Формула менталитета петербуржцев Печать

Формула менталитета петербуржцев 

Предисловие

В 2003 Санкт-Петербургу исполняется 300 лет. Это возраст «города-подростка» в семье обремененных тысячелетней историей европейских городов-патриархов. Города в пять раз старше Петербурга: чуть западнее - Стокгольм, а чуть восточнее – Москва. Но Петербург, как город-выскочка, обладает равной с ними известностью. Это город-вундеркинд, озадачивший продуктами ума своих горожан всех интеллектуалов мира. Под именем Петроград, он на столетие прервал естественный ход мировой истории политическими авантюрами своих воспитанников. Под именем Ленинград, он единственный в Европе, никогда не сдавался врагу. Поэтому правильнее праздновать не день рождения градостроительного новодела: «гранитных набережных под небом белых ночей», а день рождения большого оригинала: нового типа европейца и российского гражданина. Это они породили петровскую Россию - люди нового типа образования, воспитания, культуры, а не камни и мосты, по которым они ходили.

Если же свести празднества к восхищению державным течением Невы меж копий европейских дворцов, то надо считать, что не имеет значения, кто и когда жил в городе. Если бы Петр привез в Петербург не москвичей, а зулусов из Африки или патагонцев из Америки – повторилась бы вся история страны день в день, событие в событие? Древние времена оставила нам в наследство труды людей класса Аристотеля, Платона, а исчезнувшие города мы вспоминаем только по тому, что гении сотворили среди тех камней интеллектуальные и духовные основы нашей цивилизации. По аналогии, Санкт-Петербург – это место, где творили люди, заложившие основы современной России – петербуржцы. Может быть, они ушли в прошлое, как древние египтяне, а на их месте живут пришельцы, которые уже не могут продолжить их достижения в изделиях своего ума и своих рук? Однако, есть признаки того, что петербуржцы сохранились в небольшом количестве. Их выдает некоторая особенность, которая как ранее, так и сейчас, делает их «чужими среди своих и своими среди чужих». Стоит любому приезжему: русскому, французу, чувашу и так до бесконечности, пожить в Петербурге лет пять, как он становится такими же неловкими, странными и чужими на своей «малой Родине», как, и ,так называемые, «коренные петербуржцы». Это особенное, что есть и в москвичах-московское, и в омичах-омское, и в ярославцах-ярославское - именуется, видимо, менталитетом.

 

1. Естественное происхождение менталитета.

 

1.1. Определение менталитета. Менталитет – понятие, которое, с нашей точки зрения, само себя созидает и само себя уничтожает, как научная категория. После введения его в науку Ш.Блонделем в 1926 году и подтверждения А Валлоном в 1928 году, оно не закрепилось в теории мировой психологии, но постоянно используется в отечественной науке и публицистике при обсуждении «загадочной русской души». Самоуничтожение менталитета как научного понятия проявляется хотя бы в том, что одни авторы (экологическое направление) считают, что менталитет определяется географической областью, климатом, ландшафтом (9, 11, 12.), а другие (социальное направление) утверждают, что его формирование мало зависит от географических условий обитания, а определяется конкретным типом общественных отношений, в которой живет носитель менталитета (2, 7). Тем не менее, понятие менталитета можно применять для описания психологии петербуржцев, как отношение конкретных слоев населения к конкретным сторонам жизни в конкретный исторический период (1, 8.). Надежду на правомерность существования категории менталитет дает то, что большинство авторов считает его сущностью ценностную сферу и жизненные цели. С этим надо согласиться, но к этому надо кое что еще добавить. Поэтому, прежде, чем приступить к обсуждению менталитета петербуржцев, нам предстоит изложить свои представления об этом спорном понятии. Петербургская психологическая школа всегда отвергала обоснование чего либо на основании данных «ползучего эмпиризма», и предпочитала сначала строить теоретические модели, а потом их проверять.

1.2. Психологический состав менталитета. По нашему мнению, менталитет состоит из четырех интегральных психологических феноменов, куда кроме 1) ценностей и 2) целей входят: 3) смысл жизни и 4) жизненная сила человека. Сошлемся на труды петербуржца, профессора В.А. Ганзена (6). В своем труде, он развивая идеи другого петербуржца, академика Б.Г.Ананьева, доказал, что, полное описание психологии человека возможно только при использовании метода пентабазиса. Это значит, что в менталитете точно определено число формирующих его элементов, как целого, – их пять. А не два или три, или сколько придет в голову. Например, он определял сознание, как категорию, объединяющую мышление, волю, аффект и перцепцию. Он аргументировал это мнением другого петербуржца, проф. А.Введенского (4.), который анализируя триаду ум-воля-чувство, много ранее тоже пришел к идее пентабазиса. В наше время петербуржец Л.Семашко (21.) использует понятие тетрасоциологии, объясняя это тем, что Пифагор считал «четверицу – неиссякаемым источником жизни», Эмпедокл рассматривал четыре архэ, Платон – четыре добродетели, Конт ввел четыре физических и одновременно социальных закона, Маркс – четыре вида общественного производства, Спенсер – четыре системы органов общества, как организма, М.Вебер – четыре вида социального действия и мотивов, К.Ясперс – четыре уровня экзистенции «Я», П.Сорокин – провозгласил вслед за Кантом правильность в социологии плюрализма, а не монизма, Э.Тоффлер – четыре сферы общества: социосферу, инфосферу, кратосферу, техносферу, М.Кастельс – четыре компонента общества как социальной структуры: производство/потребление (экономика), опыт (социальная сфера), власть и культура, пронизанные пятым компонентом – технологией. Отсюда следует, что менталитет содержит четыре составляющих, что соответствует петербургской научной традиции.

Принципиальной основой настоящей статьи является утверждение, что менталитет - естественный продукт «психологической реакции человека с жизнью», а не теоретическое измышление людей, которым нечем больше заняться. Октябрь 2002 года – удобное время для такого доказательства, потому к людям возвращается осознание непобедимости сил природы и своей беспомощности. Землетрясения, наводнения, пожары, морозы сокрушают жалкие творения человека из металла и бетона вместе с начинкой из проводов, моторов и интегральных схем. С их помощью человек только усложнил свою жизнь, развив техносферу до циклопических размеров. Техносфера сделала человека заложником ядерных, химических, транспортных катастроф. Более того, можно уверенно говорить об утрате людьми иллюзий «социального государства», уже отказавшегося выступать гарантом защищенности человека от произвола сильного, богатого, бесстыдного. Сегодня человек, как столетия назад, оставлен один на один в схватке с природой, с произволом власти. Все большее количество людей догадывается, что они – такие же «никто» для природы и общества, как и 300, и 500, и 1000 лет назад. Поэтому людям придется искать внутренние резервы защиты от агрессивного внешнего мира, а теория менталитета может им в этом помочь, сделав его реальным инструментом самозащиты. Для этого, правда, науке придется вернуться от изучения психологии человека – победителя природы и создателя совершенного общества, к психологии человека, который, как и столетия назад, испытывает а) страх перед жизнью, б) одиночество, в) скуку и г) апатию. Это они скрываются за поведением человека «современного покроя», а сейчас формируют его менталитет по выкройкам многовековой давности.

1.3. Факторы формирования менталитета.

1.3.1. Первый фактор формирования менталитета - страх перед жизнью. Решающее значение этого фактора, подтверждают все, кто работает с современным человеком. Страх перед жизнью – это не страх перед конкретными угрозами голода, холода, нападения. У человека столь сложная внутренняя жизнь, что она создает проблемы значительно более масштабные, чем физиология организма.

Для описания этого феномена Л.Н. Толстой ввел в свой роман «Война и мир» персонаж Пьера Безухова. Писатель скрупулезно анализирует мысли Пьера, «прозревшего» после наблюдений за людьми и событиями войны 1812 года. Л.Н.Толстой пишет, что «..Иногда Пьер вспоминал о слышанном им рассказе о том, как на войне солдаты, находясь под выстрелами в прикрытии, когда им делать нечего, старательно изыскивают себе занятие, для того, чтобы переносить опасность. И Пьеру все люди представлялись такими солдатами, спасающимися ОТ ЖИЗНИ: кто честолюбием, кто картами, кто писанием законов, кто женщинами, кто игрушками, кто политикой, кто охотой, кто вином, кто государственными делами. Нет ни ничтожного, ни важного, все равно; только бы спастись от нее, как умею! – думал Пьер. – Только бы не видеть ее, эту страшную ее» (23.).

Задолго до Л.Н.Толстого о проблеме страха перед жизнью писал Б.Паскаль (1623-1662): «Я не знаю ни того, кто меня создал, ни того, что есть этот мир, ни того, что он есть я сам. Я в страшном невежестве, незнании всех вещей ; я не знаю, что есть моя жизнь, что есть мои чувства, что есть моя душа – сама часть меня, которая думает то, что я говорю, которая размышляет обо всем и о себе самой и познает себя не лучше, чем все остальное. Я вижу эти страшные пространства Вселенной, охватывающие меня, и я вижу себя связанным в одном углу этой неизмеримой бесконечности и не знаю, почему я именно в этом месте, а не в другом и почему тот отрезок времени, который называется жизнью, привязан именно к этой, а не к другой точке вечности, которая мне предшествовала и которая будет после меня. Я вижу кругом только бесконечности, которые меня охватывают, я как тень, которая длится одно мгновенье и не возвращается» (24.)

В наше время проблема страха не исчезла, а усилилась. Наш современник, выдающийся футуролог А.Тоффлер, пишет о новой форме страха перед жизнью – страха перед Будущим: «Под влиянием новых переживаний и ощущений психически здоровый человек перестает отличать реального от искусственного. Почва уходит у него из под ног, ибо само определение нормальной психики, нормальной жизни перестает считаться нормальным. Поток изменений вносит невиданные осложнения в жизни людей, которые становятся жертвами футурошока. В будущем человека ждет мир, в котором нет ничего общего с тем миром, к которому он привык……Если бы только одна техника сорвалась с цепи, то и тогда наше положение было бы достаточно трудным. Смертельная опасность состоит в том, что и другие социальные процессы бросили узду и бешено мчатся в неизвестном направлении, отказываясь подчиниться всем нашим попыткам управлять ими.» (25.).

Страх приводит к исключительно тяжелым формам бегства от него посредством пьянства, наркомании, азартных игр, насилия. Хотя общество прилагает все силы для поиска противоядия от страха, он восстает из пепла вновь и вновь. Самое известное средство от страха – увод человека из реального мира в мир иллюзий при помощи целой армии специалистов индустрии развлечений, прессы, искусства. Но действие иллюзий краткосрочно, и страх возвращается к новым поколениям людей в новых формах и в новом содержании. Время от времени страх доводит людей до массового выхода из повиновения всем и вся. Если власть не может выполнить свою защитную функцию, то массы напуганных людей свергают династии, режимы, правительства. Они устанавливают власть, способную защитить их от страха перед жизнью. Защита от страха - чрезвычайно трудоемкий продукт, сходный с лекарством от неизлечимой болезни. Поэтому его мало, он редок, дорог.

1.3.2. Второй фактор формирования менталитета – одиночество. Человек сложен, а проблема одиночества столь фундаментальна, и так мало известна, что политики никак не связывают ее с результатами своей «политической деятельности». Плодом деятельности политики является введенное Э. Дюркгеймом понятие социальной солидарности, под которой понимается состояние коллективной идеологической интеграции (10). Ныне в Петербурге, как и во всей России-2002 года, социальную солидарность заменила аномия - состояние беспорядка и незаконности. Дюркгеймом высказывалось предположение о том, что аномия появляется при быстрых социальных, экономических изменениях, нарушающих порядок в общественном устройстве. Опрокидывание общественных норм и потеря ограничений вызывают у людей такое чувство, что они оказались в пространстве без ориентиров. Не имея ориентиров, люди устают от существования. Их усилия становятся бесполезными, жизнь теряет ценность, и наступает аномичное саморазрушение. (10.).

Чтобы понять мощность давления одиночества на человека, полезно вспомнить свои собственные чувства, как это делали такие выдающиеся люди, как Бертран Рассел. Он писал, что все детство он испытывал сильное чувство одиночества и тщетно надеялся встретить человека, с которым мог бы поговорить. Природа, книги, а позже математика спасли его от глубокой подавленности. Если память отказывает, то можно довериться такому тонкому писателю, как О. де Бальзак, который писал: "Человека страшит одиночество. А из всех видов одиночества страшнее всего одиночество душевное. Отшельники древности жили в общении с богом, они пребывали в самом населенном мире, в мире духовном... Первая потребность человека, будь то прокаженный или каторжник, отверженный или недужный , - обрести товарища по судьбе. Жаждая утолить это чувство, человек расточает все свои силы, все свое могущество, весь пыл своей души. Не будь этого всепожирающего желания, неужто сатана нашел бы себе сообщников».

Сразу надо отвергнуть подозрения, что одиночество является уделом слабых, беспомощных людей, и оно не имеет общечеловеческой природы. Это опровергает Т. Вулф: " Одиночество отнюдь не редкость, не какой-то необычайный случай. Напротив, оно всегда было и остается главным и неизбежным испытанием в жизни каждого человека». (5.). Совершенно очевидно, что люди тратят весьма значительные усилия для преодоления состояния одиночества. У них нет выбора: или погибнуть или преодолеть его. Исследователи психологии одиночества часто цитируют определение Э.Берка: "Абсолютное и совершенное одиночество, т.е. полное и постоянное исключение из всякого общения, представляет собой огромное безусловное неудовольствие, какое только можно себе представить... вся жизнь, проведенная в одиночестве, противоречит целям нашего существования, поскольку даже сама смерть вряд ли является идеей, внушающей больший ужас".

О проблеме одиночества писал Э.Фромм. По его мнению, моральное одиночество определяется, как неспособность индивида соотноситься не обязательно только с другими людьми, но и с ценностями и идеалами вообще. Для примера он объяснял, что монах в монастыре, верящий в бога, или политический заключенный в камере, чувствующий поддержку и солидарность, не одиноки. Это и есть политический вариант преодоления одиночества, для которого не является обязательным непосредственный контакт с людьми. Его с успехом заменяет связь, отношение через идею, которую разделяют внешне одинокие люди.

Одиночество более известная проблема, нежели скрываемый за бравадой страх перед жизнью. Однако многие склонны понимать одиночество, как проблему бытовую. Это неверно. Причиной одиночества часто является политический остракизм, изгнание, отставка, неприятие. Политическая реформация жестока к людям: многие ощущают себя не допущенными, отстраненными, исключенными из социальной среды, отторгнуты от людей. Вообще, причиной одиночества являются масштабные социальные процессы исторического плана: миграции населения, распад традиционного социального окружения и др. Жестокое одиночество испытывают включенные в группу отверженных: неудачники, ненормальные, преступники, малообеспеченные, старые и больные.

1.3.3. Третий фактор формирования менталитета - скука ошибочно относится к бытовой проблемам. Очень немногие психологи в редких сообщениях в Интернете сообщают о своем внимании к этому феномену. Они пишут, что на эту ошибку указывал еще Шопенгауэр, утверждавший, что в жизни мы постоянно балансируем между горем и скукой. Специалисты считают, что счастье, видимо, располагается где - то посередине: чтобы и острота новых впечатлений не начинала приносить невыносимую боль, а в то же время и чтобы скука не заедала до смерти. Многие исследователи указывают на важность реплики Шопенгауэра о том, что чем глубже горе, тем дольше будет длиться скука. Именно скука останавливает общественные, исследовательские, личные процессы, приводя к стагнации во всех областях жизни общества. Человек интуитивно пытается бороться со скукой, которая ведет к деградации его личности, к сползанию к примитивным и преступным формам поведения.

Влияние скуки на человека, к сожалению, недооценивалось даже такими выдающимися отечественными психологами, как К.К.Платонов. Он определял скуку как психическое состояние, вызванное отсутствием интересных стимулов и проявляющееся в снижении уровня ясности сознания. Мы благодарны ему за указание на «снижение уровня ясности сознания». Но сейчас мы точно знаем, что неверно рекомендовать преодоление скуки «интересными стимулами». Именно эта ошибка отечественных психологов в способе преодоления скуки определяла организацию жизни общества в СССР, и была одной из причин его крушения. Тем не менее, и К.К.Платонов указывает, что «личности с богатым внутренним миром скука несвойственна».

 

 

  Естественные причины формирования менталитета человека.

Рис. 1. Естественные причины формирования менталитета человека.

(значение стрелок и знаков =, /, Х поясняется в параграфе о функциях менталитета)

 

Скуку более глубоко и точно представляют психоаналитики, которые считают ее эмоцией, которая возникает, если индивид не в состоянии найти интересы и занятия, которые захватили бы его полностью. Они считают, что невротическая скука – это состояние инстинктивного напряжения, при котором отсутствует инстинктная цель. В результате этого человек, ощущающий скуку, ищет объект «не для того, чтобы направить на него действия своих инстинктивных импульсов, а скорее для того, чтобы объект помог найти инстинктную цель, которой он лишен». Он знает, что ему чего то не хватает, но не знает, чего. Поэтому раздражительность и беспокойство неотделимы от скуки. Часто скукой называют особое психическое состояние личности, связанное с эмоциональным голодом. Но только психоаналитики верно называют действительную причину раздражительности и беспокойства от скуки – отсутствие цели жизни.

Отсутствие цели жизни, иначе – скука: первопричина раздражительности, беспокойства, невротичности человека, хотя он чаще всего об этом не подозревает. Однако, он остро ощущает их как большую и реальную опасность. Именно от скуки совершаются страшные, непоправимые поступки. Ощущение опасности от скуки побуждает человека пускаться в бегство от нее. Однако поспешное бегство приводит ошибочным действиям, которые только усугубляют его положение.

1.3.4. Четвертый фактор формирования менталитета – апатия, так же недооценивается окружающими, как разновидность легко прогоняемой блажи бездельника. Или как лень, не представляющая опасности никому, кроме близких людей. По данным авторов Интернета, это совершенно неверно, потому что апатия – одновременно: государственная проблема и признак заболевания человека. Когда в апатию впадают массы людей, тогда в апатию впадает страна, тогда она выпадает из мирового процесса глобальных изменений, уходя с мировой исторической арены. Апатия в переводе с греческого — бесстрастность, т.е. состояние, характеризующееся эмоциональной пассивностью, безразличием, уплощением чувств, равнодушием к событиям окружающей действительности и ослаблением побуждений и интересов. Филологи определяют скуку, как бесстрастие, бесчувствие, равнодушие, безучастие, безучастность, невозмутимость, холодность, постылость, косность, вялость, лень, «обломовщину».

На опасность апатии для общества указал Э.Дюркгейм. Он связывал ее с аномией для объяснения отклоняющегося поведения (самоубийство, апатии и разочарования). При достаточно резкой смене общественных идеалов и морали определенные социальные группы перестают чувствовать свою причастность к данному обществу, происходит их отчуждение, новые социальные нормы и ценности отвергаются членами этих групп, в том числе социально декларируемые образцы поведения, а вместо конвенциональных средств достижения индивидуальных или общественных целей выдвигаются собственные (в частности, противоправные).

Для человека лично апатия опасна тем, что это тяжелое заболевание. Специалисты считают, что она проявляется в снижении эмоционального контроля или мотивации, изменении социального поведения. Осознание скуки, лени, безволия, безынициативности, душевной вялости, равнодушия – это осознание депрессивного синдрома. Человеку трудно уговорить себя на то, что совсем недавно было пределом мечтаний. Апатия возникает, если некая потребность человека не может быть удовлетворена ни в какой приемлемой форме. Внешне апатия проявляется в монотонном поведении, невыразительной жестикуляции, тихой, медленной, неинтонированной речи, в общей пассивности. Страдающий апатией, лишен внешне каких - либо побуждений, собственной воли. Он с одинаковым безразличием подчиняется любым приказам, даже противоположным по смыслу; ему безразлично, как поступать, делать что-нибудь, или не делать ничего. Он не лишен воли. Просто деятельность для него лишена смысла. Если любое действие бессмысленно, то и начинать его незачем. Апатия является следствием ценностно-смысловой изоляции человека от целей общества. Продолжительное, более или менее полное лишение человека впечатлений, актуализируется в переживаниях, осознаваемых в форме смыслового и целевого голода.

Специалисты указывают, что особую опасность апатия представляет для молодежи. Ее нельзя путать со скукой, отчаянием, раздражением. Она появляется, когда желания долго не осуществляются, и человек долгое время не может найти приемлемые способы их реализации. Известна причина – разрушение привычной системы ценностей - причем не у молодого поколения, у него она только формируется, а у поколения его родителей. В результате молодежь не находит нужной поддержки, определенности. От ценностей, провозглашаемых родительским поколением, остаются одни «шкурки», и молодому человеку трудно понять, что на самом деле хорошо, желательно, достойно. К чему следует стремиться. Возникает проблема мотивации. Каким быть? Кем быть? С кем быть? Чего в любом случае избегать? К чему в любом случае стремиться? Одни свои некогда весомые, основательные ценности, ныне разрушенные, переработали в мозаику (ценностный эклектизм поколения родителей), другим строить просто не из чего, им достались горы шлака. Во времена застоя социальная апатия была как бомба замедленного действия - стоило снять преграды, и ее не стало. Теперь перспективы иные - сегодняшнюю апатию может исцелить только, может быть, чувство голода (в любом смысле этого слова). (См. рис.1).

 

2. Практические функции менталитета человека.

 

Менталитет не привлекал бы к себе внимания, если бы не в нем содержался выход из кризисного положения, в которое ставит человека реальная жизнь. Менталитет – это не вместилище страхов и психологических проблем, а «машина для их преодоления» собственными внутренними ресурсами человека.

2.1. Первая функция менталитета: смысл жизни против страха перед ней. Когда «физики победили лириков», расщепив атомное ядро, а политики солгали, что «общество позаботиться о человеке», понятие смысла жизни изъяли из обращения во избежании ненужных проблем. Ныне жизнь общества организована так, что все читают М-ну, но никто не знает, где современный Лев Толстой? Потому что доступ к владению смыслом собственной жизни сознательно затруднен для человека более, нежели доступ к деньгам. Однако, с наступлением глобализации ситуация меняется: приходиться признавать, что ни у физиков, ни у политиков нет иного противоядия от страха перед жизнью, кроме возвращения людям смысла жизни. Процесс «производства» смысла жизни вообще, и для конкретной ситуации ХХ! века, всегда осуществлялся немногочисленными сохранившимися «лириками», хотя велся ими на правах «катакомбной церкви». Они во все времена решали проблему смены парадигмы смысла жизни на каждом историческом этапе, когда нечто вроде глобализации дезавуирует ранее найденный смысл жизни.

Смысл жизни для человека играет роль утреннего солнца, который позволяет обозреть огромные жизненные пространства, и увидеть, что кроме ужасных опасностей и отвратительных картин, они таят в себе еще больше неудержимо влекущих к себе радостей. На вершине смысла жизни - ценности, ради которых человек готов пожертвовать свою жизнь. В низинах смысла жизни - антиценности, презираемые и ужасные. С вершины смысла жизни человека влечет к таким ее радостям, по сравнению с которыми влечение к алкоголю, наркотикам, власти и т.п. – ничто. Трудность в том, что на вершину смысла жизни нельзя взойти – она рукотворная, и строиться самим человеком в составе общества. Однако строительство вершины смысла жизни – самая трудная задача, которую приходится решать человечеству для своего выживания. Тем не человечество сохранилось, потому что предыдущие поколения людей ее успешно решали. Главное, - чем выше смысл жизни, тем слабее страх человека перед жизнью.

Сила смысла жизни заключается в том, что его основу составляет самое сильное чувство, которое даровано человеку – любовь. Любовь играет роль основы, на которой «вышивается» текст смысла жизни. Любовь здесь – это желание добра другому человеку, как самому себе. В 1-м Послании Павла коринфянам сказаны чрезвычайно важные слова: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так - что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я – ничто». Казалось бы просто. Однако любовь для очень многих людей недостижимая мечта. При всей кажущейся простоте вопроса, Св. Павел перечисляет 16 трудно выполнимых одновременно условий существования любви: «любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит…». Один из выводов из Послания - стоит только замыслить зло, как любовь превращается в ненависть, и смысл жизни разрушается из-за отсутствия прочного основания. (См. рис.2.).

По своему действию смысл аналогичен действию электрического напряжения в сети: как без напряжения не крутятся моторы, так человек без смысла жизни не в состоянии осуществить деятельность, труд, работу. Именно смысл жизни приводит в действие массы людей, добывающих, производящих, торгующих, потребляющих. Смысл – самое сильное переживание человека: именно он поднимает человека в Космос, опускает в океанские глубины. Сила смысла так велика, что ради него человек идет на эшафот, попирая страх, как нечто ничтожное. Однако, утраченный смысл жизни немедленно замещается его суррогатами ложью, ленью, предательством, воровством, бессовестностью.

2.2. Вторая функция менталитета: ценности жизни против одиночества человека. Это проблема разработана куда более фундаментально, нежели смысл жизни. Очень многое в идее «социального государства» построено на спекуляциях ценностями. Поэтому ученым давали ограниченную возможность изучать ценности, чем воспользовались Т.Парсонс, М.Рокич, Ш.Шварц, И.Дубов и многие другие. Это они не позволили обществу забывать о приоритете ценностей, над всеми иными факторами поведения человека. При описании ценностей петербуржцев полезнее всего применить мысли о сущности ценностей С.Л. Рубинштейна. Он писал, что: «ценности и идеалы непосредственно связаны с культурой, воплощаясь в ее продуктах. Продукты культуры представляются как «резервуары», в которые человек на протяжении истории откладывает, сохраняя все лучшее. Человечество – это совокупность людей, связанная продуктами культуры, их деятельности, каждый из которых имеет смысл лишь во взаимодействии.». (18)

Чтобы преодолеть упрощенное представление о сущности «инструментальных» и «терминальных» ценностей, надо вспомнить примеры, приводимые С.Л.Рубинштейном: « Исторически происходит изменение идеалов: этика стоиков предполагала мудрость самообладания, стоики и Спиноза прославляли идеал мудреца. Греческая концепция любви (эроса) выступает как стремление низшего к высшему, более совершенному. Августинское (и спинозовское) представление предполагает совпадение движений снизу вверх и сверху вниз. Христианство (Лев Толстой) предполагало идеал любви к святости (святые и кающиеся грешники). Ницше проповедует любовь к сверхчеловеку, образцом идеалов Возрождения оказался героический энтузиазм Джордано Бруно. Пуританство возводило в добродетель «сухость», черствость и безжалостность к людям (Кальвин), считая силу страсти источником тяжких прегрешений» (18). Нетрудно заметить, что сущность ценностей жизни составляет нечто иное, значительно более возвышенное, нежели то, что известно нам по данным социологических опросов.

Полезно, обсуждая ценности, ориентироваться на некоторые постулаты С.Л.Рубинштейна. Очень важно, что о ценностях он пишет в параграфе, именуемом «Отношение человека к человеку». Иначе говоря, вне отношения к другому человеку ценностей не существует. Кроме того, он уточняет, что: «Ценность- это в своем чистом, концентрированном виде радость бытия. Радость не от этого или другого, а радость вообще – радость от самого факта своего существования». И еще он напоминает, что «ценности не первичны….Ценность – значимость для человека чего то в мире. К ценностям прежде всего относится идеал – идея, содержание которой выражает нечто значимое для человека». С.Л.Рубинштейн напоминает о категориях «размах», «диапазон жизни», ее «интенсивность» и «глубина», «душевная щедрость» самой личности (18). Иначе говоря, в отсутствие яркого проявления этих параметров говорить о наличии у человека ценностей не совсем верно.

Это важно, потому что ценности преодолевают одиночество самым элементарным образом: люди устремляются к человеку, обладающему ценностями, и автоматически избавляют его от одиночества своим стремлением к нему. Таким образом, одиночество преодолевается не извне, а изнутри. В жизни нет ничего искусственного – все отношения между людьми рациональны, практичны, расчетны. Если человек не вызывает интереса к себе, если он не дает окружающим того, в чем они жизненно нуждаются - он будет одинок. Причины одиночества всегда скрыты в самом одиноком человеке. Ценности – это совокупность таких качеств человека, составляющие его интеллектуальное, моральное, материальное, эстетическое богатство, которым он может поделиться с окружающими.

Строго говоря, ценности – это определенное количество правильно соединенных между собой моральных и интеллектуальных принципов, реализующих смысл жизни. Ценности – это реальное преобразование смысла в конкретные действия. И это не философские абстракции, как многие думают. Например, по своему действию ценности аналогичны действию электроламп, электродвигателей, электронагревателей в сети: они светятся, греют, дают движение. Так «смысл как напряжение» преобразуется в свет и тепло «ценностей как сопротивления». Ценности – самые высококачественные продукты, которые создает общество. Состав и структура ценностей непрерывно адаптируются к изменениям реальной жизни, но все они вторичны по отношению к неизменным константам жизни человека: любви, вере, надежде и труду.

Общество, даруя человеку ценности, дает ему веру, которая объединяет и взаимно поддерживает людей, когда нет никаких реальных возможностей выжить. Причем люди, дающие друг другу веру, могут находиться вдали друг от друга, или даже жить в разные времена, и никогда не встречаться. Обладая ценностями, можно не бояться одиночества, потому они протягивают к человеку незримые, дарующие силу нити от современников, от ушедших поколений из глубины веков, от людей, которые только родятся в будущем. Если ценнностей такого рода нет – они немедленно замещаются суррогатами борьбы с одиночеством. Эти суррогаты только временно сближают людей при помощи алкоголя, наркотиков, секса.

2.3. Третья функция менталитета: цели жизни против скуки. Говоря о цели жизни, важно не упустить из виду, что речь идет о чрезвычайно сложном явлении, именуемом «целеобразование». В отечественной психологии целеобразование понимается, как процесс порождения новых целей в деятельности человека. Чтобы выбрать себе цель жизни в океане соблазнов, опасностей и возможностей, человек должен уметь выполнить четыре операции: 1 – осуществить целеполагание (возможно точно определить свое место в обществе и место, которое представляются ему желаемыми), 2 – определить свою целенаправленность, образ будущего (выбрать направление своего развития, перехода из неудовлетворительного состояния в состояние желаемое), удовлетворительное, 3 – действовать целеустремленно (продолжать преследовать одну и ту же цель, изменяя свое поведение при изменении внешних условий), 4- быть целесообразным (решить проблему времени своей жизни, имея ввиду, что оно состоит из трех модусов - последовательности, сосуществования и устойчивости). "Последовательность времени" – это линейный порядок течения процессов как бесконечной "стрелы времени", устремленной из прошлого в будущее. "Сосуществование времени" - это набор событий в жизни конкретного человека, происходящих одновременно. "Устойчивость времени" представляют как продуктивность каждого мгновения, его значимость в общем балансе времени жизни. Если считать, что последовательность это “длина", сосуществование - "ширина", то устойчивость - это "высота" времени. Гюйо писал, что время закрыло бы к себе доступ существу, которое ничего не желало бы, ни к чему не стремилось бы. Будущее есть не то, что идет к нам, но то, к чему мы идем.

Скука – это остановка времени жизни, и преодолеть ее можно двумя способами. Первым – ошибочным: за счет поиска острых ощущений, бессистемных переживаний, сильных впечатлений при совершении бессмысленных, опасных действий. Вторым, правильным способом – поиском и формулированием цели своей жизни, которая автоматически снимает беспокойство и невротичность. Сама по себе цель жизни является самым мощным переживанием, уничтожающим скуку. Но сформулировать цель жизни без поддержки общества невозможно. Безошибочная личная жизненная цель не может далеко расходиться с целями общества и государства. Это значит, что в отрыве от общества, без его участия, не включенный в него человек, этого сделать никогда не сможет.

Цель – это аппарат перевода смысла из статического состояния в динамическое посредством ценностей. Действие цели сравнимо с действием электрического тока. Если есть ток (цели) – значит есть преобразование напряжения (смысла) в свечение ламп (ценности). Ток и напряжение, как цели и смысл скрыты от наблюдателя «во внутреннем пространстве», но зато ценности очевидны, как «свет ламп», «вращение двигателей», «тепло калориферов». Ценности видят, слышат, за них платят и благодарят. Между тем, цель, как ток в сети, так же реальна, и она формируется, измеряется, регулируется ее носителем. Многие люди догадываются, что цель жизни нельзя «придумать» в отрыве от смысла жизни и жизненных ценностей. Надо ли после этого напоминать, что цель – это самый сложный продукт, который создается обществом. Именно в целях воплощаются все достижения человечества. Но именно цели страдают в первую очередь, когда человечество теряет смысл своего существования и ценности, которые обеспечивают это существование. Утраченные цели немедленно замещаются псевдоцелями, которые плодят фюреры, секты, гуру, батьки, авторитеты и др.

 

   Функции менталитета, его структура, и характер отношений между составляющими его элементами.

Рис. 2. Функции менталитета, его структура, и характер отношений между составляющими его элементами.

 

Примечания:

1. Ценности жизни – константы, которые изменяются по произволу политики. Востребованы только при наличии смысла жизни и/или ее целей. Предназначены для преодоления страха одиночества. Определяются мировоззрением.

2. Смысл жизни – независимая переменная, которая обеспечивается государством. Отсутствие ценностей и/или целей делает смысл жизни бездействующим. Предназначен для преодоления страха перед жизнью. Определяется образом жизни.

3. Цель жизни – зависимая переменная, которая формулируется наукой при поддержке государства (смысл жизни) и политики (ценности). Существование целиком зависит от соразмерности отношений смысла жизни и ценностей. Предназначена для преодоления невроза скуки. Определяется картиной мира..

4. Жизненная сила – зависимая переменная, которая поддерживается обществом. Увеличивается или уменьшается в зависимости от произведения смысла жизни на ее цели. Предназначена для преодоления апатии. Определяется жизненной позицией.

2.4. Четвертая функция менталитета: жизненная сила против апатии. Физиологически человек всегда в состоянии и готов совершать поступки, действия, но не делает этого только из-за отсутствия в них смысла, ценности и цели. В свое время проф. В.А.Ганзен в частных научных беседах объяснял мне, что менталитет – это нечто вроде уровня возбуждения, который регистрируют исследователи высшей нервной деятельности. Это наблюдаемые проявления жизни. Точно таким же образом действуют социологи, которые знают о менталитете больше всех. Но и в физиологии эти жизненные проявления продуцируют: подвижность нервной системы (аналог смысла), непрерывность нервного процесса (аналог цели), уравновешенность нервной системы (аналог ценностей) и сила нервной системы (аналог жизненной силы). Такая вольная интерпретация физиологии высшей нервной деятельности была нужна для объяснения того, что человек на всех уровнях – биологическом, физиологическом, психологическом, социальном, политическом обладает достаточной силой только в том случае – если эта сила базируется на содержательной системе.

Известно множество примеров, когда люди, лишенные возможности двигаться, видеть, слышать достигли вершин мудрости, влияния и признания. И еще больше примеров того, что при абсолютном физическом совершенстве люди прожили жизнь в ничтожестве, предаваясь пьянству и разврату, прожив жизнь в обузу близким и обществу. Значит в основе жизненной силы - не сила мышц и зоркость глаз, а менталитет, представляющий из себя содержательную систему. Содержательный менталитет запускает волевой механизм поведения человека. Бессодержательный же менталитет подменяет волю упрямством, капризами.

 

3. Системная структура менталитета.

 

Сегодня разрозненные политические силы пытаются преодолеть трудовую и гражданскую пассивность населения России. Государственные службы обозначают борьбу с бегством масс людей от жизни в алкоголизм, наркоманию, сексуальные извращения, криминальное поведение. И те и другие применяют бессодержательные, формальные методы, что является грубейшей ошибкой. Все пороки, уничтожающие сегодня население России и ее государственность, коренятся в бессодержательности политики, политических документов, действиях политиков. На практике, мы имеем дело с парадоксом: политик «носит» кем то и когда то изготовленные смыслы жизни, ценности, цели, жизненную силу, как костюм, но презрительно отзывается о портном, и не собирается заказывать новый костюм! Сегодня «политические костюмы» обтрепались, и если так пойдет дальше, то скоро политики окажутся «голыми королями».

Для целей статьи можно упростить «формулу менталитета» до аналогии с формулой закона Ома для электрической цепи. Нет ничего проще: электрический ток (I) равен частному от деления напряжения (V) на сопротивление цепи (R). Т.е. I=V/R. Главное в ней то, что каждая переменная выполняет только свою функцию, и все переменные в законе Ома взаимозависимы. Если предельно упрощать, нечто подобное происходит в менталитете человека: Смысл жизни, как напряжение в сети, определяется политикой. Так случилось с СССР, когда «смысл-напряжение» заменили с 220 вольт на 12 вольт. Великие ценности, рассчитанные на 220 вольт, «перестали работать», как 220-вольтовые лампочки или моторы. Сегодня в России идет замена ценностей, как идет замена лампочек с 220 на 12 вольт, если в сети только 12 вольт. Цели жизни исчезли, как исчезает ток в электрической сети, в которой ценности ориентированы «на 220 вольт», в то время как смысл жизни сравним с «12 вольтами». Жизненная сила граждан России упала, как падает мощность в сети, в которой вместо произведения 220 вольт на 30 ампер осталось 12 вольт на 0,5 ампера.

Этот примитивный и некорректный пример нужен для того, чтобы пояснить, что менталитет человека – это содержательная система, состоящая из жестко связанных между собой элементов: смысла жизни, жизненных ценностей, жизненных целей, жизненной силы. Любое исследование, например, ценностей, без связи с ее смыслом и целями, является недостаточным. Но это – проблемы науки, которые ничто, по сравнению с проблемами народа. Разрозненные, а потому исчезнувшие из воспитания и образования смысл жизни, ценности и цели вынужденно восполняются суррогатами в виде лени, пьянства, наркомании, преступности, распутства, нежелания защищать свою Родину, рожать детей, содержать престарелых и больных. Российский менталитет тяжело болен, и поэтому страна для многих стала хуже чужбины, опаснее джунглей, - великий народ сокращается и уходит из истории. Такова плата за незнание, непонимание его сущности.

 

4. Менталитет Петербуржцев – производное от предназначения города.

 

4.1. Предназначение Санкт-Петербурга. Ответ на вопрос: чем менталитет петербуржцев отличается от менталитета жителя любого иного города дает введение в его формулу «коэффициента предназначения Санкт-Петербурга». У каждого города есть свой коэффициент предназначения. Поэтому, петербуржцы, действительно, другие, как другие - москвичи, новгородцы, рязанцы, омичи и др. Они не хуже и не лучше друг друга: у них разные менталитеты. Объяснить различия между гражданами разных городов России и Европы можно с позиции гипотезы о «специализации российских городов». Каждый город в России имеет свое предназначение, и производит определенную потребительскую стоимость лучше всех других городов. Кто производит сталь, кто уголь, кто обрабатывает лес или металл, кто осуществляет перевалку грузов. Эта специализация была недооценена и стерта – каждый городок пытались превратить в «многоборца», который делает все, хотя бы и плохо. Утрата специализации ведет к деградации города. В условиях глобализации подобная угроза нависает над любым городом, в том числе и над Петербургом. «Инвентаризация» городов России с точки их специализации сняла бы многие ключевые экономические и политические проблемы страны. Для города вопрос о том, «для чего ты живешь», так же актуален, как для человека. Руины великих древних городов – предупреждение тем, кто не думает о своем предназначении.

Известно, есть города - университетские центры, где нет промышленности, и они предназначены только для производства человеческих ресурсов со знаниями, умениями и навыками «нужного человека», «полезного человека», «современного человека». Предназначение Петербурга заключается в адаптации «срединной России» к европейской цивилизации и мировой цивилизации к России. Для исполнения этой функции Петру Великому была нужна такая современная среда, в которой можно было готовить кадры для прорыва - от состояния «арифметики Магницкого» к состоянию «математического анализа Лейбница-Ньютона». Петр 1 делал подобные попытки в Москве, но они привели только к стрелецким бунтам. Именно поэтому Петр 1 создал Санкт-Петербург не как «окно в Европу», а как научно-практический центр для изобретения (!) «евроазиатской смеси» картины мира, мировоззрения, образа жизни, жизненной позиции, одинаково приемлемых, как в Европе, так и в России. А стремительно развернутые в городе верфи, заводы, дворцы, библиотеки, архивы, музеи, университет, академия наук и др. – это просто «цеха», в которых готовились кадры, которые изобретали эту «смесь для скачка» из Азии в Европу. Однако, Санкт-Петербург не был предназначен для слепого повторения европейского опыта – он должен был предвосхитить развитие цивилизации и опередить ее. Идея Санкт-Петербурга – предвосхищение Будущего мира, и на его основе созидание Настоящего для России. Эта задача была успешно выполнена, а ее итогом является признание России великой державой на протяжении 300 лет. (15,17,20.).

Сегодня исполнение Петербургом своего предназначения противоречиво. По своей инициативе петербуржцы свое предназначение исполняют. Ни время, ни смены политических режимов, ни миграция населения города не смогли поколебать ни его миссии, ни психологии горожан. Однако, официально, после трагических дней «ленинградского дела 1949 года» разговоры о судьбе города не могут выйти из круга: «города-порта», «города-музея», «культурной столицы», «банковского центра». Это происходит, потому что Санкт-Петербургу оставили только функцию одного из «промышленно-транспортных комплексов» России, лишив его обязанности предвидеть, предвосхищать, прогнозировать грядущие изменения в мире. В результате, когда в сороковые годы, «мозговые центры» США уже сформулировали мировые тенденции, именуемые сегодня глобализацией, в Ленинграде в 1949 году подобные исследования были жестоко прекращены государством. А в итоге, СССР на полстолетия был лишен стратегического, футурологического предвидения. И погиб в 1991 году. Забвение петровских планов отомстило за себя, как за предательство. (16,19).

4.2. Цели жизни петербуржцев. Петр Великий сделал целью жизни санкт-петербуржцев формирование Картины мира, адекватной времени и ситуации. Та Картина мира, из которой исходило «боярское политическое руководство» и все население России была ложной и неполной. Страна погибала. Нужно было не только привести процессы в стране в соответствие с современной картиной Мира В.Г.Лейбница и Дж.Локка, но и предвосхитить их развитие. Для этого нужны были инструменты (учреждения образования, науки, производства, управления), и люди, способные понимать смысл происходящего. Фактически, Петр 1 поручил Петербургу: а) воссоздать научное представление об устройстве мира и общества, б) усовершенствовать язык для описания мира и контакта с ним, в) накопить в памяти страны столько информации, чтобы точно идентифицировать себя в мировой системе, г) понять мир, как явление неопасное, доступное для реконструкции в интересах России.

Известно, что Картина мира осознается человеком только частично и фрагментарно. Фактом сознания является не ее содержание, а ее наличие и целостность. Человеку скорее кажется, что он имеет некоторую упорядоченную систему представлений, чем он имеет ее в действительности. Считается, что каждому историческому отрезку времени соответствует своя Картина мира, которая непрерывно изменяется, но никогда не бывает полной и абсолютно истинной. Исполняя волю Петра 1, 300 лет Санкт-Петербург 300 лет «производил» для страны Картину мира, более точную и полную, чем у многих других стран. Санкт-Петербург это делал усилиями провидцев класса Ф.М.Достоевского, реформаторов языка класса А.С.Пушкина, естествоиспытателей класса Д.М.Менделеева.

4.3. Ценности петербуржцев. Город и жители не предназначались для производства «тонн, кубометров, километров» и т.п. Санкт-Петербургу было поручено неявным образом сформировать совершенно новое российское Мировоззрение, которое сочетало бы наиболее сильные ценности Европы и России. Значение современного мировоззрения, как в петровские времена, так и ныне, для любой страны важнее, чем обладание самым современным вооружением или совершенной технологией производства. Специалисты определяют мировоззрение, как систему взглядов , принципов, ценностей, идеалов, и убеждений, как отношение к действительности, как общее понимание мира, программы деятельности людей. Считается, что субъектом, носителем мировоззрения является как отдельный человек, так и социальные и профессиональные группы, этнонациональные и религиозные общности, классы и общество в целом. Санкт-петербуржцы и являются такой общностью.

Мировоззрение не появляется по мановению волшебной палочки – оно плод тяжкого и длительного труда множества специалистов, имеющих для этого соответствующие условия. Для выработки нового российского мировоззрения Петр и создал Санкт-Петербург, как такое условие, как цех, как производство. На этом «производстве Мировоззрения» и трудились петербуржцы в научных, учебных, производственных, административных структурах города. Так получилось, что петербуржцы всегда считали своей главной ценностью Мировоззрение, опережающее время.

Мировоззрение, опережающее время, формирует человека, как Личность, т.е. человека, самостоятельно отличающего добро от зла, возможное от невозможного, допустимое от недопустимого. Петербуржцы, считая главной своей ценностью Мировоззрение, искали современные ответы на вечные вопросы, формировали умения пользования полученными знаниями для познания и преобразования мира, укрепляли убежденность в истинности этих знаний как инструмента деятельности. Считается, что Мировоззрение - это синтез и высший уровень духовной жизни человека. Об уровне духовного величия человека достоверно можно судить только по уровню его Мировоззрения, потому что выше мировоззренческих проблем бывают только мировоззренческие проблемы. Человек духовно растёт в меру роста его мировоззрения. Россия триста лет духовно росла вместе с Санкт-Петербургом.

4.4. Смысл жизни петербуржцев. Смысл жизни петербуржцев – неуклонное следование свои жизненным ценностям и целям. Для этого существует одна, единственная форма: соответствующий Образ жизни. Поэтому Образ жизни петербуржцев обретает для них значение Смысла жизни. Для петербуржцев характерна непрерывная работа в условиях неопределенности. Это значит, что имеющиеся ответы на жизненные вопросы, полученные в Европе, не являются достаточными для условий России. Это значит, что правильные российские ответы на мировые проблемы вопросы сегодня, не являются правильными для мировых проблем завтрашнего состояния мира. Чтобы жить и работать в условиях абсолютной неопределенности, петербуржцам нужен совершенно особенный Образ жизни: аскетичный, самоотверженный, отвлеченный от естественных радостей жизни. В Петербурге наивысшее наслаждение доставляет людям оригинальное интеллектуальное решение головоломной проблемы мирового значения.

По мнению исследователей, Образ жизни – стремление к тому, чтобы каждое действие, каждая ситуация, любой жизненный выбор были направлены на безупречное следование тем ценностям, которые открываются ищущему человеку в процессе его практики. Чтобы быть петербуржцем – значит иметь петербургский образ жизни. Для петербуржцев Образ жизни не сводится к «здоровому образу жизни», связанного с занятиями спортом, правильным питанием, режимом труда и отдыха и т.п. Чтобы достигать поставленных целей за счет следования жестким ценностям приходится вести болезненную борьбу между телом и духом, между телесным искушением и духовным аскетизмом. Результатом этой борьбы являются особые нормы допустимого в питании, употреблении алкоголя, сексуальной жизни, предельных нагрузках на организм, способах лечения – т.е. исполнения функций организма.

Ныне, как и петровские времена, Глобализация требует нового смысла жизни, который надо разработать и сформулировать. Это значит, что глобализация, в первую очередь изменяет Образ жизни человека таким образом, какого никогда не было в истории человечества. Люди поставлены глобальными изменениями в положение «первопроходцев», которым разрешено недопустимое, нереальное, невозможное и затруднен тот образ жизни, который составлял силу людей и доставлял им радость.

4.4. Жизненная сила петербуржцев. Жизненная сила петербужцев является произведением смысла жизни на ценности, и именуется в науке, как Жизненная позиция. Жизненная позиция - результат овладения человека своим поведением – он становится Субъектом поведения, т.е. человеком, самостоятельно достигающего поставленных целей. Строго говоря, это 1) формирование Мышления, позволяющего отличать существенное от несущественного, 2) развитие своей Воли до уровня , делающего поведение человека произвольным, 3) придание своим аффектам социально одобряемой конструктивной формы творчества, 4) усвоение полной совокупности стереотипов и стандартов поведения, достаточной для защиты от внешнего произвола.

Жизненная позиция стоит за фактом необыкновенной активности человека, которая проявляется в трудовом преобразовании планеты. Города, дороги, поля и др. - детище Жизненной позиции масс людей. Жизненная позиция – это отношение человека к способу получения средств к существованию, а точнее – к труду. Она является целью государства, и о ней мечтает семья каждого начинающего самостоятельную жизнь человека. Жизненная позиция – была гарантией правильной, честной, уважаемой жизни человека. Именно Жизненная позиция делила общество на две неравные половины: первая считала труд наградой и обязательным условием жизни, вторая – явно (воры в законе) или скрыто (завсегдатаи курилок) считали труд наказанием и всеми доступными методами избегают его.

Жизненная позиция – продукт усилий воли, мышления, эмоций, трудовых навыков, способных преодолеть все вызовы физического мира. Однако с наступлением Глобализации общество неявным образом прекратило побуждать граждан к сознательному труду, сняло с себя обязательства за их профподготовку и занятость. Властные структуры перестали интересоваться происхождением у людей средств к существованию. С момента начала глобальных изменений люди с Жизненной позицией, ориентированной на труд, не только понизились в правах с не желающими работать, но и оказались самыми нищими членами общества Именно это сделало множество людей противниками глобальных изменений.

По мнению теоретиков Глобализации, в столь упорядоченном мире не было нужды в людях, способных принимать решения и нести ответственность за устройство собственной жизни. Слишком ограниченными были ресурсы и слишком распространенными социальные ожидания, чтобы в жизни большинства людей оставался какой-либо реальный выбор. Представления о Традиционной Жизненной позиции неявным образом отменяются, представления об Инновационной Жизненной позиции неизвестны. Именно это одна из ключевых проблем полемики Глобализации.

 

Заключение.

 

В Петербург приезжает множество людей. Однако, здесь нет ничего «для тела»: нет солнца, пляжа, фруктов, экзотической кухни, танцевальных фестивалей, сезонных распродаж. Напротив – обычно холодно, ветрено, неуютно, скромно, тесно. Исключения для VIP - не в счет. Это не Москва и не Сочи, и тем более, не Майами. Но люди идут и идут через мосты, музеи, вдоль улиц и каналов, словно надеются найти что то важное. Многие осознанно, а другие интуитивно, ищут они следы наиважнейшего – смысла жизни, ценностей жизни, целей жизни, которые «производились» в России, в основном, здесь. Город интересует и привлекает своих гостей, потому что без смысла жизни жить так же невозможно, как без тепла или хлеба. Есть смысл, цели и ценности – есть жизненная сила, нет их – наступает деградация. Уже лет 10-15 в России «не производят» ни смысла жизни, ни ценностей, ни целей для своих граждан. И люди вынуждены искать свой менталитет в мыслях авторов старых книг, которые созданы на берегах Невы. Их следы, их тени, их намеки на собственный менталитет и разыскиваются гостями города.

Петербуржцы «производили» для России современную картину мира, опережающее время мирововоззрение, формировали государственную жизненную позицию, образ жизни инноватора, потому, что именно это поручил городу Петр 1. И потому, что в городе мало «материальной жизни»: она бедная, неяркая, скромная – она вся «мысленная». Чтобы жить в Петербурге, надо искать такие объяснения своим трудам и страданиям, чтобы уметь видеть большое в малом, светлое в темном, прекрасное в безобразном. В своих эстетических, интеллектуальных, моральных поисках петербуржцы вынуждены подниматься на такие мысленные вершины, с которых видно, что все в жизни относительно: страшное – не страшно, опасное – не опасно, неинтересное – интересно, бесполезное – полезно. Любая жизнь в Петербурге получает оправдание и предназначение. Обладание смыслом жизни позволяет ощутить настоящее счастье при минимальных возможностях. Поэтому петербуржцы так сильно ценят талант, оригинальность, и так скептически относятся к должностям и званиям. (14)

Известно, что Петр Великий добился права России занять место в ряду передовых стран Европы за счет небывалого по жестокости реформирования страны. Среди многих жертв, ценой которых он воссоздал новую Россию, была одна жертва, не отмеченная историками. Петербуржцы – это масса людей, оторванных по воле императора от родных корней в глубинке России, поставленных на границе государства лицом к лицу с новой Европой, ограниченных в поведении берегами болот, рек и каналов, зажатых прямоугольной геометрией улиц, задавленных болезненным климатом Балтики, вечным дефицитом продовольствия, тепла, солнца. Но им была оставлена одна радость, переросшая в чисто питерское наслаждение: знать и понимать то, на что в других местах нет ни времени, ни желания. Это и делают петербуржцы 300 лет, поставляя для России и Европе ответы на вопросы, над которыми никто не задумается в нормальных условиях и в приятной жизни. Это их менталитет.

Несомненно, Петр Великий сделал Санкт-Петербург сознательно городом-матрицей для формирования популяции граждан России, целиком сосредоточенных на процессах познания, понимания, открытий, изобретений мирового уровня. Это стало предназначением петербуржцев, сформировав их своеобразный менталитет людей, забывших радости национальной жизни в виде плясок и частушек, и не нашедших себя в Европе, как шведы или финны. Тем не менее, петербуржцы выполнили свою историческую задачу, хотя бы дав миру столько Лауреатов Нобелевской Премии, сколько не имеют целые европейские страны. И эти премии – слабое отражение интеллектуальных и нравственных процессов, кипящих в недрах петербургского менталитета. Нет такой Премии, которую можно было бы дать Ф.М.Достоевскому или Д.И.Менделееву, и многим петербуржцам, оставшимся неизвестными стране и миру.

Со времен Петра Великого в петербургском менталитете мало что изменилось – это состояние естественное, не подлежащее административному или экономическому регулированию. Работа ума и чувств - единственный капитал петербуржцев, который их кормит. Есть, правда, одна проблема у петербургского менталитета – отсутствие заказчика! Сегодня Россия, как в допетровские времена, все больше грезит о телесном, забыв и о душе, и о разуме. И отстает, отстает, отстает от мира, и от Европы.

 

Литература

 

1. Бернштам Т.А. Молодежь в обрядной жизни русской общины Х1Х-началаХХ века. Л., 1988.

2. Бистрицкас Р., Кочунас Р. Homo soveticus или Homo sapiens? Несколько слов к психологическому портрету.// «Радуга», 1998, №5.

3. Бранский В.П. Социальная синергетика и теория наций. Санкт-Петербург, 2000.

4. Введенский А.И. Психология безо всякой метафизики. Пг., 1917.

5. Вулф Т. Домой возврата нет.М.,1977.

6. Ганзен В.А. «Системное описание психологии», Л., 1982.

7. Гозман Л.Я., Эткинд А.М., Метафоры или реальность? Психологический анализ советской истории.//»Вопросы философии.,1991.

8. Громыко Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян Х1Х века. М., 1986.

9. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. Л., 1990.

10. Дюркгейма Э. "О разделении общественного труда". 1900.

11. Кульпин Э.С. Бифуркация Запад-Восток и экологический императив: о концепции развития Н.Н.Моисеева. // «Восток», 1993.

12. Манекин Р.В., Контент-анализ как метод исследования мысли. // «Клио», 1991.

13. Ментальность россиян. Под ред. Дубов И.Г., М., 1997.

14. Петербург: элитное измерение. Барометр мнений лидеров Петербурга. Научный руководитель Гавра Д.П., 2001.

15. Поиски исторической психологии. Сообщения и тезисы докладов Международной научной конференции 21-22 мая 1997 г. Под наблюдением Т.В.Партаненко и В.И.Старцева. В 3-х частях. Санкт-Петербург, 1997.

16. Предназначение Санкт-Петербурга. Сборник статей. Под ред. Юрьева А.И., Санкт-Петербург, 2000.

17. Проблема 2000: психолого-политическая культура санкт-петербургской молодежи. Сборник научных трудов молодых ученых кафедры политической психологии СПбГУ. Под ред Т.В.Анисимовой. Санкт-Петербург 2000.

18. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М., 1997.

19. Санкт-Петербург: из Будущего в Настоящее. Материалы научной конференции 22-24 мая 2001 года. Под ред. Юрьева А.И. Часть 1. Санкт-Петербург, 2002.

20. Седьмые открытые слушания «Института Петербурга». Ежегодная конференция по проблемам петербурговедения. 8-9 января 2000 года. Санкт-Петербург, 2000

21. Семашко Л. М. Тетрасоциология: ответы на вызовы. СПб., 2002.

22. Теоретические и методические вопросы исторической психологии. Материалы научного семинара. Санкт-Петербург, 1999.

23. Толстой Л.Н. . Война и мир. Собр. Соч. в 12 т., т.4., с. 307.

24. Paskal B. Oeuvres. V. 1-14.-Paris, 1904-1914; V. 8,9. – Paris, 1908.

25. Toffler A. Future Shock. – L., 1971.

 

Юрьев А.И.,

профессор, доктор психологических наук

 

Санкт-Петербургский государственный университет

Факультет психологии

Кафедра политической психологии

Наб. Макарова д. 6., к.210.

199034 Санкт-Петербург