Задачи, которые неправильно решили члены экстремистских группировок. Печать E-mail

Задачи, которые неправильно решили члены экстремистских группировок

1. Формирование Картины мира, как интеллектуальной формы защиты человека.

«Только мысль делает человека великим.
Человек познает, что он нищ; он нищ,
ибо он есть, но он велик, ибо познает это.
Не в пространстве могу я найти свое могущество, а в порядке моего мышления.
Я не стал бы могущественнее, если бы обладал странами.
В пространстве Вселенная охватывает и проглатывает меня,
как маленькую точку, - в мышлении я охватываю ее.»
Блез Паскаль


Картина мира – результат формирования человека как Индивидуальности, т.е. человека, самостоятельно формулирующего свои цели. Строго говоря, это 1) формирование Представлений об устройстве мира и общества, 2) овладение Языком для описания мира и контакта с ним, 3) накопление в Памяти информации, достаточной для точной самоидентификации в физическом и социальном пространстве, 4) Восприятие мира, как явления неопасного, понятного, доступного для реконструкции в своих целях.

В целом, Картина Мира играет роль интеллектуальной защиты от страха, который вызывает у человека его «ничтожность перед величием жизни». Специалисты сходятся во мнении, что каждый человек чувствует опасность, исходящую извне. Мир, который «во зле лежит» пробуждает состояние тревоги. Чтобы действовать в нем, человек должен прежде всего определить конкретные источники внешней опасности. Для этого знать: 1) что является источником опасности, 2) чего нельзя делать, чтобы не вызвать эту опасность на себя, 3) что надо делать, чтобы ее преодолеть? Благодаря Картине мира человек получает образ окружающего, в котором все элементы мироздания структурированы и соотнесены с самим человеком так, что каждое его действие является компонентом общей структуры.

Конечно, Картина мира осознается человеком только частично и фрагментарно. Фактом сознания является не ее содержание, а ее наличие и целостность. Человеку скорее кажется, что он имеет некоторую упорядоченную систему представлений, чем он имеет ее в действительности. Но тем не менее, Картина мира стоит, как защитный барьер между внешней реальностью и сознанием человека. Картина мира, как часть традиционного сознания, адаптирована к историческим реалиям внешнего мира.

Картина мира – продукт мышления человека. Со времен Людвига Витгенштейна она понимается как система интуитивных представлений о реальности. Каждому историческому отрезку времени соответствует своя К.М., которая непрерывно развивается, изменяется, но никогда не бывает полной и абсолютно истинной. Максимальное приближение к истинности создает естественнонаучная картина мира (ЕНКМ). Она формируются в сознании человека в процессе изучения естественнонаучных предметов, как система знаний о природе. В СССР была широко известна книга Вальтера Холличера «Человек в научной картине мира»

Главный грех Глобализации – она разрушает Традиционную Картину мира, предлагая каждому человеку самому индивидуально воссоздать в своем сознании Инновационную Картину мира. Без внешней поддержки такая работа не может быть выполнена. Поэтому сегодня появились тысячи непонятных организаций, неизвестных лиц, которые предлагают в гражданам в Интернете свои услуги по Изменению Картины мира. Официально на этой ниве трудятся СМИ, реклама, PR, современная литература, кино, избирательные кампании и т.п.

Воссоздание Инновационной Картины мира взамен утрачиваемой Традиционной стало сегодня самым прибыльным бизнесом для различных сект, консультаций, тренингов и пр. Картина мира – самый ходовой товар в период Глобализации, потому что ее разрушение – равносильно неизлечимой болезни, а ее излечение стоит очень дорого. Проблема СПИДа по сравнению с проблемой разрушения Картины мира (т.е. сознания) – ничтожна мала. СПИД является всего лишь мельчайшим фрагментом Инновационной Картины мира.

Признаками глобальных изменений Картины мира являются: 1) изменение речи, включая грамматику, и введение в оборот массы новых, иностранных и нецензурных слов. И, соответственно, изъятие из оборота привычных понятий, которые компроментируются так же, как компроментируют людей. 2) изменение представлений об устройстве мира и общества, за счет, например, разрешения знахарства, целительства, колдовства, гипнотического воздействия на массовые аудитории в противовес естественным и социальным наукам. 3) изменение исторических сведений за счет их переоценки, умалчивания и воспоминания других, неизвестных ранее, забытых, измышленных фактов. 4) изменение восприятия действительности таким образом, что опасное воспринимается как неопасное, недопустимое как допустимое, невероятное как реальное и т.д.

Это первое упоминание значения Картины мира в связи с Глобализацией. Вся Картина мира оказалась сведена к экономическим отношениям и финансовым инструментам управления так, словно это самое важное в жизни. Собственно, Картина мира замалчивается, как ничего не значащая, теоретическая и никому не нужная псевдореальность. Однако стоит заглянуть в Интернет, как выясняется, что именно Картина мира является главным полем сражений времен Глобализации. Когда то в будущем, Картина мира может сыграть роль «Неизвестной войны», в то время как для ее реальных жертв и победителей – это цена их жизни. Именно Картину мира «рисуют» политические лидеры перед своими сторонниками. Когда они этого не делают, «рисование К.М.» для растерявшегося человека становится самым доходным тайным бизнесом.

Такова логика первой части дискуссии в Интернете – одни сражаются за сохранение своей Картины мира, другие - за признание изменений реальной жизни.


2. Строительство Жизненной позиции как волевой формы защиты человека.


«Мы не задерживаемся в настоящем. Мы предвосхищаем будущее,

ведь оно так медленно наступает, - чтобы ускорить его приход;

и мы кличем прошедшее, чтобы задержать его уход, - ведь оно так стремительно исчезает.

Мы в настоящем, которое нас тяготит.

Мы скрываем его от нашего взора, если оно нас мучает;

а если оно желанно, мы омрачены видом его исчезновения.

Мы пытаемся сделать настоящее сносным с помощью будущего

и думаем о том, как подчинить то, что не в нашей власти…»

Блез Паскаль

Жизненная позиция - результат овладения человеком своим поведением – он становится Субъектом поведения, т.е. человеком, самостоятельно достигающего поставленных целей. Строго говоря, это 1) формирование Мышления, позволяющего отличать существенное от несущественного, 2) развитие своей Воли до уровня , делающего поведение человека произвольным, 3) придание своим аффектам социально одобряемой конструктивной формы творчества, 4) усвоение полной совокупности стереотипов и Стандартов поведения, достаточной для защиты от внешнего произвола.

В целом, Жизненная позиция играет роль силовой защиты от страха, который вызывает у человека его неспособность подчинить жизнь своим целям. Жизненная позиция выполняет роль защиты от страха перед настоящим, «которое мы пытаемся сделать сносным». Именно она стоит за фактом необыкновенной активности человека, которая проявляется в трудовом преобразовании планеты. Жилища, города, распаханные поля, дороги и др. - детище Жизненной позиции масс людей. Жизненная позиция – это отношение человека к способу получения средств к существованию, а точнее – к труду. Она является целью государства, и о ней мечтает семья каждого начинающего самостоятельную жизнь человека. Жизненная позиция – гарантия правильной, честной, уважаемой жизни человека.

Жизненная позиция делит общество на две неравные половины: первая считает труд наградой и считает работу обязательным условием жизни, вторая – явно (воры в законе) или скрыто (завсегдатаи курилок) считают труд наказанием и всеми доступными методами избегают его. Иначе говоря, одни добывают себе хлеб насущный сознательным трудом, другие – не менее сознательно его воруют с угрозой для жизни трудящихся или получая его обманом.

Жизненная позиция – результат трудового воспитания воли человека, способного преодолеть все вызовы физического мира. Однако с наступлением Глобализации государство неявным образом прекратило побуждать граждан к сознательному труду, прекратило преследование тунеядцев, сняло с себя обязательства за профподготовку и занятость. Более того, властные структуры перестали интересоваться происхождением средств к существованию у неработающих лиц. С момента начала глобальных изменений люди с Жизненной позицией, ориентированной на труд, не только понизились в правах с не желающими работать, но и оказались самыми нищими членами общества Именно это сделало множество людей противниками глобальных изменений.

Совсем недавно будущие возможности только что родившегося ребенка во многом были предопределены Жизненной позицией семьи и общества, которые определяли развитие личности как труженика. Только некоторым удавалось порвать с традициями – и стать артистом, предпринимателем, преступником, даже святым, – большинство следовали предсказуемой и общепринятой жизненной позиции.

По мнению теоретиков Глобализации, в столь упорядоченном мире не было нужды в людях, способных принимать решения и нести ответственность за устройство собственной жизни. Слишком ограниченными были ресурсы и слишком распространенными социальные ожидания, чтобы в жизни большинства людей оставался какой-либо реальный выбор. Представления о Традиционной Жизненной позиции неявным образом отменяются, представления об Инновационной Жизненной позиции неизвестны. Именно это одна из ключевых проблем полемики в Интернете о Глобализации.



3. Принятие Мировоззрения как духовной формы защиты человека.


«Перед всемогущим величием природы, гор, морей, бесконечности

звездной ночи к человеку приходит ощущение подавленности.

Вечное молчание бесконечных миров ужасает меня.

Я вижу эти страшные пространства Вселенной, которые меня охватывают.

Человек находится между двух бесконечностей – бесконечно большим

и бесконечно малым – и в него проникают они обе;

видимый мир, в котором мы живем, есть только маленькая тюремная камера,

подвешенная между двумя пропастями – бесконечностью и ничто.»

Блез Паскаль


Мировоззрение - результат формирования человека как Личности, т.е. человека, самостоятельно отличающего добро от зла, возможное от невозможного, допустимое от недопустимого. Строго говоря, это 1) формирование Представлений об устройстве мира и общества, 2) овладение Языком для описания мира и контакта с ним, 3) накопление в Памяти информации, достаточной для точной самоидентификации в физическом и социальном пространстве, 4) Восприятие мира, как явления неопасного, понятного, доступного для реконструкции в своих целях..

В целом, Картина Мира играет роль защиты от страха, который вызывает у человека его ничтожность перед величием жизни.

Мировоззрение относится к числу самых болезненных явлений, которое сокрушает Глобализация. Дело в том, что Мировоззрение функционирует как содержательная система сознания, в котором все вопросы, относительно внешнего и внутреннего бытия субъекта уже получили ответы, где все проблемы определенным образом уже решены. Кроме того, Мировоззрение включает умение пользоваться этими знаниями для познания и преобразования мира, убежденность в истинности их как инструмента деятельности, основные идеалы, принципы и готовность к реализации и защите убеждений и идеалов.

Фрейд полагал, что, что Мировоззрение - это интеллектуальная конструкция, которая единообразно решает все проблемы нашего бытия, исходя из некоего высшего предположения, в которой в соответствии с этим ни один вопрос не остается открытым, а все, что вызывает наш интерес, занимает свое определенное место. Легко понять, что обладание таким мировоззрением принадлежит к идеальным желаниям людей. Полагаясь на него, можно надежно чувствовать себя в жизни, знать, к чему следует стремиться, как наиболее целесообразно распорядиться своими аффектами и интересами.

Особенно сложно обстоит дело с русским Мировоззрением – оно "магическое" (как основывающееся на восприятии реального присутствия всеобщего духа в сообществе), в противоположность "фаустовскому" мировоззрению Запада; это могло бы соответствовать тому, что оно основано на сознании русской церкви, так как последняя, согласно шпенглеровской терминологии, происходит из культуры, которую он называет "арабской" или "магической".

Тем не менее, у каждого человека его Мировоззрение складывается в результате длительной, сложной, часто мучительной интеллектуальной работы. Такие взгляды становятся фундаментом его духовной культуры, сущностью его "Я", Мировоззрение всегда даёт человеку видения всего мира со всеми его загадками и разгадками. Существенно, что в Мировоззрение человека входят только те знания, которые его убеждают, которые прочувствованы им как знания истинные; только те знания, которыми человек руководствуется в своём поведении. Поэтому мировоззрение - это синтез и высший уровень духовной жизни человека. Об уровне духовного величия человека достоверно можно судить только по уровню его Мировоззрения, потому что выше мировоззренческих проблем бывают только мировоззренческие проблемы. Человек духовно растёт в меру роста его мировоззрения.

Строго говоря, Мировоззрение - это система взглядов , принципов, ценностей, идеалов, и убеждений, определяемых как отношение к действительности, общее понимание мира, так и позиции программы деятельности людей. Субъектом, носителем мировоззрения является как отдельный человек, так и социальные/профессиональные группы, этнонациональные/религиозные общности, и классы, и общество в целом.

Глобализацию оправдывает Вернадский, который предупреждал, что даже научное Мировоззрение не есть что-нибудь законченное, ясное, готовое; оно достигалось человеком постепенно, долгим и трудным путем. В разные исторические эпохи оно было различно. Изучая прошлое человечества, мы всюду видим начала или отдельные части нашего современного мировоззрения в чуждой нам обстановке и в чуждой нашему сознанию связи, в концепциях и построениях давно прошедших времен. В течение хода веков можно проследить, как чуждое нам мировоззрение прошлых поколений постепенно менялось и приобретало современный вид. Но в течение всей этой вековой, долгой эволюции мировоззрение оставалось научным.

Хотя и он надеялся, что: «наше мировоззрение в настоящее время не изменится - какой бы вид ни приняли в будущем карты близполярных мест - конечно, если при этом не откроются какие-нибудь новые неожиданные явления, и техника не придаст нового и крупного значения холодным и пустынным местам около полюсов. Таким образом, "научное мировоззрение" не является синонимом истины точно так, как не являются ею религиозные или философские системы. Все они представляют лишь подходы к ней, различные проявления человеческого духа.

По З.Фрейду, «Мировоззрение, основанное на науке, кроме утверждения реального внешнего мира, имеет существенные черты отрицания, как-то: ограничение истиной, отказ от иллюзий. Кто из наших современников недоволен этим положением вещей, кто требует для своего успокоения на данный момент большего, пусть приобретает его, где найдет. Мы на него не обидимся, не сможем ему помочь, но не станем из-за него менять свой образ мыслей».

Наиболее острые дискуссии в Интернете относительно Глобализации неявно связаны с проблемой изменения Мировоззрения – Традиционного на Инновационное.




4. Усвоение Образа жизни как бытовой формы защиты человека.


«Внутренняя борьба разума против страсти делит людей на два класса:

одни отказались от страстей и хотят стать богами;

другие отказались от разума и хотят стать животными.

Но ни те, ни другие не могут достичь этого;

разум всегда присутствует и обвиняет ничтожество и несправедливость страстей,

и страсти живы в тех, которые хотели бы от них отказаться.»

Блез Паскаль


Образ жизни – результат формирования человека как Индивида, т.е. человека, самостоятельно переживающего свое состояние. Строго говоря, это 1) формирование Представлений об устройстве мира и общества, 2) овладение Языком для описания мира и контакта с ним, 3) накопление в Памяти информации, достаточной для точной самоидентификации в физическом и социальном пространстве, 4) Восприятие мира, как явления неопасного, понятного, доступного для реконструкции в своих целях..

В целом, Картина Мира играет роль интеллектуальной защиты от страха, который вызывает у человека его «ничтожность перед величием жизни».

О существовании образа жизни большинство людей знает на примере «здорового образа жизни», связанного с занятиями спортом, правильным питанием, режимом труда и отдыха и т.п. В действительности, Образ жизни означает прежде масштабнейшую борьбу между телом и духом, между телесным искушением и духовным аскетизмом. Именно эта борьба, в частности, устанавливает границы допустимого в питании, употреблении алкоголя, сексуальной жизни, предельных нагрузках на организм, способах лечения – т.е. исполнения функций организма. Глобализация в первую очередь изменяет образ жизни человека таким образом, какого никогда не было в истории человечества. Люди поставлены глобальными изменениями в положение «первопроходцев», которым разрешено недопустимое, нереальное, невозможное и затруднен тот образ жизни, который составлял силу людей и доставлял им радость.

Квалифицированные наблюдатели утверждают, что за время одного-двух поколений жизнь приобрела новый облик: материальное обогащение идет на фоне угасания духовной жизни, рост знания сопровождается потерей мудрости. Еще и в древности, и в средние века пророки и святые призывали людей одуматься и отказаться от порочного Образа жизни. Обсуждая глобальные изменения, обычно проводят параллель с историей Рима, т.е. гибелью той цивилизации. Иначе говоря, если меняется Образ жизни, то должны измениться и сами люди, а если изменился человек – то изменилась цивилизация. Глобализация действительно заменяет одну цивилизацию – постиндустриальную на другую – информационную. Разные цивилизации – разные люди: первые должны измениться или уйти.

Изменение Образа жизни проявляется в том, что массы людей стали перемещаться в пространстве на расстояния и со скоростями, которые не позволяют правильно понять собственные ощущения: пространство спрессовалось. Глобальные изменения Образа жизни проявились в том, что время потеряло свой смысл: человек круглосуточно «подключен» средствами связи к жизни и действует по мере внешней необходимости, а не внутренней потребности. Образ жизни изменила энергетическая роскошь, которая отняла у человека необходимость достигать результата за счет собственной, телесной энергии. Образ жизни изменил глобальный информационный поток, который ищет человека, а не человек ищет его: ему доступно все сведения и мире, но он не понимает ничего. Почти ничего не надо достигать за счет собственного духовного могущества и спартанского телесного аскетизма. Влечение к телесному комфорту взяло верх над стремлением к высотам духа.

По мнению В. Лебедько, Образ жизни – стремление к тому, чтобы каждое действие, каждая ситуация, любой жизненный выбор были направлены на безупречное следование тем ценностям, которые открываются ищущему человеку в процессе его практики. Какие ценности соответствуют глобальным изменениям – не знает практически никто. Образ жизни становится непреодолимой тайной, где никто не знает нормативов использования мобильной связи, получения информации по радио и ТВ, по электронной почте и Интернету. Совершенно неясен порядок и размеры употребления пищи и алкоголя, наркотиков, лекарств, сняты все ограничения на интерес к сексу, исчезает значение семьи и неясно, как воспитывать детей: что можно и что нельзя? Появился новый Образ жизни – сетевой стиль, который кладет начало полному подсоединению человека к компьютерным сетям.

Все эти следствия глобальных изменений лишают человека былой уверенности в том, что он поступает правильно и что он знает, как надо жить. У человека появляется страшное ощущение того, что он превращается в придаток энергетических и информационных сетей, словно его уже «проглотил кит» по имени Глобализация. Защитные механизмы Традиционного Образа жизни уничтожены появлением Инновационного Образа жизни. Страх перед неизвестным вынуждает протестовать против глобализации в Интернете и далее - везде.