Спорные предложения к концепции празднования 300-летия Санкт-Петербурга Печать

Спорные предложения к концепции празднования 300-летия Санкт-Петербурга.

«Петербург – это я»

Суть предложений сводится к утверждениям, что:

1. Город – это люди, а не материальная среда, в которой они живут. Материальная среда – это не более, чем инструмент, который позволяет им чувствовать, думать, создавать, производить. Петр Великий и другие свозили со всего мира уникальные произведения культуры и производства, чтобы горожане в «этой среде» думали и работали на уровне этих образцов-шедевров. Город – это цех, и без работников он - мертв.

 

2. Действующая концепция города не вполне верна. В ней возвеличивается «цех», материальная среда (дворцы, фасады, музеи, набережные и пр.), а не то, что в этом цехе сделано. Все внимание «основным фондам», которые превращают в надгробие городу. Люди, использующие эту материальную среду для создания и воплощения идей, выведены в тень, как малоценное дополнение к городу. В лучшем случае – им дадут повеселиться. В скорректированной концепции необходимо сделать главным героем праздника людей, жителей города, как главную его ценность.

 

3. Праздновать надо достижения города в науке, культуре, производстве, которые воплощены в людях, их создавших. Ошибка в том, что все достижения города в этих областях относятся к жизни и деятельности людей, уже ушедших из жизни. Организаторы торжеств сами достижения города покрывают музейной пылью. В действительности, ныне живущее поколение петербуржцев чувствует, думает, созидает на уровне своих великих предшественников и конкурентов за рубежом. Они неизвестны только потому, что не входят в пресловутую элиту города, связанную, в основном с финансовыми операциями.

 

4. У празднования две задачи. Первая – показать горожанам и миру, что превыше всего в этом городе ценится образованность, культурность и способность создавать продукцию, превосходящую свои аналоги. Надо дать понять вступающим в жизнь юным петербуржцам, что они живут в городе гениев: писателей, ученых, шахматистов, инженеров. Праздник должен дать толчок их развитию и творчеству. Вторая задача – дать понять гостям города, что в нем есть с кем встретиться и поговорить на уровне Достоевского, Павлова, Менделеева, Путилова и др. Пока все они «выведены за скобки» известности. Празднование будет полезно, если оно «откроет город» заново и для самих себя, и для всего мира в лице его жителей-творцов.

 

5. Способы «Открытия Петербурга» - придание широкой известности широкому кругу лиц, сегодня составляющих интеллектуальную, культурную, профессиональную славу Санкт-Петербурга. «Открыть город», это значит снять «паранджу дворцов» с «лица его жителей». Сегодня «Лицо города» – это 10-15 человек, известных по должности. К ним можно присоединить 50-80 лиц, известных по продуктам деятельности. Их надо просто «раскрутить», как когда то раскрутили «лица» Достоевского, Павлова, Пушкина, еще те «пиарщики», у которых современным надо поучиться. «Открыть Петербург»– это создать целую галерею ныне живущих лиц, наподобие галереи 1812 года в портретах и описаниях их побед. Надо сделать так, чтобы гостю города в дни празднования непременно захотелось встретиться и кем то из горожан, как хотелось встретиться и поговорить с кем то из тех, к кому ездили со всего мира.

(Пример только одного учреждения города. Санкт-Петербургском университете действуют целые научные школы, позволившие преодолеть многие мировые проблемные кризисы: в области математики: В.И.Смирнова, Ю.В.Линника, А.Д.Александрова, Д.К.Фаддеева; в области физики: В.А.Фока, А.Н.Теренина, Е.В.Гросса, С.Е.Фриша; в области филологии: В.Ф.Шишмарева, В.М.Жирмунского, Б.А.Ларина, Л.В.Щербы; в области психологии: Б.Г.Ананьева, Б.Ф.Ломова, Ганзена В.А., Суходольского Г.В. и т.д. Они нашли оригинальные решения головоломных проблем, разрешили почти безнадежные ситуации своего времени.

В Санкт-Петербурге работают ученые, сравнимые с В.И.Вернадским в учении о ноосфере, Д.И.Менделеевым в химии, П.Л.Чебышева в математике, И.А.Бодуэн де Куртене в языкознании, Н.О.Лосского в философии, В.В.Платонова в истории, А.А.Блока в литературе, А.С.Попова в технике связи, П.П.Семенова Тянь-Шанского в географии - список огромен). Уникальным достижением города являются восемь Лауреатов Международной Нобелевской Премии из СПбГУ: И.П.Павлов (1904), И.И.Мечников (1908), Н.Н.Семенов (1956), Л.Д.Ландау (1962), А.М.Прохоров (1964), В.В.Леонтьев (1973) , Л.В.Канторович (1975). Выпускники СПбГУ прославили его, находясь за рубежами России: экономист В.В.Леонтьев, физик И.Пригожин и др. Немногие помнят, что Норберт Винер, основоположник кибернетики, учился в Петербургском университете, и именно здесь он обрел грандиозные идеи, изменившее все развитие техники и нашей жизни. Петербургский университет дал миру таких выдающихся деятелей политики как П.А.Кропоткин, П.А.Столыпин, А.Ф.Керенский, П.Б.Струве, В.И.Ленин др.

Многие воспитанники Петербургского университета не стали учеными, но стали нравственными, эстетическими лидерами народа. Достаточно вспомнить петербургских универсантов И.С.Тургенева, Г.И.Успенского, Л.Н.Андреева, отца и сына Гумилевых, Д.Н.Мамина-Сибиряка, В.В.Вересаева....Они стали известными, потому что изучили и описали жизнь и свою страну так, что ее стало невозможно не любить. Они увидели достоинства народа там, где до них видели лишь грязь. Они рассказали о перспективах России в тот момент, когда мало кто верил в ее Будущее. Их слова, мысли, чувства поддерживали и развивали выпускники Петербургского университета М.И.Глинка, А.К.Глазунов, И.Ф.Стравинский, Е.А.Мравинский и др. Весь мир следил за судьбой этих людей: их приглашали для концертов, к ним ехали, им писали, их мнением руководствовались в принятии личных и общественных решений. И они оправдывали внимание к себе - они вселяли надежду в людей, когда, казалось жизнь прекращается.

Угроза не только для Санкт-Петербурга, но и для страны заключается в том, что персонифицированное “Лицо России” к 2003 году почти “стерто”. К этому времени страна пережила три волны утраты своих черт. В первой волне Россия потеряла большую часть своих выдающихся мыслителей - “создателей картины мира”. После 1917 года страну покинули ярчайшие индивидуальности: ученые (Сорокин П. и др.), писатели (Бунин И. и др.), деятели культуры (Рахманинов и др.), конструкторы (Сикорский А. и др.)... Вторая волна унесла к концу 70-х годов воспитанников дореволюционных учебных заведений, которые восстановили после Октябрьской революции интеллектуальную мощь государства. Но ушли из жизни великие труженики, образцы твердой жизненной позиции: авиаконструкторы (Туполев, Яковлев, Ильюшин и др.), создатели космических ракет (Королев, Цандер и др.), писатели (А.Толстой, К.Паустовский, М.Булгаков и др.), ученые (Павлов, Бехтерев) и др. Это они возродили национальную школу образования и воспитания, сформировали новые “черты Лица СССР”, привлекавшие к нему весь мир. Лицо умело, умно, талантливо “работающей России” ныне тускнеет. Третья волна к 2003 году угрожает смыть черты Лица России, которые формировались яркими личностями, носителями непреклонного гражданского мировоззрения. Уже нет В.Шукшина, Б.Окуджавы, В.Высоцкого, Е.Евстигнеева, Ю.Никулина и многих, многих других. Трудно перечислять людей, которые казались вечными и естественными, как восход солнца. Печальный список утрат не просто слишком велик, а выглядит грозным предостережением для России.

Где список наших современников? Как выглядит современное Лицо Санкт-Петербурга и России? Грех не воспользоваться вниманием к городу в дни юбилея, чтобы его не создать для себя и для других.

 

6. На сайте 300-летия Петербурга, можно «каждый день делать открытие» - помещать фотографии и подробное описание жизни человека, который сравним по своим достижениям с великими предшественниками, но неизвестен ни городу, ни России. Этот человек должен иметь право сказать – «Санкт-Петербург – это я!» В результате сформируются целые списки людей по различным направлениям деятельности, «которые и есть Петербург!». Форма их представления может быть не только пассивной (о них), но и активной (они о городе и о его судьбе).

 

7. По итогам портретной галереи «Петербург - 2003 год», можно в дни юбилейных торжеств организовать целые конференции, посвященные малоизвестным достижениям горожан. Высокопоставленные гости города могут встретиться не только с официозным кругом петербуржцев «по должности», но и со множеством людей «по достижениям». Гарантированно – это будут исключительно интересные встречи, которые запомнятся не менее, чем архитектурные красоты города. Работники цеха «Петербург» окажутся не менее значительными, чем сам цех.

 

8. Сама идея «Петербург – это я!» существенно изменят всю политическую, деловую, творческую ситуацию в городе. Даже выборы всех уровней приобретут совершенно иной, неожиданный характер. Голосовать будет совершенно иной петербуржец. И совершенно по иному.


Материал 1.

Идея предназначение Санкт-Петербурга в концепци празднования

Основания для серьезных размышлений.

Подумаем, в чем Санкт-Петербург является первым, если не в Европе, то в России? Нам крайне нужно быть в чем то первыми, потому что это непременное условие сохранения любого города. Именно этим мучаются сегодня все города мира: и Лондон, и Гамбург, и Париж. Надо подумать, что производить Петербург такое, за что Россия и весь мир до сих пор платят ему признательностью? Надо знать об этом мнение всех неравнодушных к Санкт-Петербургу людей: ученых, деятелей искусства, промышленности, администрации. Горожане вольно или невольно изучают наш город, и знают о нем то, чего не знают специалисты, управляющие городом. Только общими усилиями всех горожан Санкт-Петербург может найти свой путь в новейшей истории. Если нет – то он запомнится как яркая, но потухшая звезда российского государства.

Хотелось бы при обсуждении этих вопросов избежать традиционных крайностей, которые могут помешать приблизиться к истине. Первая крайность – это безудержное самовосхваление города, как самого красивого, культурного, столичного, промышленного и т.п. Факты и цифры говорят об обратном. Подобное самовнушение отдаляет город от понимания его истинной ценности для мира. Вторая крайность – паническое отношение к переменам, вызванным процессом глобализации. В городе появляются настроения, ведущие к самоизоляции страны и города от мира. Крайне важно понять, как Санкт-Петербург может использовать глобализацию в своих интересах и в интересах России.

Основания для обсуждения Настоящего Санкт-Петербурга как Будущего, действительно, более чем серьезные. Известны уничтожающие цифры и факты, которые вопиют к нашей совести и к нашей мысли. Смена Индустриальной эпохи на Информационную требует думать, а не подменять мысли эмоциями. Надо понять, почему на картах прогнозов погоды немецкого, польского, испанского, итальянского, португальского телевидения есть Хельсинки, но нет Санкт-Петербурга. Почему крупнейший на Севере Европы город стирается с международных карт, исчезает из международных и даже российских новостей? Это повод для размышления и действия.

(Рыбаков Ф.Ф. пишет, что тридцать лет назад Санкт-Петербург занимал 18 место среди 30 крупнейших городов мира. Сегодня в эту тридцатку он уже не входит. Возвращение своего места в ряду других городов мира возможно. Но проф Боголюбов утверждает, что целью «концептуального управления города является формирование определенной парадигмы его развития).


Первое предложение для размышления.

Для чего основывали Санкт-Петербург?

1.1. Город продолжают рассматривать по принципу «Из Прошлого в Настоящее». Все пытаются понять предназначение города, как продолжение планов его основателя. При всей верности такого подхода, он уже исчерпан, и надо искать новый. Может быть исходить из того, что Петр Великий воплотил смысл, ценности и цели эпохи Возрождения в идее Санкт-Петербурга, как ранее Святой Владимир воплотил идеи христианства в русском государстве?

 

1.2. Можно предположить, что петровская идея города заключалась в исполнении функции адаптации России к цивилизации и цивилизации к России. Петр создал не просто «окно в Европу»: он создал Санкт-Петербург, как научный центр для изобретения «евроазиатской смеси» картины мира, мировоззрения, образа жизни, жизненной позиции, одинаково приемлемых, как в Европе, так и в России. Однако он не повторял слепо европейский опыт – Петр предвидел развитие цивилизации, и пытался их опыт опередить через предвосхищение ее будущего. Его собеседниками и консультантами были крупнейшие ученые того времени, такие, как, например, Вильгельм Готфрид Лейбниц, чье предвидение опережает и наше время. Идея Санкт-Петербурга – предвосхищение Будущего и на его основе созидание настоящего.

 

1.3. Еще в петровские времена было понятно, что «Будущее – это не то, что идет к нам, а то, к чему идем мы». Петр создал Санкт-Петербург, как инструмент предвосхищения Будущего для строительства адекватного ему Настоящего. С петровских времен страна 300 лет не ждала с ужасом изменений в мире, как фатальных вызовов, вроде нынешней глобализации, а изучала и использовала их в своих интересах раньше всех. Хотя мысль о том, что Настоящее определяется Будущим трудно воспринимается сторонниками того, что Настоящее определяется Прошлым, Россия почти 300 лет была в числе самых передовых стран мира. Была. Именно «санкт-петербургский ресурс предвосхищения будущего», успешно «встраивал» Россию в мировой процесс приблизительно до 1950 года. Сейчас – этого нет.

 

1.3.1. Можно сослаться на мнение проф. Кагана М.С. о том, что настоящее обусловлено прошлым только в стабильных ситуациях. В законах развития сложных систем постулируется обусловленность настоящего не только прошлым, но и будущим. Он считает, что, наша нынешняя беда заключается в том, что вместо параллельного с Западом движения к постиндустриальной цивилизации, мы повторяем путь, который Америка прошла в 18 веке, когда начал складываться «дикий капитализм» с разгулом бандитизма, мафии, воровства, культа силы и т.д. А между тем, при более научно-осмысленном руководстве мы могли бы развиваться в направлении постиндустриальной цивилизации.

 

1.4. Воплощение идеи Санкт-Петербурга, как инструмента предвосхищения Будущего методами науки, образования, культуры, производства, предопределило не только его географическое местоположение, его архитектуру, но сам облик, характер, мировоззрение петербуржцев – исследователей, литераторов, философов, мастеров. Они и есть Санкт-Петербург. Санкт-Петербург, это - люди, образованные и воспитанные по рецептам Лейбница и Петра: петербуржцы. Они своим трудом создавали научные открытия, философские идеи, технологические решения, эстетические ценности, которые опережали свое время. За них город получил признание и поддержку России и всего мира. Именно они в ХУ!!! веке скачком перенесли Россию от арифметики Магницкого до математического анализа Лейбница-Ньютона. Именно это требуется повторить сейчас!

 

1.5. Замысел основателя Санкт-Петербурга, как города-предвестника, был столь философски и политически продуманным, что ни время, ни смены политических режимов, ни миграция населения города не могли поколебать ни его миссии, ни психологии горожан. Однако в сороковые годы, когда «мозговые центры» США сформулировали мировые тенденции, именуемые сегодня глобализацией, в Санкт-Петербурге подобные исследования были прекращены. Городу оставили только функцию «промышленно-транспортного комплекса», лишив его права предвидеть, предвосхищать, прогнозировать грядущие изменения в мире. С трагических дней «ленинградского дела 1949 года» все разговоры о судьбе города не могут выйти из круга: «города-порта», «города-музея», «культурной столицы», «банковского центра». Страна оказалась на полстолетия оставлена без стратегического, футурологического предвидения. И погибла в 1991 году.

 

1.5.1. Например, академик Боголепов И.И. называет такие приоритеты развития Санкт-Петербурга: 1) транспортный и торговый центр России, опирающийся на геополитическое положение города и сулящее главный и стабильный доход, 2) центр промышленности и науки, понимающий город как транспортный центр и научно-промышленный центр, 3) центр образования и культуры, потому что без образованных людей никаких целей достичь невозможно, 4) центр экономики Северо-Запада с опорой на природные и человеческие ресурсы. 5) морская столица России, как крупнейший приморский мегаполис мира, который для чего требуется иметь пропускную способность порта 140-150 миллионов тонн в год.

 

1.6. В интересах России Санкт-Петербург должен вернуть себе миссию интеллектуально-культурного посредника между Востоком и Западом, Прошлым и Будущим, снова стать российской «мастерской идей». Крушение Индустриального общества и замена его обществом Информационным существенно изменяют смысл, ценности, цели мирового процесса. Именно в Санкт-Петербурге происходит столкновение потоков научно-культурных идей, идущих извне и аналогичного потока, идущего из глубин России. Здесь эти потоки совмещаются, перерабатываются, и создается тот самый «евразийский продукт», за который городу и платят. Страна тяжело переживает радикальные изменения, происходящие в мире: отход от гуманистической идеологии эпохи Возрождения, религиозной морали и переход к прагматичной идеологии эпохи Глобализации. Она идет на плечах нового смысла жизни, новых человеческих ценностей и новых целей для человечества. Понять их – значить предвосхитить их, а предвосхитить их – значит выжить.

 

1.7. Надо обратить внимание общественности на смысл происходящих в мире изменений, на ценности Санкт-Петербурга, на цели его функционирования. Скорее всего, главным продуктом Санкт-Петербурга являются не столько деньги, кубы, километры, тонны произведенной и перегруженной продукции, сколько создание таких интеллектуальный ценностей, как русский язык А.С.Пушкина, как системное мышление Д.И.Менделеева, как проникновение в смысл человеческой жизни Ф.М.Достоевского, как формирование поведения по И.П.Павлову. Эти продукты, а не лес и уголь, делают Санкт-Петербург узнаваемым, особенным, единичным и нужным – т.е первым в своем предназначении. Сегодня складывается впечатление, что наш город или давно не рождал ни таких людей, ни таких знаний. Или они есть в городе, но мы не знаем об их существовании, потому что видим себя то маленьким Уоллстритом, то тенью Роттердама, то разрушенным Карфагеном, то небольшой Магниткой?

 

1.7. К слову сказать, известно, что Аллан Гриспен, руководитель Федеральной резервной системы США, выступил с предупреждением, что финансовый рынок раздут и перегрет, и экономическая ситуация в СЩА может измениться в любой момент. Доллар катастрофически падает.

 

1.8. Надо довести до сведения соотечественников, что главным ресурсом глобализации является не природные ископаемые, а ресурсы знаний. А Санкт-Петербург, в первую очередь – фабрика знаний, предвосхищающих будущее! По сути дела, нашему городу предстоит предвосхитить, вычислить, открыть, изобрести самого себя. Надо преодолеть инерцию, удовлетворенность многих людей сегодняшним ходом дел в городе. Предстоит сделать это, чтобы не оказаться перед новым миром беззащитными и бесполезными. Глобализация меняет смысл, ценности и цели не менее радикальным образом, нежели это сделала эпоха Возрождения. Санкт-Петербург обязан исполнить свою миссию, завещанную Петром Великим, но для этого надо оживить, воссоздать, возвысить образование, науку, культуру, которые недооцениваются сегодня из-за нашего незнания и непонимания изменений в мире. В этом принципиальное отличие конференции этого года от прошлых конференций.

 

1.8.1. Например, Е.Гильбо считает, что креативная мотивация стала главным признаком принадлежности к новому господствующему классу, умение адаптироваться к реалиям постиндустриального мира, где богатство и власть будут базироваться на обладании не материальными ресурсами, а специфической формой капитала – уникальными знаниями и способностями.


Второе предложение для размышления.

Глобализация в судьбе Санкт-Петербурга?

2.1. Глобализации, инноваций, регионализации, виртуализации еще нет – они еще в Будущем. В полную мощность феномены глобализации «заработают» через 20-25 лет, когда население планеты приблизиться к критической численности в 10 млрд. человек, а население России сократится до 100 млн. человек. До этого момента еще будет иллюзия существования государственных границ, национальной политической власти, непроницаемых и независимых от влияния надгосударственных глобальных образований. Глобализация «включится» тогда, когда управление такой массой людей будет возможно только при условии тотального автоматического электронного контроля местонахождения, занятия, состояния, учета каждого человека. Все это будет возможно только при условии таких изменений в праве и морали, что эфтаназия или использование тканей плода для фармакологии покажутся первыми и слабыми предвестниками настоящей глобализации. Поэтому, глобализацию пока только обеспечивают технически, объясняют философски, оформляют юридически.

 

2.1.1. Отечественные специалисты знают, что глобализация появилась не вчера. Мондиализм – уверенность в том, что государства и народы сольются в единое планетарное образование, в котором будут ликвидированы этнические, национальные, религиозные и культурные границы известен давно. Именно он питал деятельность Ж.Аттали, Ф.Фукуямы, абстрагирующихся от истории, культуры этносов, и планирующих новое планетарное состояние под эгидой рынка и демократии, которые объединяют мир в рационально функционирующую машину.

 

2.2. Тем не менее, ожесточенные столкновения в Сиэтле, Вашингтоне, Праге происходят между силами, которые достаточно хорошо понимает, что происходит с миром. Столкновения – признаки того, что еще есть время для выбора и коррекции предполагаемых изменений. Цена «дискуссии» – жизнь многих. Но какой коррекции? Пока в России и в Санкт-Петербурге на схватку вокруг глобализации смотрят со стороны, так, словно она не имеет к нам никакого отношения. Как на карнавал в Рио де Жанейро. И никто в России не может предложить вариантов использования глобализации в интересах нашей страны. Нечто подобное происходило в допетровское время, когда рывок Ньютона-Лейбница в науке, промышленности, культуре был непонятен и безразличен современникам Петра. Иначе говоря, как и сейчас, застал Россию врасплох. Именно Петр Великий понял, что научно-культурные изменения в Европе прямо касаются судьбы России. Поэтому он не отстранился от процессов грандиозных изменений жизни, а напротив, он предпринял жестокие усилия, чтобы Россия оказалась во главе процесса «изменений всего и вся».

 

2.2.1. Наши авторы пишут, что Р.Робертсон определил глобализацию, как серию эмпирически фиксируемых изменений, разнородных, но объединяемых логикой превращения мира в единое целое. С одной стороны, это модернизация индивидуального поведения воздействием макроструктур мирового порядка, минующим национально-государственный уровень воздействия. С другой стороны, это осуществление международных отношений представителей разных культур в рутинную практику, часть повседневной жизни. Формула глобализации – глобальная взаимозависимость плюс глобальное сознание. Это транснациональный капитализм, образуемый ТНК, и система международных организаций, призванных отстаивать универсальные «общечеловеческие ценности.

 

2.3. Санкт-Петербург был неявно создан для перехвата изменений 18 века сетью научных, культурных структур, известных как Академия наук, Университет, заводов, музеев и т.п. Санкт-Петербург фактически готовил людей, предназначенных для предвосхищения и опережения «всех изменения во всем». Это позволило России менее, чем за столетие включиться во всемирную гонку ученых, военных, писателей, промышленников! Сегодня страна стоит перед тем же выбором: Россия выбирает между безразличием к глобализации и участием в ней, между страхом перед ней и уверенностью в своих силах, между готовностью и беспомощностью.

 

2.3.1. Е.Гильбо утверждает, что отказ властей России в 1991 и 1993 году от реализации программы постиндустриального развития и ставка на формирование индустриального общества с преобладанием первичного сектора экономики привели уже к 1996 году к окончательному вписыванию в периферию постиндустриального мира.

 

2.4. Противники глобализации объясняют свою позицию ее «рукотворностью», преднамеренностью, направленностью против определенной части человечества. Они с полным основанием ссылаются на то, что впервые идеи выстраивания глобалистской теоретической инфраструктуры для послевоенного порядка были сформулированы в 40-50-е годы в «мозговых центрах» США: Совете по международным отношениям (СМО), корпорации РЭНД, Центре стратегических и международных исследований (ЦСМИ), Управлении психологической стратегии (УПС) и др. Действительно, в широкомасштабном проекте «Перспективы для Америки» в середине 50-х годов при участии Генри Киссенджера, Дина Раска, Адольфа Берла и др. были изложены теоретические положения роста взаимозависимости в мире, упадка национально-государственной формы власти, расширительной трактовки проблем безопасности, обоснование перехода к наднациональным структурам в международном масштабе. Т.е. все то, что составляет сегодня сущность глобализации, регионализации и инноваций.

 

2.4.1. Исследователи отмечают, что именно с середины сороковых годов началась революция международных организаций типа ООН, МВФ, ЕС, НАТО. Одновременно начался феноменальный скачок в мировой торговле и появилась транснациональная экономика. Сегодня различают две теории: теорию развития – модель универсальных и однозначно направленных трансформаций общества, и теорию изменений – модель контингентных и, исторически и культурно уникальных трансформаций. Примером модели развития служит закон смены социально-экономических формаций К.Маркса, примером модели изменений служит глобализация - сдвиг от локального общества к глобальному К.Поппера, Р.Нисбета, Р.Будона.

 

2.5. Можно предположить, что глобализация является естественным звеном развития нашей цивилизации. Общество в течение пяти столетий поощряло неукротимый интерес человека к новым открытиям, снисходительно поддерживало страстное желание ученых применить свои достижения на практике, отступало перед стремлением масс иметь «больше, лучше, качественнее»! И чем тогда торговля оружием массового поражения лучше, чем глобализация? Не использовали ли инициаторы глобализации объективное стремления людей к высвобождению своих страстей и субъективную поддержку этого стремления средствами направленного финансирования науки и производства? Возможно, мозговые центры, работающие более полустолетия за пределами России, в процессе исследования проблем развития общества обнаружили неизбежность именно таких грядущих изменений?

 

2.5.1. Исследователи напоминают, что еще в 1974 году М.Месарович и Э.Пестель изучали будущее международных отношений, и сделали вывод в пользу целостности мира. Мы обречены на интеграцию. Финансовая экономика, сетевая по сути, не допускает обществ исключенного развития. Когда компьютеры завоевали мир и власть перешла к финансистам, замедлился мировой индустриальный рост. Что то сломалось в прежнем миропорядке.

 

2.6. «Мозговые центры» за рубежом не скрывали перехода от «философии развития», лежавшей в основе СССР, к «философии изменений». В идеологической борьбе СССР отстаивал ценности Индустриального века, а оппоненты СССР развивали ценности Информационного века. Количество противопоставлялось качеству, прямое управление боролось с косвенным, реальное с виртуальным. Санкт-Петербург в это время, по мнению проф. Исляева Р.А. уже был «крупным промышленным, научно-техническим и военно-стратегическим центром, а также транспортно-распределительным узлом. Первыми тремя функциями поглощались почти все имеющиеся в городе ресурсы и были подавлены остальные пункты развития города. При наличии двух крупнейших центров – таких, как Петербург и Москва, в условиях ограниченных ресурсов сегодня нужен выбор». Функции предвосхищения Будущего Санкт-Петербург уже не выполнял, и все случившееся с СССР произошло для страны так стремительно, что до сих пор никто не понял, как это произошло?

 

2.6. Что же произошло? Переквалификация Санкт-Петербурга из инструмента предвосхищения будущего методами науки, искусства, литературы, в транспортно-промышленный узел привела к тому, что работы Г.Киссинджера, З.Бжезинского, А.Тоффлера и ин. др. были приняты к сведению в России не в середине 50-х годов, а в конце 90-х. Осуществлять массовое или серийное производство тракторов, телевизоров и т.п. в СССР было кому, кроме Ленинграда. Предвосхищать будущее кроме Ленинграда в СССР было некому.

 

2.7. Сейчас потеряно время. К 2001 году лидеры глобализации уже вложили такие гигантские средства в развитие ее материальной базы (средств информационных сетей, рекламы, политтехнологий, компьютерных бирж), которые превосходили средства, вложенные в военно-промышленный комплекс СССР. Эффект, как теперь видно, превзошел все ожидания: СССР, оснащенный оружием «с головы до ног», сдался без единого выстрела безоружной глобализации. Неизвестное будущее «наехало» на тривиальное настоящее. Этого креативного будущего в СССР не понимали, потому что свою миссию не исполнял Ленинград.


Третье предложение для размышления.

В чем заключаются смысл, цели и ценности Санкт-Петербурга в период Глобализации? 

3.1. Большая часть реакций на глобализацию носит эмоциональный характер или принимает характер уличных беспорядков. Скорее всего, события, аналогичные событиям в Вашингтоне или Праге, произойдут в Санкт-Петербурге, как только сторонники глобализации попытаются использовать территорию города для обсуждения ее проблем. Желательно, до вступления России в полосу активного участия в процессе глобализации, понять ее смысл, ценности, и цели с точки зрения России и с использованием интеллектуальных инструментов Санкт-Петербурга. Это сложно, потому что и в нашем городе утвердилась практика считать пониманием - запоминание того, что нужно понять. Способность повторить, воспроизвести полностью и без ошибок некоторую информацию – это имитация понимания. Многие комментарии к глобализации формируются именно таким образом. На самом же деле, понимание предполагает способность выйти за пределы непосредственно данной информации.

 

3.1.1. Исследователи напоминают, что известный Дж. Гэлбрейт в 1969 году предупредил, что «Источник власти перемещается от капитала к организованным знаниям, ослаблению притягательной силы банкира в обществе. Все более настойчивы поиски специалистов, способных работать в промышленности, растет престиж образования и педагогов.

 

3.2. Понимание, как выход за пределы непосредственно данной информации, – это не перечисление ее признаков, производимых ею изменений, а постижение того:

1) Какой смысл вкладывается в глобализацию, и чем он отличается от смысла нашей современной жизни?

2) Какие ценности привносит глобализация в нашу жизнь, и чем они отличаются от ценностей, которыми мы руководствуемся в своем поведении сегодня?

3) Какие цели преследует глобализация, и как эти цели отличаются от целей, которые преследуем мы?

Можем ли мы, не задумываясь, как таблицу умножения, перечислить свои родные: смысл жизни, ценности и наши цели, за которые так переживаем, отвергая глобализацию?

 

3.3. В процессе подготовки этой конференции мы предприняли грандиозную исследовательскую акцию, «завалив» всех потенциальных знатоков проблемы смысла и глобализации предложением поделиться своими знаниями. Что получили? Одни не смогли придти, потому что здоровье уже не позволяет. Мы катастрофически теряем людей, без знаний которых Россия слепа. Другие отошли от мировоззренческих проблем и перешли к решению конкретных задач. Из науки вымываются специалисты, способные объяснить суть таинственных превращений России. Третьи пока не готовы обсуждать поставленные вопросы. Все, что может Санкт-Петербург – в этом зале. Кто точно ответит на вопрос, насколько и в чем смысл, ценности и цели глобализации расходятся с нашими государственными, национальными, народным смыслом, ценностями и целями? А может расходятся, но не так далеко, как мы себя пугаем? Для этого надо разбираться с глобализацией так же глубоко, как Петр Великий разобрался в свое время со «штучками» той, новой для него европейской цивилизации.

 

3.3.1. Вопрос актуален. Уже администраторам Санкт-Петербурга приходится писать о том, что серьезные проблемы на уровне сознания и материального существования говорят, что не понята история, не понято настоящее и не ясно будущее. Уже администраторы цитируют мудрости о том, что «каждый в меру понимания работает на себя, а в меру непонимания – на того, кто понимает больше». Администраторы муниципального звена говорят, что налицо кризис мировоззрения в отношениях глобальной системы, региональных цивилизаций, человеческого существа, образовательной системы с точки зрения формирования характера человека-созидателя.

 

3.4. Попытки сформулировать смысл, ценности и цели нашей страны неоднократно предпринимались в последние годы. Мы делаем очередную попытку. Наше поведение объясняет, директор центра общественных наук МГУ Ю.М.Осипов. Он пишет, что «Россия встревожена. Безмолвие – не пустота, а огнедышащий вакуум. Идет работа. Не у станков, но на земле. В душах. Идет отбор. Идей, ценностей, людей». Он считает, что реформы учат. По его мнению: «Россия оказалась шире и глубже революции, объемнее, содержательнее, а потому мобильнее и изобретательнее, а в чем то и просто ловчее. Мистика на мистику. Позитивная мистика России на отрицательную мистику революции. Сражение идет на трансцендентном смысловом поле». Он специально ставит ударение на том, что: «Россия открывает …себя. Вот главное событие периода реформ, его трансцендентный итог». И далее, «Россия мало сегодня делает, но зато много думает». Будем надеяться, что это так.

 

3.5. Пока же, непонимание глобализации стало причиной геостратегического поражения СССР и неудач РФ. Чтобы попытаться предотвратить дальнейшие неудачи, нам предстоит доказать, что смысл, ценности и цели являются фундаментом генеральных планов строительства города, развития страны, международных отношений. Понятно, что за рутиной неотложных бытовых и технических вопросов у горожан и руководителей города нет времени заниматься вопросами, за которые несут ответственность ученые. Но конференция должна была бы показать, что никакие планы не выполняются, если в них нет смысла, если они не представляет ценности, если ошибочна цель. Все беды России сегодня: коррупция, предательство, теневая экономика, преступность, наркомании – возмездие, замещение утраченного смысла, ценностей и целей. Большие политики обычно говорят, что Санкт-Петербург живет в связи с «каким то смыслом», ради «каких то» ценностей, для достижения «какой то» цели. «Каких то» - говорим мы себе и своим детям, будучи неспособными точно их назвать.

 

3.6. Эти «какие то»: смысл, ценности и цели – органическое единство осознания реальности и понимания глобализации. Только на базе такого сбалансированного единства можно построить осмысленное, адекватное поведение, позволяющее использовать глобализацию в интересах города и страны. Многие не хотят этого знать, потому что это сложно. Это проблема не только наша. Например, выдающийся английский писатель Филипп Рот сказал 17 мая этого года, описывая аналогичную ситуацию в Великобритании, так: «Нынешнее состояние Британии лучше всего сравнить с ситуацией, когда 70% воды в трубах вытекает прямо в землю, потому что никто не знает, где эти трубы?». «Потерянные трубы» – это потерянные смысл, ценности и цели. Они тоже думают о проблемах, поставленных на нашей конференции.

 

3.6.1. Что такое смысл для Санкт-Петербурга в условиях приближающейся глобализации? Смысл – это продукт мышления, предназначенный для приведения в упорядоченное безошибочное движение всех ресурсов человека для минимизации своих потерь и максимизации своего успеха. Это самый дорогой продукт, который известен человечеству. Смысл создает предельно возможное приближение к истине. Смысл – это как напряжение в электрической сети: есть напряжение – то и ценности становятся нужными, как электрическая цепь, и цель, как электрический ток приводит действие моторы, приводит в движение массы людей. Воплощен смысл в людях, образованных и воспитанных особым образом для предвосхищения и применения любых изменений, которые могут произойти в мире. Именно люди является авторами, носителями смысла. Только такие люди оживляют город своим понимаем происходящего. Смысл – самое сильное переживание человека, которое поднимает его в Космос, пускает его в невидимый, неслышимый, неосязаемый микромир. Ради смысла человек и народы идут на эшафот. Нет смысла – все останавливается. Предательство, воровство, бессовестность всегда пируют в том доме, откуда ушел смысл. Способность созидать смысл дает система уникального образования, которое естественным образом сформировалась в Петербурге. Дети, люди Будущего – смысл Санкт-Петербурга и России.

 

3.6.1.1. Часто говорят о мнении Друккера, что самое страшное в период кризиса – попытка применять традиционную логику и действовать традиционными методами.

 

3.6.2. Что такое Санкт-Петербургские ценности? Ценности – это определенное количество правильно соединенных между собой моральных принципов, воспринимающих смысл. Ценности – это реальные человеческие качества, а не книжные формулы. Их цепь, как и электрическая цепь не должна иметь разрывов. Один только разрыв в цепи, и напряжение не нужно, и тока не будет. Аналогичным образом, утрата только одной ценности делает смысл бесполезным: для него нет пути к осуществлению. Ценности – самые высококачественные продукты, которые создает человечество. Никакая глобализация не отменит любви, веры, надежды и труда, но она потребует петербургского образа жизни (страсти думать над «не нужным»), питерского мировоззрения (стремления к новизне), питерской жизненной позиции (высочайшего качества труда), питерской картины мира (по глубине и масштабам, превосходящая все мировые фантазии своего времени). Исчезновение ценностей из цепи приводит к их замещению алкоголизмом, наркоманией, криминалом. Только уникальная система воспитания формирует носителей ценностей. Такая система была, и есть в Санкт-Петербурге. Ценности Санкт-Петербурга – то, что формирует детей, людей Будущего.

 

3.6.3. Какие цели должен ставить город? Цель – это аппарат перевода смысла из статического состояния в динамическое посредством ценностей. Отсутствие цели делает человека, город, страну жертвой обстоятельств, произвола, случая. Цель, как вращающийся двигатель, позволяет судить о наличии ценностей (цепи) и смысла (напряжения). Это ценности «светятся», «вращаются», «дают тепло». Их видят и слышат, за них платят и благодарят. Цель, как ток в лампочке очевидна, реальна, эффективна. А вот смысл и цели всегда скрыты от глаз, как напряжение и ток. Цель нельзя придумать в отрыве от смысла и ценностей. Целью Петербурга было всегда примирение между собой культур Востока и Запада (смысла и ценностей), возможностей Севера и Юга, синтез традиционного опыта Прошлого и знания неизведанного Будущего. Петербуржцам всегда приходилось жить в беспокойном мире неопределенностей, совмещения несовместимого, чего не делали ни на Западе, ни на Востоке, ни в Прошлом, ни в Будущем. Этим объясняется странность петербуржцев, непохожесть ни на кого, жизнь в мире, который и ни Запад, и не Восток, и не Прошлое, и не Будущее. Однако произведенные ими на бумаге, в металле решения, образы, представления пользовались большим спросом в России и за рубежом. Целью Санкт-Петербурга является воспроизводство юных обладателей такого смысла и ценностей, которые позволят им примирить глобальные идеи Востока и Запада, Севера и Юга, Прошлого и Будущего.

 

3.8. Глобальные изменения столь масштабны, что ни одна страна и ни один город в мире не готов к их восприятию. Исчезнут одни и появятся другие отрасли производства. Станут бессмысленными самые современные технологии и их заменят новые, неизвестные сегодня. Одни, сегодня процветающие территории опустеют, а другие будут страдать от перенаселенности. Сегодняшние добродетели станут предметом насмешек, а вчерашние пороки станут условием успеха. Что случится - надо знать сейчас. Поэтому сегодня во всем мире говорят о необходимости «открыть себя заново», или «изобрести себя заново», хотя бы «осознать себя в новом мире». Мы опять выбираем между тактиками жизни Обломова и Штольца. Одна тактика – лениво ждать развития событий, другая – инициативно формировать изменения с учетом своих интересов.

 

3.9. Значение смысла, ценностей и целей была многократно проверена практикой. В концлагере смерти Виктор Франкл, используя поиски смысла и ценностей, спас в безнадежном состоянии многих людей. И на его глазах погибли те, кто считал, что кусок хлеба важнее размышлений о смысле жизни. Обладание смыслом: единственная и главная гарантия успеха в испытаниях и счастьем, и горем. Глобализация – не концлагерь. Но многие уже почувствовали, что она усложняет жизнь до жестоких, почти невыносимых требований к активности, мобильности, информированности, точности отдельных людей, целых городов и стран. Тот, кто не понял ее смысла, не принял ее ценностей, не следует ее целям – практически обречен влачить существование или уступить свое место сильнейшему. Но еще есть время скорректировать суть глобализации, сделать ее приемлемой для России. Для этого Санкт-Петербург должен воспитать нового Достоевского, Павлова, Путилова. Город должен заниматься своим, инновационным процессом, а не претендовать на лавры консервативного производителя тонн, кубометров, что в России делают и без него лучше и больше.


Четвертое предложение для размышления.

Опасность закрытия Санкт-Петербург, как фабрики смысла, ценностей и целей для России?

4.1. Хотя наша страна и весь мир переживают интеллектуальную депрессию в области общественных наук. Науки о поведении людей сведены к роли ученика слесаря, которого посылают за водкой. Только с этим можно сравнить «изготовление имиджа заказчику» или «изучение его рейтинга». Поэтому на многочисленные научные конференции, кинофестивали чаще ходят из-за фуршета, а не из-за интеллектуальных озарений. Циничность поселилась в политических науках не потому, что на ее продукт нет спроса, а потому, что добывать истины стало стократно тяжелее, чем на заре революций. Наши науки в период глобализации напоминают брошенный золотоносный прииск времен Джека Лондона. Заброшенность науки породило мнение, что общественные проблемы решается сильным государством законодательными и правоохранительными мерами. Наши оппоненты сводят проблему к сильной политической воле. Мы ее обсуждаем, как проблему глубокого политического мышления. Я утверждаю, что побеждает не количество оружие, а качество смысла, ценностей и целей, которые предлагают массам ее руководители. Я утверждаю, что если Петербург, а за ним вся страна, не начнут заниматься фундаментальными философскими основами нашего бытия, то нас ждет бесславное будущее.

4.2. Хуже всего, что для объяснения сегодняшнего отставания Петербурга и России придумывается масса объяснений, возвышающихся до теории. Ходят легенды о русском менталитете, который проявляется по А.В.Соколову в проявлении: 1) двойственности – переходе от одной крайности к другой, 2) порывистости – готовности к пиковым нагрузкам и пренебрежение размеренным ритмом деятельности, 3) непоследовательности – тщательной разработки сложных планов и готовность действовать на авось, 4) долготерпении – выносливости, постепенном накоплении эмоций, и в конце, бурное их разряжение, 5) доверчивости – внушаемости, простодушии и т.д 30-

Многие исследователи считают, что развал экономики России связан с тем, что западные рецепты отторгаются Россией как кровь чужеродной группы, порождает нежизнеспособный химерический симбиоз. Ни Петр Великий не пытался превратить русских в европейцев, ни сейчас никому не удастся превратить русских в американцев и ввести для них совершенную конкуренцию. Реальный выход заключается в построении экономической системы, адекватной условиям страны.

4.1.2. Однако, Т.Заславская пишет другое: «Ценности и мотивация правящей элиты и верхнего слоя носят узкоэгоистический характер - власть, деньги, высокий социальный статус. Характеристики этих слоев: сравнительно узкий социальный кругозор, политический эгоизм, временщичество, равнодушие к нуждам России и россиян. Это приводит к высокой криминализации, обособлению от общества, замыканию в своем составе и на своих интересах. Соответственно, низок модернизационный потенциал».

4.2. Подобного рода оправдания и презрение к разработке мировоззренческих проблем Будущего уже привели к известным результатам: Например, 15-16 апреля 2000 года в Санкт-Петербургском научном центре РАН состоялась 10-я конференция Союза Ученых. Там был представлен проект доклада «О науке Президенту РФ»В докладе было указано, что сегодня менее 5% предприятий России являются инновационно-активными. В разных странах этот показатель колеблется от 25 до 70%! Критический уровень – порядка 20%. В результате доля российской научной продукции на мировом рынке составляет менее 0,3%.

4.2.2. Связано это не с популярной сегодня идеей экономически нецелесообразной территории России, а с поведением людей. По данным акад Алферова Ж.И. численность научных работников в РФ упала в 2,5 раза. По данным Миннауки, на одного научного работника в России приходится в 35 меньше средств, чем в Нидерландах или США. Десять лет не обновлялась материальная база науки. За десять лет из России уехало за рубеж 30 тысяч ученых высшей квалификации. Гораздо опаснее то, что за рубеж уходят бесплатно российские технологии.

4.2.3. Результатом решений, за которыми стоит неизвестная мотивация стало то, что: «По данным Миннауки РФ и РАН не более 5% отечественных предприятий осуществляют разработку и освоение технологических новшеств, а в конце 80-х их было 60-70%. Если в 1993 году было подано 32,5 тысяч заявок на патенты, то уже в 1996 году – лишь 16,5 тысяч. Российские предприятия оказались в положении аутсайдеров как на мировых, так и на отечественных рынках.

4.2.4. В это же время акад. Курдюмова С.П. считает, что «прирост численности населения, производства товаров , энергопотребления за последние 40 лет аналогичен соответствующим значениям за предыдущие несколько сот тысяч лет. Социальные программы, психика людей не успевают приспособиться к столь быстрым изменениям. Общество не успевает сформировать традиции, нормы, табу. В соответствии с данными демографов момент обострения численности людей приходиться на 2010-2020 годы.

4.2.5. Е.Гильбо дает такой прогноз: «уже в 2001 году начнется кризис, связанный с массовым выбытием основных фондов в 2002-2006 годах, кризис системы здравоохранения в 2003 году, нефтегазовый кризис в 2004 году, транспортный кризис в 2005-2007 году, очередной долговой кризис в 2005 году, крах электроэнергетики в 2007-2010 годах.» Следствием этого, уже «в 2010 году население РФ будет менее 100 миллионов человек».


Куда дальше?

Только к успеху!

Но через смысл, ценности, цели постиндустриального общества!

Санкт-Петербургу есть чем заняться.



Санкт-Петербургский государственный университет

Факультет психологии

Кафедра политической психологии

Наб. Макарова д. 6.

199034 Санкт-Петербург