере, на словах, служит принципу или совокупности принципов, в том числе во время избирательной кампании.

Сравнение определений партий отечественных и зарубежных показывает, что они очень близки, но в них нечто не договаривается. Что составляет тайну эффективно действующей партии можно увидеть через призму политической психологии. Во первых, мы в своем определении политики и партий исходим из того, что человек по своей природе политичен. Это такое же его неотъемлемое природное качество, как биологичность, физиологичность и социальность. Политичность - это естественная реакция психики человека на власть. Она имеет столь же глубокие естественные корни, как, например, реагирование организма на гравитационное поле Земли. Природа психологических свойств, состояний и процессов человека предполагает чуткое реагирование на состояние систем управления обществом, именуемых властью. Снижение эффективности власти обнаруживается в снижении безопасности человека, комфорта его жизни, исчезновении понимания смысла развития общества, в невозможности сотрудничать с окружающими людьми. Это представляет катастрофическую опасность для существования человека. Ощущение политической «слепоты», «глухоты», «непонимания» , переносится человеком так же ужасно, как и физической глухоты, слепоты. Поэтому он непроизвольно становится «человеком политическим», активно интересующимся проблемами власти.

Рассмотрение психологической природы человека, как и политической, в числе иных, может помочь в поиске психолого-политического смысла партии.

1 - Идея партии как представителей класса. Главная причина влечения людей к политике и объединению в политические партии - особый психолого-политический симптомокомплекс острого реагирования на качества политической власти. Это влечение аналогично влечению к живописи или к математике. Политика предполагает наличие задатков, способностей, таланта, гениальности в постижении и создании систем власти. Иначе говоря, власть, а значит политика, обладают самоценностью. Совершенно неверно, что влечение к политике всегда связано только с рациональным желанием обрести административные возможности для доступа к материальным ценностям. Это характеристика «оборотня политики», как графоманство оборотень писательского таланта в литературе. Сама власть, даже в аскетических условиях, вызывает наслаждение, самое сильное из всех известных людям. Оно приобщает к высшему совершенству, которое только доступно человеку. Если партия и формируется на основе групп людей, то групп не классовых, а психологических.

2 - Идея партии как представительства интересов классов. Понимание партий в политической психологии требует признания того, что открытия в области власти интересуют всех членов общества, а не группу лиц. Например, открытия в области физики, химии, математике совершаются в интересах всего общества, а не группы, класса, слоя. Очень многих людей эти открытия не интересуют, но плодами этих открытий пользуются все в виде новой продукции. Открытия в области науки власти имеют своим продуктом целеобразование, в котором нуждаются все люди и каждый человек, даже если он об этом не задумывается. Целеобразование представляет из себя адекватные времени модели а) целеполагания, б) целеустремленности, в) целенаправленности, г) целесообразности для общества и каждого человека. В отсутствие целеобразования жизнь людей теряет смысл, деградирует, дичает. Главным предназначением партии является организация людей, способных создавать продукт, имеющий высшую потребительную стоимость - целеобразование. Только тот, кто владеет целеобразованием обладает реальной властью над людьми, над смыслом и целью их жизни, над их политическим поведением.

3 - Идея партии, как структуры, борющейся за власть. Подобного рода формулировку политическая психология рассматривает с несколько иной стороны. Да, несомненно, партия борется за власть, но в ином смысле. Когда человечеству понадобилось подняться в воздух, преодолеть силы гравитации, а точнее, правильно использовать эти силы, то понадобились открытия в области аэродинамики, материаловедения, двигателестроения и пр. Точно то же самое происходит в политике: власть, управляющая обществом в условиях компьютерных сетей, массового распространения оружия, развития транспорта и пр. не может использовать модели управления прошлого века - требуются открытия, не менее грандиозные, нежели открытия Циолковского.

Если власть - самый дорогой и самый ценный продукт, вырабатываемый обществом, то политические партии - институты по организации исследований власти, ее проектированию и строительству. Только такой подход удовлетворяет интересы не только своих и всех без бессмысленной борьбы между ними за то, чего уже нет. Дико бороться за телегу в век, когда летают ракеты.

Т.о. образом, партии - это не социальные группы, а группы интеллектуалов, разрабатывающие более или менее совместимые проекты систем власти. Политические партии понимаются как организационные структуры, 1) объединяющие психологически сенситивных к проявлениям власти людей, 2) организующие научное (!) исследование принципиально новой ситуации в стране и в мире с целью 3) проектирования новых систем власти на основе 4) целеобразования общества, 5) адекватного новым условиям жизни на планете.

Политика активизируется, а партии формируются в те исторические периоды, когда общество оказывается в экономическом, правовом, экологическом и духовном тупике. Известные в истории попытки полного организационного и физического искоренения какой-либо партии не означает ее уничтожения. Потому что ее психологическая первооснова способна к самовоспроизведению безо всякой связи с историческими предшественниками.


Что понималось под пониманием?

Предварительное обсуждение настоящего текста с компетентными коллегами побудило автора ввести дополнительный параграф, посвященный проблеме понимания. Если бы речь шла о высшей математике, то не каждый увлекся этим текстом и решился бы высказывать свое мнение о его содержании. Но политика как сирена, завлекает и провоцирует на участие в ней своей кажущейся простотой. Кажущейся.

Образование в нашей стране распространила своеобразное и неверное представление о понимании. Школьные требования свели понимание к запоминанию того, что нужно понять. Способность повторить «на память», воспроизвести полностью и без ошибок некоторый текст считается пониманием в большинстве "народных" систем образования. Плоды такого образования пожинаются сегодня и в политической жизни.

Чтобы отличить действительное понимание от запоминания можно воспользоваться таким примером:

Предъявляем для понимания, например, ряд чисел: 144; 89; 21; 377. Задается вопрос, понятно ли что это? Возможны два ответа: первый - (в пределах данной информации (запоминание): "Это арифметические числа 144, 89, 21, 377". В этом случае используются способность запомнить, сохранить и через некоторое время воспроизвести четыре числа к полному удовлетворению всех сторон. Здесь понимание подменяется запоминанием. Второй ответ -(выход за пределы непосредственно данной информации (понимание): "Это числа из ряда Фибоначчи, в котором перепутан порядок следования". Понимание позволяет самостоятельно упорядочить, вспомнить, предположить в будущем, применить на практике то, что следует из всего лишь четырех чисел. Если память характеризуется произвольностью, объемом, долговременностью запоминания, точностью воспроизведения и т.п., то понимание имеет четыре вида, каждый из которых различается по трем критериям, что в совокупности дает двенадцать (!) типов понимания.

Виды понимания подразделяются на:

1) Восстановление разрушенной информации. В данном случае это восстановление порядка предъявленного числового ряда (21,89,114,377), вычисление пропущенных чисел ряда Фибоначчи (34, 55, 144, 233) и указание всего ряда в правильной очередности - 21,34,55,89,144,233,377, чего в непосредственно данной информации не было.

Практически вся политическая информация предъявляется обществу разрушенной умышленно или по неумелости. Сообщения о политических явлениях всегда отрывочны, запутаны и могут быть поняты только при способности восстановить их логический порядок и недостающие части. Для этого необходимо знание из теории политики чего-то аналогичного законам ряда Фибоначчи. В данном случае, это можно приравнять к целеполаганию политики.


2) Воспроизведение предшествующей информации. В нашем примере это указание всех предшествующих чисел ряда Фибоначчи: 1, 2, 3, 5, 8, 13, которых не было в непосредственно данной информации. Аналогичным образом все политические события и организации имеют предопределившую их многовековую предшествующую историю. Без знания закона "предопределения" конкретных событий немыслимо правильно понять краткие сообщения о текущей политике. Целесообразность политики может пониматься в подобном контексте.

3) Предвосхищение последующей информации. Здесь - перечисление чисел ряда Фибоначчи, следующих после 377: 610 , 983, 1589, 2572 и т.д. до бесконечности.

Дать политический прогноз, исходя из непосредственно данной информации, без владения ключом к ней (вроде закона ряда Фибоначчи) дело немыслимое. В политике есть своя логика, такая же строгая, как математическая, и не может быть событий, не предопределенных некоторым психологическим законом их появления. В нашем примере это близко к целенаправленности политики.

4) Реализация предъявленной информации. Ряд Фибоначчи имеет в основе т.н. "золотое сечение", имеющее природное происхождение и характеризующее устойчивость объекта, его гармоничность. Например, эстетическое впечатление от лица человека определяется соблюдением отношения ширины лица к его длине, которое в идеальном случае должно быть равно 0,618. Учет золотого сечения необходим при создании совершенных предметов быта, архитектурных сооружений. Целеустремленность политики связана с этим вариантом понимания.

В политической жизни любая, непосредственно предъявляемая информация, предназначена для практического поведения лица, ее получившего. Информация имеет только одно назначение - она является самым жестким и самым "невидимым" средством воздействия. Без знания некоего скрытого существа предъявленной информации политическое поведение ее получателя будет упрощенным и ошибочным. Существа, так же скрытого, как скрыто от неинтересующихся читателей значение отношения 0,618 в природе, геометрии, стратегии игр, теории поиска, периодизации жизни человека и др.


  4 вид понимания:
реализация информации
(Целеустремленность)
 
2 вид понимания:
воспроизведение предшествующей
информации: 1,2,3,5,8,13...
(Целесообразность)
Предъявленная
информация:
144,89,21,377

 

3 вид понимания:
предвосхищение последующей
информации: ...610,983,1589,...
(Целенаправленность)
  1 вид понимания:
восстановление разрушенной
информации: 21,34,55,89,144,233,377
(Целеполагание)
 


Рис.1.3. Психологическая типология понимания Целеобразования

на примере чисел ряда Фибоначчи.

 

Типы понимания информации при интеллектуальной экспансии:

 

1) Восстановление разрушенной информации по эмоциональному критерию.

2) Восстановление разрушенной информации по логическому критерию.

3) Восстановление разрушенной информации по эмпирическому критерию.

4) Воспроизведение предшествующей информации по эмоциональному критерию.

5) Воспроизведение предшествующей информации по логическому критерию.

6) Воспроизведение предшествующей информации по эмпирическому критерию.

7) Предвосхищение последующей информации по эмоциональному критерию.

8) Предвосхищение последующей информации по логическому критерию.

9) Предвосхищение последующей информации по эмпирическому критерию.

10) Реализация предъявленной информации по эмоциональному критерию.

11) Реализация предъявленной информации по логическому критерию.

12) Реализация предъявленной информации по эмпирическому критерию.


Каждый вид понимания имеет три критерия понимания: эмоциональный, эмпирический и логический ( см. рис. 1.3.).

- Эмоциональный критерий понимания проявляется в том, что мы интуитивно отличаем прекрасное от безобразного. И политику все люди понимают интуитивно, обнаруживая это в своих эмоциональных проявлениях. Если ширина улицы находится в отношении "золотого сечения" с высотой ее домов, то это, например, прекрасный Невский проспект. Если правило отношения 0,618 нарушено, то это безрадостные закоулки хрущевских новостроек. Как правило, мало у кого хватает времени и желания для поиска причин собственного благоприятного впечатления от созерцания совершенных архитектурных сооружений или политических решений.

Нечто подобное происходит в политике: харизматическая власть в своей основе имеет, в основном, эмоциональный критерий понимания личности лидера.

- Эмпирический критерий заключается в способности исполнить правило "золотого сечения" в практических действиях: в определении формата книг, рисунке фигуры человека, решении дизайнерских задач в эргономике: проектирование автомашин, предметов быта, электронных приборов.

Традиционалистская власть имеет психологическое обеспечение в применении эмпирического критерия понимания политики.

- Логический критерий понимания предполагает знание теоретического расчета чисел ряда Фибоначчи и их связи с отношением "золотого сечения". Начиная со знания правила деления отрезка в отношении а:х=х:(а-х), решения квадратного уравнения х2+ах-а2=0, которое дает х=а:2 х ( 5-1)=0,62 и т.д.

Психолого-политическим примером использования логического критерия понимания ситуации может считаться вариант формирования плебисцитарной власти.

Всего существует двенадцать типов понимания каждого политического явления: три критерия помноженные на четыре вида понимания, т.е. например, сочетание эмпирического критерия понимания ситуации с видом понимания - предвосхищением последующих событий (см.рис.1.3.).

 

Как понимался текст партий.

 

Предметом исследования, положенным в основу классификации партий были выступления лидеров партий, участвовавших в выборах депутатов Государственной Думы в 1995 году. Анализу были подвергнуты выступления функционеров партий по телевидению, радио, на дискуссиях в аудиториях и в общественных местах. Анализировались в том числе несанкционированные руководством партий выступления функционеров партий. Использовались только те тексты, которые были обнародованы в открытой печати. Никаких секретных партийных документов, «купленных, украденных, подслушанных и т.п.» в исследовании не использовалось!

Метод анализа выступлений лидеров партий выглядел совершенно не так, как они могли бы предположить. Дело в том, что каждый автор произнесенного или написанного текста считает, что слушатель или читатель следует логике его мысли, высказываний. Даже если автор и не обдумывает структуру своего текста, он стихийно преследует определенную ЦЕЛЬ своего выступления, использует для этого неслучайные речевые, логические, эмоциональные СРЕДСТВА, и предполагает вполне конкретные РЕЗУЛЬТАТЫ от прослушивания своего текста. Но слушатели, зрители, аналитики, соперники и др. ( полезно для ораторов) имеют свою тактику понимания текста, в большинстве случаев, несовпадающую с тактикой автора текста. ЦЕЛЬ их внимания к выступлению оратора, СРЕДСТВА, которые они применяет для понимания выступления, РЕЗУЛЬТАТЫ прослушивания-прочтения текста автора обычно самым разнообразным образом не совпадают с целями, средствами, результатами оратора. В общем виде варианты совпадения-несовпадения тактик ораторов и слушателей представлены на таблице 2.1.

 

Таблица 2.1.

Возможные варианты совпадения-несовпадения "целей-средств-результатов" авторов и потребителей текстов .


 

Потребитель текста

 

 

Автор политического текста

 

 

цель

средства

результаты

Цель

1

2

3

Средства

4

5

6

Результаты

7

8

9


Нетрудно заметить, что есть 6 вариантов понимания текста, а не один единственный, как считает, иногда, политический оратор. Причем совпадения-несовпадения тактик ораторов и слушателей появляются неслучайным образом. Каждый (!) слушатель, читатель текста автора вольно или невольно «играет роль», приятную ему по тем или иным личным причинам. Никогда потребители текстов не ведут себя как «наивные простаки», т. е. не следуют логике автора, а или представляют себя в роли такого же «политика», как и автор; или в роли «эксперта» по проблеме выступления оратора; или в роли «комментатора» выступления и т.д. Слушатель всегда «выуживает» из текста то, чего оратор не говорил, но... сказал. Более подробная модель вариантов восприятия текста оратора приведена в табл. 2.2. Именно эта, экспериментально установленная модель восприятия политических текстов, была использована для исследования политической аргументации политических партий на выборах Дума-95.

 

Таблица 2.2.

Модель экспериментального исследования психологии восприятия политических текстов


N Тип

Психологии восприятия политических текстов

 

Как воспринимает слушатель сообщения о цели, средствах, результате политических выступлений

 

1.ЦЕЛИ

11.СРЕДСТВА

111.РЕЗУЛЬТАТЫ

 

авторов сообщений о существе политических инноваций

 

 

1.«Политический функционер», (волонтер)
(1-5-9)
Ц-С-Р

 

(реакция на рациональность информации: наличие понятной системы действий для достижения политической цели)

Как активный функционер партии согласен с необходимость добиваться указанной цели.

Как активный функционер партии готов применять указанные средства политической работы

Как активный член партии стремится получить результат, указанный в материалах поддержки инноваций.

 

 

2. «Политический редактор»

(1-6-8),

Ц-Р-С

 

(реакция на прагматичность информации: перечисление полного списка действий необходимых и достаточных для получения реального политического результата)

Как редактор проверяет, насколько правильно, описаны цели политических инноваций

Как редактор определяет, можно ли понять, как получить Результат с помощью рекомендуемых политических Средств.

Как редактор читает и корректирует программу Средств достижения Результата, их логическое и литературное описание.

 

 

3. «Политический комментатор»

(2-4-9)

С-Ц-Р

 

(реакции на доказательности сведений, сообщаемых слушателю - их достоверность и ясность)

Как комментатор оценивает истоическую приемлемость и логическую обоснованность предложенных средств для достижения инновационных целей.

Как комментатор осуществляет критическое изучение целей инновация с точки зрения совместимости с ними рекомендованных политических Средств.

Как комментатор «выступает» в поддержку или против того, что будет получен именно тот Результат, которого обещают добиться авторы политических инноваций.

 

 

4. «Политический эксперт»

(2-6-7)

С-Р-Ц

 

(реакции на ощущение гармоничности утверждений оратора с собственными представлениями о ситуации)

Как эксперт изучает Средства тнноваций и их пригодности для достижения поставленных политических целей.

Как эксперт сопоставляет Результаты инноваций и Средства их достижения с точки зрения исторических аналогов, наличных ресурсов и пр.

Как эксперт утверждает, что цели и Результаты инноваций соответствуют или не соответствуют друг другу.

 

 

5. «Политический избиратель»

(3-5-7)

Р-С-Ц

 

(реакции на конструктивность информации, организованной по понятным правилам и предназначенной для практической реализации)

Как избиратель сопоставляет желаемый резулбьтат с целями, которые объявили авторы политических инноваций.

Как избиратель переживает совпадение-несовпадение Средств, которые намереваются использовать авторы инооваций и Средств, которые считает приемлемыми со своей точки зрения.

Как избиратель соглашается или не соглашается с тем, что его цели совпадаютс Результатами, к которым стремятся авторы политических инноваций.

 

 

5. «Политик»

(3-4-8)

Р-Ц-С

 

(реакции на совпадение утверждений оратора собственным представлениям о политике)

Как политик «определяет», какие практические результаты наиболее соответствуют политическим целям сообщества.

Как политик «осуществляет» подбор соответствующих друг другу целей и Средств политических инноваций.

Как политик «решает», какие средства использовать для получения искомого политического Результата.


Т.о. все выступления лидеров политических партий читались шестью различными психологическими методами. Каждый метод предназначался для поиска содержательных политических компонентов. В нашем случае, извлекались сведения о трех позициях ораторов.

 

Как понималась классификация политических партий?

Психолого-политическое содержание выступлений лидеров политических партий концентрировалось вокруг положений, заимствованных из теоретических моделей Masters D.R. (4) - 2 типов, 2 видов политических партий и Ганзена В.А. (2) - 1 рода, 4 групп и 16 классов политических партий. Каждой группе политических партий были поставлены в соответствие четыре группы политической аргументации - внушение, убеждение, доказательство, принуждение (9). Более подробно это выглядит следующим образом:

1 тип политической аргументации использует технику аппеляции к надеждам на то, что человек - существо социальное, и вполне в состоянии усвоить разумные модели общественного поведения. Эта психолого-политическая точка зрения неизбежно порождала методы доказательства и убеждения.

2 тип политической аргументации, напротив, строится на мысли, что человек существо асоциальное в основе своей. Но человек может выполнять все требования общества к нему под контролем и давлением органов управления. Все более совершенных, и все более эффективных. Такая позиция неизбежно приводила к агрессивным формам аргументации в виде методов принуждения или внушения.

1 вид политической аргументации содержит веру в то, что научно-технический прогресс позволит человеку преодолеть свое природное и культурное несовершенство и создать общество-мечту, жизнь, достойную человека и его предназначения. Носители подобной логики аргументировали это, используя или принуждение, или доказательство.

2 вид политической аргументации опирается на исторический опыт. Он не позволяет отрываться от реальности и строить общества на основе фантазий. В этом случае в основе политической аргументации лежали технологии или убеждения или внушения. Класс политической партии определялся по виду политической аргументации, т.е. по «способу влияния на человека»

 

Класс политической партии обнаруживается на пересечении «отношения партии к человеку» (тип аргументации) и по «способу влияния партии на человека» (вид аргументации)

 

И то, что высказывания функционеров одной партии не пересекались с высказываниями представителей других партий. Так была разработана классификация политических партий России, участвовавших в выборах-95. (см.рис.1.).


Виды ОПД

11 тип ОПД

Природная асоциальность человека

1 тип ОПД

Природная социальность человека

1 вид ОПД.

Группа А : военно-промышленная база.

Группа В : социал-демократическая база.

Человек может преодолеть природные ограничения за счет науки, техники и создать партии, политическое общество.

1. Военно-спортивные союзы

9. Радикальные партии

2. Фронты противостояния сопротивления

10. Демократические партии

3. Ассоциации профессиональные

11. Социалистические партии

4. Научно-промышленные общества

12. Транснациональные партии

2 вид ОПД

Группа Б: дискримина ционно-протестантская база.

Группа Г: национал-культурная база.

 

Человек не может контролировать природную неизбежность потому, что науке не преодолеть природных ограничений.

5. Партии анархистов

13. Национально-культур ные клубы и патриотические организации

6. Гуманитарные и экологические движения

14. Клерикальные партии

7. Ветеранские организации и благотворительные фонды

15. Монархические центры и союзы

8. Партии дискриминируемых меньшинств

16. Культурно-воспитательные общества и движения


Рис. 1. Система политической аргументации для классификации

политических партий и общественных движений.

 

 

Пересечение двух типов и двух видов политической аргументации формируют всю систему из 16 классов политической аргументации Каждому классу политической аргументации была поставлена в соответствие партия или группа партий, которые ее использовали на практике.

Рисунок показывает, что все множество политических партий образует cистему политической аргументации одного р о д а. (Бывают другие виды аргументации, непартийные)

Группа А политических партий (военно-промышленная база) используют аргументацию жесткого, агрессивного, наступательного типа, использующего технику принуждения (пересечение мнения, что человек асоциален, но он в состоянии преодолеть свои природные слабости за счет достижений науки и производства. Точка зрения приписывается Гоббсу).

Группа Б политических партий (дискриминационно-протестантская база) используют аргументацию морализующего, правового характера, использующего технику убеждения. (пересечение мнения о том, что человек по природе - существо асоциальное, которое не в состоянии контролировать свои природные проявления, и которые надо понимать и прощать. Считается, что это точка зрения Антифона).

Группа партий В (социал-демократическая база) используют аргументацию логического обоснования возможности, полезности, безвыходности и строится на технике доказательства. (пересечение мнения о естественной социальности человека, способного на основе достижений науки и техники контролировать и преодолевать свои природные ограничения. Точка зрения К.Маркса).

Группа партий Г (национал-клерикальная база) использует категории веры, долга и др, применяя технику внушения. (пересечение аргументации социальной природы человека. (пересечение мнения о природной социальности человека с тем, что нужно понимать и прощать человеку его слабости и ограничения. Точка зрения, приписываемая Аристотелю).

 

 

Место политических партий России в психолого-политической классификации.

 

Определение места политической партии в политическом спектре России проводилось следующим образом: А) название партии и фамилии политических функционеров «вырезались» из текстов выступлений их ораторов, Б) анализу экспертов подвергались только содержание, характер, форма, стиль выступления, В) по результатам анализа каждый обезличенный текст «находил» свое место в матрице классификации, Г) тексту возвращалось имя его автора и партии, которую автор представляет уже в таблице классификации. Т.о., исследователи не знали с чьим текстом работали, и не могли преднамеренно, или непроизвольно «приписать» той или иной партии необъективную позицию в классификации.

Обнаружились интересные закономерности.

Во первых, оказалось, что функционеры каждой политической партии имеет одинаковые или близкие психологические характеристики. Во вторых, более того, оказалось, что психологические особенности вынуждают их аргументировать свои политические взгляды очень сходным для каждой партии образом.. И в третьих, оказалось, что сама партия и ее цели определяются не программными документами, а тем, что и как говорят ее функционеры.

( По манере говорить, аргументировать коммуниста никогда не спутать с монархистом, а их обоих с анархистом и т.д. Описание конкретной аргументации каждой политической партии - это отдельная статья или текст очень большого выступления. К сожалению, выяснилось, что большинство лидеров партий, аргументирующих ее цели и методы, практически не знакомы с теоретическим источниками своей партии, но все они отлично владеют способами аргументации, присущей именно этой партии.).

Политические партии, объявившие о своем участии в выборах в Государственную Думу России распределились следующим образом (См.рис.2).

 


Таблица 2.

 Классификация всех политических партий, боровшихся на выборах в Государственную Думу России в 1985 году, определенных по двум типам, двум видам, четырем группам, 16 классам их политической агументации.


Типы Виды 11 тип партийной аргументации: Природная асоциальность человека (технократический пессимизм) 1 тип партийной аргументации: Природная социальность человека (бюрократический оптимизм)
1 вид партийной аргументации Группа А: военно-промышленная идеология. Группа В: социал-демократическая идеология
Человек может преодолеть природные ограничений за счет науки, техники и создать партии и политическое общество (направленность в Будущее) 1. Фронты противостояния и сопротивления – КПРФ (Г. Зюганов) – Коммунисты – «Трудовая Россия- за СССР» (В. Тюлькин) – «Власть народу» (Н. Рыжков) 2. Научно- и промышленные общества – «Тихонов-Туполев-Тихонов» 9. Радикальные партии - «Вперед, россия» (Б. Федоров) - «Яблоко» (Г. Явлинский) 10. Транснациональные партии - «Наш дом - Россия» (В. Черномырдин) - «Блок Ивана Рыбкина» - «Стабильная Россия» (О. Петров) -«Преображение Отечества» (Э. Россель) -«Партия экономической свободы» (К. Боровой) -«республиканская партия» (Памфилова-Гуров-Лысенко)
  Аргументация принуждения Аргументация доказательства
  3. Военно-спортивные союзы -«Мое Отечество» (Б. Громов) -«Держава» (А.Руцкой) 4. Ассоциации профессиональные -«Аграрная партия» (М. Лапшин -«Ассоциация адвокатов» (А. Малаев) 11. Демократические партии -«ДВР-ОД» (Е. Гайдар) -«Социал-демократы» (Г. Попов) -«Дума-96» (В. Буренин) -«Федерально-демократическое движение» (О. Новиков) 12. .иалистические партии -«профсоюзы и промышленники» (В. Щербаков)

РОД общественных организаций, использующих политическую аргументацию

политические партии

2 вид партийной аргументации Группа Б: дискриминационно-протестантская идеология Группа Г: национал-патриотическая идеология
Человек не может контролировать природную неизбежность потому, что науке не преодолеть его природных ограничений. (направленность в Прошлое) 5. партии дискриминируемых меньшинств 6. Ветеранскик и благотворительные организации 13. Национально-патриотические клубы 14. Монархические центры и союзы
  -«Женщины России» (А. Федулова) -«Общее дело» (И. Хакамада) -«Фонд защиты пенсионеров и ветеранов» (Д. Давиташвили) -«Фонд защиты инвалидов» (В. Дикуль) -«Конгресс русских общин» (Ю. Скокоев ) -«За Родину» (В. Полеванов) -«Национально-республиканская партия» «Межнациональный союз» (А. Микитаев)  
  Аргументация убеждения Аргументация внушения
  7. гуманитарные и экологические движения 8. Партии анархистов и протестанотов 15. Культурно-воспитательные общества 16. Клерикальные партии
  -«Экологическая партия КЕДР» (А. памфилов) -«ЛДПР» (В. Жириновский) -«Партия любителей пива» (К. Калачев) -«Блок независимых» -«Поколение рубежа» (Д. Солонников) -«Блок - 89» -«Народный Союз» (В. Лукьянов) -«Блок С. Говорухина» (В. Савицкий) -«ХДС – демократы России» -НУР – мусульманское движение (Халит Яхин)

Оказалось же, что в группе партий с социально-демократической базой (тип - уверенности в природной социальности человека и вид - возможность преодолеть его недостатки развитием науки и образования) заявилось 18(!) партий.

Среди них партии радикального толка: «Вперед Россия» (Б.Федоров), «Самоуправления трудящихся» (С.Федоров», «Яблоко» (Г.Явлинский). Из демократических партий заявились ДВР (Е.Гайдара), Социал-демократы (Г.Попова), ПРЕСС (С.Шахрая), Дума-96» (В.Буренина Федерально-демократического движения (О.Новикова). Блок социалистических партий составляли «Профсоюзы и промышленники России» (В.Щербакова). К ним примкнули новые транснациональные партии: «Наш дом - Россия» (В.Черномырдина), «Блок Ивана Рыбкина», «Стабильная Россия» (О.Петрова), «Преображение Отечества» (Э.Росселя), «Партия экономической свободы» (К.Борового), «Республиканская партия» (Памфиловой-Гурова-Лысенко).

В группе партий военно промышленной базы (тип - природная асоциальность человека, вид - возможность преодолеть недостатки человека за счет развития науки и техники) заявилось всего пять партий: из военно-спортивных союзов «Мое Отечество» (Б.Громова) и «Держава» А.Руцкого). Из профессиональных асоциаций «Аграрная партия» М.Лапшина и «Ассоциация адвокатов А.Малаева (?). В выборах участвовала только одно научно-промышленное общество «Тихонова-Туполева-Тихонова». КПРФ), (Г.Зюганова), «Коммунисты-Трудовая Россия - за СССР» (А.Тюлькина), «Власть народу» (Н.Рыжкова),

В группе национал-культурной базы (тип - природная асоциальность человека, вид - человек не может преодолеть своей природной ограниченности) в выборах участвовало восемь партий: от национал-патриотических организа.ий «Конгресс русских общин» (Ю.Скокова), «За Родину» (В.Полеванова), национал-республиканская партия (Н.Лысенко), Российское общенародное движение (А.Баженова), «Межнациональный союз» (А.Микитаева). Из клерикальный партий была «ХДС-христиане России» (В.Савицкого), «НУР-мусульманское движение» (Халит Яхина). Из культурно-воспитательных обществ и движений был «Блок Говорухина», Не участвовало в выборах ни одного монархического центра или союза.

Группа дискриминационно-протестантских партий состояла из 11 объединений: протестантов представляли ЛДПР В.Жириновского, «Партия любителей пива (К.Калачева), «Блок независимых» (?), Поколение рубежа» (Д.Солонникова), «Блок-89» (?), «Народный союз (В.Лукьянова). Из экологических движений присутствовала «Экологическая партия «КЕДР» (А.Памфилова). Веетеранские организа.ии представляла «Защита пенсионеров и ветеранов» (Дж.Давиташвили). Дискриминируемые меньшинства выступали в ли.е «Женщин России» (А.Федулова), «Защиты инвалидов» (В.Дикуля), «Общего дела» И.Хакамады).

Описанный выше анализ имеет большую трудоемкость, но является необходимым. В большинстве случаев, как было выяснено в ходе исследования, представители партий не задумываются, какого рода аргументацию используют (!) И тип, и вид, и группа политической аргументации получается, по их мнению сам собой, что совершенно неверно. Аргументация отражает систему внутренних психических состояний представителей различных партий, к которой подтягиваются теоретическое и идеологическое обоснование политического характера.


Заключение. Политические партии России - говорим одно, подразумеваем другое, делаем третье, получаем четвертое.


Анализ выступлений политиков, их публикаций занял много времени потому из-за некоторых обстоятельств, заставившим проводить исследование столь трудоемким образом.

Обстоятельство А). Партийные программы не публикуются и не обнародуются в выступлениях (публикуются неполностью или официальные, а не действительные) . Складывается впечатление, что их просто не существует, а то, что публикуется создавалось непрофессионалами.

Обстоятельство Б). Политическая аргументация, тем не менее, присутствует. Но авторы программ формируют свою политическую аргументацию случайным образом. В большинстве случаев, они словно не знают, что их аргументация когда то была кем-то разработана, обоснована, использована ранее, применяются сейчас и имеет свое историческое название.

Обстоятельство В). Отсутствует связь между названиями партии и политической аргументацией их лидеров. Новые политики присваивают себе и своим партиям названия (демократов, либералов, республиканцев и пр.) без достаточного основания, и преследуют часто политические цели, которые никак не совпадают с названием партии и партийными символами.

Статья описывает партии не так, как они рекомендуют себя обществу, с так, как они аогументируют свою точку зрения. Т.е. так, как, что, о чем, с каким выражением лица и каким тоном они сами говорили о себе в период избирательной кампании 1995 года в Государственную Думу РФ. Не все знают, что в многочисленных исследовательских центрах видео и звукозаписи выступлений партийных функционеров тщательно, кадр за кадром, просматриваются, слово за словом прослушиваются, фраза за фразой анализируются. Это долг науки и за это нелепо на исследователей обижаться.

В политике нельзя «придумать» себе необыкновенное новое место, а можно только лишь занять хорошо известное старое место. Политика стара как мир, и все ее «территории» хорошо обжиты, как обжита наша Земля. Можно не согласится с предложенной классификацией, положить в ее основу другой базис. Автор заранее согласен с подобными предложениями и будет рад, если кому-то удастся создать классификацию партий лучше и объективнее. Но только надо это делать. Иначе россиская политика станет криминальной, если не научится аргументировать. Стрельба вместо дискуссий, покушения вместо обсуждений могут привести только к гражданской войне, после которой придется начинать все сначала - опять с партийного строительства. С возобновления политического диалога между политиками и народом, с политического монолога политиков, обращенного к народу. Что и как они скажут?

Общее впечатление выглядит таким образом, что Россия продолжает период дополитического развития. Партии не выполняют функций интеллектуального политического лидера государства, а являются «крышами» групповых, национальных, ведомственных и прочих дополитических интересов. При таком понимании партий и их роли в обществе, Россия может остаться на долгие годы без современных, информационных систем власти, за «изобретение» которых они несут ответственность



Литература

 

1. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. Петроград., 1923.

2. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л., 1984.

3. Кабанес, Насс., Революционный невроз., Спб., 1906.

4. Masters D.Roder. Human natyre, and political thought. Nomos XY11. Ed. by J.Roland Pennock and

John W. Chapman // Human natyre in politics. N.-Y., 1977. P. 69-110.

6. Суханов О.В., Ватуля Т.Н., Аксенов К.Э. Выборы-1995 или третья перемена блюд. Спб., 1995.

7. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. Спб, 1992.

8. Российская газета., 6.01.1995.

9. Юрьев А.И. Введение в политическую психологию. СПб, 1992.

 

(Опубликовано в журнале «Власть» №7 1997г.)