Концепция стратегической психологии. Тезис 6 Печать E-mail

Концепция стратегической психологии

Тезис 6. Результаты применения стратегической психологии.

Результатом стратегической психологии является оптимизация состояния человека за счет феноменов, которые не являются пока содержанием учебников по психологии. Но именно эти феномены определяют как массовидные явления типа толпы, так и индивидуальные явления типа суицида. Есть психологические проблемы, которые страшат человека более, чем реальный голод или холода. В содержании сознания человека эти феномены тесно взаимосвязаны между собой, потому что каждый из них усиливает или уменьшает каждый другой феномен. В общественном сознании человека то ослабляется, то усиливается: а) страх перед жизнью, б) ощущение одиночества, в) тяжелое переживание скуки, г) глубокая апатия. Появление этих феноменов воспринимается человеком крайне болезненно. К внутреннему дискомфорту примешивается ухудшение отношения к нему людей, чувствующих ухудшение его состояния.

В стратегической психологии решение проблем человека мало отличается от аналогичного решения задач в физике или математике. Как там все взаимосвязано и представлено в формулах, так и в человеке все взаимосвязано и может быть представлено в виде формулы. Формула общественного человека заключается в том, что 1) страх перед жизнью подавляется обретением смысла жизни, 2) одиночество преодолевается обретением ценностей жизни, 3) жизненная скука преодолевается формированием целей жизни, 4) жизненная апатия преодолевается обретением жизненной силы.

Формула стратегического человека заключается в том, что 1) если страх перед жизнью подавляется обретением смысла жизни, то сам смысл является произведением цели жизни на ее жизненные ценности, 2) если одиночество преодолевается обретением ценностей жизни, то сами ценности жизни являются частным от отношения смысла жизни к ее целям), 3) если жизненная скука преодолевается формированием целей жизни, то цель жизни является отношением смысла жизни к ее ценностям, 4) если жизненная апатия преодолевается обретением жизненной силы, то сама жизненная сила является произведением смысла жизни на ее цель

Первый психологический феномен стратегической психологии: страх перед жизнью, описал Л.Н. Толстым в романе «Война и мир». Именно для этой цели он ввел в свой роман персонаж Пьера Безухова. Писатель скрупулезно анализирует мысли Пьера, когда тот впал в депрессию после испытаний во французском плену. Л.Н.Толстой пишет, что «..Иногда Пьер вспоминал о слышанном им рассказе о том, как на войне солдаты, находясь под выстрелами в прикрытии, когда им делать нечего, старательно изыскивают себе занятие, для того, чтобы переносить опасность. И Пьеру все люди представлялись такими солдатами, спасающимися ОТ ЖИЗНИ: кто честолюбием, кто картами, кто писанием законов, кто женщинами, кто игрушками, кто политикой, кто охотой, кто вином, кто государственными делами. Нет ни ничтожного, ни важного, все равно; только бы спастись от нее, как умею! – думал Пьер. – Только бы не видеть ее, эту страшную ее» (Война и мир. Собр. Соч. в 12 т., т.4., с. 307.).

Такие мысли приходили людям в голову и до Л.Н.Толстого. Так Б.Паскаль (1623-1662) писал о проблеме страха перед жизнью своего времени: «Я не знаю ни того, кто меня создал, ни того, что есть этот мир, ни того, что он есть я сам. Я в страшном невежестве, незнании всех вещей ; я не знаю, что есть моя жизнь, что есть мои чувства, что есть моя душа – сама часть меня, которая думает то, что я говорю, которая размышляет обо всем и о себе самой и познает себя не лучше, чем все остальное. Я вижу эти страшные пространства Вселенной, охватывающие меня, и я вижу себя связанным в одном углу этой неизмеримой бесконечности и не знаю, почему я именно в этом месте, а не в другом и почему тот отрезок времени, который называется жизнью, привязан именно к этой, а не к другой точке вечности, которая мне предшествовала и которая будет после меня. Я вижу кругом только бесконечности, которые меня охватывают, я как тень, которая длится одно мгновенье и не возвращается» (Paskal B. Oeuvres. V. 1-14.-Paris, 1904-1914; V. 8,9. – Paris, 1908.)

В наше время проблема страха не исчезла, а усилилась. Наш современник, выдающийся футуролог А.Тоффлер, пишет о новой форме страха перед жизнью – страха перед Будущим: «Под влиянием новых переживаний и ощущений психически здоровый человек перестает отличать реального от искусственного. Почва уходит у него из под ног, ибо само определение нормальной психики, нормальной жизни перестает считаться нормальным. Поток изменений вносит невиданные осложнения в жизни людей, которые становятся жертвами футурошока. В будущем человека ждет мир, в котором нет ничего общего с тем миром, к которому он привык……Если бы только одна техника сорвалась с цепи, то и тогда наше положение было бы достаточно трудным. Смертельная опасность состоит в том, что и другие социальные процессы бросили узду и бешено мчатся в неизвестном направлении, отказываясь подчиниться всем нашим попыткам управлять ими.» (Toffler A. Future Shock. – L., 1971).

Страх приводит к исключительно тяжелым формам бегства от него посредством пьянства, наркомании, азартных игр, насилия. Хотя политическое общество прилагает все силы для поиска противоядия от страха, он восстает из пепла вновь и вновь. Самое известное средство от страха – увод человека из реального мира в мир иллюзий при помощи целой армии специалистов индустрии развлечений, прессы, искусства. Но действие иллюзий краткосрочно – страх возвращается к новым поколениям людей в новых формах и в новом содержании. Время от времени страх доводит людей до массового выхода из повиновения всем и вся. Если власть не может выполнить свою защитную функцию, то массы напуганных людей свергают династии, режимы, правительства.

1 результат стратегической психологии – психология смысла жизни против страха перед жизнью. Противоядие против страха перед жизнью не является тайной – смысл жизни. На протяжении веков человечество с переменным успехом бьется над формулировками смысла жизни – единственным и универсальным средством от страха перед ней. На каждом историческом этапе задача смысла жизни более или менее успешно решается, порождая массу оптимизма и энтузиазма в развитии науки, техники, искусств. Смысл жизни играет роль вершины, с которой можно обозреть огромные жизненные пространства, и увидеть, что кроме ужасных опасностей и отвратительных событий, они таят в себе еще больше неудержимо влекущих к себе радостей. Жизнь с вершины смысла жизни влечет к таким радостям, что по сравнению с ними влечение алкоголя, наркотиков и т.п. – ничто. Однако выстроить вершину смысла жизни невероятно тяжело – это самая трудная задача, которую приходится решать человечеству для выживания. Тем не менее, решаемая. И чем глубже смысл жизни, тем выше вершина обозрения, и тем слабее страх.

Второй психологический феномен стратегической психологии: одиночество, делает человека стратегическим через потребность его преодолеть. Психологи Уильям А.Садлер и Томас Б.Джонсон определяют одиночество как переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности. Понятно, что сложно, но это человек сложен, и упрощать диалог с ним нельзя. Проблема одиночества столь фундаментальна, но так мало известна, что читатель не готов связать ее с политическим человеком и политическим обществом.

2 результат стратегической психологии – психология ценностей жизни против одиночества. Способ преодоления одиночества тоже не составляет секрета – это такие жизненные ценности, которые привлекают к человеку других людей. В жизни нет ничего искусственного – все отношения между людьми рациональны, практичны, расчетны. Если человек не вызывает интереса к себе, если он ничего не дает окружающим такого, в чем они нуждаются, что привлекало бы к нему одного или много людей – он будет одинок. Причины одиночества всегда скрыты в самом одиноком человеке. Как мотыльки летят на свет свечи, так люди устремляются к человеку на признаки того, что именуется в науке «ценностями». Ценности – это совокупность таких качеств человека, составляющие его интеллектуальное, моральное, материальное, эстетическое богатство, которым он может поделиться с окружающими. За счет ценностей около такого человека «спасается» какое то количество людей, которые и «прорывают» его одиночество.

Строго говоря, ценности – это определенное количество правильно соединенных между собой моральных и интеллектуальных принципов, воспринимающих смысл. Ценности – это реальное преобразование смысла в конкретные действия. А не философские абстракции, как многие думают. Например, по своему действию ценности аналогичны действию электроламп, электродвигателей, электронагревателей в сети: они светятся, греют, дают движение. Так напряжение-смысл преобразуется в свет и тепло сопротивления-ценности. Ценности – самые высококачественные продукты, которые создает политическое общество. Состав и структура ценностей непрерывно адаптируются к изменениям реальной жизни, но все они вторичны по отношению к неизменным константам жизни человека: любви, вере, надежде и труду.

Третий психологический феномен стратегической психологии: скука ошибочно относится к бытовой проблемам, хотя он активно побуждает человека «политизироваться». На эту ошибку указывал еще Шопенгауэр, который писал, что: "В жизни мы постоянно балансируем между горем и скукой". Специалисты считают, что счастье, видимо, располагается где - то посередине: чтобы и острота новых впечатлений не начинала приносить невыносимую боль, а в то же время и чтобы скука не заедала до смерти. Надо обратить внимание на важность реплики Шопенгауэра: "Чем глубже случилось горе, тем дольше будет длиться скука". Именно скука останавливает общественные, исследовательские, личные процессы, приводя к стагнации во всех областях жизни общества. Человек интуитивно пытается бороться со скукой, которая ведет к деградации его личности, к сползанию к примитивным и преступным формам поведения. Если борется - значит политизируется.

3 результат стратегической психологии – психология цели жизни против скуки. Скуку более глубоко и точно представляют психоаналитики, которые считают ее эмоцией, которая возникает, если индивид не в состоянии найти интересы и занятия, которые полностью захватили бы его. Они считают, что невротическая скука – это состояние инстинктивного напряжения, при котором отсутствует инстинктная цель. В результате этого человек, ощущающий скуку, ищет объект «не для того, чтобы направить на него действия своих инстинктивных импульсов, а скорее для того, чтобы объект помог найти инстинктную цель, которой он лишен». Он знает, что ему чего то не хватает, но не знает, чего. Отсюда раздражительность и беспокойство неотделимы от скуки. Часто скукой называют особое психическое состояние личности, связанное с эмоциональным голодом. Но только психоаналитики верно называют действительную причину раздражительности и беспокойства от скуки – отсутствие цели жизни.

Цель – это аппарат перевода смысла из статического состояния в динамическое посредством ценностей. Процессом этого «перевода» является нечто, сходное с электрическим током в сети. Есть ток (цели) – есть преобразование напряжения (смысла) в свечение ламп (ценности). Ток, как и напряжение скрыты от потребителя: это ценности «светятся», «вращаются», «дают тепло». Это их видят и слышат, за них платят и благодарят. Но цель, как ток в сети, так же реальна, но формируется, измеряется, регулируется. Многие люди догадываются, что цель жизни нельзя «придумать» в отрыве от смысла жизни и жизненных ценностей. Надо ли после этого напоминать, что цель – это самый сложный продукт, который создается политическим обществом. Именно в целях воплощаются все достижения человечества. Но именно цели страдают в первую очередь, когда человечество теряет смысл своего существования и ценности, которые обеспечивают это существование. Утраченные цели немедленно замещаются псевдоцелями, которые плодят фюреры, секты, гуру, батьки, авторитеты и др.

Четвертый психологический феномен стратегической психологии: апатия недооценивается окружающими, как разновидность легко прогоняемой блажи бездельника. Или как лень, не представляющая окружающим опасности никому, кроме близких людей. Это совершенно неверно, потому что апатия – одновременно: государственная проблема и признак заболевания человека. Когда в апатию впадают массы людей, тогда в апатию впадает страна, тогда она выпадает из мирового процесса глобальных изменений, уходя с мировой исторической арены. Любой человек может узнать, что апатия в переводе с греческого — бесстрастность, т.е. состояние, характеризующееся эмоциональной пассивностью, безразличием, уплощением чувств, равнодушием к событиям окружающей действительности и ослаблением побуждений и интересов. Филологи добавляют к этому бесстрастие, бесчувствие, равнодушие, безучастие, безучастность, невозмутимость, холодность, постылость, косность, вялость, лень, «обломовщину».

4 результат стратегической психологии – психология жизненной силы против апатии. Физиологически человек всегда в состоянии в состоянии и готов совершать поступки, действия, но не делает этого только из-за отсутствия в них осмысленной цели. Проблема заключается только в запуске волевого механизма. Для целей диалога можно упростить «формулу политического человека» до аналогии с формулой закона Ома для электрической цепи. Ничего проще нет: электрический ток (I) равен частному от деления напряжения (V) на сопротивление цепи (R). Т.е. I=V/R. Главное в ней то, что каждая переменная выполняет только свою функцию, и все переменные в законе Ома взаимозависимы. Нечто подобное в предельно упрощенном варианте происходит в политическом сознании человека.


Заключение

Психологическая наука, как и любая иная, периодически дополняется новыми направлениями своего развития. В этом дополнении нет ничего чрезвычайного и представляется рутиной научной жизни. Дополнение происходит, скорее всего потому, что новая реальность не может понята с помощью имеющегося научного аппарата. Так в свое время для объяснение новой реальности появился психоанализ (Фрейд З. Толкование сновидений. 1900.), бихевиоризм (Уотсон Дж. Психология, как ее видит бихевиорист. 1913.), гештальт-психология (Келер В. Физические гештальты в покое и станционарном состоянии. 1920.), системный подход Б.Г.Ананьева (1968) и В.А.Ганзена (1974) и т.д. Они обеспечили практику воспитания, образования, производства, управления сложнейшими системами человек-техника. Однако стремительное развитие техносферы создало новую психологическую реальность, которая требует для своего объяснения новых понятий, гипотез, теорий - это мир эквивалентов реальности. Факт, который требует психологического объяснения - катастрофический житейский провал психологически совершенных людей и доминирование в обществе натур психологически примитивных. Объяснение - неудачники не знакомы с законами поведения, которые “там” приводят к успеху.

“Там” - это в искусственном мире, где люди оперируют эквивалентами реальных ценностей натурального мира. Там действуют субъективные “подзаконные” закономерности поведения, а не объективные законы действительности. Психологические реальности натурального мира относятся к числу вечных и абсолютных, а реальности искусственной среды временные, изменяющиеся. Жить человеку в ХХ! веке приходиться и “там” тоже: т.е. в среде денег, рекламы, выборов, которые требует своих специфических способностей, талантов, свойств личности. Незнание психологии системы “человек-власть” привело к небывалому унижению людей, взаимодействующих с макромиром по “типу И. Кеплера” или с микромиром по “типу М. Кюри”. В то же время психологические свойства людей, работающих с эквивалентами микро и макромира по типу “Гобсека” невероятно возвышены. Это нелепо, как нелепо, когда крестьянин, вырастивший хлеб, не допускается к столу из-за неумения пользоваться салфеткой. И тем более, когда физик-атомщик, разрешивший проблему энергии для человечества, оказывается нищим из-за того, что не умеет играть на бирже или избирать лояльных себе руководителей из-за давления политической рекламы.

Ничего подобного тому, что происходит сейчас, человечество никогда не переживало. На глазах одного поколения осуществляется небывалый разворот всей нашей цивилизации, перемещающей человека из под власти природных факторов под власть факторов, искусственно созданных им же. Например, сегодня радиоактивность представляется более опасной, чем наводнение, а неспособность распорядиться деньгами страшнее неспособности вылечить корову. В результате люди стали оценивать друг друга и взаимодействовать друг с другом ориентируюсь не на первичные натуральные признаки (уровень развития мышления, памяти, внимания, представлений, воли), а на вторичные искусственные признаки (деньги, документы, одежда, жилище, “прессу”, рекомендации, лицензирование).

Психология этих вторичных признаков и является новым предметом исследования психологической науки в обозримом будущем в интересах преодоления неудачи интеллектуалов 90-х годов. Для того, чтобы поставить все на свои места и вернуть им лидерство в обществе после 2003-го года. Без стратегической психологии глобальные изменения в мире принесут России и ее народам невосполнимый ущерб. Развиваться стратегическая психология может, не нанося ущерба традиционным психологическим учениям и дисциплинам, а расширяя содержание ее терминов, придавая исследуемым феноменам новый психологический смысл времен Глобализации.



Александр Юрьев