Четыре психологические проблемы для консерваторов Печать

Четыре психологические проблемы для консерваторов.

Ни в одном из психологических словарей, подготовленных самыми авторитетными психологами России, нет понятия «консерватизм» и описания его психологического содержания. Это при том, что в стране идет активная дискуссия о его практическом воплощении в реальную политику, как способа спасти страну. Масштаб работы над идеей консерватизма приблизительно очерчивает аналитический обзор М.Ремизова, перечисляющего организации, имена и издания, вовлеченные в создание консервативного проекта для России. Организации: «Серафимовский клуб», «РЖ-Сценарии», «Консервативный пресс-клуб», Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата, Сретенский монастырь, литературно-философская группа «Бастион», философско-культурологический «Консервативный семинар»,«Экспериментальный творческий центр», Институт русской истории при РГГУ, ЦСКП партии «Единая Россия» и др. породили массу определений, классификаций и версий консерватизма в добавление к уже имеющимся. Среди них нет только психологической интерпретации консерватизма, которое хоть в малой степени помогло бы объяснить значимость этого интеллектуального озарения Франсуа Рене де Шатобриана.

 

Тем не менее, практический интерес представляет работа психолога Блинова В.В. «Политико-психологический анализ консервативных ценностей в современной России» (2007). Психологические словари же в Интернете, в отличие от этой работы, приводят или откровенно неверные, или очень бытовые, поверхностные определения и интерпретации консерватизма. Например, такие, как определение Мечитова А.И. и Ребрика С.Б.:«Эффект консерватизма (от лат. effectus – действие, результат и лат. conservare – охранять, сохранять) — феномен принятия решения. Характеризуется тенденцией сохранять устоявшееся мнение об оценке вероятности события, игнорируя вновь поступающую информацию. (Мечитов А. И., Ребрик С. Б. Восприятие риска // Психологический журнал. 1990, N 3, с. 87–95.). В Интернете есть такое определение: «Консерватизм - установка личности на сохранение текущего порядка вещей. Психологические корни консерватизма могут быть разнообразными».

 

Из-за очень слабой теоретической и философской разработки психологии консерватизма от ее имени часто распространяются такие характеристики консерватора: «Это не супермен…Он, возможно, вам понравится, если только вы не будете пытаться внести какие-нибудь решительные преобразования. Будучи человеком типа не-раскачивайте-лодку, он обрывает энтузиазм и изобретательность….Движимый осторожностью, уравновешенный, приспосабливающийся, сдержанный, он терпеливый парень, который никогда не бросается действовать, тщательно все не обдумав. Возможно он никогда не разбогатеет и не обанкротится……Он плетется, как известная черепаха, наслаждаясь жизнью однообразным и прозаическим способом. Если вы видите парня, который вырядился в самую современную одежду и носит прическу по последней моде, вы можете быть совершенно уверены - это не консерватор….Это нравственный человек, придерживающийся этики, которой его научили. Можете положиться на его честность в сделках, но не рассчитывайте, что он скажет вам, что ваша новая прическа выглядит ужасно. Он не сделает этого. На людях он использует «невинную ложь» и утаивает все, что, как он думает, может оскорбить чьи-нибудь чувства….Обычно он избегает споров. Наоборот, он выслушивает все мнения и решает, что: «Мы все более или менее правы»…Он общается небрежно, с оговорками, предпочитая короткий разговор о погоде и хороших дорогах более основательным идеям…. Если вы говорите ему, что собираетесь уйти с работы, продать свой дом и поплавать по свету в сампане, консерватор выслушает и, не подавляя и не высмеивая вас, использует все свое социальное обаяние, чтобы разубедить вас делать это. Он будет выдвигать аргументы в пользу безопасности, стабильности и того, что он считает более выживательными действиями….«Дела идут хорошо. Нет проблем». Это та коммуникация, которую он предпочитает передавать. Он совершенно надежен в отношении передачи коммуникации, но, если вы просите его передать что-нибудь находящееся гораздо выше или ниже на шкале, он приглушит это. Он будет недоверчиво относится к слишком творческим идеям и приуменьшать сенсационные или плохие новости».

 

В начале статьи эта характеристика консерватора выглядит, как характеристика отрицательная – но прочитайте ее снова под другим углом зрения после прочтения всей статьи и заключения. Вообще, такого рода психологические характеристики консерватора вырастают из стародавних его определений, почерпнутых из источников типа словаря Брокгауза и Ефрона: «Консерватизм — направление в политике, отстаивающее существующий государственный и общественный порядок, в противоположность либерализму, требующему необходимых улучшений и реформ» или из Большой Советской Энциклопедии: «Консерватизм (франц. conservatisme, от лат. conservo - охраняю, сохраняю), приверженность ко всему устаревшему, отжившему, косному; враждебность и противодействие прогрессу, всему новому, передовому». Эта упрощенное представление о консерватизме энергично распространяется самыми современными средствами типа Интернета: «Консерватизм - идеологическая ориентация и политическое движение, противостоящие социальным изменениям, отстаивающие сохранение традиционных ценностей и порядков. лат. Conservo - сохраняю… (Общественные науки от Глоссарий. ру)

 

Психологический анализ консерватизма требует ответа на два вопроса: первый – что же такое консерватизм с токи зрения психологии? Философы, политологи, экономисты, историки дали свой ответ на этот вопрос, но имея ввиду свои проблемы и используя термины. Если консерватизм - искусственное творение кабинетных мыслителей, то надо изучать психологические особенности этих мыслителей, чтобы понять суть их творения. Если консерватизм представляет из себя естественную психологическую реакцию общества на нечто, происходящее в жизни людей, то надо изучать эту реакцию. Второй вопрос – что является сакральным психологическим смыслом спора консерваторов и либералов? Спор длится подозрительно долго, столетия, и его острота не снижается. Меняются общественно-экономические формации, политические режимы, экономические системы, т.е., казалось бы, исчезает предмет спора, но он разгорается с новой силой в уже в 21 веке. По какому поводу? Какая же константа проходит через века, не давая примирится консерваторам с либералами?

 

Ответов на эти вопросы в психологической литературе, посвященной консерватизму нет. Можно высказать только предположения, приводя для этого факты, которые недооцениваются наукой и политическими лидерами.

 

Предположение первое: консерватизм – естественная реакция общества на критические изменения условий жизни, вызванные социально-политическими инновациями, угрожающими непрерывности его истории. Это означает, что если даже консерватизм запретить, то он снова и снова будет возникать из «ничего», которым является ощущение опасности от неконтролируемых изменений жизни. Франсуа Рене де Шатобриан гениально назвал вечно существующее политическое явление консерватизмом, как Нильс Бор назвал нечто опасное «атомом», а В.Г.Лейбниц назвал ощущение бесконечно малым, а восприятие интегралом, открыв человечеству перспективы, которые мы, к сожалению, уже исчерпали. Консерватизм, как естественное политическое явление, как интеграл В.Г.Лейбница, был всегда, есть сейчас и будет после нас, а теоретикам и практикам остается только познавать его в своих теоремах и применять в расчетах на практике.

 

Продолжая использовать известные всем и каждому естественно-научные аналоги, можно представить себе консерватизм, как аналог центростремительного ускорения, естественно возникающего при появлении центробежного ускорения либерализма. (В давние времена в парках был такой аттракцион: «чертово колесо» - огромное подобие патефонной пластинки, на которой рассаживались 10-15 любителей острых ощущений. Диск начинал вращаться все быстрее и быстрее, сбрасывая с себя под воздействием центробежных сил людей, которые пытались зацепиться любым образом за гладкую поверхность колеса, чтобы использовать центростремительную силу и не улететь с круга. Создание и центробежной, и центростремительный сил требует недюженной изобретательности и силы с обоих сторон.) Аналогичным образом, под влиянием центробежной силы либеральных реформ человеческое общество может вылететь с «круга жизни» в непонятное, неизвестное, неопределенное состояние. Консерватизм появляется в качестве центростремительной силы, изобретая для противостояния центробежной силе либерализма способы удержания общества на «круге жизни». «Круг жизни» - история человечества, опыт, накопленные знания, умения и навыки, а что за кругом, никому не известно. Если нарушается симметрия во влиянии на общество консерваторов и либералов, оно переживает «улет» в неконтролируемое неизвестное - тяжелейшие кризисы, огромные кровавые жертвы, разрушения, пока не возвращается равновесие между, казалось бы, непримиримыми оппонентами.

 

Одинаково неправильно идеализировать или клеймить, как консерватизм, так и либерализм, потому что их дискуссия придает динамику жизни, отсеивая все, что ей мешает. Человечество время от времени оказывается в безвыходных тупиках из-за разрыва между своими потребностями и возможностями, производством и потреблением. Периодически возникающие дефициты продовольствия, энергоносителей, экологические и климатические катастрофы, переселение масс людей, исчерпание традиционных энергоносителей вынуждает искать инновации любого типа: от технических достижений до революций и мировых войн. Фактически, вся современная цивилизация является не более чем самым масштабным коммерческим проектом, который может быть как правильным, так и ошибочным. Вместо современного проекта цивилизации человечество могло развиваться по какому то второму, третьему проекту, но в результате политической борьбы был избран либеральный проект, чертами которого является Бретон-Вудс, Вашингтонский консенсус, МВФ, ВБ, ВТО, ООН, ФРС и др. наднациональные органы власти. Глобальный экономический кризис показал, что возможности этого проекта близки к исчерпанию его возможностей по управлению поведением колоссальных масс людей на земле, и это дало очередной повод для оживления дискуссии между консерваторами и либералами, в которой на третьих ролях участвуют левые.

 

Вопрос второй связан с тем, что либеральный проект ориентирован на фактор управляемого развития, который, как и проект социалистический не учел фактора неконтролируемых изменений. Развитие – величина зависимая, предусмотренная и пятилетними планами КПСС, и проектом «глобализации», а вот изменения – величина независимая, неуправляемая, уходящая из под контроля мировой системы власти в экологии, техносфере, в поведении людей. Именно неконтролируемые «изменения» обрушили СССР, точно так же изменения угрожают всей современной цивилизации. Сакральный смысл этих двух известных проектов заключается в том, что предметом развития является человек, а не нефтепроводы, ракеты, автомобили и мобильная связь. О нем и спор между политическими, национальными, культурными системами. Многие забыли о проекте «советского человека», и сейчас не замечают проекта человека свободного рынка, который «не пахнет, чистит зубы, смотрит ТВ и пр.», но об этом подробно далее. Слишком серьезный вопрос – предмет политического спора.

 

Итак, предметом всех дискуссий и сакральным смыслом консервативного и либерального проектов является человек. И та, и другая сторона имеет свой проект человека, но об этом стараются не говорить вслух, сохраняя своей проект как самую главную военную тайну. Тем более, что упоминание проекта человека сразу напоминает о неудачной попытке навязать миру один проект человека в 1939-1945 годах, попытка воплощения которого унесла более 50 миллионов жизней. Расовая теория, «сертификат белокурой бестии» и др. компоненты проекта человека «нордической расы» были фундаментально разработаны учеными, имена которых стерты из истории науки: Ганса Брауса, Рудольфа Бенце, Вильгельма Арпа и др. Их труды никто не изучает, потому что их проект человека был отвергнут, как ошибочный и даже преступный.

 

Потерпел неудачу проект «советского человека», в реализацию которого были вложены феноменальные ресурсы, породившие советскую философию, педагогику, идеологию, литературу, искусство, кино, советский театр, союзы журналистов, писателей, художников, театральных деятелей и т.д. Проект не выдержал испытания жизнью, и пал под ударами горячих и холодных войн, похоронив под собой грандиозное государство – СССР, а по сути, проиграв проекту «глобального человека». Крушение проекта советского человека подтвердило один из ключевых консервативных тезисов: человек действительно слаб, но при этом показав, что даже жесткий внешний контроль не может изъять из его психологической сущности некоторые слабости. Все природные человеческие слабости после 1991 и 1993 годов, словно прорвав плотину, буквально затопили личную и общественную жизнь России корыстью, жадностью, пьянством, развратом, жестокостью, ложью и пр. Это наводнение слабостей, но не потом – ситуация с моделью человека драматическая, но не трагическая. Страна и психологическая наука получили урок, из которого надо делать выводы.

 

Сегодня в мире царит проект «глобального человека», слабости которого отпущены на волю в режиме общества потребления. Все представляется доступным, разрешенным, возможным на основе философии ничем не ограниченной свободы человека. Расчет делается на то, что ограничения на потребление будут возникать естественным образом, и если человек лично не в состоянии ограничить свое потребление, то он по законам социал-дарвинизма погибнет или от сверхпотребления, как алкоголик, или в конкурентной борьбе с себе такими же неуемными сверхпотребителями. Факторами, формирующими «глобального человека» является реклама, деньги, торговля, технический прогресс, а не культура, образование, наука, труд, как это делалось до введение в действие проекта «глобального человека», инициированного либеральной теорией и практикой.

 

Идеологи либерализма никогда не признаются в существования проекта «глобального человека», потому что он действительно реализуется без проекта, как «свободный рынок», который должен сам все отрегулировать. Но проект человека будущего есть, и его сознательно, целеустремленно реализует современная система образования, воспитания, культуры, труда во всех странах мира. Внешне со времен Второй мировой войны никто не навязывает другим своего проекта человека, но конкуренция между людьми разных проектов идет в режиме свободного рынка: в производстве, финансовом секторе, торговле, науке и спорте. Совершенно ошеломительные результаты дал китайский проект человека, который в считанные годы вывел Китай на лидирующие позиции в производстве, науке, культуре и спорте. Проекты существуют, но обсуждаются они в терминах содержания и методов образования, форм трудовой деятельности, стандартов бытового поведения и т.п.

 

Любой проект человека начинается с определения человека, из которого следует автоматически буквально все: что человек должен знать и что не должен знать? что должен уметь и чего не должен уметь? какие права он имеет и каких не имеет? Каким наказаниям он должен подвергаться и на какие поощрения он может рассчитывать? Какими методами можно управлять поведением человека, а какими нельзя? Проект человека и инструменты его формирования периодически пересматриваются вынужденно. Непрерывное и неуправляемое изменение условий жизни на земле делает человека «предыдущего проекта» беспомощным перед ее новыми реалиями. Человек на протяжении всей известной нам истории формировался по проекту, опережающему время, а между политическими силами всегда шла ожесточенная конкуренция за принятия именно ее проекта. В случае победы победившая сторона всегда перестраивает государственную машину под формирование человека по своему проекту, реформируя для этого право, управление, образование, культуру.

 

Определение человека в неосознанном виде есть у каждого гражданина, независимо от его образования, интеллекта или его нежелания думать на эту тему. Когда мы говорим о другом человеке, действуем в отношении другого человека, отвечаем на его вопросы и реагируем на его просьбы, то руководствуемся своим личным определением человека, не задумываясь об этом. Можно ли человека обругать его нецензурными словами? отказать ему в помощи? не подать милостыню нищему? поделиться с ним самым сокровенным и т.д.? Достаточно вспомнить свои действия в отношении людей в течение одного лишь дня, чтобы понять и сформулировать свое определение человека, которым мы реально руководствуемся в повседневной жизни не задумываясь об этом. И можем быстро найти свое определение человека на шкале, где «1» означает «понимание человека, как животного», а «100» – «как «подобия Бога на земле». Есть еще 99 промежуточных точек на этой шкале, одна из которых соответствует нашему поведение на практике.

 

Когда говорят о мере человечности – это она и есть. Тургеневский Базаров считал, что человек ничем не отличается от животного в точке «35», а потом его последователи реально расстреливали людей десятками тысяч выстрелами в затылок в период репрессий, как быков на мясобойне, потому что человек мало отличается от животного. Писал же Сеченов о том, что психологию надо изучать физиологам, ну физиологически и решали проблему управления массами людей. Тем не менее, и консерваторов и либералов равно беспокоит, какое поколение новых граждан войдет завтра в жизнь: сколько животного и сколько божественного должно определять их поведение? В этом причина споров о том, можно ли показывать по ТВ насилие и кровь, разрешать ли бои без правил, подменять ли любовь сексом и т.д.? А экономика, производство, быт – это пятые, шестые производные от истинного предмета спора – проекта человека.

 

Сегодня мало кто решится произнести определение человека, силуэт которого с трудом различают современные философы, психологи, медики, педагоги – это микрокосм, который по своей сложности превосходит макрокосм. По разным причинам в мировой психологической науке нет сегодня ученых, которые имели бы такое же влияние как Дж.Локк, В.Г.Лейбниц, Песталоцци, Гербарт и др.

 

Итак – с какими проблемами имеют дело соперники: консерваторы и либералы? Что вызывает ощущение опасности у консерваторов, побуждающее их почти интуитивно пытаться сдерживать центробежное ускорение реформ либералов? Сначала надо сделать несколько пояснений.

 

Психология человека, по классической версии, включает в себя психологию разума, которую энергично разрабатывали такие выдающиеся интеллектуалы, как Дж. Локк (3), В.Г. Лейбниц (4) и др. На достижениях этого психологического направления построены все достижения современной цивилизации (математический анализ, математическая логика, психолингвистика, педагогика и др.). Три других психологических составляющих феномена человека известны неполно (психология бессознательного), или забыты за ненадобностью (психология воли), или дискредитированы (психология веры). Однако, эффективное поведение, достойное человека, возможно лишь при наличии и разума, и веры, и воли, и бессознательного. Классики концентрировали свои усилия на первичных, натуральных психологические качествах, которые рекомендовала педагогике для практической реализации. Под первичными качествами понимаются традиционные психологические свойства психически развитого человека. Б.Г.Ананьев перечислил их в 1945 году в своей книге «Очерки психологии»: сознание, ощущение и восприятие, представления и память, мыслительные процессы и речь, способности и деятельность, сила и полнота характера (8 ). «Список Ананьева» не подлежит сомнению, как не подлежит сомнению совершенство человеческого тела: пропорции, сила мышц, объем легких и пр.

 

Глобализация привела к тому, что в реальной жизни доминируют вторичные психологические качества, которые психологическая наука и педагогика не обсуждают. Вторичные психологические качества появились в результате гиперразвития техносферной искусственной среды, созданной за последнее столетие (9). В результате, как мышечное совершенство в техносферной среде не является решающим фактором признания, так и первичное психическое совершенство не является достаточным условием для успеха в ней. Параллельно с заменой мышечного усилия моторами шло усиление разума системами хранения и обработки информации. Это не просто снизило требования к разуму претендентов на успех, но потребовало от них вторичных психологических качеств, ориентирующих на социально-технические условности. Под вторичными психологическими качествами понимается реакция психики человека на искусственную реальность, состоящую из эквивалентов природной реальности.

 

Природная реальность описывается объективными логическими, математическими, биохимическими и иными закономерностями естественной среды. Для действия именно в ней предназначена психология разума. Однако жить глобальному человеку приходиться в мире эквивалентов природной среды: социальных условностей, правовых норм, экономических отношений, «подзаконно» регулирующих поведение человека. И успеха в ней достигает тот, кто использует субъективные законы, а не объективные.

 

Художественная литература, как наиболее чувствительный метод исследования человека, заметила проблему подмены первичных базовых ценностей на вторичные ценности (Э.Золя, Т.Драйзер, Ф.М. Достоевский, Н.В. Гоголь и др.). Литература показала, что одно дело обнаруживать мощь когнитивных и волевых процессов в борьбе с природной стихией в крестьянском труде или в трудах физика по удержанию плазмы в электромагнитном поле, и совсем иное дело проявлять те же качества в оперировании деньгами, векселями, курсами валют, рекламными и избирательными кампаниями, информационными потоками. Это психологически настолько разные вещи, что «объективисты» совершенно беспомощны в системе эквивалентов, а «субъективисты» бесполезны в реальном физическом мире.

 

Фактом является то, что сформировались две разные сферы жизни, в каждой из которых требуется свой подтип когнитивных процессов и свой подтип психологического совершенства. Академик Б.Г.Ананьев предвидел это, когда писал: «.... не секрет, что расплывчатые или грубо схематические представления о будущем самого человека, его таланте и характере - слабейший пункт всех прогностических построений. Оказалось, что более просто спроектировать системы с миллиардными социальными общностями, искусственные спутники Юпитера..., чем представить облик человеческой индивидуальности.» (10).

 

Когда то профессор В.А.Ганзен установил, что все учебники психологии содержат не совпадающие наборы психологических переменных, которые характеризуют человека (11). Психология - наука о стохастических процессах, которые могут происходить или не происходить с некоторой долей вероятности. И поэтому сама современная психология описывает вероятностный список феноменов поведения, характеризующий психику человека. Вероятно, что психология человека не исчерпывается оглавлениями учебников и необходимо рассмотреть, чем психологическая наука может помочь в политической дискуссии, где неявным образом обсуждается человек? Очевидно, ощущение опасности у консерваторов вызывает подмена объективных достоинств человека его субъективными оценками, создание общества, где ценится не человеческое качество, а его эквивалент. Как это выглядит?

 

Проблема первая – замена психологии разума его эквивалентом - психологий информации.

 

Психология Разума - содержание классической психологической науки и практики, которая и выстроила современное общество. Это не только наука - это почти религия нашей цивилизации. Мы оцениваем достоинства человека по критериям развития его мышления, памяти, внимания, речи, восприятия, измеряя качества его знаний, умений и навыков для овладения своим поведением и внешним миром.

 

Начало психологии разума в современном понимании, условно говоря, положил Френсис Бэкон около 1272 года. Он переориентировал психологию мышления на обобщение реалий, а не слов, и сформулировал основы психологии разума (6). Менее осознанно это начиналось с открытиия Академии в Лангедоке в 792 г. Генри де Желоном. Основная проблема психологии разума формулируется в 1122г. Абеляром в сочинении "Да и нет", не желавшего веровать в то, что он не "расколол" предварительно рассудком. Плодами психологии разума являются компас (1150г.), часы (1220г.), географические карты и угломер (1250г.). Затем Оккам заложил основы эмпирически ориентированной психологии научения и мышления (1345г.). Психологию разума укрепляли такие аргументы, как работа Коперника " Об обращении небесных сфер" (1543г.), которая прозвучала как "сигнал страшного суда над ложной философией". После этого, в 1590 г. Гоклениус вводит в науку понятие "психология". Плоды психологии разума: закон всемирного тяготения, теория света, химия газов, превращение энергии, паровая машина, электромагнетизм создали условия для принципиально новой системы образования (12).

 

Современная педагогика выросла именно из психологии разума, когда в 1631г. Я.А. Коменский в своем труде "Великая дидактика" потребовал «познавать и исследовать реальный мир, причем познавать и исследовать самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах». Почти одновременно, в 1640г., появляется труд Декарта "Правила для руководства ума", где единственным бесспорным объектом интроспекции объявляется мысль. К 1690 г. широко распространяется динамический принцип Ньютона, доказывающий, что за реальными объектами могут быть признаны физические свойства, доступные опытному познанию и математическому обобщению. Из психологии разума естественно следуют психолого-педагогический труд Д.Локка "Опыты о человеческом разуме" (1689) и ответ на него В.Г.Лейбница "Новые опыты о человеческом разуме" (рукопись датирована 1705 г., издана в 1765г.). Дифференциальное исчисление (1684), интегральное исчисление (1693), исчисление бесконечно малых (1702) Лейбница-Ньютона являются символом могущества психологии разума.

 

Педагогика продолжала точно и последовательно реализовывать психологию разума, совершенствуя свои методы приблизительно каждые 30 лет. Педагоги «Волны Гельвиция» (р.1715) совершают отход от психологии веры и дрейф к психологии разума. Затем педагогическая «волна Песталоцци» (р.1746) способствует идее развития мышления вопреки механическому накоплению. «Волна Гербарта» (р.1776) разрабатывает новый инструментарий психологической науки, критериями которого стали ясность, система и метод. «Волна Ушинского» (р.1813) добивается того, что наука стоит вне всякой религии, ибо опирается на факты, а не на верования. «Волна Кеттела» (р.1860г.) систематизирует, классифицирует работу разума: люди стали оцениваться с точки зрения способности много и долго помнить, сохранять устойчивое внимание, делать логически верные умозаключения. Времена «волны Макаренко» (р.1888) пришлись на сложный период всеобщей "технологизации" всех наук, когда работали Корнилов (1879), Блонский (1884), Рубинштейн (1889), Выготский (1896), Теплов (1896). Их ровесниками за рубежом были Келлер (1887), Вертгаймер (1880), Коффка (1886), Левин (1890), Торндайк (1874), Уотсон (1878), Келлер (1887), Кречмер (1888). Они довели измерение разума человека до совершенства, а технологию его развития до ремесла. Их трудами мы живем в ауре поклонения разуму так естественно, словно ничего иного не существует. Однако люди, воспитанные по модели «психологии разума», все более становятся интеллектуальными рабами примитивов. Чего же они не знали? Они не могли поверить, что продукты разума подменят его мнимыми эквивалентами (13).

 

Эквивалент разума - информация, совершенно такой же, как эквивалент труда - деньги. Культ разума стал подменяться культом информации после победы книгопечатания, средств связи, а потом и появления ее компьютерной обработки. Предательство заветов автора современной системы образования Я.А.Коменского: «познавать и исследовать самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах» привело к возвышению эквивалента разума - информации в ее техническом понимании и интерпретации ее в СМИ. («Великую дидактику, кстати, невозможно купить даже в букинистических магазинах ни в Петербурге, ни в Москве, ни по объявлениям в газете. Книга исчезла. Зато труды Фрейда продаются на всех углах.).

 

Принято считать информацию продуктом разума, точно отражающим логику реального мира. И общество успешно потребляет информацию, воплощенную в технических системах обеспечения нашей жизни. Однако сами создатели информации разделили судьбу крестьян, которым зерно подменили бумажными деньгами (эквивалентом): общество стало оценивать не разум, а его эквивалент - информацию. Как у крестьянина деньги обесценили тяжкий процесс производства продукта, так и у интеллектуала информация обесценила мучительный процесс мышления. Кто из ученых не знает, как оскорбительно дешево оценивается заказчиком продукт изнурительного интеллектуального труда? Современное общество возвышает не создателей хлеба или мысли, а владельцев их эквивалентов: денег и информации. Это понимал еще Эдисон, который поставив отметку на месте неисправности энергощита, дорого продал не информацию, а процесс мышления, чем изумил заказчика.

 

Информация, действительно, имеет психологические признаки разума, но она же легко извращается в свою противоположность. Например, признак объективной информации, имеет в основе достоверность и полноту, доказанные научными методами. Но она успешно фальсифицируется - подделывается, искажается, подлинное подменяется ложным. В информационном пространстве царит феномен когнитивного фальшивомонетчества. Это не безобидно, поскольку фальсификации порождают бредовые идеи - неправильные, не соответствующие истинному положению вещей суждения. Другой признак разума - системность информации, ориентирующую во всех отношениях реальности, стали заменять информацией дезориентирующей. Такая замена порождает сверхценные идеи, которые не носят откровенно нелепого характера, но они приобретают столь большое значение, которого реально не заслуживают. Организованная по правилам науки информация подменяется деморализующей информацией (для обсуждения надо вспомнить принципы этоса науки). Такая «информация» провоцирует «скачок идей» - нарушение последовательности умозаключений, утверждений отрывочных, хаотичных, мыслей незавершенных. Достаточность информация подменяется энтропийной информацией, приводящей к развитию феномена «навязчивых идей» - мыслей, от которых человек хочет, но не может избавиться. Читабельная информация подменяется дезинформацией, порождающей «бессвязность мышления» - правильное восприятие частностей, но с утратой способности к логическим выводам и синтезированию частностей в целое. Конкретная информация подменяется дезорганизующая информацией, приводящей к резонерству - абсолютно бессодержательным, бедным мыслью высказываниям, облеченным в витиеватую, но правильную грамматическую форму. Практичная информация заменяется развращающей информацией и порождает феномен «разорванности мышления» - понятия и представления в нем сочетаются друг с другом на основе случайных или формальных признаков. Необходимая информация подменяется «дезентегрирующей информацией с последующими «компульсивными идеями» - нелепыми мыслями, бессмысленными действиями, но которые не вызывают сомнений из-за убежденности, что иначе действовать в создавшихся условиях невозможно (14).

 

Воспитанники школы психологии разума воспринимают «информационные подделки» привычным образом - как заслуживающее доверия отражение законов реального мира, который они изучали в своих областях знания. Никто не воспринимает так доверчиво дезинформацию, фальсификацию, дескридитацию и пр., как интеллектуалы, и никто не следует ей так настойчиво, как воспитанники психологии разума. У них нет иммунитета ко лжи. Интересно, что оказавшись в критическом положении, они весьма высокомерно отказываются заниматься научным исследованием проблем вторичной среды и использовать свой интеллект для овладения стихией эквивалента разума!

 

Проблема вторая: использование психологии бессознательного ее эквивалентом - китчем.

 

Психология бессознательного до начала 90-х годов была за пределами психологического и педагогического образования в СССР. Поэтому многие и сейчас считают, что «она» пылится в книгах З.Фрейда или ограниченно применяется в медицинских и зрелищных целях. Между тем она вторглась в жизнь каждого из нас посильнее, чем эпидемия: современная реклама, средства массовой информации, масс-культура, кино и телевидение, избирательные кампании, политическая пропаганда и агитация - ее производные. Все коммерческое и политическое давление на поведение масс людей целиком строятся на законах и механизмах психологии бессознательного. Иммунитета у населения у нее нет, однако интеллектуалы игнорируют ее коммерческо-политические притязания. Признаком этого служит то, что они презирают политические кампании, не участвуют в выборах, не смотрят шаманствующее ТВ и пр. В результате, они постепенно становятся ее социально-экономическими рабами

 

Психология бессознательного исторически зарождалась как инструмент различного рода ересей - т.е сомнения в тех областях, где психология разума не все объясняет. Если признаком психологии разума является открытость, то психологии для бессознательного характерно прежде всего "таинство". Скрытые, неявные методы управления, стремление влиять мягко, опосредовано, требуют избегания прямого силового противодействия и, значит, нуждаются в формировании тайных объединений, структур. Первым ересистом считается Валентин, уроженец Александрии (150г.), потом следуют основатель манихейства Мани (240 г.), Арий из Александрии (324 г.), Либерий (360г.), Пелагий (405г.) и другие монофизиты. Позднее, в 300 г. печатаются труды астролога Фирлика Матерна, первого физиогномика Петера фон Альбано (1380 г.). Далее следуют работы алхимика Василиса Валентина (1415 г.), в 1518 г. выходит книга "О магии кристаллов" Альберта Вели, предсказания Парацельса (1536 г.) и Нострадамуса (1575). К сегодняшнему дню часть из этих дисциплин стали общепризнанными науками: психометрия породила экспериментальную психологию, травники - фармакологию и т.д. Она имеет несомненные достижения в виде общепризнанной психотерапии, психометрии и др. (15)

 

Когда психология разума породила атомную энергетику, генную инженерию, системы компьютерной связи, валютную систему и потеряла контроль над этим беспределом возможностей человека, психология бессознательного взяла на себя лидерство в разрешении проблем общества. Легализации этого направления психологии происходила усилиями гипнотизера Месмер (1760-1815г.г.), первыми демонстрациями в 1813 г. словесного погружения в гипноз аббатом Фариа, в 1848 г. сестры Фокс в США демонстрируют сеансы спиритизма. После 1900 г. широкую поддержку получает психоанализ Фрейда. С 1928 г. в публикациях Фореля осуществляется мощная кампания защиты гипноза как приемлемой лечебной процедуры. В 1939-1957г.г., широко обсуждается психология подсознательного восприятия, открытого Петцлом, Сидисом, Диксоном, Миллером и др. В 1955 г. во Франции снимается запрет Наполеона Бонапарта 1801 года на книги графа де Сада, и на Западе начинается сексуальная революция. Психотерапия превращается в рутинную медицинскую процедуру и около 1980г. становится мощным орудием изменения сознания, например, в варианте Вирджинии Сатир. В рамках подготовки управленческого персонала с 1982 г. в СССР начинается широкая практика применения методов психологического программирования по методикам Бэндлера, Гриндера и др.. После 1985 г. сеансы массового суггестивного воздействия в исполнении Кашпировского транслировались по ТВ на многомиллионные аудитории телезрителей. С 1992 г. начинаются мощная кампания коммерческой и политической рекламы на базе психологии бессознательного во всех средствах массовой информации Росиии. Порождением психологии бессознательного являются пропаганда и реклама в средствах массовой информации, масс культура, избирательные кампании, искусство кино и ТВ.

 

Эквивалент бессознательного - китч. Помимо несомненных достижений психологии бессознательного в медицинской практике, в сфере развлечений, она причастна к доселе небывалому феномену - распространению массового китча: погружению человека в мир несуществующего, но представляемого как реального. Технические достижения позволяют реализовать психологии бессознательного в форме «мира теней» методами фотографии, кино, телевидения, звукозаписи и видеозаписи.

 

Поразителен такой факт: люди удовлетворяют свое любопытство, возбуждают свои страсти, тратят свои деньги и время своей жизни на получение удовлетворения от бега электронного луча по светящемуся экрана кинескопа. Световые пятна на больших и малых экранах заворожили миллионы людей мощнее, чем любая предшествующая религия или наркотики. Все свое свободное время, свои душевные силы и ресурсы множество людей растрачивают на поклонение звуку несуществующего и изображению воображаемого. Суммарное время, проводимое человечеством у экранов в течение суток много больше времени, потраченного на обеспечение собственного существования в труде!

 

Не менее поразителен другой факт: множество людей заменили контакт с живым человеком, с его телом, с его мыслями, с его чувствами на созерцание мерцающего экрана! Причем они получают при созерцании световых пятен удовлетворение, сходное с удовлетворением от непосредственного взаимодействия с реальной жизнью. Появился новый вид поведения «болельщика», «зрителя», «наблюдателя», который не способен на собственный поступок, риск, усилие. Кстати, взаимодействие с реальными людьми является заключительным звеном процесса личного неутомимого труда над своим совершенствованием: чем выше собственное совершенство, тем короче дорога к людям. В случае дефицита психологической силы его реальность подменяют волшебными техническими суррогатами.

 

Третий поразительный факт: люди получили техническую возможность, якобы, слышать, видеть людей, которых уже давно нет. Феноменальное распространение получила возможность эмоционально, мысленно общаться с призраками, тенями более доверительно, чем с реально живущими людьми. Знаменитый «Призрак» Шекспира из «Гамлета» - ничто по сравнению с магнитным голосом давно умерших певцов, актеров, писателей, политических деятелей. Многие граждане не всегда могут сказать - жив или нет тот человек, которого он слушают, наблюдают, которому сопереживают и верят! Живым общественным, интеллектуальным, эмоциональным лидерам приходится вступать в соперничество с тенями знаменитых авторитетов так, словно они живы.

 

Четвертый факт: содержанием китча является изображение невозможного. Техника позволяет ощутить полет к звездам, безнаказанно застрелить другого человека, наблюдать сцены дружбы волка и зайца, дружескую беседу рваного ботинка с поросенком: т.е. всего, что физически, биологически, психологически невозможно, что не существует, противоречит законам природы и общества. Понимание переносного смысла и др. здесь не при чем. Людям постоянно приходиться иметь дело с тем, что неясно, что утверждается, как действительно существующее, а что предъявляется как продукт «искусства». Реклама внушает наличие отсутствующих качеств в рекламируемом товаре. Политическая реклама рисует лидера, внушая достоинства, которых у него нет. Это волшебство так увлекательно, что толпы молодых людей покидают мир реального производительного труда, устремляясь в суету царства теней - на театральные подмостки, на съемочные площадки, в телевизионные студии, в студии звукозаписи и в рекламные агентства. В жрецы.

 

В итоге, создан гигантский мировой рынок китча - производства, купли-продажи несуществующего, невозможного, нереального. За китч платят, его продают и покупают, с его помощью энергично влияют на поведение людей. В сфере производства китча вращается огромная масса людей и деньги, сравнимые с деньгами, которыми направлены на создание реального продукта. Китч позволяет человеку ощутить тепло, когда ему холодно, назвать эстетикой отвратительное, воспринимать ужасное как смешное, ощутить себя сытым, когда он голоден: реальность искажается в любых плоскостях и измерениях. Неспособность произвести материальные продукты мобилизовала производство бессознательных ощущений от потребления несуществующих продуктов. Так реклама стала дороже продукта, продукт разума стал дешевле продукта бессознательного. Мир китча не так прост и доступен: в мире теней, в мире китча живут по своим законам, в нем своя психология и свои психологические достоинства.

 

Влияние психологии бессознательного трудно переоценить. Россия с 1991 года погружается в сумрак таинств: коммерческих, банковских, врачебных, следственных, финансовых, партийных, религиозных, технологических и т.д. В этом сумраке тайн на равных функционируют государственные и никому не ведомые спецслужбы, общества сатанистов, оргпреступность, секты. Они «ведут» неведомыми путями товары, денежные потоки, преобразовывают реальный хлеб, металл в «ценные» бумаги и т.п. Почти никто не знает имен «лоцманов», авторов политических кампаний, законопроектов, советников и астрологов государственных лидеров. Страна стала воплощением одной большой Тайны. В России все меньше остается места научным методам, разработанным для изучения реального мира. И все меньше места для людей, исповедующих психологию разума.

 

Проблема третья: замена психологии веры ее эквивалентом - лицедейством.

 

Психология Веры давно и полностью изъята из психологического образования и воспитания, а массы людей оказались лишены мощнейшего инструмента психологической поддержки. Психология веры опирается на психологические механизмы убеждения, которое широко применялась со времен богословских споров. Человек, обладающий верой в «нечто» психологически чрезвычайно силен. Этим «нечто» может быть вера в Бога или в свою Родину, в свою семью или в свои способности, в свою судьбу или в свое предназначение. Верить во все сразу или хотя бы во что либо отдельное - обязательное и непременное условие жизнеспособности человека. Психология веры - позвоночник всей структуры психики человека.

 

Психология веры формировалась в процессе богословских дискуссий, которые были, по существу, спорами о том, чем руководствоваться человеку в поисках своего места в жизни. Согласно христианству, «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11.1.). Человек успешно противостоит тяготам жизни только отождествляя себя с родом человеческим, с конкретным народом, государством, местностью, профессией, с членами своего коллектива и семьи. Сам факт отождествления - уже факт веры, дающей ему душевные силы. Булгаков С.Н. писал, что то, во что можно верить, нельзя знать - оно выходит за пределы знания, а в то, что можно знать, нельзя и не должно верить. Кто верит в таблицу умножения, или Пифагорову теорему? Ее знают. По мнению Соловьева В.С., кто не верит, например, в бытие и познаваемость истины и не принимает достоверности первых оснований разумного мышления, тот, конечно, ничего не сделает для науки. Е.Н.Трубецкой утверждает, что, вера, - как уверенность, присуща всякому человеку независимо от его убеждений, и не от его свободы зависит, верить или не верить в бытие внешнего мира и собственное существование. Суть веры заключается по его словам в том, что если искания нашей немощной мысли не увенчались успехом, мы должны быть непоколебимо уверены, что ответ есть. Вера разрешает загадки, которые ставят в тупик теоретический ум. Понимание веры как способа изжития противоречий наиболее кратко воплощено в августиновском изречении "верую, чтобы понимать" (credo ut intelligam) (16).

 

Одним из наиболее ярких создателей психологии веры был Афанасий Александрийский, чья судьба связана с "Новым заветом" Библии (393г.). Он говорил о необходимости различения истины, которая кажется истиной в глазах человеческого мнения, и настоящей истины, которая является таковой благодаря человеческой вере. Другой теоретик психологии веры, Августин Блаженный, утверждал, что начало зла в душе - своеволие. Воля, свободная в своем решении, является причиной того, что человек творит зло. Психология веры самым существенным образом определяет общественно-политическую и личную жизнь людей. Следствием борьбы вокруг веры стал раскол христианства (343г.) и объявление взаимной анафемы Римской католической и Византийской православной церкви (послание Гумберта, 1054г.). Классиком психологии веры является Мартин Лютер, положивших начало движению протестантов (1517г.). Вера обусловила появление в 1520 г. секты менонитов в Саксонии, из-за веры в 1532 г. происходит разрыв Англии с Римом и начинается движение англикан. Вера заставляет в 1592 г. признать кальвинизм государственным исповеданием в Шотландии, дает начало движению пуритан.

 

Борьба вокруг веры никогда не прекращалась: ее не остановил во Франции Нантский эдикт (1598г.), в России она не закончилась вместе с окончание Смутного времени 1602-1612г.г. Вера побудила заявить о себе баптистов в Англии в 1639 г., квакеров Г.Фокса в Америке в 1647 г. Кардинал Ришелье вел долгую борьбу с Корнелием Янсением, который основал во Франции движение янсенистов в 1637 г. и верил, что человеческая порода порочна, отрицал свободу воли, защищал идею предопределения. Имена Монтескье, Вольтера, д"Аржансона, Дидро, Гольбаха, Гельвеция, Руссо, Мабли, Рейналя, Кондорсе, Мирабо, Сьейса, д"Антрега, Лафайета, Камилла, Демулена - имена идеологов Великой Французской революции, а это имена создателей новой веры для множества своих современников. В рамках борьбы вокруг веры в 1865г. опубликован "Силлабус" папы Пия 1Х: отлучение от церкви повинных в симпатии к пантеизму, натурализму, рационализму, либерализму, протестантизму, социализму. Тем не менее, имена Канта, Фейербаха, Гегеля, Маркса, Энгельса, Ленина, Мао-Цзедуна, Гитлера, Сталина стали не просто известны, но созданная ими вера увлекла многие миллионы людей, перекроила карты мира, переселила народы, перераспределила власть и ресурсы. В 70-х годах появились имена новых идеологов волны психологии веры: Тоффлера, Нэйсбита, Ферраротти, Маркузе, заложивших основы веры нового информационного общества. Порождением психологии веры являются не только классические религии, но и политические, общественные организации, партии, корпорации и т.п.

 

Эквивалент веры - лицедейство. Вера в действительности является смыслом и основой личности. Развитие свойств личности настолько трудоемко, что большинство людей отказываются от ее формирования. Так большинство из нас перестают писать стихи в юном возрасте, осознав чрезмерную трудность этого занятия. Не верящий ни в черта, ни в Бога человек никогда не сможет стать личностью. Однако в основе любого конкурса на должность требования к личности соискателя непрерывно растут. Соискатель власти, положения, статуса должен прежде всего предъявить признаки высоких личностных качеств.

 

Мало кто задумывается о том, что составляющие личности: направленность, сила характера, овладение своим темпераментом, реализация способностей - это воплощение веры человека и ее силы. Именно вера, стоящая за проявлениями яркой личности, вызывает доверие к человеку, позитивно характеризует его устойчивость и надежность. Именно вера является каркасом, на который навешиваются личностные украшения. Влияние веры столь сильно, что за нее идут на эшафот. Выдающиеся личности, типа Джордано Бруно, сознательно погибли на кострах за веру в научное прозрение, личности типа Магеллана преодолели океаны за веру в истинность своего знания. Веру нельзя купить, присвоить, придумать - она сама овладевает человеком и управляет им вплоть до полного самоотречения.

 

Ввиду чрезвычайной трудности обретения веры, и в то же время, ее обязательности для исполнения тех или иных функций в обществе, ее приходится заменять эквивалентом - лицедейством - искусным изображением натуральных свойств личности. Исторически лицедейство было занятием бродячих актеров и ценилось невысоко. Считалось порочным изображать те качества, которых у человека нет. А если качество предъявлялось, то его надо было подтверждать в реальном поведении: в поединке с оружием в руках, в ученом споре на костре, в покорении недостижимых глубин, высот, пространств. Носителями непоколебимой веры, питающей силу их личности, были Коперник, Д.Левингстон, Д.И.Менделеев, А.Суворов и др. Однако жизнь в искусственной техносферной среде так сильно изменилась, что сегодня многие с трудом могут назвать имена героев-космонавтов, но многие уверенно назовут имена выдающихся актеров. Сама профессия актера, как вид искусства, стала высокооплачиваемой, превратилась в предмет поклонения. Выдающиеся лицедеи стали признаваться выдающимися личностями, как ранее признавались выдающимися личностями герои сражений и географических открытий. Конкурсы для поступления в актерские училища превысили все разумные пределы. Лозунг романтиков «быть, а не казаться» изменился на лозунг циников «казаться, а не быть».

 

Приходится принимать, что научно-техническая революция сняла проблему прямого контакта с физической средой для многих людей - они контактируют с ней через посредство технических, информационных, обслуживающих систем. И это сняло проблему подтверждения первичных качеств - достаточно представить вторичные признаки веры (личности) в одежде, манере держаться, форме высказываний и пр. Это и положило начало распространению лицедейства из театра в общественную жизнь. Предъявляются признаки веры в форме «документов», «аттестатов» вместо реальных поступков служения этой вере: вере в моральные ценности, в могущество научного знания, в возможность совершенствования человека и общества.

 

В психологии лицедейство приобрело форму всевозможных тренингов (СПТ, НЛП), которому начали учить вынуждать других людей признавать у обученного ум, волю, характер, знания и другие первичные качества, которых на самом деле у него много меньше. На этом феномене построены пиар-технологии, избирательные технологии и др. Вместо развития первичных натуральных качеств в тяжелом личном труде и экстремальных испытаниях методами различных тренингов учат изображать вторичные качества личности и признаки веры в те или иные ценности. Проблемой для современной политической жизни стали имиджмейкерство, политический маркетинг, избирательные технологии, пиар-технологии, которые являются технологией имитации требуемых качеств личности. Все это основательно запутало политические системы управления обществом.

 

Проблема четвертая: подмена психологии воли ее эквивалентом - деньгами.

 

Психология воли и ее эквивалент - деньги. Воля незаметно стала принадлежностью военной и спортивной психологии и почти полностью исчезла из арсенала классической науки и педагогики. Множество людей сегодня продолжают демонстрировать предельные достижения личной храбрости, прыгая с заоблачных высот, погружаясь в пучины океана, спускаясь на лыжах по отвесным кручам, преодолевая в одиночку мировой океан, взлетая в Космос и терпя там невыносимые страдания ради науки. Но в то же время масса людей отказывается от малейших усилий для того, чтобы утром приступить к труду, отказаться от роковых наслаждений, заставить себя вдуматься в нерешенный вопрос, представить себе перспективу собственной жизни.

 

Забвение психологии воли, как самостоятельного направления, сравнимого с психологией разума, ошибочно. Важность психологии воли для человека определяется тем, что без нее невозможно применение принуждения и самопринуждения: самоконтроля, саморегуляции, самоуправления, самовоспитания. Все, что «Само» - это воля. «Само» - это психическое усилие, которое связывает воедино мотив и действие человека. Это усилие может быть применено к собственному поступку, а может быть использовано для формирования поступков других людей. Без волевого усилия не совершается ни один поступок, ни выполняется ни одно действие, не реализуется никакая деятельность. Любой успех непременно имеет в своей основе огромный ресурс волевых усилий для преодоления внешних и внутренних препятствий. Обладание высокими волевыми качествами - залог успеха любого и каждого.

 

Все натуральное поведение человека строится на психологии смелости, решительности, выносливости. Волевые люди, независимо от иных их достоинств, высоко ценятся и до ныне, особенно в спорте, в военном деле, в экстремальных видах человеческой деятельности. Безвольные в подобной среде презираются, отвергаются, даже уничтожаются. Психология воли трудно поддается лабораторному экспериментированию, наблюдению, описанию. Исследователи и творцы психологии воли после себя склонны оставлять факты сражений, побед и очень мало аналитических материалов. Средоточием науки о воли являются вооруженные силы, правохранительные органы, спецслужбы, овеянные романтикой силы прямого противоборства, физического и морального подавления оппонентов. Дар достигать результата ценой непосредственного и чрезвычайного усилия не так часто встречается. Хотя никакой успех в жизни не приходит к безвольному человеку.

 

Эквивалент воли - деньги. Воля, как и разум, весьма трудно достижимое достоинство человека, обретаемое его собственными, часто запредельными усилиями. Далеко не всем, во всяком случае, очень в неравной степени людям дарована способность действовать за пределами возможностей своего организма, здравого смысла, рационального расчета. По разным причинам множество людей или не приступают к процессу воспитания воли, или прекращают его ввиду непереносимой для них трудности этого направления развития. Между тем, без волевых качеств никакой успех невозможен, и естественны поиски замены воли ее легко приобретаемыми эквивалентами.

 

Эти поиски привели к уникальному изобретению, которое принципиально изменило направление и характер всей нашей цивилизации: денег. Как информация позволяет консервировать, передавать, приобретать продукты разума, так деньги позволили сохранять любые по качеству и интенсивности усилия всего общества и конкретных людей, даже целых поколений. Эквивалент воли - деньги, такой общественный инструмент, который позволяет волю консервировать, накапливать, заимствовать и пускать в ход всякий раз, когда нет собственных сил для преодоления препятствия.

 

Главный общественно психологический смысл денег заключается в том, что они гарантируют любому их обладателю преодоление препятствий в любое время, в любом месте, в любом состоянии. Деньги побеждают реальную смелость, решительность, выносливость противников, потому что в них незримо аккумулирована воля не одного человека, а десятков, сотен, тысяч людей, конечно, в зависимости от количества денег. Человек с деньгами в современной цивилизации имеет такое же абсолютное преимущество над людьми без денег, как в давние «до денежные времена» имел абсолютное преимущество волевой человек над безвольными: он мог позволить себе все и везде.

 

Деньги, как эквивалент воли, вобрали в себя все мыслимые человеческие мотивы и связали их в себе с действиями, которые человек с деньгами может себе позволить. Деньги позволяют их обладателю действовать независимо от собственной природной воли, своего разума, своей веры. Первично, психологически, человек с деньгами может быть волевым ничтожеством, но вторично, денежно, он же эквивалентен могучему вождю с полномочиями, ограниченными только суммой, которой он располагает. За деньги покупается любая информация, создается любой китч, обеспечивается самое совершенное лицедейство, исполняются любые действия.

 

Классическая психология, конечно, пропагандирует воспитание волевых качеств, но никогда не рассматривала даже вероятность существования ее эквивалента. Поэтому массы образованных, умнейших, волевых людей мало знают, что такое деньги, не умеют обращаться с деньгами, применять деньги, их не интересует механизм действия денег. Многие очень умные люди удовлетворяются определением денег, как эквивалента вложенного труда, не замечая их глубочайшей психологической сущности. Не случайно С.Московичи называет главу, посвященную психологии денег - «Одна из величайших тайн мира» . Он пишет в этой главе: «Можно признать отвагу Зиммеля, представившего в 1889 г. сообщение, озаглавленное «Психология денег» (17).

 

Между тем, есть множество людей, которые самостоятельно, во всяком случае, без поддержки научной системы психического развития, неплохо разобрались в психологии денег и эффективно это знание использовали специфическим образом в специфических целях. Например, С.Московичи цитирует Бальзака, характеризующего в «Примеренном Бальмонте» всемогущество Банка (денег): «Это место, где выясняется, сколько стоят короли, где на руке взвешивается ценность народов, где судят системы (...), где идеи, верования обозначаются цифрами (...), где сам Бог берет взаймы и дает под гарантию свои доходы с душ, ибо папа имеет там текущий счет. Если я могу где либо сторговать душу, то там, не так ли?» (18).

 

Современная психология вяло учила воспитанию воли, добилась некоторого уровня волевых качеств, достаточных для преодоления загадочности, непонятности, сопротивления внешнего физического мира, но совершенно упустила из виду психологию эквивалента воли: его психологическую природу, механизмы действия, закономерности и мн. др. В результате, воспитанники психологии разума оказались в мире денег, как эскимосы в пустыне Сахаре беспомощными и подавленными.

 

Все вышеизложенное говорит в пользу того, что центробежные силы либеральных реформ изменили не лицо планеты или технический уровень производства, а человека прежде всего. Изменения человека столь масштабны, что очень трудно дать прогноз реакции общества на завершение либерального проекта глобализации. Отсутствие надежного стратегического прогноза естественным образом пробуждает центростремительные силы консерватизма, стремящегося понять, предвидеть, рассчитать, сохранить в человеке то, что позволило ему стать человеком. Он видит и понимает то, чего не видят и не понимают его оппоненты.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Я лично знавал одного консерватора, родившегося в конце Х!Х века – в 1890 году. Он прожил долгую и трудную жизнь, отвоевав Первую мировую войну, был тяжело ранен разрывной пулей, потом прошел всю гражданскую войну, потом был арестован как бывший офицер, и копал Беломоро-Балтийский канал. Выжил, вернулся, был снова дважды арестован в 30-е годы, но опять уцелел. Пережил всю блокаду в Ленинграде, умирая сам от голода, спас от него многих людей (сохранил семенной фонд блокадного Ленинграда, который использовали по всему городу), работал до последних дней своей жизни, и умер в возрасте 93 лет в 1983 году, опять спасая другого человека. Я видел фотографии дней его молодости со сверстниками: бесстрашные глаза, лихо закрученные усы, властная поза, готовые ринуться в бой и ринувшиеся. Как консерватор, он один из них сомневался в правильности хода событий в стране, не принял новой политической реальности, и не пытался вписаться в нее. Он испил с друзьями всю чашу лихолетья, но выжил только он один из них. Как консерватор он был немногословен, не принимал необдуманных решений, никогда не повышал голоса, никогда не пил, не курил, вставал в пять утра, что то работал, видя в жизни какой то главный, известный только ему смысл, которому неуклонно следовал, игнорируя все соблазны, которые ему предлагали. Он прожил долго, потому что жил правильно.

 

Он преподал мне урок понимания консерватизма, рассказав историю своего детства. В 1959 году он рассказал мне, как в 1897 году, будучи в возрасте семи лет, он утонул, но его удалось откачать, и он остался жив. По правилам того времени, ребенка, спасенного таким чудесным образом, полагалось отдать в монастырь послушником на год или два. Поэтому в возрасте 13 лет, в 1903 году, его и отдали послушником в Соловецкий монастырь – в самое консервативное место, которое можно придумать.

 

До этого разговора я считал, что в монастыре от темна до темна только молятся при свете свечей. Однако, по его рассказу, церковные службы на Соловках занимала не все время, а большую часть дня он, маленький мальчик, изучал бухгалтерское дело, математику, немецкий язык, работу с электрическими аппаратами и т.п.! Оказалось, что в 1903 году (!) на Соловках освещение в храмах было электрическое, а воду из Белого моря подавали электрические насосы! Навыки, полученные им в монастыре спасали его на протяжении 90 лет жизни в инновационном ХХ веке. Был эпизод, когда совершенное знание немецкого языка спасло ему жизнь. Когда его, как бывшего офицера, никуда не брали на работу – он успешно работал бухгалтером, электромонтером и пр. В возрасте 84 лет, когда я учился в университете, он брал интегралы по моим заданиям, не заглядывая в учебники. В одной из дискуссий с ним в 1964 году я защищал программы КПСС, как самые передовые, устремленные в светлое будущее, чем очень огорчил его. В ответ он сказал мне, что у страны нет будущего, и скоро она непременно рухнет, потому что «выпала из времени». Он умер в 1983 году, предоставив мне в 1991 году без него с болью и ужасом переживать крушение СССР.

 

Так что консерватизм часто порождал идеи и практику, на столетия опережающие свое время, а противники консерватизма отбрасывали жизнь на столетия назад. Достаточно вспомнить монаха Менделя с его генетикой и академика Лысенко с его яровизацией. Анализ реальных исторических событий показывает, что ни консерваторы, ни их противники не имеют никаких оснований для присвоения себе титула прогрессивной силы.

 

Пока же, при полном отказе сторон обсуждать проект человека будущего, стремительное развитие техносферы столь мощно его изменило, что власть с его устаревшими схемами «развития человека» утрачивает контроль и управление его поведением. Появилась новая психологическая реальность, которая требует для своего объяснения новых понятий, гипотез, теорий - это мир эквивалентов реальности. Факт, который требует психологического объяснения - катастрофический житейский провал психологически совершенных людей и доминирование в обществе натур психологически примитивных, но с развитыми вторичными качествами. Ничего подобного тому, что происходит сейчас, человечество никогда не переживало. На глазах одного поколения осуществляется небывалый разворот всей цивилизации, перемещающей человека из под власти природных факторов под власть факторов, искусственно созданных им же. Люди стали оценивать друг друга и взаимодействовать друг с другом, ориентируюсь не на первичные натуральные признаки ( уровень развития мышления, памяти, внимания, представлений, воли), а на вторичные искусственные признаки (деньги, документы, одежда, жилище, «прессу», рекомендации, лицензирование ).

 

Изменения в итоге создали такие проблемы дисбаланса между производством и потреблением, при котором технические возможности намного превзошли потребности общества. Например, средства обработки и передачи информации загружаются всевозможным информационным мусором, потому что нечем их загрузить: все передано, прослушано, увидено, обсуждено десятки раз. СМИ, ТВ, Интернет, мобильная связь в основном забиты просто отбросами, которые выполняют функции дезинформации, деморализации, дезориентации, угрожающими интеллектуальному, моральному качествам масс людей. То же самое касается средств транспорта, торговли, питания, половых отношений и пр. плодящих толпы ленивых, толстых, необразованных людей, представляющих для жизни на земле большую опасность, чем парниковые газы или изменения климата. Глобальный кризис, по сути, явочно снижает уровень потребления, что означает, все таки, введение внешнего управления состоянием и поведением человека вопреки тезису о его ничем не ограниченной свободы. Речь идет об отказе от действующего проекта человека и начале работы на новым проектом человека будущего.

 

Чтобы процесс «пошел» необходимо ввести определение человека, чего избегают многие участники дискуссии. По нашему мнению оно звучит так: «Человек является таковым в том случае, если при наличии достаточных свобод, он обладает необходимыми для их использования качествами самоконтроля, саморегуляции, самоуправления и самовоспитания». Свободы – это центробежные силы, которые в норме уравновешиваются центростремительными силами самоконтроля, саморегуляции, самоуправления и самовоспитания. Формирование человека будущего, соответствующего этому определении, возможно в случае создания целостной системы его проектирования, формирования и поддержки, адекватной времени и условиям глобализации. Это вопрос политической воли, который решится в дискуссии консерваторов и либералов при активном участии левых.

 

Литература

 

1. Петровский А.В. История советской психологии. М., 1967, с. 55.

2. Петровский А.В. Указ. соч. с.120.

3. Локк Дж. Опыты о человеческом разуме. Спб, 1995, с.

4. Лейбниц В.Г. Новые опыты о человеческом разуме. Л., 1939.

5. Петровский А.В. Указ. соч. с.54.

6. Рубинштейн С.Л. Человек и мир., М., 1997.

7. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Под ред. А.А. Бодалева.

Москва-Воронеж, 1996. с. 374.

8. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Под ред. А.А. Бодалева.

Москва-Воронеж, 1996. с. 374.

9. Крылов А.А., Юрьев А.И. Человек и техника: психологический аспект.

// В кн. Человек, наука. производство. Перспективы развития. Ред. Рогов И.М., Ч.1.

СПб., 1992., С.18-32.

10. Ананьев Б.Г. Очерки психологии. Л., 1945, с. 160.

11. Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. Л., 1974, с. 169-172.

12. Юрьев А.И. Системное описание политической психологии. СПб., 1997, с. .49-52.

13. Юрьев А.И. Указ. соч. с. 52-54.

14. Юрьев А.И. Введение в политическую психологию. СПб., 1992, с. 100-111.

15. Юрьев А.И. Системное описание политической психологии. СПб., 1997, с. 43-46.

16. Юрьев А.И. Указ. соч., с. 46-49.

17. Московичи С. Машина, творящая богов. М., 1998, с. 363-420.

18. Московичи С. Указ. соч. с. 365.

 

04.03.10

Юрьев А.И., Профессор, доктор психологических наук