К вопросу о будущем психологической науки Печать

К вопросу о будущем психологической науки.

Темой заключительного заседания конференции объявлено будущее психологической науки. Есть очевидные направления развития психологии (осмысление современной методологии психологии, лицензирование деятельности психологов, место психологической науки в современной жизни общества, культуре и т.п.), которые можно обсуждать на обычных конференциях. На конференции, посвященной сороколетию факультета психологии ЛГУ-СПбГУ, надо вспомнить неосуществленные мечты создателей факультета, его ведущих ученых, которые уже не смогут этого сказать сами. Некоторые публикации и действия наших учителей позволяют пофантазировать и мне.

 

Наши учителя были люди строгие и точные. Они, конечно, мечтали о будущем психологии, но не считали возможным обсуждать то, что выходило за пределы точного научного знания. Можно только предполагать, о чем мечтали наши учителя и предшественники, читая их статьи между строк, и вспоминая фрагменты личных разговоров за пределами ученых советов и заседаний кафедр. Меня, например, еще в 1972 году поразили последние статьи Б.Г.Ананьева, особенно появление в списке использованной литературы источников по кристаллографии. Например, учебника по кристаллографии Шубникова. Имея ввиду междисциплинарный подход Бориса Герасимовича, это и не удивительно. Прямых ссылок на эти источники в статье нет, но аура кристаллографии в ней присутствует. Как намек, как фантазия, как невероятное предположение.

 

Позднее, я стал навещать дома В.А.Ганзена, который был исключительно интересным и загадочным человеком. С одной стороны, Владимир Александрович свято соблюдал все регламенты науки и работы на факультете с точностью до минуты своего прихода и ухода с работы, обоснования любого утверждения. А с другой стороны, у него на столе дома стояли модели…кристаллов, изготовленные им лично. Кристаллы были разной формы, и представляли собой системы разноцветных кубиков, скрепленных кусками велосипедных спиц. Известно, что проф. Ганзен В.А. плохо видел, и тем не менее, он потратил много времени и усилий на изготовление этих моделей кристаллов. Это подчеркивает их значение для его размышлений, которые нигде не опубликованы.

 

Если бы я не обратил внимания на упоминание кристаллографии в статьях Б.Г.Ананьева, я бы не придал такого значения их моделям в квартире В.А.Ганзена. Но на мои вопросы, зачем кристаллы, что они обозначают, В.А.Ганзен мне не ответил – время не пришло. Так случилось, что обоих нет в жизни, и они унесли тайну интереса к кристаллографии в мир иной. Можно только гадать о перспективах их научно-психологической мысли, и поэтому могу высказать только предположение, выходящее далеко за пределы наших возможностей и потребностей. Но ведь будущее всегда представляется современникам простым, а оказывается совершенно невероятным и сложным.

 

Так вот, я думаю, что Б.Г.Ананьев склонялся к мысли, что как в неживой природе под влиянием факторов окружающей среды (температура, давление, химический состав и пр.) формируются кристаллические решетки совершенно определенной формы, так и психологические типы людей представляют собой конечное число сочетаний психологических параметров, материализованное в определенной форме типов кристаллов. Я помню, что у В.А.Ганзена на каждом кубике была наклейка со словом, обозначающим определенный психологический параметр, но он не дал мне посмотреть, где какой из них находится. Наверное, они, решая насущные проблемы психологической науки, видели их с вершины совершенно фантастических гипотез, о которых категорически не хотели говорить, потому что это не было наукой, и еще не скоро будет наукой. Тем не менее, мы и сейчас возвращаемся к мысли о конечном числе психологических типов, и не очень задумываемся о том, что в природе эти типы естественным образом определены. Может быть, в будущем психологи обнаружат, что это не просто фантастическая аналогия, а явления одной природы и одних закономерностей? Это невероятно, но будущее всегда оказывается невероятным. А сорок лет факультета психологии еще такой возраст, когда можно и пофантазировать о невероятном. Думаю, наши учителя это делали. Иначе, как можно объяснить интерес психологов к кристаллографии и кристаллам?


Юрьев А.И.