Вступительное слово «Ананьевских чтениях 2002» Печать

Вместо предисловия.

1. О целях «Ананьевских чтений 2002» и их структуре.

Ананьевские чтения 2002 года имеют для факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета особое значение. В этом году оставил свой пост декана профессор, доктор психологических наук, заслуженный деятель науки РФ А.А.Крылов. Первым деканом факультета психологии Ленинградского государственного университета был академик Б.Ф.Ломов, ближайший соратник Б.Г.Ананьева – талантливейший организатор и ученый. Как это происходит с талантливыми питерцами и в нынешние времена, он был переведен в Москву на должность директора Института психологии АН СССР. Тогда академик Б.Г.Ананьев заменил его на посту декана факультета, но, к нашему глубокому потрясению, в 1972 году он ушел из жизни, и факультет лишился своего абсолютного лидера. Похороны Б.Г.Ананьева были самыми грандиозными, какие я видел. Казалось, что для ленинградской психологии все закончилось. После ухода Б.Г.Ананьева деканом факультетом недолго работал академик Бодалев А.А., но и он, после его избрания Президентом Академии педагогических наук СССР, уехал в Москву. С тех пор, и до этого года, – 25 лет (!) все, что происходило на факультете психологии ЛГУ-СПбГУ, определял его четвертый декан - проф. А.А. Крылов.

Результатом усилий А.А.Крылова факультет не только был сохранен «в ананьевском виде», но и был перевезен из аварийных помещений особняка Бобринского (Красная ул. 60) на набережную Макарова 6. Он добился увеличения числа принимаемых студентов: от 25 до 125 и более. К четырем «ананьевским кафедрам» его усилиями были добавлены еще семь новых, отражающих фундаментальные изменения в обществе и государстве. Он был инициатором открытия новых специализаций (в том числе, политической психологии). На факультете сложилась новая психологическая школа, представленная в учебнике «Психология» под редакцией профессора А.А.Крылова. С ним факультет пережил крушение СССР, фактическое свертывание государством психологической науки, и уход из университета более ста талантливых научных сотрудников. Тогда казалось, что все кончено.

Под руководством проф. А.А. Крылова факультет психологии СПбГУ выжил, адаптировался к новой жизни. Однако, в этом году начинается новый этап его истории под руководством нового, пятого декана. Пока трудно сказать, измениться что либо на факультете психологии со сменой лидера? А если измениться, то, что и как? Однако ясно, что смена лидера существенно отразится не только на учебно-организационном состоянии факультета, но и на его научной идеологии. Психологи уже более десяти лет не обсуждают проблему исчезновения вместе с идеологией СССР и идеологии психологической науки, в качестве которой выступал марксизм. Поэтому сегодня в отечественной психологической школе царствует эклектика, когда разные психологические учения преподаются, как дополняющие друг друга, хотя идеологически и методически они совершенно несовместимые между собой. Например, теория деятельности, бихевиоризм и психоанализ. В этих условиях только концепция человекознания академика Б.Г.Ананьева объединяет и примиряет всех сотрудников факультета психологии, как вариант научного завещания абсолютного научного лидера. Другого нет.

В связи с этим Ананьевские чтения – 2002 организованы, как возможность увидеть, насколько последовательно психологи следуют концепции акад. Ананьева Б.Г.? Этим объясняется необычная рубрикация сборника тезисов и названия секций, на которых будут работать авторы докладов. Авторы представленных тезисов докладов, приняв решение участвовать в Ананьевских чтениях факультета психологии СПбГУ, тяготеют к факультету и демонстрируют причастность к концепции «Б.Г.». Это означает, что каждый автор работает по одному или нескольким направлениям систематизации психологии как человекознания «по Ананьеву». Точно эта систематизация сформулирована так: «Огромная масса дисциплин (около 200) строится в разряды, классы и подсистемы, образующие в своей совокупности человекознание. Такими подсистемами являются: а) науки о человеке как биологическом виде, б) науки о человечестве, в) науки о взаимодействии человека с природой, ноосфере и освоении космоса, г) онтогенетике человека, д) науки о личности, или персоналистика, е) науки о человеке как субъекте практической и теоретической деятельности. (Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Москва-Воронеж 1996., с.372.)

Из 237 тезисов, поступивших в оргкомитет Чтений-2002 в срок - 48 развивают идеи Б.Г.Ананьева о человеке как биологическом виде (Биология и физиология человека – 19, психология и медицина – 29), психологии как науки о человечестве – 39 (психология и философия – 13, психология и история – 4, психология и социология – 5, психология и этнология – 9, психология и лингвистика –8). К сожалению, тезисов о психологии, науки о взаимодействии человека с природой, ноосфере и освоении космоса – всего 3 (психология и экология – 2, психология и физика – 1, психология и математика – 0). Видимо много психологов работает в области психологии как науки об онтогенетике человека – представлено 80 тезисов докладов (умственному образованию посвящено 14 сообщений, нравственному – 31 сообщение, но эстетическому только – 2, физическому образованию – 4, зато производственно-политехническому – 29). По психологии личности или персоналистике представлено 32 доклада, а психологии как науке о человеке как субъекте практической и теоретической деятельности посвящено 35 выступлений (психология и политика 16 тезисов, психология и экономика – 16, но психология и культура – всего 2 тезисов, а психология и военное дело только 1).

Право участников «Чтений – 2002» считать подобную статистику, как более или менее верно отражающую действительное положение дел в отечественной психологической науке, близкой идеям Ананьева Б.Г. Но тем не менее, едва ли стоит отрицать некоторые деформации в ее структуре. Так психология, как наука о взаимодействии человека с природой, ноосферой и освоении Космоса, развивается усилиями отдельных исследователей. Не лучше обстоит дело с таким чрезвычайно важным для России направлением, как психология эстетического образования. Итак, с одной стороны нет психологии эстетики, а с другой – совместной работы с представителями естественных наук: математики, физики, астрономии и т.д. Может быть, подобное построение «Ананьевских чтений» позволит обнаружить незаслуженно полузабытые направления, которые Борис Герасимович считал равноправными с персоналистикой или онтогенетикой человека? И поможет нам понять, насколько точно мы следуем идеям академика Ананьева Б.Г. в своем научном труде?

Публикуются почти все (!) тезисы научных докладов, поступившие в адрес оргкомитета «Чтений 2002», и всем (!) докладчикам будет предоставлено право выступить со своим сообщением. Хотя, внимательный специалист увидит огромный научно-методический разрыв в уровне между авторами докладов. Мы не проводили селекции ни по одному из квалификационных признаков, и не отклонили за «не научность» ни один доклад. Это сделано умышленно, чтобы увидеть реальную картину состояния психологической науки в 2002 году: кто считает себя психологом, что он делает в психологии, каков класс его работы, есть ли в его парадигме влияние академика Ананьева Б.Г.? Ничего этого мы не хотели делать тайной для участников чтений, и все это мы представили на их обсуждения для последующих выводов.

Последующие выводы сделает съезд психологов России в 2003 году в Санкт-Петербурге. Делегатам съезда, может быть придется возобновить традицию осмысления своей роли и предназначения в обществе, как это делали наши великие предшественники. Ананьевские чтения – 2002 в какой то степени готовят для этого материал и предложения. Едва ли мы должны быть равнодушными е итогам полемики 20-х годов между реактологами, рефлексологами, фрейдистами, адлерианцами, биогенетиками, гештальт-психологами и др. Очевидно, правильно понять свою «психологическую судьбу» можно, если вспомнить, что мы все являемся «заложниками» событий начала 30-х годов, когда было окончательно избрано то направление психологической науки, которому мы неукоснительно следовали до крушения СССР в 1991 году.

Система человекознания Б.Г.Ананьева была итогом дискуссий, в которых участвовали выдающиеся ученые: К.Н.Корнилов, В.М.Мясищев, А.В.Дубровский, П.Н.Шпильрейн, Л.С.Выготский, Н.Ф.Добрынин, Леонтьев А.Н., А.Р.Лурия, Г.И. Челпанов и др. Нынешнее поколение психологов пользуется плодами их трудов, однако ситуация в ХХ! веке изменилась, и психология нуждается в серьезном обновлении, на которое, может быть, решится Съезд психологов РФ в 2003 году. Чтобы принять правильное решение, надо многое вспомнить. Вспомнить надо дискуссию «Рефлексология или психология» 1929 года, Первый Всесоюзный съезд по изучению поведения человека 1930 года (в нем участвовало более 3 тысяч психологов СССР). Мы же до сих пор формально исполняем решения тех форумов, хотя явочным порядком Россия в 2002 году имеет совершенно новую психологию, но никто не знает, какую?

Вспомнить аргументы Б.Г.Ананьева необходимо, чтобы отделить университетскую научную психологию от маскирующихся под психологию хиромантию, астрологию, оккультизм, поп-психологию и т.п. Немаловажно проанализировать, насколько «подсистема психологических наук» Б.Г.Ананьева совпадает с рубрикатором психологических наук УДК СССР 1987 года, с классификацией психологических отраслей, принятой ХХУ! Международным психологическим конгрессом 1996 года в Монреале, с перечнем психологических специальностей ВАК РФ. Кто, кроме психологов, может определить перечень психологических специальностей?

Очень важно, что на Ананьевских чтениях постепенно устанавливается традиция вспоминать наиболее значительных соратников Б.Г.Ананьева. В 2000 году на чтениях вспоминали личность и труды проф. А.В.Ярмоленко. В этом году исполнилось 75 лет со дня рождения профессора Владимира Александровича Ганзена. Многие сотрудники факультета психологии СПбГУ, и я в том числе, многие участники чтений являются его учениками и последователями. Он был одним из наиболее творческих, оригинальных соратников академика Ананьева Б.Г., и ему посвящены воспоминания его аспирантов. Многим участникам чтений будет, что вспомнить об этом выдающемся ученом и педагоге. В дальнейшем, эта традиция, надеемся, будет продолжена.


2. Об организаторах «Ананьевских чтений – 2002» - кафедре политической психологии СПбГУ.

Почетную возможность организовать «Ананьевские чтения – 2002» получила кафедра политической психологии факультета психологии СпбГУ. Пользуясь такой возможностью, политические психологи могли бы свести чтения к сотням своих сообщений (кстати в этой области, как политтехнологи, работает более 50% всех психологов страны). Но мы этого не сделали, чтобы не испортить «чистоту исследования структуры современных исследований» по концепции Б.Г.Ананьева. Секция «Психология и политика» составлена из докладчиков, большая часть из которых не работает на факультете психологии СПбГУ. Свою точку зрения и на психологию, и свое видение политической психологии, сотрудники кафедры политической психологии представят в отдельном сборнике «Программ кафедры политической психологии». Так мы освобождаем пространство для всех других политических психологов, и не вносим помех в результат «произведенного исследования».

Кратко о кафедре политической психологии. Задолго до создания кафедры, академик Ананьев Б.Г. сожалел, что «недостаточно изучена как в плане общего, так и особенного в индивидуальном сознании роль отдельных факторов: экономического, политического…», понимая, что это исключено во время его жизни и деятельности. (Психология и проблемы человекознания. 1996., с.162.). Так же как и при жизни С.Л. Рубинштейна, который писал в «Этике и политике» (Человек и мир. 1997., с. 105.), что: «политика, если взять ее внутренние, присущие нашему строю характеристики, превратилась в…и достигла своей полной противоположности этике.». Мы стали исследовать те психологические проблемы, которые были известны нашим великим предшественникам, но по историко-идеологическим причинам были недоступны в их времена для изучения и обсуждения.

Кафедра политической психологии появилась в СПбГУ, как только это стало исторически возможным - 6 октября 1989 года. В 1990 году была введена государственная специальность 19.00.12. - политическая психология. Создание кафедры было возобновлением работы выдающихся отечественных ученых: Л.Войтоловского, Э.Пименовой, С.Смирнова и др. прерванной в 1927 году гибелью ее лидера - В.М. Бехтерева. За рубежом аналогичная работа H.Lasswell, J.Knytson, M.Hermann, S.Renshon никогда не прекращалась, а ее результаты стали психологической основой большинства политических проектов США и Западной Европы в ХХ веке. Есть основания утверждать, что политическая катастрофа СССР и неудачи РФ, обусловлены отсутствием психолого-политического прогнозирования развития событий в стране и в мире, и научной экспертизы политических проектов в нашей стране. Предметом исследования политической психологии являются психологические особенности «человека политического», объектом - система «человек-власть-политика-общество» (СЧВПО). (Всем психологам известна аналогичная формула инженерной психологии, которая изучает человека-оператора в системе «человек-техника-среда» (СЧТС).

Изучением связи политических явлений и психологических феноменов в СЧВПО занимаются в Санкт-Петербургском государственном университете: проф. Юрьев А.И. (заведующий кафедрой), доцент Анисимова Т.В. (руководитель специализации), проф. Вассоевич А.Л., проф. Дейнека О.С., проф. Олесич Н.Я., доценты Елохина Т.П., Конфисахор А.Г., ст преп. Павлова Н.С., Свешникова Н.О., Ахадова Н.А., Бурикова И.С., Соловьева М.В., научные сотрудники Коновалова М.А., Матушкин В.В., Бутузов В.Ю., Амосенко О.В., Гербачевская Н.В., ассистент Пушкина М.А. Часть бывших сотрудников кафедры ушли в практическую политическую деятельность, имея свою самостоятельную точку зрения на политическую психологию, отличную от точки зрения кафедры: В.К.Васильев, Е.В.Коблянская, Е.Б.Лабковская, В.А.Шустов, Е.В. Боброва, В.В.Григорчук.

Политическая психология в Санкнт-Петербурге является результатом усилий многих ученых города: проф. В.М.Зимичева, Федосеева А.А., Б.Д.Парыгина, В.В.Цалобанова, Бирюковой Г.М., В.Ф.Сержантова, В.Е.Семенова, В.В.Крамника, Мезенцева Д.Ф., Большакова В.Ю. и др. Одновременно в Москве основы политической психологии заложены проф. В.Рощиным, А.Деркачом, Д.Ольшанским, Л.Гозманом, Е.Б.Шестопал, Е.В. Егоровой-Гартман, Н.М.Ракитянским, В.Ф.Петренко и др. Сегодня отставание отечественной политической психологии от зарубежной, вызванное полувековым запретом на подобную работу, быстро сокращается. К сожалению, с политической психологией совершенно ошибочно путают псевдополитическую практику избирательных кампаний и черного пиара.

Кафедра политической психологии Санкт-Петербургского университета имеет свою, особую позицию, в оценке роли политики в общественной жизни России. Кафедра рассматривает психологию политики как науку по исследованию, конструированию и применению власти. Политическая власть рассматривается как такой же продукт научной мысли, как энергетика или связь, адекватные требованиям своего времени. Поэтому любая система власти периодически устаревает, как любое творение ума человека,. Власть требует непрерывного совершенствования, потому что на каждом историческом этапе она имеет дело с качественно новым обществом и человеком.. Ее бессмысленно захватывать – власть на каждом историческом этапе надо заново проектировать и строить. «Захват» устаревшей системы власти приводит к крушению империй и развалу государств. Смысл власти – жизнеобеспечение общества перед лицом непрерывно появляющихся, так называемых, «вызовов времени»: сегодня - глобализации, инноваций, регионализации. Политические партии понимаются как научно-исследовательские институты по изучению и проектированию новых систем власти. Основанием для прихода партии к власти является признание обществом безошибочности ее формулировки цели развития общества на обозримый период и приемлемости ее методов достижения этой цели.

Кафедра политической психологии считает мракобесием утверждения, что «политика – это «грязное дело», что это «технологии захвата власти», «система интриг» для достижения узко корпоративных целей и т.п.. Так называемые «политический маркетинг», «имиджмейкерство», «черный PR», «избирательные технологии» являются более или менее законным бизнесом, использующим технологии психологического манипулирования сознанием людей и поведением избирателей. Но они не имеют ничего общего с политической наукой по конструированию и применению власти, адекватной времени и состоянию общества. Выборы, в действительности, – это открытый конкурс программ партий, по существу, психологических проектов систем власти, наилучшим образом обеспечивающих жизнь общества. Программы политический партий – это научный продукт, предложенный избирателям в обмен на их избирательные бюллетени. Политическая борьба, избирательные кампании - это соперничество идей известных политических ученых, а не схватка технологий безымянных советников.


Поэтому все усилия кафедры политической психологии СПбГУ сосредоточены на исследовании психологических основ политики, которые будут востребованы, как только общество осознает, что нынешний период вульгарной «политической борьбы за власть» исчерпан. К таким основам, в частности, относятся психологическая теория целеобразования, дающая право на реальную власть; поиски смысла политической деятельности, дающего жизненные силу человеку и обществу; ценности, предлагаемые политикой гражданину в качестве стимула и мотива его поведения. Та страна или партия , которая быстрее и точнее других определит и эффективно применит эти основополагающие категории политики, обеспечит себе лидерство в ХХ! веке. Поэтому работа над психологией политики сравнима с работой физиков, изыскивающих альтернативные источники энергии для человечества, или медиков, расшифровывающих геном человек для борьбы с неизлечимыми болезнями. Система власти во всем мире безнадежно устарела и нужны новые, психолого-политические методы ее совершенствования, изучением которых и занимается кафедра политической психологии Санкт-Петербургского государственного университета.

Кафедра выражает глубокую признательность сотрудникам факультета психологии……………………………………………………….а также…………………………….за помощь, поддержку и терпение при подготовке настоящего сборника.




Огромная масса дисциплин (около 200)

строится в разряды, классы и подсистемы,

образующие в своей совокупности человекознание.

Такими подсистемами являются:

а) науки о человеке как биологическом виде,

б) науки о человечестве,

в) науки о взаимодействии человека с природой, ноосфере и освоении космоса,

г) онтогенетике человека,

д) науки о личности, или персоналистика,

е) науки о человеке как субъекте практической и теоретической деятельности.

 

(Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания.

Москва-Воронеж 1996., с.372.)


Содержание


Вместо предисловия. Политическая психология среди других психологических дисциплин.

Памяти Владимира Александровича Ганзена (к 75 летию со дня рождения)

Глава 1. Психология - наука о человеке как биологическом виде.

1.1. Биология и физиология человека.

  1. Сухарев П.Л.

  2. Яковлев Г.М., Шостак В.И., Березанцева М.С.

  3. Зотов М.В., Петрукович В.М., Иванов А.О.

  4. Денисова П.В.

  5. Зотов М.В., Петрукович В.М., Иванов А.О., Журавлева Е.С., Шевчук Л.Е.

  6. Иванов Е.С., Кальний О.А.

  7. Сопов В.Ф.

  8. Гурышев К.С., Новочадов В.В.

  9. Алексева Ф.И.

  10. Андреева Н.Г, Куликов Г.А., Самокищук А.П., Павликова М.И.

  11. Денисова П.В., Александров М.В., Шостак В.И.

  12. Дмитриева Л.Л.,

  13. Карелина И.М.

  14. Никитин А.А.

  15. Балин В.Д., Никитин А.А.

  16. Тимофеев Ю.Т., Снеткова Т.О.

  17. Тупицына И.А.

  18. Черемных Е.О., Назарова А.И., Виноградов А.Г.

  19. Юркова Е.В.


1.2. Психология и медицина

  1. Симонова Е.М.

  2. Толчинская Е.А.

  3. Кондюхова Т.Н.

  4. Коновалова Н.Л., Соломахо Н.В.

  5. Коновалова Н.Л., Осадчая Т.Х.

  6. Пряхина М.В.

  7. Гайдаенко Л.П.

  8. Гололобова А.Н.

  9. Климова

  10. Мялкин В.А.

  11. Савчикова Ю.Л.

  12. Скрыль В.Н.

  13. Бахчеева Э.П., Остапчук Ю.В., Суходольский Г.В.

  14. Демьянов Ю.Г.

  15. Кантор В.З., Михайлова Н.Ф., Бакланова О.С., Клинов Д.В.

  16. Коростылева Л.А., Тангишева Т.К.

  17. Кулешова Л.Н., Самигулина Г.М.

  18. Михайлова Е.В.

  19. Невярович Н.Е.

  20. Некрылова В.Ю.

  21. Панкова М.В.

  22. Разумова Е.Н.

  23. Сабунаева М.Л.

  24. Сырцев А.В.

  25. Ульянова И.А.

  26. Чиркова Ю.В.

  27. Шатова А.В.

  28. Шалимова А.Г.

  29. Шпорт О.Э.

Глава 2. Психология - наука о человечестве


2.1. Психология и философия

  1. Суходольский Г.В.

  2. Панферов В.Н.

  3. Черняева С.А.

  4. Шевелева М.С.

  5. Левченко Е.В.

  6. Еремеев Б.А.

  7. Богданов О.А.

  8. Румянцева П.В.

  9. Богданова Т.А.

  10. Коржова Е.Ю.

  11. Лозовая Г.В.

  12. Меклер А.А.

  13. Осипов А.П.

2.2. Психология и история

  1. Серавин А.И.

  2. Сидненко Т.И.

  3. Логинова Н.А.

  4. Карнаух В.К.


2.5. Психология и социология

  1. Холодилова И.Г.

  2. Астафьева

  3. Белозерцева Т.В.

  4. Сычева Т.Б

  5. Немичева Н.Н., Нещерет Т.В.


2.6. Психология и этнология

  1. Чернова О.В.

  2. Кислова Г.И.

  3. Медяник О.В., Адамова Н.Ш.

Хайрутдинова Н.У.

  1. Бызова В.М.

  2. Газогореева Е.Н.

  3. Ескина И.В., Чикер В.А.

  4. Стадников М.Г.

  5. Сулицкий В.В.


2.7. Психология и лингвистика

  1. Тамерьян Т.Ю.

  2. Кильченко О.И.

  3. Волкова С.Л.

  4. Надибаидзе Н.В.

  5. Белоносова В.В.

  6. Макаров Е.В.

  7. Микляева А.В.

  8. Шушина Г.В.


Глава. Психология - наука о взаимодействии человека с природой, ноосферой и освоении Космоса


3.1. Психология и экология.

  1. Волчек О.Д.

  2. Александрова Л.А.

3.1. Психология и математика


3.2. Психология и физика

  1. Безгодова С.А.


Глава 4. Психология - онтогенетика человека


4.1. Умственное образование

  1. Сычева Т.Б.

  2. Тучкова Н.П.

  3. Щукин А.В.

  4. Бабаев В.С.

  5. Горяева М.Н.

  6. Ивашко С.Г.

  7. Нафтульев А.И., Тылец Н.Н., Месяц В.А.

  8. Михалевская Т.И., Лисицына Т.А,

    Сивак

  1. Марищук Л.В., Пищова А.В.

  2. Балабанова Н.В.

  3. Демидова А.Г.

  4. Марищук Л.В.


4.2. Нравственное образование,

  1. Розум Е.В., Бызова В.М.

  2. Тимофеесв Ю.Т.

  3. Румянцева П.В.

  4. Смищенко О.Н.

  5. Шелепова М.А.

  6. Шингаева И.В.

  7. Захарова Е.Я.

  8. Александрова М.К.

  9. Бабаева Н.М.

  10. Григорьева-Голубева В.А.

  11. Дерманова И.Б., Крылова М.А.

  12. Захарова Е.Я.

  13. Кильберг-Шахзадова Н.В.

  14. Королева Т.Ю.

  15. Кутейникова Е.Е.

  16. Мухина Т., Новосельцева Е.Е.

  17. Осипцов А.Я.

  18. Лебедева Н.В.

Сибилева

  1. Розум Е.В., Бызова В.М.

  2. Осипцов А.Я.

  3. Микуло Е.В.

  4. Смирнова М.И.

  5. Букина О.С.

  6. Васильева С.В.

  7. Гейжан Н.Ф., Морозов А.Е.

  8. Киреева Н.Н., Карпухина О.Л.

  9. Кякинен Э.И.

  10. Лебедева М.В.

  11. Микуло Е.В.

  12. Новосельцева Е.Е., Мукина Т.


4.3. Эстетическое образование,

  1. Мординсон Е.М.

Бабаева Т.Б


4.4. Физическое образование,

  1. Цикунова Н.С.

  2. Ловягина А.Е.

  3. Ольховская Л.А., Андреев В.В.

  4. Николаев А.Н.


4.5. Производственно-политехническое образование.

  1. Никандров В.В., Сонина Э.К.

  2. Шипицына Л.М.

  3. Шелепов Н.Ю.

  4. Шиленкова Н.А.

  5. Бызова В.М.

  6. Дворецкая М.Я.

  7. Дружилов С.А.

  8. Дворцова Е.В.

  9. Аксенова А.Н. , Хасанова И.И.

  10. Жолковская Л.А.

  11. Алексеева Е.Е.

  12. Егин Е.Д.

  13. Зеленская О.В.

  14. Навольская Д.В.

  15. Исмагилова А.Г.

  16. Лисицына Т.А., Михалевская Т.И.

  17. Рыкман Л.В.

  18. Засобина Т.А., Куклина Л.В., Минеева Л.Ю.

  19. Дружилов С.А.

  20. Артамонов С.В.

  21. Дворецкая М.Я.

  22. Овчинникова Т.В., Дерманова И.Б.

  23. Захарьева И.А.

  24. Калуцкая Ю.А.

  25. Коган Н.Н.

  26. Короткина Т.И.

  27. Костромина С.Н.

  28. Поссель Ю.А.

  29. Сибилёва Л.В.


Глава 5. Психология - наука о личности или персоналистика

  1. Самсонова Т.И., Головей Л.А.

  2. Суходольский Г.В., Разумова Е.М.

  3. Ходаковская О.В.

Анисимова О.М. Валюхов С.В.

  1. Темнова Н.К., Маркова Е.К.

  2. Белозерцева Т.В.

  3. Беломестнова Н.В., Волжанкин Е., Костромина А.

  4. Бузина О.В.

  5. Головей Л.А., Галимзянова М.В.

  6. Дерманова И.Б.

  7. Фирулева Е.В.

  8. Гончарова О.Ю.

  9. Джумагулова Т.Н.

  10. Ермоленко Е.Г.

  11. Айшпур О.С., Артамонов С.В.

  12. Берно-Беллекур И.В.

  13. Веселова Е.К.

  14. Коченюк А.М.

  15. Конев Ю.А., Казарова И.А.

  16. Купцова Т.В.

  17. Николаева Л.С.

  18. Петрова Н.И.

  19. Климова И.В., Лысков Б.Д.

  20. Исакова О.П., Тулупьева Т.В., Ромек В.Г.

  21. Сычева Т.Б., Кузьменко Т.В.

  22. Тимофеев Ю., Снетков В.

  23. Белозерцева Т.В.

  24. Проселков С.Н.

Балахонов А.В.

  1. Воронова Е.Ю.

  2. Михайлова В.П.

  3. Петанова Е.И.

Глава 6. Психология - наука о человеке как субъекте практической и теоретической деятельности.


6.1. Психология и политика

  1. Мириам А., Резник Н.А., Резник А.Д.

  2. Карсаевская Т.В.

  3. Потиха В.П.

  4. Голованова Н.Ф.

  5. Евстифеева Е.А., Комина А.В., Хамуда М.М., Дмитриев В.Е.

  6. Кузьменков Ю.М.

  7. Кропотина Д.Г., Петрова Н.И.

  8. Агаширинова Е.Г., Миронов Е.А.

  9. Бендас Т.В.

  10. Лысков Б.Д.

  11. Ананов Н.Г.

  12. Дейнека О.С., Сергевнина О.А.

  13. Исаенко Е.А.

  14. Козлов Д.Д.

  15. Розум С.И.

  16. Ушакова О.Н.


6.2. Психология и экономика

  1. Соловьева Е.А.

  2. Соловьева Н.И.

  3. Александров Д.В.

  4. Шингаев С.М.

  5. Близнин Р.Ю.

  6. Михайлова Н.Ю.

  7. Байтингер О.Е.

  8. Батыршина А.Р.

  9. Билан О.А.

  10. Деминов Л.И.

  11. Максимов Б.И.

  12. Панайотов А.Ф.

  13. Посыпанов О.Г., Карпеченкова С.А.

  14. Проселков С.Н.

  15. Тужикова Е.С.

  16. Шульгина Л.В.


6.3. Психология и культура

  1. Толшин А.В.

  2. Буянова М.В.


6.4. Психология и военное дело

  1. Дерманова И.Б., Луцко Е.А.