Человеческий капитал — самый главный ресурс страны. Ответы Юрьева А.И. на вопросы журнала «Конкуренция и рынок» Печать E-mail

Ответы Юрьева А.И. на вопросы журнала «Конкуренция и рынок».

Человеческий капитал — самый главный ресурс страны

Мысль пугающе проста: если не будет людей с картиной мира будущего, не будет и страны, несмотря на все богатства и ресурсы… Пятнадцать-двадцать прошедших лет мы чаще всего сетовали на недостатки прошлого и со страхом ждали будущего. Или набивали карманы (кто мог, кто успел к подвернувшейся кормушке, кто контролировал потоки или их создавал…), чтобы гарантировать благосостояние себе и своим близким. И вот наконец-то осознали: если мы будем смотреть назад, а не вперед, ничего радостного впереди не будет!

Наконец-то поняли: главное — люди, мы с вами. А не земля, не деньги, не здания, не инструменты… Эти простые мысли, которые призваны повернуть сознание власть имущих, излагает профессор Александр ЮРЬЕВ, доктор психологических наук, заведующий кафедрой политической психологии Санкт-Петербургского государственного университета. Только что издана книга «Стратегическая психология глобализации. Психология человеческого капитала» под его редакцией. Коллектив кафедры политической психологии представили в ней материалы своих исследований, которые свидетельствуют: человеческий капитал важнее всех остальных ресурсов страны.


Откуда, как и когда возникла идея такой глобальной работы по оценке человеческого потенциала?

У каждого к идее человеческого капитала – свой путь. Экономисты шли своим путем, я своим. Понятие человеческого капитала появилась еще в XVII в. Его ввел родоначальник английской классической политэкономии У.Пети. Он впервые предпринял попытку оценить денежную стоимость производительных свойств человеческой личности. Он считал, что «весь род людской имеет такую же стоимость, как и земля, будучи по своей природе столь же непреходящим». По методу У.Пети «ценность основной массы людей, как и земли, равна двадцатикратному годовому доходу, который они приносят». Ценность всего населения Англии того времени он оценил примерно в 520 млн. фунтов стерлингов, а стоимость каждого жителя — в среднем 80 фунтов стерлингов. Он отмечал, что богатство общества зависит от характера занятий людей и их способности к труду. Вообще, это экономисты пришли к выводу, что совершенствование способностей человека представляет собой накопление капитала. К ним относятся Ж.Б.Сэй, Ф.Лист, Дж.С.Уолш, Дж.Миль, И.Фишер, В.Парето и другие. Уже к концу XIX века в экономической теории сформировалось направление, которое трактовало человека и его способности как капитал. Ж.Б.Сэй, В.Рошер, Ф.Лист под капиталом понимали приобретенные и унаследованные качества и способности человека. В противоположность им такие экономисты как Й. фон Тюнен, И.Фишер, Дж.М.Кларк и другие объявили капиталом самого человека. Вот так! Мы только добавляем к идее человеческого капитала ее психологическое содержание: развитие человека как личности, как субъекта труда, как индивидуальности.

Я долго использовал понятие «человеческие ресурсы», пока после одного из моих выступлений на круглом столе в ИА «Росбалт» в Москве, экономист А.Е.Николаев не предложил мне заменить его на «человеческий капитал». Я благодарен ему за совет. Тем более, что психологи-то уж точно знают, сколько сил и средств стоит родителям и обществу рождение, выхаживание, воспитание и образование каждого человека. Ребенок, человек, вообще — это самый емкий и самый выгодный объект капиталовложений. Нет ничего дороже человека. Так: вот – самый трудоемкий, самый высококвалифицированный, самый дорогостоящий труд – это воспроизводство человека. Это венец всех других трудовых, научных, военных подвигов, которые собственно и совершаются ради появления на свет детей – наших преемников, смысла нашей жизни. А в итоге получается, что человеческий капитал — это предмет психологии.

Мы оцениваем человеческий капитал по его жизнеспособности, способности к обучению, работоспособности, способности к инновациям. Ради этих качеств наших детей и соотечественников мы мечтаем, трудимся, терпим, страдаем, воюем — и даже умираем, защищая их. И враг в первую очередь убивает детей, а если не может, то подрывает нашу способность их производить. А если не может «подорвать», то мешает их вырастить до состояния «человеческого капитала». Именно это и происходит с Россией сегодня.

У меня лично путь к идее человеческого капитала начался он очень давно – в 60-е годы прошлого столетия. В 1965 году, после демобилизации из армии, я начал работать на Ленинградском Северном заводе. Это – первый в России авиационный завод, создатель «Ильи Муромца», а в мое время – лучших, я считаю ракет. Самолет У-2 Пауэрса был сбит ракетой моего горячо любимого завода. Ошибочно считается, что завод — это земля, здания, оборудование. Совершенно ошибочно «земля и сооружения завода» является предметом торга и купли-продажи. Главным капиталом завода были люди, которые делали невероятное, невозможное, что не укладывалось ни в какие технологии и противоречило законам физики. На «безумно дорогой» (по нынешним спекулятивным временам) земле работали «ничего не стоящие» (сегодня) талантливейшие люди, которые и создавали силу, красоту страны. Не земля работала, а люди, которые на этой земле трудились. Я это лично видел, я свидетель того, что военно-техническое могущество СССР ковалось именно людьми.

Еще в шестидесятые годы прошлого уже века я понял, что «инвестирование» в людей, как ныне принято говорить, почти прекращено: жили умельцы «от получки до получки» (занимали деньги друг у друга на обед, на хлеб), не было продуктов питания (мясо, молоко в драку), не было жилья (жену приводили в хрущобы родителей), не было полноценного образования (заочники, вечерники), а были бесконечное пьяные застолья вместо отдыха, была бездарно организованная работа без выходных и сверхурочно, была жуткая давка в «скотовозках» по утрам и вечерам (отнимала половину сил). Там началась сегодняшняя беда обесценивания человеческого капитала. Правда, была форма жизни, которая и сейчас греет душу: бесплатная медицина (от которой, правда, ни у кого не было зубов), бесплатный отдых (где люди добирали радости жизни в курортных романах), были бесплатные ясли (из которых выходили вечно больные дети). Мне тогда было понятно, что стране нужно не только оружие, но и рука, способная это оружие поднять. У моих дедов было по шесть сыновей, а у меня, высококвалифицированного рабочего, не хватало средств на обеспечение одной дочери. Не на что было стать сильным и умным. Именно тогда и по этой причине я начал искать место, где могут объяснить, как воспроизводится то, что сейчас мы именуем «человеческий капитал».

Я нашел только что открывшийся факультет психологии в Ленинградском университете и поступил туда. Мне повезло на учителей — соратников академика Б.Г.Ананьева, академика Б.Ф.Ломова, которые научили меня разбираться в предмете моего интереса, измерять профессионально важные и иные жизненно важные качества человека. Но применялись эти знания в элитных профессиях: в космонавтике, большой авиации, в атомной промышленности — там, где цена ошибки человека особенно велика. А подавляющая масса населения была брошена на произвол судьбы, на подножный корм в садоводства, хотя рапортов о достижениях в области образования и воспитания было побольше, чем сейчас. Все исследования человеческого капитала за рубежом были в университетской библиотеке…в «спецхране» — особом помещении, где доступ к книгам был возможен только после заявления, на котором стояла подпись ректора ЛГУ.

А сейчас все, кому не лень, могут войти в Интернет, и прочитать доклады ООН о состоянии человеческого капитала во всех странах мира. Только нет пользы от того, что мы можем ознакомиться с состоянием человеческого капитала в мире, по качеству которого Россия занимает 57 место!.. (это официальные данные: в «Докладе о развитии человека ООН» 2004 года, изданном для Программы развития ООН: по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП) Россия находится на 57 месте. Первые пять мест занимают последовательно Норвегия, Швеция, Австралия, Канада, Нидерланды, Япония на 9 месте, США — на 8-м, Финляндия — на 13-м, Франция — на 16-м, Германия — на 19-м, Эстония — на 36-м, Литва — на 41-м, Латвия — на 50-м. Перед нами: Багамы, Куба, Мексика, Тринидад и Тобаго, Антигуа и Барбуда, Болгария (с 51-го места по 56-е), сразу после нас — Ливия, Малайзия и Македония…— Ред.)

В период 1998-2001 годов, когда эти данные были мне неизвестны, я по материалам собственных исследований сделал несколько докладов и написал статьи о катастрофическом состоянии человеческих ресурсов в России. После этого я был приглашен для разговора в отдел внутренней политики Администрации Президента РФ: откуда такие данные и пр.? Я сослался на материалы ООН, кафедры демографии МГУ, выступления академика С.П.Капицы, собственные данные. Вот так появилась тема демографии в России. Это правда ничего не меняет. В головах многих наших слабо образованных руководителей твердо вбита мысль, что «бабы нарожают, сколько нужно». Но на самом деле не получилось, не получается и не получится – не нарожают! Понятие «человеческого капитала» означает не просто инвестирование в способность человека эффективно работать. Введение этого понятия как основополагающего означает, что инвестирование в человека – это гигантское производство со своим КБ, своими технологами, цехами. Это производство «человеческого капитала» называется «Государство». Поэтому главный критерий работы государства – качество и количество людей в стране. Именно по этому критерию надо оценивать эффективность и результативность работы власти, и на федеральном уровне, и на региональном.


Книга вышла с предисловием С.М.Миронова. Какое отношение он имеет к реализации программы исследований, к изданию книги, к дальнейшим шагам?
(его поддержка рукописи презентация книги + Центр стратегических разработок — сюда же)

Работа по исследованию человеческого капитала была поддержана Центром стратегических разработок в Москве. Надо сказать, что научный руководитель ЦСР М.Э.Дмитриев разбирается в проблеме не хуже нас и много сделал для организации работы. Мы почти два года согласовывали с ним планы исследования, которое должно внести ясность в то, почему мы на 57 месте по классификации ПРООН ? А может быть, это не так? А если и близко к тому, то каковы причины отставания? Что надо сделать, чтобы исправить положение? Сейчас исследование в полном разгаре, хотя идет трудно. Такого типа исследований человеческого капитала в нашей стране никогда не проводилось, поэтому приходится заново создавать методологию исследований, построенную на апробированных ранее психологических и социально-экономических методиках.

Параллельно с этой работой (по инициативе Н.А.Малышевой, советника С.М.Миронова) я был включен в состав Координационного совета по социальной стратегии при Председателе Совета Федерации. Несколько раз я выступал там с докладами, предлагая оценивать качество социальной политики государства не по затратам Министерства здравоохранения (деньги на оборудование, время работы врачей, количество приемов больных и т.п.), а по результатам, выраженном в показателях жизнеспособности населения, его работоспособности, способности к обучению и инновациям. В совет входят такие выдающиеся ученые, как академик Д.С.Львов, академик Н.М.Римашевская и др., которые, как я понимаю, меня поддержали. С.М.Миронов предложил мне обобщить эти доклады и материалы моих коллег по кафедре политической психологии СПбГУ в форме рукописи книги «Психология человеческого капитала», которую он прочитал первым. Книга, по сути дела, содержит теоретическое обоснование наших исследований. С.М.Миронов счел, что ее нужно публиковать, что и было сделано издательством «Логос». Книга оказалась в русле работы Председателя Совета Федерации, и она вышла с его предисловием, за что авторы ему благодарны.


Книга названа «Стратегическая психология глобализации. Психология человеческого капитала». Как Вы относитесь к глобализации? Вы ее сторонник или противник? А может быть, это миф, выдумка политиков?

Я пишу в книге, что я не сторонник и не противник глобализации – я ее исследователь. Глобализация – некая данность, для понимания которой нет терминов и законов. Глобализация сейчас находится в состоянии, сходном с состоятнием физики или химии периода средневековья, до оформления их как науки. К огорчению противников глобализации должен сообщить, что глобализацию, как наступление зимы, нельзя запретить и бесполезно ее ругать. Она наступит, как естественное следствие развития глобальной техносферы. Правильное поведение в отношении глобализации только одно – ее творческое изучение и креативное использование возможностей глобализации в своих интересах. Можно, конечно, отвести душу, ругая тех, кто первым сообразил, как использовать глобальные изменения в своих интересах. Американцы, например, сообразили первыми, еще в сороковых годах, а мы до сих пор ничего не поняли — хотя уже потеряли СССР, и вполне реально можем потерять Россию. Головой надо работать, а не изливать эмоции из-за того, что нам холодно, а у других теплые дома. Утеплять надо свой дом!

Мы начали исследования глобализации задолго до появления первых сообщений об этом явлении. Но нигде и никто не поддержал нашу работу. Руководство страны и организаторы науки в СССР и в России сочли, что мы занимаемся чем то вроде поиска НЛО. Хотя я прямо заявлял, что причиной крушения СССР и главной угрозой для России является столкновение с глобализацией, как «Титаника» с айсбергом. Тем не менее, наше руководство продолжало видеть виновников наших бед в каких-то конкретных персонах и происках зарубежных врагов, продолжая сохранять курс на столкновение с этим «айсбергом». Легко рассматривать в качестве виновника реальное физическое лицо, и трудно понять, что виновником является что-то невидимое и неслышимое, но страшное, как радиоактивность. Все это мы объясняли более десяти лет назад. Мы готовили 600-страничные научные отчеты, которые передавали безвозмездно нашим государственным и общественным деятелям – и никакой реакции! Я не мог тогда и не могу сейчас никому втолковать, что Россия может повторить судьбу СССР из-за непонимания властями сути глобальных изменений в мире. Непонимание глобализации приводит к тому, что все силы в стране брошены на избирательные кампании, которые аналогичны борьбе за последний глоток воды в шлюпке потерпевших кораблекрушение: это не спасение. Наше спасение в понимании. Мы должны осознать, где мы находимся в океане глобализации. Куда надо грести? Какими резервами мы располагаем?

А пока глобализация вызывает только эмоциональные протесты, не пробуждая тяги к ее научному исследованию. Конечно, она безразлична к понятиям добра или зла, как мороз или снег. Глобализация — это современный Голиаф, вмещающий в себя все интеллектуальные достижения человечества, скрытые в паутине коммуникаций техносферы в форме теорий, научных законов, расчетов, логики, значениях параметров в механизмах, трубах, турбинах, биржах и пр. Глобализация – планетарных масштабов интеллектуальная сеть. Она ничья, живет по своим законам и для себя. Она под личиной техносферы диктует мировой экономике смысл и порядок политических действий, направленных на поддержание ее жизнедеятельности. Глобализация вобрала в себя все достижения мировой естественной науки, но полностью избавлена от достижений гуманитарных наук, т.е. от этических норм жизни. Пока же глобализация использует людей в своих интересах, если считать «интересом» отношение климата к участи вымораживаемых мамонтов. Глобализация лишена морали: она уже не то дитя науки, которое вызывало умиление, она научилась «пить, курить и ругаться матом».

Так что, глобализация – не миф. Все страны мира в равной мере — заложники глобализации, как все они — заложники парникового эффекта. Всем мало не будет. Но одни страны отнеслись к глобализации серьезно, и весьма успешно используют ее в своих интересах, а другие гибнут от глобальных изменений в мире, не понимая, откуда исходит опасность. А главная опасность глобализации – новые требования к человеческому капиталу, которые в России не принимаются в расчет.


Расскажите подробно об идеологии Ваших исследований?

Главное отличие идеологии наших исследований от идеологии, правящей в стране сегодня: мы идет от человека, а не от денег и не от власти. Сегодня мерой всех вещей является финансовый капитал, ради которых «безвозвратно сжигается» человеческий капитала России. Непонятым является тот факт, что человеческий капитал является главной и неотъемлемой частью глобализации, ради которого и накапливается финансовый капитал. Конечно, из соображений респектабельности предпринимаются некие декоративные меры для сохранения человеческого капитала. Но они не составляют и сотой доли затрат, которые нужны для воспроизводства людей необходимого количества и качества.

У кого есть дети, тот знает, сколько реально стоит ребенок: питание, одежда, оборудование, плата за медицинские и образовательные услуги, за отдых и пр. Ребенок в сегодняшней России – предмет роскоши, на котором наживаются все, кому не лень. Деньги делаются на детях с открытого одобрения государства. Одеть ребенка стоит дороже, чем взрослого человека. Ребенка заводят по достижению некоего достатка, чего не могут позволить себе большинство молодых людей. Спрашивается: сторонники «другой идеологии» отдают себе отчет в том, кто будет работать завтра, оборонять, кормить их, легкомысленных? Или они собираются провести остаток своей жизни в другой стране, а их обслуживать будут дети других народов? Или они надеются здесь, в России, счастливо провести остаток жизни в окружении китайцев? Очень возможно, но только тогда и власть будет китайская.

Многие в России зря обольщаются, что на них будут работать миллионы иммигрантов, а они будут править страной. Не надо питать иллюзий, что «горбить на Россию» будут другие народы, а править буду коренные. Перефразируя известное изречение, скажу так: «Бог хранит государство, пока государство хранит свой народ».


По каким параметрам оценивать человеческий капитал?

Человеческий капитал, с моей точки зрения, оценивается по параметрам реального состояния и поведения человека. Я называю эти параметры натуральными. Они включают:

а) жизнеспособность человека. Это демография: сколько народу родилось, как долго живем, сколько болеем, сколько умирает, как быстро бежим и высоко прыгаем. Понятно, что жизнеспособные адаптируются к изменяющимся условиям глобализации и выживают, а нежизнеспособные – вымирают.

б) работоспособность. Для того, чтобы выстоять в новой глобальной конкурентной борьбе, надо работать больше и интенсивнее, чем соперники. Объемы и формы расходования рабочей силы изменились, и горбом сегодня уже не добиться успеха.

в) способность воспринимать инновации, способность своевременно адаптироваться к глобальным изменениям в мире. Это адаптация к изменению картины мира, образа жизни, мировоззрения, жизненной позиции. Это не только адаптация к новым техническим средствам и оборудованию, но и адаптация к новым формам организации общества и управления им.

г) способность к обучению. Это в первую очередь желание и готовность учиться непрерывно и всю жизнь. Обучение, переподготовка, освоение новых профессий перестают быть краткосрочными и принудительными этапами в жизни, а становятся смыслом, целью, ценностью человека.

Все эти параметры очень быстро и эффективно измеряются, как температура тела или рост человека. Именно это мы и делаем безо всякой поддержки со стороны государства, которое никак не может поднять голову от бухгалтерских книг и военных карт.

Многие специалисты подтвердят, что в последние 35-40 лет в нашей стране наблюдается тенденция к снижению этих четырех параметров, и напротив, есть тенденция их повышения за рубежом. Причем лидерами глобализации становятся народы и страны, которые два-три десятилетия нашей страной не принимались в расчет. Китай, Индия, Юго-Восточная Азия (не говоря уж о Скандинавии) далеко опережают нас и по количеству, и по качеству человеческого капитала – а значит, по конкурентоспособности страны. Честно сказать, таблицы индексов развития человека, публикуемые ПРООН соответствует действительности: по качеству человеческого капитала Россия действительно находится в районе 50-60 мест. Но мы ошибочно принимаем историческую память за современную реальность, веря, что у нас есть «суворовский солдат», «выносливый мужик», «живучая баба», «куча детей». Только протяни руку и возьми. Нет этого. Государству надо посмотреть правде в глаза и осознать свою главную ответственность – за политику воспроизводства человеческого капитала страны.


Как наращивать человеческий капитал? Как его целенаправленно формировать? Что должна делать для реализации этих целей федеральная власть, и что — региональная?

Именно: целенаправленно. Слишком много детей, особенно мальчиков не доживает до возраста, когда они сами становятся отцами и кормильцами. Смертность из-за болезней, травм, отклоняющегося поведения – это вторичное объяснение. А первичное объяснение заключается в том, что оказались разрушены теория и технология формирования человеческого капитала. Их упростили до уровня минимального материального обеспечения пищей и одеждой. Но дело в том, что этого мало, чудовищно мало! Человеческий капитал «растет» на почве смысла жизни (без этого нет жизнеспособности), цели жизни (порождающей способность к обучению), ценностей жизни (дающих способность воспринимать инновации). Когда этих «трех жизненных параметров» нет, их и замещают пьянство, наркотики, поножовщина, подорванное здоровье и пр.

Смысл, цели и ценности были главным достижением России в периоды демографических взрывов в стране. Они были локомотивом всех исторических достижений России и СССР. Они очень эффективно продуцировались государством через поддержку религии, культуры, науки, хозяйственного уклада жизни. Сегодня мы живем слабыми воспоминаниями того культа детей, который порождала идеология особой ценности рождения человека. Наше государство полностью устранилось из этой сферы, да и уже не умеет этого делать. В современной России смысл, ценности и цели формирует бизнес, процветающий на удовлетворении телесных наслаждений от жратвы до секса и наркотиков. Когда народ погружен усилиями телевидения в атмосферу животного телесного комфорта, ни о каком человеческом капитале говорить не приходится. Когда говорят, что не надо никакой идеологии, то лгут – ТВ проповедует идеологию гедонизма, приносящую прибыль кампаниям, продающим воздух, вроде «секса по телефону». Сами теледеятели после этого удивляются тому, что планка моральных и интеллектуальных требований массового телезрителя опускается все ниже и ниже. Поэтому не стоит тешить себя иллюзиями, что удастся парой пиаровских акций «для галочки» решить проблему сохранения населения России.

Федеральной власти надо понять, что ее функции много сложнее и ответственнее, чем собирание денег и их распределение. Именно федеральная власть несет прямую историческую ответственность за формирование такого смысла жизни в России, чтобы из него естественно следовала необходимость иметь детей. Для этого и литература, и кино, и телевидение. А не наоборот. Федеральная власть несет ответственность за адекватную и мажорную картину мира, в которой есть место России и детям, ее будущим гражданам. Что касается региональных властей, я бы советовал провести инвентаризацию человеческого капитала на своей территории, соотнести с полученными результатами свои экономические и иные планы. Это обязательно для осмысленной и целенаправленной работы по восполнению человеческих ресурсов в необходимом количестве и современного качества.

И федеральной, и региональной власти надо избавиться от иллюзий, что дефицит трудовых ресурсов будет покрыт за счет внешних источников. Этого не будет. А если будет, то это равносильно оккупации или колонизации России — со всеми вытекающими последствиями. Человеческий капитал не падает с неба, не растет как крапива под забором – это продукт самого умного и тяжелого труда власти и народа.


Почему в России падает (или не возрастает) жизнеспособность людей, их работоспособность, способность воспринимать инновации и способность к обучению?

В основе сокращения человеческого капитала лежат не экономические, а политические причины. Его параметры падают из-за того, что неумелые действия власти нагнетают в обществе: а) страх перед жизнью, б) ощущение одиночества, в) тяжелое переживание скуки, г) глубокую апатию. Когда растут эти четыре параметра, ни о каком воспроизводстве человеческого капитала не надо даже говорить. А страх перед жизнью нагнетается в последние годы не только угрозой политической нестабильности, но и непрерывным повышением тарифов и платежей, цен, инфляцией, угрозой в любой момент потерять работу, быть выселенным и т.д. У массового человека развивается ощущение того, что его выдавливают к краю жизни. Широкая, ясная жизненная дорога превратилась в проволоку над пропастью – о каких детях речь, когда следующий шаг может быть последним?

Ощущение одиночества усиливается все большим удалением власти и власть имущих от человека, который ощутил себя никем, незначимым, лишним, помехой со своим гаражом, парковкой на улице. Переживание скуки искусственно вызвано невозможностью ставить цели и планировать свою жизнь: образование, жилище, практически недоступно при самых отчаянных трудовых и интеллектуальных усилиях целой жизни. Глубокая апатия является итогом страха, бесцельности и одиночества: Люди отказываются от работы, от возможности заработать, понимая, что любые их усилия не позволят купить квартиру, получить хорошее образование, обеспечить своих детей всем необходимым по современным требованиям. Например, обучение и лечение ребенка сегодня в три раза превосходит затраты на питание семьи.


Какие главные меры должна предпринимать федеральная власть, чтобы наращивать человеческий капитал?

 

Ситуация не является безвыходной: именно глобализация дает шанс решить проблемы человеческого капитала. Нужна только политическая воля. Например, глобализация — это получение любого образования в любой точке страны по Интернету. Многие за рубежом так получают образование и профессии. И мы можем так же находить, а не терять массу талантливых «Ломоносовых» в самых удаленных точках страны. Глобализация – это работа, выполняемая по Интернету из любой точки страны, была бы голова на плечах. Многие страны давно пошли по этому пути: человек живет, например, в Индии, а работает в Лондоне. Так можно избежать необходимости делать карьеру только в Москве, ведь можно работать в самой глухой глубинке. Глобализация – это феноменальная экономия сил и рабочего времени своих людей, если вы осуществляете все расчеты, платежи через Интернет…

И глобализация не просила забивать Интернет порнухой и бессмысленным нецензурным препирательством. Какова политическая и моральная обстановка в стране – таково и использование глобализации. Глобализация обеспечила спутниковое телевидение не для того, чтобы развращать массы людей низкопробным юмором, позорным шоу-бизнесом и пугать детей сценами убийств и крови одновременно на всех каналах. Глобализация дает спутниковое телевидение для формирования адекватной мажорной картины мира в головах миллионов людей, для формулирования ценностей жизни, где главная – дети. ТВ – для выбора цели жизни, без которой нет ни человека, ни семьи, ни народа, ни страны. А вот финансовый капитал – не цель, а лишь средство достижения главной цели – формирования человеческого капитала.


Расскажите подробно о методике измерения человеческого капитала.

Методика берет свое происхождение из психологии труда и космической психологии. Например, применяем устройство психо-физиологического тестирования «Психофизиолог-Н» научно-производственного конструкторского бюро Медиком-МТД из Таганрога. Мы сделали так, чтобы иметь возможно более надежные данные. Процедура исследования, в среднем, занимает 2 часа 30 минут на одного человека. Выборка – квотная. Оценивается психическое и психофизиологическое состояние человека, уровень развития его когнитивных процессов, особенности личности, которые сопоставляются с социально-экономическим положением человека. В частности тестируется склонность к девиантному и делинквентному поведению, уровень суицидальной предрасположенности, мера адаптационных возможностей, параметры внимания, памяти, мышления и т.д. Именно на них надо ориентироваться в области подготовки кадров, а не на цифры затрат на «прием одного больного», и т.п. Стране нужен результат, а не отчет о расходовании средств и времени.

Что такое результат? Это потенциальные возможности человека жить, работать, учиться в совершенно новых условиях глобализации. Каждый из нас вольно или невольно оценивает с этой точки зрения своих знакомых, коллег по работе. Нас эти параметры волнуют в наших детях и родных. Но мы оцениваем это, как умеем и без учета совершенно новой реальности, в которой живут и работают люди сегодня. Сегодня целостное зеркало реальной жизни буквально разбито на мелкие кусочки, и мы вынуждены по осколкам сообщений, картинок, проносящихся машин, людей выстраивать свою жизнь.

Что значит – как умеем? Нам часто кажется, что ребенок не справляется с учебой, потому что ленится. Однако стоит измерить состояние его когнитивных процессов (внимания, памяти, мышления и др.), как выясняется, что он объективно не в состоянии выполнить требования школы. Автомобиль и тот глохнет, если от него хотят больше, чем он может. А если мы еще измерим состояние центральной нервной системы ребенка, то снимем все обвинения в его адрес. Внимание, память, мышление, воля не есть функция веса, роста и возраста: они плод целенаправленного развития, которым мы разучились заниматься. Хуже того, сегодня никто не понимает, какие именно внимание, память, мышление нужно человеку для условий глобализации?

Что такое – новая реальность? А это совершенно новые требования к этой памяти, вниманию, мышлению, воле. Ситуация перед нами и вокруг нас изменяется каждые пять секунд. Ведем машину, переходим улицу, смотрим телевизор, слушаем радио – каждые пять секунд - все новое. Все мелькает. Жизнь стала состоять из несвязанных информационных»клочков», которые мы должны сами интегрировать в целостную и логическую картину мира. Напротив, вспомним, как неспешно и ясно все было вокруг человека в пятидесятые годы 20 столетия: по радио – звонкий голос Марии Петровой, долго читавшей главы из книг, дома - книги Стендаля, которые можно было в тишине и не спеша читать, пока придут родители, на улице – редкие полуторки и плавный ход речных трамвайчиков на Неве….Часами – одна та же картинка, один и тот же звук. Даже пылинки в луче заходящего солнца крутились медленно, как в танце. Кто их сегодня видит? Та реальность требовала совсем иного внимания и памяти, нежели требуются сейчас.

Глобализация? А это каждый за рулем. А это каждый должен знать два иностранных языка. А это без владения компьютером и Интернетом человек уже вне процесса. А это человек сегодня плотник, а завтра программист, а послезавтра массажист. А это шквал неорганизованной информации, где порнография, перемешана с крайне важными сообщениями. А это водка, наркотики, секс в прямом доступе при чрезвычайных требованиях к точности, скорости, объему трудовых усилий. А это отвлекающий телевизор на двадцати каналах круглосуточно при необходимости работать не 8 часов в сутки, а 12-15 без выходных чтобы выжить. Но страна по прежнему готовит своих граждан к той неспешной жизни

Вот тут начинается естественный и профессиональный отбор по признакам жизнеспособности, работоспособности, способности к обучению и способности адаптироваться к инновациям. Мы оказались на 57 месте в мире, потому что система формирования человеческого капитала оказалась ни содержательно, ни по форме не готова развивать людей для жизни в новой реальности. Как северо-американские индейцы оказались не готовы к инновациям европейцев: ружьё, лошадь, водка, деньги, юридические документы, дисциплина, карты и т.п

А 57 место, потому что именно наша страна положила под «каток глобализации» миллионы своих погибших от наркотиков и перестрелок мальчиков. И девочек, вывезенных за рубеж в качестве проституток. Страна не подготовила, не объяснила, не научила как жить, потому сама не поняла с чем имеет дело и не знала, что и как развивать в своих детях. Государство в лице системы образования и здравоохранения выпустило в полет несколько поколений совершенно неподготовленных к глобализации молодых людей. Вместо того, чтобы разобраться в том, что происходит в глобальном мире, Россия погрязла во внутренних разборках и сиюминутном личном обогащении. Все это будет потеряно, потому что в Россию придут народы более жизнеспособные, работоспособные, способные учиться и адаптироваться к инновациям. И все заберут.

Считайте, что население каждого региона – это армия на театре военных действий, именуемых глобализацией. Считайте, что губернатор каждого региона – это командующий армией, который уже вовлечен в сражения за существование своего региона и всей страны. Считайте, что население каждого региона – это его солдаты, от которых полностью зависит победа или поражение в этой войне. И считайте, что каждый губернатор обязан в этих условиях знать, сколько у него солдат, как они вооружены, что необходимо пополнить для победы. А солдаты и должны быть вооружены жизнеспособностью, работоспособность, способностью учиться и адаптироваться к инновациям. Сегодня для них современные внимание, память, мышление, воля, как штык для суворовских орлов или Т-54 для героев Великой Отечественной. Неважно, что война рядиться сегодня в одежды курсов валют, стоимости акций, качества товаров, наркодилеров, и пр. Это война одного интеллектуально-психологического совершенства против другого интеллектуально-психического совершенства за право остаться жить в глобальном мире. Не больше, ни меньше. Неужели не понять, что катастрофические демографические потери России, это боевые потери страны в столкновении с глобальным миром?

Чем подтверждается 57 место. Есть такой показатель, измеряемый научной аппаратурой – уровень активации центральной нервной системы. Так представьте себе наше огорчение, когда в исследуемом регионе он оказался «ниже среднего». Ниже среднего, это, как бы, человек не совсем проснулся, он находится еще не в рабочем состоянии. И это в течение всего дня, и это вся популяция региона. Практически это означает, что такого человека не только нельзя посадить за штурвал авиалайнера, на место оператора АЭС, а даже за руль личного автомобиля. А они же все за рулем, едут с таким уровнем ЦНС, когда человек еще сонный! Нам не надо объяснять, откуда берется «национальный спорт русских» – бить автомобили – это от низкой активации ЦНС.

Всех вводит в заблуждение то, что все наши испытуемые – образованные и внешне абсолютно нормальные люди, глупостей не делают. И переспорят тебя по любому поводу. Но скрытые от глаз объем памяти, устойчивость и концентрация внимания таковы, что иностранный язык не выучить, как не старайся. Наши данные объясняют все: и пьянство, и наркомании, и отказ участвовать в выборах, и трата драгоценного времени жизни на идиотские телевизионные программы вместо чтения учебников для овладения новыми специальностями.

Конечно, люди у нас разные. Есть такие. И их много, которые сто очков дадут по своему развитию работнику из самой процветающей страны. Но их мало для участия в мировой конкуренции. Как известно, один в поле не войн. Тысяча лучших в мире ученых, миллион лучших в мире рабочих не могут сделать погоды, если за их спиной десятки миллионов людей, которых не подготовили и до сих пор не готовят к жизни в условиях глобализации: долгой, счастливой, увлекательной. Страна вполне в состоянии это сделать: есть идеи, есть специалисты, есть опыт – нужна только политическая воля. Воля должна проявиться в мобилизации всех ресурсов страны для форсированного накопления человеческого капитала. Как это сделали с финансовым капиталом страны.

Я бы хотел уточнить, что такое патриотизм. Быть патриотом, это значит любить свой народ. Это значит вложить в каждого своего соотечественника все, что ты можешь. В каждого: от олимпийского чемпиона до последнего заключенного. Непатриотично наживаться за счет своего соотечественника, выпуская пиво, «которое не пиво», водка, «которая не водка», колбасу, «которая не колбаса», ийогурт, за который можно в ЕС сесть в тюрьму, продавая своих соотечественниц в сексуальное рабство за рубеж, развращая и пугая детей своих соотечественников сценами убийства и разврата. Вы будете пугать своего солдата, не дадите ему есть, не перевяжете ему раны перед сражением? Так и каждый наш гражданин сегодня – наш единственный помощник, защитник, кормилец, спаситель. Они, кого мы сегодня плохо кормим, лечим, воспитываем нужны нам как воздух. Государство немножко забыло, что это и есть его прямая обязанность.


Как руководители регионов (если захотят) смогут оценить свой человеческий капитал? Что им для этого необходимо сделать?

Очень просто, процедура обычная – позвонить, написать, приехать и договориться, когда это сделать. Я не сомневаюсь, что регионы нуждаются в инвентаризации своего человеческого капитала — как расчетной основы всех остальных своих планов. Сегодня все уже пришли к осознанию того, что для экономического роста стране не хватает людей, особенно людей квалифицированных. Их надо готовить для жизни в условиях глобализации. Другого нам не дано.


Вопросы задавал Евгений ГОЛУБЕВ