Вопросы А.И. Юрьеву от журнала «Санкт-Петербургский университет» Печать E-mail

Вопросы А.И. Юрьеву от журнала «Санкт-Петербургский университет» 


Откуда, как и когда возникла идея такой работы?

Идея не возникает по поручению. Думаю, что она появляется в результате собственных сильных впечатлений, которые пока не имеют научного объяснения. На меня всегда производили самое сильное впечатление люди, обладавшие удивительными способностями. Причем самые разные: от академика Ананьева Б.Г до простого слесаря, от мастерства которого зависела программа целого завода. Самое огорчительное впечатление – это расточительное отношение к людям, которые могли делать поразительные вещи, но их способности не были использованы для дела. За время своей жизни я видел, как «загораются звезды», по современной терминологии, и как они гаснут. Многие из них, люди, известные только мне, другие известны всему миру. Их уход из жизни изменял и мою личную жизнь, и жизнь страны. Неверно, что незаменимых людей нет. Да, жизнь не прекращается с их уходом, но она всегда другая: живем, как умеем. Причина колоссальных ошибок, которое наделала страна – это уход компетентных и приход некомпетентных. Весь мой жизненный и научный опыт сводится к пониманию чрезвычайной ценности человека, которая не учитывается в экономических и политических проектах государства.

Другой источник идеи – осознание грандиозности труда, который надо вложить в ребенка, дитя, чтобы сделать его человеком. Готов ступить в спор с любым оппонентом, утверждая, что создание атомной бомбы на порядок легче и проще, чем формирование человека, а тем более массы людей – человеческого капитала страны. В будущего человека буквально переливаются кровь, силы, ум, воля его матери, родных, учителей, врачей. Малейший дефицит здоровья или ума, чести или совести у людей, допущенных к производству человеческого капитала приводит к необратимому браку. Из-за культурно-педагогического брака сегодня мальчики преждевременно уходят из жизни так, словно страна ведет войну. Структура потерь мужского населения страны в рабочих возрастах такая же, как во время Великой Отечественной войны. Беда не только в том, что они не возвращают обществу сил и средств, которые были вложены в их выхаживание, выкармливание, выучивание – получив счастье рождения на свет, они его ощутили, не пережили. Никакие сверхзадачи государства не оправдывают пренебрежения главным его производством – производством человеческого капитала. Ничто не оправдывает производство преступников, алкоголиков, наркоманов, бездельников. Защищаясь от собственного брака, общество тратит гигантские деньги на тюрьмы, больницы, содержание пятимиллионной армии милиционеров, охранников всех мастей и т.п. Если бы эти деньги, да раньше, матерям, яслям, школам ! Мы бы беды не знали.

Когда мы с коллегами работали над книгой, то больше всего хотели обратить внимание на чрезвычайную сложность и трудность «производства человека», в которого вкладываются достижения всех наук от философии до агротехники, культуры от древних греков до рисования, этики от священных книг до правил дорожного движения и др. Без этих наук, которые некоторым руководителям государства кажутся избыточными, полноценного человека воспроизвести нельзя – они формируют то, что пишут с большой буквы – Человека. Корень бед России заключается в упрощении зачатия, рождения, выкармливания, воспитания и обучения человечка до примитивной технологии ясельного и школьного образования. Человек – продукт не промышленной технологии, а беззаветного труда конкретного человека над конкретным ребенком. Человека может вырастить только большой мастер, человек ангельского терпения и самоотверженности. Настоящий человек вырастает из безраздельной любви окружающих, которые буквально вдыхают в него веру в победу добра над злом, дают ему надежду в форме всех достижений своего разума и умений, наделяют его ценностями бытия, как маяками на длинном и понятном жизненном пути.

Мы хотели доказать, что в человека необходимо вкладывать все, что есть, вплоть до последнего рубля. Все эти деньги, капитальные сооружения только для того, чтобы создать условия для воссоздания человека, человеческого капитала. Ради детей днем и ночью несутся поезда, летят самолеты, ревут турбины на электростанциях…Все бессмысленно, если все наши экономические и интеллектуально-культурные достижения не создаются ради тех, кто заменит нас так скоро, что мы и оглянутся не успеем. Я дожил до возраста, когда по очень серьезным вопросам не с кем посоветоваться – ушли мои защитники, советники, учителя, и это ужасное ощущение – когда впереди тебя никого нет.

Как обычно возникают идеи в науке. Просто. Кажется, что если возник вопрос, то открой книгу и найди ответ. Но это только кажется, что в 21 веке мы знаем все обо всем. Попробуйте проверить: что такое счастье? Кто ищет ответы на такие вопросы, натыкается на такую разноголосицу мнений исключительно уважаемых образованных людей, что сразу понимает – ответа нет, есть импровизации застигнутых врасплох людей.

Получается так, что устремляясь за фундаментальными знаниями в узких областях науки люди «проскакивают» мимо проблем, определяющих их жизнь и деятельность в целом. Так проскочили феномен человеческого капитала.

С одной стороны – это проблема развития психологической науки в нашей стране. По разным внешним причинам психология сводилась к изучению одного человека или небольших групп людей типа малой группы, семьи, коллектива, команды. Только с появлением в 1979 году политической психологии мы смогли расширить масштабы исследований психологии до массовидных явлений типа толпы, населения, народа. Это тем более актуально в связи с развитием глобализации, ориентированной через «мир без границ», коммуникации типа Интернета, через электронные деньги, новые грузо-транспортные возможности авиации на реконструкцию поведения больших масс людей.

С другой стороны - это проблема современной политики, сосредоточившейся на одном критерии эффективности экономики и общества – финансовом капитале. В результате забвения человеческого капитала, как вторичного по отношению к финансовому, возникла масса проблем человека и общества. В забвении человеческого капитала берет происхождение СПИД, алкоголизм, наркозависимость, массовое игнорирование закона и норм жизни человеческого общества. Следствием этого является неспособность современного общества приостановить глобальное варварское уничтожение окружающей среды, предельное истощение природных ресурсов, опаснейший рост межнациональных и межконфессиональных конфликтов. Выходом из опасного скатывания человечества с средневековому состоянию может быть только совершенствование человека через инструменты культуры, познания, искусства – т.е накопление человеческого капитала.

Накопление человеческого капитала не сводится к количественному аспекту, которым занимается демография – меня интересует качественный аспект: качество психических процессов, состояний и особенностей человека. Это характеристики очень тонкие, неспециалист их не наблюдает визуально, он видит их в форме результатов поведения человека. Внешне мы все почти одинаковые, но один работает, создает продукт, а другой нет; один является опорой и защитой для окружающих, а другой опасен для них; вокруг одного все растет и цветет, а вокруг другого пусто и холодно. Нам не хочется видеть и думать о том, что только малая часть людей своим умом и трудом содержит общество, изолируя при этом в местах лечения и заключения миллионы других, опасных и жестоких. Так общество расплачивается за невнимание к качествам человеческого капитала.

Каждая научная категория раскрыта на уровне требований своего времени. Только кажется, что ответ есть. Как в физике, имеющихся сегодня знаний недостаточно, чтобы обеспечить сегодняшний день, так и в психологии нельзя ни одного дня успокаиваться на достигнутом. На современном уровне требуются ответы на фундаментальные вопросы – что такое человек, смысл и цель его жизни – исходные элементы человеческого капитала. Потому что человеческий капитала такой же капитал, как финансовый, на котором строится политика, экономика, право.

Понятие человеческий капитал я использовал вместо слова человеческие ресурсы после очередного выступления на круглом столе в Росбалте по совету экономиста Николаев А.Е. Оказалось, что термин, введенный в науку давным давно экономистами, в человековедении совершенно неизвестен и не разрабатывается. А я то ломал голову много лет, почему психологическая наука не оказывает достойного влияния на жизнь общества, на политику. Да, очень просто – мы слишком долго засиделись на психологии индивида, личности, субъекта, индивидуальности, «за деревьями не увидев леса» - человеческого капитала.

Идея описания и измерения человеческого капитала возникла до поступления в университет – я с ней пришел поступать на факультет психологии. И на протяжении всей жизни я не отступал от этой идеи, чем бы не занимался: от «человека-оператора» на кафедре инженерной психологии до «политического человека» на кафедре политической психологии. Но все это время меня учили, а я добросовестно занимался исследованием одного, отдельно взятого человека, или малочисленных групп людей, именующихся командами, коллективами, экипажами. Создание кафедры политической психологии для меня прежде всего грандиозный рывок к исследованию массовидных явлений типа толпы, митинга, демонстрации, населения, народа, наконец. Надо сказать, что и до сих эта возможность слабо приживается в отечественной психологии, меня многие не понимают и у меня много оппонентов.


Книга вышла с предисловием С.М.Миронова. Какое отношение он имеет к реализации программы исследований, к изданию книги, к дальнейшим шагам?

Работа по исследованию человеческого капитала была поддержана Центром стратегических разработок в Москве. Надо сказать, что научный руководитель ЦСР М.Э.Дмитриев разбирается в проблеме не хуже нас и много сделал для организации работы. Мы почти два года согласовывали с ним планы исследования, которое должно внести ясность в то, почему по качеству человеческого капитала мы на 57 месте по классификации ПРООН ? А может быть, это не так? А если и близко к тому, то каковы причины отставания? Что надо сделать, чтобы исправить положение? Сейчас исследование в полном разгаре, хотя идет трудно. Такого типа исследований человеческого капитала в нашей стране никогда не проводилось, поэтому приходится заново создавать методологию исследований, построенную на апробированных ранее психологических и социально-экономических методиках.

Параллельно с этой работой (по инициативе Н.А.Малышевой, советника С.М.Миронова) я был включен в состав Координационного совета по социальной стратегии при Председателе Совета Федерации. Несколько раз я выступал там с докладами, предлагая оценивать качество социальной политики государства не по затратам Министерства здравоохранения (деньги на оборудование, время работы врачей, количество приемов больных и т.п.), а по результатам, выраженном в показателях жизнеспособности населения, его работоспособности, способности к обучению и инновациям. В совет входят такие выдающиеся ученые, как академик Д.С.Львов, академик Н.М.Римашевская и др., которые, как я понимаю, меня поддержали. С.М.Миронов предложил мне обобщить эти доклады и материалы моих коллег по кафедре политической психологии СПбГУ в форме рукописи книги «Психология человеческого капитала», которую он прочитал первым. Книга, по сути дела, содержит теоретическое обоснование наших исследований. С.М.Миронов счел, что ее нужно публиковать, что и было сделано издательством «Логос». Книга оказалась в русле работы Председателя Совета Федерации, и она вышла с его предисловием, за что авторы ему благодарны.


Книга названа «Стратегическая психология глобализации. Психология человеческого капитала». Как Вы относитесь к глобализации?

В политической психологии множество людей связано в единое целое по терминологии моего учителя, проф. Ганзена В.А, отношениями с властью. Это материализуется через акции выборов, демонстраций, мятежей, восстаний, переворотов и т.п. Сегодня для меня лично наступил такой момент, когда я могу осуществить свою стародавнюю мечту – исследовать психологию огромных масс людей, объединенных более высокими феноменами, чем отношение к власти. К этим феноменам относятся категории смысла жизни, цели жизни, ценностей жизни. Право решать задачу такого масштаба можно получить только пройдя все предыдущие ступени психологического познания: от изучения отдельного человека, потом малых групп людей, потом популяции избирателей. Поэтому монография называется не «политическая психология», а «стратегическая психология».

Вопроса о глобализации не избежать из-за остроты и спорности этого явления. Более того, о человеке стали судить (белый он или красный?) по отношению к глобализации. Я должен особо указать, что я занимаюсь наукой. А не политикой и публицистикой. Я изучаю глобализацию. Поэтому, я не сторонник и не противник глобализации. К огорчению борцов за и против глобализации должен сообщить, что глобализацию, как наступление зимы, нельзя запретить и бесполезно ее ругать. Она наступит, как естественное следствие развития глобальной техносферы. Правильное поведение в отношении глобализации только одно – ее творческое изучение и креативное использование возможностей глобализации в своих интересах. Можно, конечно, отвести душу, ругая тех, кто первым сообразил, как использовать глобальные изменения в своих интересах. Американцы, например, сообразили первыми, еще в сороковых годах, а мы до сих пор ничего не поняли — хотя уже потеряли СССР, и вполне реально можем потерять Россию. Головой надо работать, а не изливать эмоции из-за того, что нам холодно, а у других теплые дома. Утеплять надо свой дом!

Мы начали исследования глобализации задолго до появления первых сообщений об этом явлении. Но нигде и никто не поддержал нашу работу. Руководство страны и организаторы науки в СССР и в России сочли, что мы занимаемся чем то вроде поиска НЛО. Хотя я прямо заявлял, что причиной крушения СССР и главной угрозой для России является столкновение с глобализацией, как «Титаника» с айсбергом. Тем не менее, наше руководство продолжало видеть виновников наших бед в каких-то конкретных персонах и происках зарубежных врагов, продолжая сохранять курс на столкновение с этим «айсбергом». Легко рассматривать в качестве виновника реальное физическое лицо, и трудно понять, что виновником является что-то невидимое и неслышимое, но страшное, как радиоактивность. Все это мы объясняли более десяти лет назад. Мы готовили 600-страничные научные отчеты, которые передавали безвозмездно нашим государственным и общественным деятелям – и никакой реакции! Я не мог тогда и не могу сейчас никому втолковать, что Россия может повторить судьбу СССР из-за непонимания властями сути глобальных изменений в мире. Непонимание глобализации приводит к тому, что все силы в стране брошены на избирательные кампании, которые аналогичны борьбе за последний глоток воды в шлюпке потерпевших кораблекрушение: это не спасение. Наше спасение в понимании. Мы должны осознать, где мы находимся в океане глобализации. Куда надо грести? Какими резервами мы располагаем?

А пока глобализация вызывает только эмоциональные протесты, не пробуждая тяги к ее научному исследованию. Конечно, она безразлична к понятиям добра или зла, как мороз или снег. Глобализация — это современный Голиаф, вмещающий в себя все интеллектуальные достижения человечества, скрытые в паутине коммуникаций техносферы в форме теорий, научных законов, расчетов, логики, значениях параметров в механизмах, трубах, турбинах, биржах и пр. Глобализация – планетарных масштабов интеллектуальная сеть. Она ничья, живет по своим законам и для себя. Она под личиной техносферы диктует мировой экономике смысл и порядок политических действий, направленных на поддержание ее жизнедеятельности. Глобализация вобрала в себя все достижения мировой естественной науки, но полностью избавлена от достижений гуманитарных наук, т.е. от этических норм жизни. Пока же глобализация использует людей в своих интересах, если считать «интересом» отношение климата к участи вымораживаемых мамонтов. Глобализация лишена морали: она уже не то дитя науки, которое вызывало умиление, она научилась «пить, курить и ругаться матом».

Так что, глобализация – не миф. Все страны мира в равной мере — заложники глобализации, как все они — заложники парникового эффекта. Всем мало не будет. Но одни страны отнеслись к глобализации серьезно, и весьма успешно используют ее в своих интересах, а другие гибнут от глобальных изменений в мире, не понимая, откуда исходит опасность. А главная опасность глобализации – новые требования к человеческому капиталу, которые в России не принимаются в расчет.


Как складываются (и будут складываться) отношения России и других стран в эпоху глобализации? Как это влияет на жизнь каждого из нас?

Расскажите подробно об идеологии Ваших исследований?

Идеология – слово из другой области деятельности. Но если его использовать, то первое – это гуманизм по отношению к человеку. Говорю об этом, потому что часто в СМИ доминирует идея гуманизма к собакам, волкам, крокодилам, акулам с таким видом, словно идея гуманизма по отношению к человеку давно решена. Она не решена. Факты негуманного отношения к человеку мы наблюдаем ежедневно на ТВ в новостях. А уж о современном подобии киноискусства и говорить не приходится. Сцены убийств, издевательств над людьми составляют основное содержание современной кинопродукции, словно так всегда и было. На созерцании этих сцен подрастает поколение, от которого гуманного отношения к человеку не стоит ожидать. Примеры активного вступления в жизнь поколения, воспитанного этим псевдоискусством мы увидим очень скоро.

Второе – это служение научной истине, что во все времена было занятием трудным, а часто, небезопасным. Кстати, иногда люди, стремящиеся в науку, ошибочно думают, что времена Коперника, Галилея, Джордано Бруно давно прошли, а сегодня науку носят на руках. Это не так. Научные открытия во все времена вступали, вступают и будут вступать в противоречие с картиной мира и мировоззрением правящей идеологии, которая этого не любит. Признаком научного открытия является необходимость пересмотреть нечто в организации общества, производства, поведения людей. Идеальный случай – открытия долго ждали, и оно решило, например, проблемы энергетики, агропроизводства, борьбы с эпидемиями и т.п. Для нас сегодня – это ожидания обществом объяснения демографической катастрофы России, которая делает бессмысленными все остальные достижения страны. Для нас это вопрос не количественный, а качественный, который и скрыт в феномене человеческого капитала.


Почему главный предмет Ваших исследований — человеческий капитал?
(проблема человека — стержень проблем России. И наверное, здесь же — о стратегическом изменении взгляда на жизнь: смотреть не из прошлого в настоящее, а их будущего)

Задолго до выхода в свет книги «Стратегическая психология глобализации. Психология человеческого капитала» мы вместе с Фондом «Наш город» провели несколько научных конференций под названием «Санкт-Петербург: из Будущего в Настоящее». Оказалось, что в горячке дележа и передела собственности это не просто не интересует руководство города, но даже эта мысль ему представилась, мягко выражаясь, странной. Вообще, отношение к жизни правящей элиты исчерпывается пока временем «здесь и сейчас». Полностью отсутствует обоснованный научный стратегический прогноз глобализации, который должен дать ориентиры развития и человека, и общества, и экономики. Стратегический прогноз необходим для проекта будущего, которое должно строится сейчас. Нелеп вопрос: можно ли построить мост через реку без геодезических изысканий и инженерного расчета его конструкций. Ясно, что нет. А вот государство, оказывается можно строить без изысканий Будущего и расчетного проекта страны. Каждый из нас действует в настоящем в абсолютной зависимости от того, какими мы видим себя в будущем. Именно будущее определяет все наши действия сегодня – поэтому «из будущего в настоящее».


По каким параметрам оценивать человеческий капитал?
(жизнеспособность, работоспособность, способность воспринимать инновации и способность к обучению — подробно о каждой)

Сегодняшнее смятение умов, внешнеполитические раздоры между бывшими союзниками и противниками, внутриполитические конфликты между партиями и социальными группами – это следствие непонимание фундаментальных основ жизни в совершенно новых условиях глобального мира. Главная беда сегодня - ориентация на все «быстрое и горячее»: «быстрые деньги», «быстрые проекты», «быструю жизнь». Именно эти плоды «быстрого» материализуется в демографической катастрофе России.

К чему приводит непонимание фундаментальных проблем человека и общества показывают четыре ключевых факта, которые общеизвестны, но рассматривать которые надо как элементы «системы человеческий капитал». Итак, сначала факты в ситеме, источники идеи психологии человеческого капитала.

Первый источник – ключевой факт: согласно прогнозу Госкомстата России, население страны к 2016 году сократится по сравнению с началом 2001 года на 10,4 млн. человек или на 7,2%. и составит 134,4 млн. человек. Положительный миграционный прирост не компенсирует естественной убыли населения. Устойчивое сокращение общего прироста населения началось с 1986 года, который к 1991 году уменьшился почти в 8 раз. С 1993 года естественная убыль населения находится на стабильно высоком уровне (0,7 - 0,9 млн. человек в год). Чтобы численность населения страны прекратила снижаться, российским женщинам необходимо рожать в два раза больше детей (2,4) по сравнению с сегодняшними показателями в 1,3,. Однако по показателям числа абортов Россия занимает одно из ведущих мест в мире. По численности населения РФ сегодня на 7-м месте в мире, а скоро, наверное, будет на 10-м, после Бангладеш и Нигерии. Здесь для меня речь идет о психолого-политической жизнеспособности населения России.

Второй источник идеи – утрата работоспособности. По словам По словам Владимира Яковлева, до 60% россиян - старики, дети и инвалиды. В РФ 10 миллионов работающих женщин, а из 20 миллионов работоспособных мужчин 1 миллион - в тюрьме, 4 миллиона - "под ружьем", 5 миллионов - безработные, 4 миллиона - хронические алкоголики, 1 миллион - наркоманы". Надо говорить не о динамике смертности населения страны, а о сверхсмертности людей рабочих возрастов, среди которых около 80% составляют мужчины. Уровень мужской смертности в 4 раза выше уровня женской и в 2-4 раза выше, чем в развитых странах.

РФ потеряла квалифицированный рабочий класс и целые слои инженерно-технических работников. Акад. Абалкин считает, что крупный оборонный заказ при наличии финансирования и не будет выполнен потому, что в России не осталось кадров, которые этот заказ способны выполнить. Один пример: среднемировой показатель авиационных аварий и катастроф в 2006 году составил 0,65 на 1 млн. полетов. В России и СНГ он оказался в 13 раз выше, достигнув 8,6 на 1 млн. полетов. Это в два раза хуже уровня Африки, снизившегося до 4,3 с 9,2 в 2005 году. Лучше обстоят дела в "Аэрофлоте", который использует новые "Боинги" и "Эрбасы" и проводит их техобслуживание в Германии.

Абалкин считает, что в этих условиях Россия уже больше никогда не станет второй супердержавой в мире. Преимущество России - огромный научный потенциал, потенциал российской культуры, богатые природные ресурсы, система образования используется крайне плохо. По ВВП при самом оптимистическом сценарии РФ хорошо удержаться бы в первой десятке, потому что не только США или Китай, Японию или Германию – стране скоро не догнать будет и Индию. За всем этим для меня стоит психолого-политическая проблема работоспособности населения страны.

Третий факт – появление новой психологической реальности. Ей была посвящена научная конференция, состоявшаяся 29 и 30 марта 2006 года в Твери. Речь идет об адаптации человека, человеческого капитала к инновациям. Что такое инновации? Современный человек должен ориентироваться в них, как в собственном доме. Например, он вскоре встретится с такими инновациями: научный журнал Technоlogy Review («Обзор технологий»), издаваемый Массачусетским технологическим институтом, опубликовал перечень десяти перспективных технологий, которые окажут наибольшее влияние на общество в ближайшие десятилетия. В перечень вошли: 1. Наномедицина, 2.Эпигенетика, 3. "Ядерное перепрограммирование", 4. «Диффузионное изображение», 5. Технология «сравнительного взаимодействия», 7. «Безопасный интернет», 8. «Нанобиомеханика», 9. «Беспроводная Вселенная», 10. «Растягиваемый кремний». Для 99% населения страны – это непонятные слова.

Еще меньше знают о таких, уже практических работах, как методе идентификации человека, основанном на его же мыслях (Карлтонский Университет, Оттава, Канада). Идея аутентификационного устройства заключается в использовании так называемых мозговых волн в качестве паролей. Если это понятно только специалистам, то всем ясна перспектива скорой замены российской нефти и газа на альтернативное топливо – водород. У водорода самая высокая энергетическая плотность. 1 кг водорода обладает такой же энергией, как 2,8 кг бензина, а его запасы практически неисчерпаемы. Причем его производство не зависит от импорта нефти. Уверяю Вас, мы оглянуться не успеем, как это произойдет.

У всех есть подозрение, что и методы ведения войны какие то новые. Весьма современные армии Ирака и Югославии были совершенно беспомощны перед инновационной технологией ведения боевых действий США. А это цветочки. Уже в 2007 году в США будет частично реализована программа Future Force Warrior (FFW) - "Воин армии будущего". Солдат будущего будет напичкан электроникой не меньше, чем роботы. Первая боевая группа создана на территории США - одна из "Страйкенр-бригад" (мобильных частей, оснащенных бронетехникой на базе БТР Stryker). Если система покажет свою жизнеспособность на полигоне, то эта модель армии будущего направится в Ирак в 2007 году. В ее состав войдут 700 военнослужащих, из которых 400 получат комплекты оборудования Land Warrior, а также 71 бронетранспортер Stryker.

Недооценка инноваций в России очевидна на примере КНР. Китай выходит на второе место в мире по объему затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), обогнав Японию. По оценке экспертов Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), в Китае объем инвестиций в науку в 2006 году составил 136 млрд долларов, что на 20% больше чем годом ранее. В Японии на НИОКР потратили 130 млрд долларов. США, которые являются мировым лидером по вложениям в науку, потратили в 2006 году 330 млрд долларов. Это по данным британской газеты The Financial Times.

Примеров тьма. Для меня она существует в форме психолого-политической способности населения России к инновациям.

Четвертый факт – это несомненные проблемы с образованием. Признаки этой проблемы во всем: бессвязная и нелогичная речь на ТВ людей, которые принимают решения и несут ответственность. Это острый дефицит образованных кадров в среде управленцев, на высокотехнологичных производствах, в системе организации общества, в поведении наших граждан за рубежом. Это проблема подмена литературы, искусства суррогатами масс-культуры и лагерно-кабацкой пошлости. Хуже всего – утрата культуры воспитания и обучения детей, поставленных на бюрократический конвейер натаскивания на тесты. И как ответ – нежелание и неумение учиться массы детей, их отвращение к чтению серьезной литературы. Говорить об этом трудно из-за шапкозакидательских воспоминаний о былой славе лучшего когда то в мире отечественного образования.

Грозные признаки последствий такого отношения к обучению уже есть. Например, Всемирный экономический форум опубликовал доклад по глобальному развитию информационных технологий, где Россия заняла 70-е место среди 122 стран. По соседству с Филиппинами и Азербайджаном. Учитывалась восприимчивость страны к техническим нововведениям, развитие сетевой инфраструктуры, а также уровень проникновения высоких технологий в бизнес и государственный сектор. Первое место заняла Дания, второе – Швеция, США оказались на 7-й позиции, а Норвегия - на 10-й.

Интересно, как модифицируется образование в странах-победителях. Министр образования США Маргарет Спеллингс исходит из того, что мы живем в мире, который меняется быстрее, чем когда-либо раньше, и для того чтобы соответствовать этому изменяющемуся миру, мы должны адаптироваться к быстрым изменениям и самим расти быстрее. И далее она говорит, что преимущество США — это глубокая уверенность в том, что каждый ребенок должен получить свой шанс в плане образования. Для этого в США запущена программа American Competitiveness Initiative («Развитие американской конкурентоспособности») - программа федеральной поддержки повышения качества образования в средних школах по математике, естественным наукам, технологиям.

Министр образования недавно отсталой Индии Даггубати Пурандещури гордится образованием в области информационных и биотехнологий. Делается это за счет охвата образовательными услугами всех слоев населения. Она включает в круг своей ответственности даже маркетологов и других специалистов, имеющих доступ к международным рынкам, и даже фермеров. Людей, занимающихся сельским хозяйством она намерена учить ориентироваться в условиях международного рынка, адаптироваться к этим условиям и изменять при необходимости направленность своей сельскохозяйственной деятельности в соответствии с изменениями мировых цен на продукты питания.


Как наращивать человеческий капитал? Как его целенаправленно формировать? Что должна делать для реализации этих целей федеральная власть, и что — региональная?

Почему в России падает жизнеспособность людей, их работоспособность, способность воспринимать инновации и способность к обучению?

Какие главные меры должна предпринимать федеральная власть, чтобы наращивать человеческий капитал?

Какие законы должны быть приняты в первую очередь?

Как должна измениться система образования (и школьного, и вузовского), воспитания — чтобы быть нацеленной на наращивание человеческого капитала в стране?

Нужно ли вводить какие-то особые курсы, предметы — чтобы обучать людей жить в эпоху глобализации?

Расскажите подробно о методике измерения человеческого капитала.

Как и где методика проверялась?
(хотя бы некоторые данные о Петербурге)


Е.Г.


По данным МВД России, на территории страны разыскивается более 199 тысяч единиц различного вооружения, сообщил во вторник на пресс-конференции замначальника департамента уголовного розыска МВД России генерал-майор Алексей Савин. Он уточнил, что таковы данные по состоянию на 1 ноября 2006 года. «Проблема незаконного оборота оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств не теряет своей актуальности», - констатировал Савин. Он сообщил, что среди

разыскиваемого оружия около 69 тысяч единиц - нарезное оружие (23 тысячи 528 автоматов, 27 тысяч 322 пистолета, 76 тысяч 399 единиц охотничьего оружия). «По некоторым экспертным оценкам, в незаконном владении у граждан находится в 2-3 раза больше огнестрельного оружия», - отметил Савин.



Канторович А. Надо также учитывать следующее обстоятельство – сегодня Россия потребляет на человека 0,9 тонны нефти в год, а США – 3,2, Западная Европа – 2,5 тонны. Если мы пойдем по той линии, к которой нас призывает внутренняя логика развития страны, и на которой настаивает Президент, а именно – подъем уровня и качества жизни населения, то неизбежно потребление нефти на душу населения будет расти.

Больше 80% энергоресурсов мира потребляют 10%-15% населения земного шара. Сегодня мощно поднимается Китай, Индия, где живет 2 млрд. с лишним человек, и там – огромная потребность в энергии. Значит, мы должны ею поделиться, иначе равноправия не будет, будет возникать напряженность, разные коллизии. Не будем предсказывать все сложности, которые возникнут. Не сегодня, так завтра проснется Африка, мы видим, как поднимаются Латинская и Южная Америки, поэтому выравнивание нефтепотребления с поправкой на национальные особенности, с поправкой на климат, – будут.