Психологическая многоликость политической власти Печать E-mail

Предисловие

Психологическая многоликость политической власти

1. Вездесущность и всемогущность политической власти.

От чтения многочисленных книг и статей по психологии власти остается впечатление такой неупорядоченности, словно все авторы пишут о совершенно разных явлениях. При этом вся политика – это вопрос о власти: ее форме, содержании, функциях, относительно которых партии и политики спорят и не могут договориться. Проблема власти стала напоминать проблему философского камня или вечного двигателя: очень надо бы, но никак не получается. Вопрос настолько остр, что можно было классическую фразу «Люди гибнут за метал» дополнить фразой «Люди гибнут за власть», и это будет правдой. Целые поколения, целые народы и страны исчезали в пучине кровавых споров о том, как должна быть устроена власть, и что она должна делать. Борьба между сторонниками монархизма, капитализма, социализма, либерализма, консерватизма и пр. др. – это скрытый спор об истинности определения власти, ее состава, структуры и функций.

Проблема политической власти периодически успешно решается, но через некоторое время она устаревает и теряет управление над энергией, бьющей из недр развивающегося общества. И так бесконечно. И сейчас проблема власти будет решена, но не на полях сражений и не на «ток-шоу», а в тиши университетских лабораторий. Так были решены причины кровавых войн и восстаний: проблема труда переходом от мышечной силы человека к электроэнергии, проблема голода - аграрной революцией. Сегодня решение задачи политической власти снова относится к числу труднейших, и пока далеких от получения правильного ответа. Как это трудно - можно наблюдать на примере самых современных проектов и технологий формирования власти. В поиске формулы современной политической власти – смысл настоящей конференции.

Власть труднодоступна для исследования, потому что ее также трудно зафиксировать для изучения, как накрыть рукой солнечный зайчик. И при этом власть везде и всюду: все поступки, чувства, мысли человека ограничены властью, как бы ему не хотелось свободы. Продолжающаяся до сих пор схватка консерваторов и либералов, это схватка между апологетами свободы человека и государственной власти. Точка реального психолого-политического состояния общества – это мера отношения между свободой и властью, которая и именуется мерой политической справедливости. И консерваторы и либералы отвергают меру ограничения с одной стороны свободы, а с другой власти. Совершенно не случайно политические программы либералов именуются буквально как «Империя свободы». Хотя абсолютизацию свободы в ущерб власти можно сравнить с температурой 39-40 градусов больного человека, что мы наблюдали на примере приватизации, рейдерства, криминализации экономики России. С другой стороны, абсолютизация власти – это подавление свободы при тоталитарном политическом режиме. Это состояние можно сравнить с упадком сил также больного человека, когда его температура равна 34 градусам. Таким «больным» был СССР. В случае обоих крайностей общество не жизнеспособно – падает численность населения, хиреет производство, культура, наука. Тем не менее есть разумный баланс между властью и свободами человека, как температура его тела в 36,6 градуса. Такая точка именуется в политике идеалом справедливости. Мера справедливости становится меньше, как при чрезмерном подавлении свободы властью, так и при подавлении власти свободой, что было в России в начале 90-х годов ХХ века. Тем не менее, и консерваторы и либералы дружно борются против политики справедливости (социалистов), присущей сторонникам социального государства, как против «вмешательства третьего, когда дерутся двое».

Нерешенность вопросов состава, структуры и функций власти в практической политике является виной политических наук, в частности, политической психологии. По вине науки практика до сих пор не имеет научных рекомендаций о мере баланса между властью и свободой, вынуждая действующих политиков использовать для построения власти давно устаревшие конструкции. Науку оправдывает, с одной стороны, многоликость власти, из-за чего многие выдающиеся ее исследователи посвятили свою жизнь изучению одного ее лика, не заметив других. Многоликость власти заключается в том, что человек непрерывно находится в поле ее действия то ли в условиях сильного государства, то ли крушения государства, являясь членом корпорации, или оказываясь одиноким, вытесненным из общества. Стоит человеку выйти из под влияния государственной власти, как он попадает под влияние власти криминальной, уйдя от криминальной власти он может оказаться в корпоративной власти, освободившись от корпоративной власти он может оказаться во власти отдельной сильной личности и т.д. Поле власти непрерывно, но качество его может меняться самым неожиданным образом. Это сравнимо с властью над человеком гравитационного поля земли: в течение дня бывает так, что человек то с наслаждением спускается с горы на лыжах, используя свой вес, то с трудом поднимается пешком на двадцатый этаж, то вынужден нести непосильно тяжелые грузы, то использует тяжелые предметы в качестве пресса, противовеса для облегчения своих усилий, и так бесконечно. Гравитационное поле то ограничивает возможности человека, то усиливает, то радует, то очень сильно огорчает. Но уйти, что из гравитационного поля, что из поля власти – невозможно.


2. Зачем нужна политическая власть?

Психология власти в политике едва ли заслуживала особого внимания науки, если бы не ее чрезвычайная значимость для человека, общества, государства: только власть имеет предметом своего труда систему жизнеобеспечения общества. Общество очень специализировано по областям труда, знания, ответственности. И в каждой специализации работают специалисты, добросовестные, часто талантливые, иногда гениальные. Но каждая специализация трудовой деятельности человека обеспечивает свой, узкий сектор жизнеобеспечения. В большинстве случаев между секторами жизнеобеспечения общества нет связи. Более того, они могут действовать в ущерб друг другу, периодически ставя массы людей перед тем, что в стране есть избыток одних жизненных ресурсов и совсем нет других. Вот здесь все люди соглашаются, что «пора и власть употребить», чтобы иметь ресурсы по всему спектру жизнеобеспечения, ограничивая активность одних специализаций и создавая условия для создания отсутствующих жизненных ресурсов. Это «момент истины», признания обществом необходимости политической власти. Именно в этом случае оказывается, что кроме политической власти никакие другие институты государства, общества, науки не занимаются жизнеобеспечением человека, как целостной системой.

Исследование и популяризация науки о политической власти крайне важны потому, что из-за фактического отсутствия в стране политического образования, к власти часто приходят люди, плохо представляющие себе ее предназначение. А предназначение политической власти заключается в объединении усилий «лебедя, рака и щуки» методом принуждения, чтобы получить целостный продукт – систему жизнеобеспечения общества. Многолетний опыт показывает, что начинающие политики, обладатели власти, часто с изумлением узнают, что в зону их ответственности входят ресурсы жизнеобеспечения, о которых они ранее даже не задумывались.

За что отвечает власть? За обеспечение системы жизнеобеспечения, которую составляют: 1) физическая среда обитания (гелиоценоз), 2) геологические условия жизни (геоценоз), 3) биологические факторы жизнедеятельности (биоценоз), 4) психологические возможности населения (психоценоз), 5) политическая система власти (политоценоз), 6) технические возможности производства (техноценоз), 7) уровень потребления (консоценоз), 8) состояние культуры (культуроценоз). Эти восемь уровней системы жизнеобеспечения создают совокупность физических, биологических, социальных условий, более или менее пригодных для жизни людей. Причем система жизнеобеспечения – это не случайный набор условий жизни: она подчиняется правилу "иерархического строения". Т.е. уровни системы связаны в единое целое неслучайным образом, а в строгой последовательности и подчинении вышестоящего - нижестоящему. Например, геологическая катастрофа (геоценоз) делает невозможным существование всего, что находится выше ее (уровни с 3 по 8). Но в свою очередь, через обратную связь, вносятся коррекции, например, в структурах культуроценоза, консоценоза или техноценоза и смягчается ухудшение качества жизни людей из-за ухудшения параметров окружающей среды (геоценоза), если они не носят катастрофического характера.

В зону ответственности политической власти входят, начиная с первичного, нижнего уровня:

1) Гелиоценоз - система жизненно-важных для человека физико-химических параметров Земли, определяемых активностью Солнца, космоса и техносферной деятельностью человека. Нет защиты от жестких космических излучений – нет жизни на планете, и все остальное бессмысленно. Кроме того, гелиоценоз стал политической проблемой в связи с усилением искусственных и естественных жестких излучений (следствием ядерных испытаний, производства атомного оружия, аварий на АЭС, расползания радиоактивных препаратов, массового применения озоноразрушающих веществ и т.п.). Есть сведения о влиянии на атмосферу планеты пусков космических ракет, полетов реактивных лайнеров - "истребителей кислорода", работы тысяч мощнейших радио и телепередатчиков. "Озоновые дыры" - первое серьезное предупреждение о наличии нетрадиционной опасности для жизнеобеспечения общества. Политические аспекты гелиоценоза обнаружились, например, при попытках сократить производство фреона. Гелиоценоз является первичным уровнем системы жизнеобеспечения, недооцениваемый совсем недавно, но обретающий решающее значение для человека в недалеком будущем.

Кроме этого, часть политических явлений, возможно, объясняются волновыми процессами в гелиоценозе. Чижевским была изучена история 80 стран за 2500 лет их жизни. Установлено, что в годы максимума солнечной активности увеличивается количество массовидных политических событий. Если следовать этой версии, то например, в ХХ столетии в годы максимальной активности солнца соответствовали: в 1905-1907 (1-я русская революция), 1917-1918 (2-я и 3-я революции в России), 1927-1929 (ХУ съезд - решение о коллективизации) и т.д. Перестройка также приходится пик гелиоценоза (1989-1990 г.г. - начало четвертой русской революции, крушение СССР). Это гипотеза, но серьезная политика обязана рассматривать влияние гелиоценоза на обеспечение жизни населения.

2) Геоценоз - система факторов сохранения земной поверхности, трансформирующейся под воздействием сейсмичности, разрушения гор, высыхания болот, рек, исчезновения лесов, разрушения почвы. Начало ХХ! века ознаменовалось смещением морских течений, изменением климата, катастрофическими наводнениями, ураганами и пр. Техногенное воздействие человека на поверхность земли строительством шахт, котлованов, карьеров, полигонов, дорог, трубопроводов уже давно стало фактором политическим. Добыча воды из артезианских скважин, нефти и газа изменяют напряжение земной поверхности. Нарушение геоценоза стало средством политического давления методом уничтожения растительности, разрушения плотин и создания искусственных наводнений, "перехвата дождей" и т.п. Из-за опустынивания земли и недостатка воды целые народы оказываются перед лицом политического решения своих проблем. Сохранить человеку место в системе параметров геоценоза можно в первую очередь политическими методами.

Геоценозу присущи естественные волновые изменения, хотя они находятся, на первый взгляд, за пределами компетенции политической психологии. Длительность каждого периода - плиоцена, плейстоцена, голоцена исчисляется десятками и сотнями тысяч лет. Скорость вращения планеты, изменение положения оси вращения, столкновение с астероидами и пр. не поддаются власти человека. В системе геоценоза затонули материки: Атлантида, Арктида, Лемурия, Пацифида. Человеку вмешаться в процесс геоценоза представлялось нереальным, кроме локальных нарушений поверхности Земли. Но в последнее время стали вырисовываться фантастические контуры геологических катастроф вследствие термоядерной войны. Это означает, что зона ответственности политики начинает расширяться и требует контроля над искусственными изменениями геоценоза. Главное в геоценозе – разрушение почвы (гумуса) и загрязнение пресной, питьевой воды – главная причина для будущих войн.

3) Биоценоз, который берет начало в гидробиологии и полезен в теории ассоциации растений, может быть использован как метод политической психологии для описания всех систем жизнеобеспечения общества. И моралисты, и циники вынуждены принимать как данность, что начало каждой жизни дает конец другой жизни. Исчезновение какого-либо вида растения или животного нарушает кругооборот энергии и веществ в природе, ставит на грань гибели все биологическое сообщество, частью которого является сам человек. "Зеленые" фактически сформулировали биоценоз как самостоятельную политическую проблему, привлекающую к себе внимание общества.

То, что именуют биоценозом, имеет прямое отношение к политике через его нарушения в результате военного, хозяйственного и медицинского вмешательства в окружающую среду. Например, участниками первого крестового похода 1096г. были люди, пострадавшие от голода и эпидемий 1094г. Разрушения биоценоза в борьбе за власть были так трагичны, что по замечаниям летописцев казалось, что “исчезнет почти весь человеческий род”. Тогда три года дождей, наводнений заставили “людей съесть диких зверей и птиц, подобрать всю падаль, добраться до человеческой плоти”. Нарушения биоценоза в виде голода приходили в Европу подряд в 1221-1222 г.г., 1235 г., 1263г., 1280г. и т.д. Голод в России, СССР 1920-1923 г.г., 1929-1933 г.г. являлся прямым следствием политической деятельности людей, вольно или невольно делающих биоценоз своим орудием. Предупреждение В.И.Вернадского о том, что создание на нашей планете культурной биогеохимической энергии является основным фактом ее геологической истории, и его замечание о потенциальной возможности захвата поверхности всей планеты путем размножения одного организма, одним его видом, является для политики очень современным предупреждением. Результатом биоценоза является количество и качество продуктов питания, которые стремительно вытесняются химическими суррогатами.

4) Психоценоз - совокупность людей с различными, часто трудносовместимыми психологическими свойствами, особенностями, состояниями, составляющими политическое общество. Психоценоз поддерживается гармоническими отношениями в обществе, которые вырабатывает и отстаивает политика. Несмотря на нивелировку характеров и иных психологических проявлений в процессе культурно-исторического развития, обществу приходится считаться с тем, что психологические различия между отдельными людьми и целыми сообществами сохраняются, как бы с ними ни боролись. Недооценка этого фактора уже привела к идее «столкновения цивилизаций», культур, религий. Тем не менее, людям с различными психологическими особенностями необходимо сосуществовать в единой социально-политической системе. Попытки изолировать людей, признаваемых психически неполноценными или акцентуированными, на протяжении всей истории оказывались безуспешными. Более того, психологические различия между населением целых регионов являются столь же необходимыми для общества, как разнообразие форм жизни в природе. Здесь можно говорить о психоценозе, как некоторой подвижно-равновесной системе. Когда равновесие в психоценозе нарушается, среди прочих феноменов общество получает и политические явления. По законам психоценоза любые психологические типы населения составляют его обязательную часть и выполняют свою полезную функцию, без которой кругооборот продуктов психической деятельности нарушается и политическая структура общества разрушается.

5) Политоценоз определяет кругооборот политических идей среди групп, слоев, классов населения, как, например, биоценоз - кругооборот энергии или веществ. Смыслом всех политических идей является открытие законов власти, проектирование и эксплуатация ее конструкций, адекватных времени, месту и возможностям общества. Непримиримость и взаимозависимость многочисленных религий, философий, концепций, учений сродни отношениям в живой природе: одни партии живут за счет других, снова и снова возобновляясь за счет поражения соперника. Никакая политическая сила не может жить без оппонентов, как в биоценозе один вид, живущий за счет другого, не может существовать в его отсутствие. Попытка полностью устранить политического оппонента разрушает политоценоз. Принцип симметрии политических сил является условием гармонического общества, пренебрежение им - уничтожает уравновешенность, а с ней - гармонию.

У политоценоза есть свои естественные закономерности. Например, американский исследователь Клинберг Ф. (по Яковлеву И.П., 1992) произвел анализ длинных волн в политике и обнаружил в истории США периодические колебания между экстраверсией (готовностью использовать прямое дипломатическое, военное или экономическое давление на другие нации ради американских интересов), и интраверсией (концентрацией внимания на внутренних проблемах): Рассмотрение с этих позиций истории России позволяет обнаружить и в ней признаки политических циклов. Например,. период интраверсии (1775-1785) характеризуется вниманием к внутренним проблемам России при Екатерине 11: новое административное деление государства, новое сословное устройство, открытие Госбанка, выпуск бумажных денег, разрешение и запрещение масонства. Период экстраверсии (1798-1799) известен энергичными действиями вне России: победы эскадры Ушакова, 1799 - Итальянский поход Суворова, 1805 - Война с Наполеоном, 1808 - Континентальная блокада Англии, 1809 - присоединение Финляндии, 1812 - завоевание Бессарабии и начало Отечественной войны, 1814 - Венский конгресс. Снова период интраверсии (1825-1840): уход во внутренние проблемы государства. 1825 - восстание декабристов, введение 1-й канцелярии (личной), 2-й (законодательство), 3-й (высшая полиция), 4-й (образование), 1833 - издание Свода Законов Сперанского, 1839 - денежная реформа Канкрина и введение единого курса рубля. Новый период экстраверсии (1841-1860) сосредотачивает внимание на внешних союзниках и противниках: Восточная война 1853-1855 годов, спор из-за ключей от Вифлиемской церкви с Турцией, Францией и Англией, начало войны 1853 г., 1854 - осада Севастополя, 1863 - польское восстание при поддержке Франции и Англии, 1858 - приобретение Амурской области, 1859 - пленение Шамиля и т.д. и т.п. Весьма возможно, что длинные волны в политических циклах необходимо учитывать, чтобы времени цикла хватило для осуществления политических преобразований, как его хватило Екатерине 11, Николаю 1, но не хватило Александру 11, Александру 111.

6. Техноценоз определяет кругооборот материалов, оборудования, идей, человеческих масс в структуре производства материальных ценностей, услуг и транспорта. Направление развитие техники и технологии является таким же конфликтным, противоречивым процессом, как кругооборот энергии в биоценозе, или идей в политике. В техноценозе присутствуют непреложные внутренние закономерности, обеспечивающие безопасные и адекватные нуждам людей способы производства. Но на практике из-за политической борьбы неоправданно форсируются технологии, не имеющие научного обоснования и происходят, так называемые, техносферные катастрофы. С другой стороны, по политическим мотивам засекречивается технология нового производства, сдерживается техническое развитие соперничающих стран, срывается производство наукоемких продуктов за счет укрывания сырья, компонентов и пр. Техноценоз нарушается, техника и технология устремляются по ошибочному, порочному пути развития, "перегоняя" труд миллионов людей, металл, сырье, топливо на создание бесполезной продукции по опасным технологиям.

Техноценоз также имеет естественное волновое развитие и обычно ассоциируется с количественными колебаниями в числе открытий и изобретений (Яковлев И.П. 1992). Волна в этом случае - смена ведущих линий в научном знании. Колебания в технике зависят от жизненного цикла машин и продуктов. Элементарным техническим циклом является смена поколений машин одного вида. Он связан с циклами развития отрасли и затем - цепочки отраслей, где он проявляется в виде массового обновления оборудования. Пользуясь данными Кондратьева, в 1939 г. Й.Шумпетер предложил периодизацию длинных волн в экономике, связывая их с изобретениями. По его мнению, всплески изобретательской активности приходятся на периоды спада в экономике, когда оборудование простаивает, рынок затоварен, нет смысла улучшения никому не нужных товаров. Тогда требуются радикальные изменения, рискованные, новаторские решения. И напротив, в период подъема нет стимулов для рискованных исследовательских работ, идет рутинный процесс усовершенствования технологий, обеспечивающих хорошие прибыли.

7) Консоценоз (от английского - consumption) - потребление. Система потребления имеет свои закономерности и представляет исключительную сложность для управления. Сегодня мир уже живет в условиях «сверхпотребления», которое слабо контролируется политикой. С одной стороны, непрерывно растет уровень потребностей людей и наращивается производство товаров со все новыми потребительскими свойствами. С другой стороны, потребление в середине прошлого века перешагнуло параметры физиологической необходимости, и представляет из себя “воинственную идею миллиардных армий завоевателей, бесчинствующих на планете и бездумно опустошающих ее ограниченные запасы”. Производство не в состоянии удовлетворить этот уровень потребления не только из-за нарушения социальной справедливости, а из-за истощения природных ресурсов, близких к полному исчерпанию. Политика вынужденно или умышленно строит свои лозунги на различиях в уровне потребления в разных странах, классах, профессиях и делает это очень эффективно.

Консоценоз подчиняется закону длинных экономических волн с периодом 48-55 лет (34). Он описал признаки "повышательной волны", обусловленной обновлением и расширением основных фондов, с радикальным изменением и перегруппировкой основных производительных сил. Первая повышательная волна начинается с конца 80-х годов ХУ111 в. до 1810-1817 г., вторая с 1844-1851 до 1870-1875 г., третья с 1890-1896 до 1914-1920 г. “Понижательная волна" знаменует собой депрессию народного хозяйства, сопровождается поиском способов удешевления производства, в том числе и за счет технических изобретений. Понемногу приостанавливается рост процента на капитал, и идет его понижение за счет аккумуляции капитала в банковских и торгово-промышленных предприятиях (за счет социальных групп с фиксированными доходами, которые выигрывают на понижении цен и за счет сельского хозяйства). Первая понижательная волна с 1810-1817 до 1844-1851 г., вторая с 1870-1875 до 1890-1896 г., третья с 1914-1920 до 1934г.

8) Культуроценоз имеет свой кругооборот эстетических, нравственных ценностей, возвышающих человека над военными, климатическими, экономическими, личными трудностями. Преемственность культурных ценностей для каждого нового поколения повышает его жизнеспособность, а утрата их, напротив, снижает волю к жизни, качество жизни, ведет к потере ее смысла. В политической деятельности это явление достаточно широко используется. Кроме примеров заботы политиков о состоянии культуры, как непременной основы жизнеобеспечения общества, есть примеры и обратные. Культуроценоз существует не сам для себя - он будучи непременным элементом всей системы жизнеобеспечения общества является питательной средой...для самой политики. Нарушая культуроценоз, политика лишает человека достойной жизненной среды и гибнет сама.

Культуроценоз имеет цикличность, зависящую от собственных, внутренних законов развития. В рамках этой цикличности греческий стиль в архитектуре сменялся романским, затем готическим в начале Х1 в., затем Ренессансом в Х111 в., барокко в конце ХУ в., затем рококо в ХУ11-ХУ111 в. Цикличность культуроценоза тесно связана с психолого-политической атмосферой истории. Например, почти одновременно в Праге Карлом 1У был основан Собор Св.Витта (1344г.), а в Москве - Кремль в деревянном варианте возводит Иван Калита (1339 г.). Интересно, что и появление Ренессанса, и создание самых величественных архитектурных памятников совпадает во времени с жестокой политической борьбой. На этот период приходится преследование Абеляра (1121), сожжение Талмуда (1244), казнь Яна Гуса (1415) и др. К сожалению, свидетельства культуроценоза, материальные памятники культуры беспощадно разрушаются временем или варварами. Бэкон утверждал, что памятники ума и знания много прочнее, чем памятники силы и рук. Стихи Гомера существуют более двадцати пяти веков, не потеряв при этом ни единого слога, ни единой буквы, а между тем за это время бесчисленные дворцы, храмы, замки, города пришли в упадок и исчезли с лица земли. Только о рукописях говорят, что они не горят.

Если политики не используют власть по ее прямому назначению, то целостность, гармония средств жизнеобеспечения общества разрушается, проявляясь в сокращении населения, снижении его соматических, психологических и нравственных качеств, утрат территории исторической Родины, откат на последние места в цивилизационном процессе мирового сообщества. Заменить политическую власть на этом поприще не может никакая другая общественная структура. Только политика имеет право на доступ к сведениям о состоянии и потенциальных возможностях всех уровней жизнеобеспечения. Фактически политика сопрягает "возможное" по объективным материальным признакам с психологически "желаемым" по субъективным ожиданиям людей, используя для этого механизмы власти.


3. Происхождение многоликости политической власти.

Политическая власть является вершиной, интегрирующей все остальные формы и проявления власти. Именно этим объясняется относительная доступность для способного человека овладения механизмами частных проявлений власти, и божественная недоступность для большинства - политической власти, ее вершины. Недосягаемость политической власти может быть объяснена на примере электрической схемы: выходной эффект всей схемы не определяется одним ее элементом, даже самым сложным. Только все вместе они дают выходной эффект, одновременно и по очереди формируя конечный электрический сигнал. Аналогичным образом политическая власть является производной многих частных случаев власти. Отсутствие одного элемента в системе власти равносильно выходу из строя одного элемента в электрической схеме - на выходе системы властного импульса не будет. Роль таких многоликих элементов политической власти играют разнообразные носители власти. У каждого такого носителя своя философия, своя логика, свои инструменты власти и свой язык власти. Власть является политической тогда, когда в ней представлены все ее главные носители власти, исполняющие в обществе совершенно различные функции. В систему носителей власти входят:

1). Наукократия, обозначающая власть знающих над незнающими, власть посвященных в тайны природы и общества над непосвященными. Ее появление объясняется тем, что человеку на протяжении всего своего существования приходится противостоять в борьбе за выживание силам природы, бороться за первенство в царстве животного и растительного мира, соперничать в конкурентной борьбе за место в человеческом сообществе. Природа наделила человека весьма слабыми физическими средствами борьбы за власть дав только одно преимущество - понимать закономерности окружающего мира. Поэтому утверждение Г.Лассвела, что власть - это компенсация неполноценности, не должно рассматриваться как оскорбительное. Человек всегда "неполноценен" в своих попытках достигнуть цели и вынужден использовать для этого специально организованное поведение. Так или иначе, в современном мире человек, стремящийся к власти, все более и более использует научные и технические достижения общества. Он перестает нуждаться, например, в ораторском искусстве, как было в древнее время, и обретает в современных условиях "механическую власть", т.е. власть, основанную на достижениях научно-технического прогресса. Не случайно Фуко Д. утверждал, что мыслить власть - это значит знать все ее ловушки, ухищрения, провокации, к которым она прибегает, чтобы стать социально невидимой и поэтому необъяснимой в терминах субъектного понимания.

2). Демократия - власть большинства над меньшинством. По мнению Рассела Б. вся история показывает, что на меньшинство нельзя полагаться, оно не будет заботиться об интересах большинства. Рассела Б. настораживает индивидуальная власть, за которой, по его мнению, стоят льстецы, интриганы, доносчики и пр. Это несовместимо с предположением Пулантса (1946) о том, что власть - это философская конструкция, по сути своей, параллельная физическим, математическим теориям, хотя по форме совершенно не похожая на них. Б.Рассел определял власть как производство намеренных результатов. Это означает, что замена одной системы власти на другую подобна модернизации производства: открытия в физике, химии, новые технологические процессы и оборудование усиливают тех, кто способен переучиваться или менять работу. Но гражданин государства, где осуществляется модернизация властных отношений, в случае неспособности принять их должен или эмигрировать, или сопротивляться, или смириться. Модернизация власти самое масштабное и сильнодействующее изменение, которое может произойти в жизни человека. Страх, отчаяние, предательство сопровождают такого рода перемены в обществе. Среди прочего, Б.Рассел предупреждал об опасности коллективного возбуждения, включающего безразличие к боли и даже смерти.

3). Партократия - власть организованных над неорганизованными. Все исследователи психологии власти подчеркивали ее естественный характер, то, что без нее не может обойтись ни отдельно взятый деятельный индивидуум, ни нормально функционирующее общество, всегда нуждающееся в устойчивом порядке отношений и некоторой субординации. Зло не в самой власти. И зло и добро власти целиком определяются технологией, которую приносит победившая партия. Избежать партийности, самого факта появления, существования партий, их влияния на жизнь общества невозможно. В истории человечества систематически повторяются циклы, когда общество оказывается в тупике: устаревает технология, организация производства, истощаются доступные природные ресурсы, среди людей накапливаются противоречия - власть перестает оправдывать свое назначение. Поэтому Минтон понимал власть как способность производить изменения (1956). Желание изменений наступает, когда общество осознает свой моральный, материальный, интеллектуальный кризис. Ответственность за изменения берут на себя люди, психологически склонные объединяться в политические формирования, получающие именование партии. Политические партии являются естественными творцами моделей власти и конкурируют между собой как, например, фирмы по производству самолетов или мыла, с той лишь разницей, что потребитель волен делать выбор между сортами мыла, но не может избежать повиновения той системе власти, которая одержала победу. Партии - единственные и уникальные структуры, которые берут на себя функции и полномочия проектировать механизмы власти, производить их и эксплуатировать.

4). Плутократия - власть имущих над неимущими. Специфика общественного мнения вынуждает плутократию не злоупотреблять претензиями на политическую власть, и поэтому она имеет опосредованный характер. Во всяком случае, власть плутократии мало, редко и неохотно освещается в исследованиях и публикациях. По мнению Парсонса власть - это ресурс для обмена. Власть метафорически определяется как способность превращать определенные ресурсы во влияние в рамках системы взаимосвязанных субъектов. Так понимаемая власть - есть способность субъекта реализовывать свои интересы в рамках системы вопреки сопротивлению других субъектов. Инструментов для этого вполне достаточно: 1) свертывание любых видов деятельности, если предельные издержки больше, чем предельная выручка, 2) предельная выручка - дополнительная плата, которую получают в результате предполагаемых потерь, 3) манипулирование соотношением уровня безработицы и инфляции, 4) приобретение информации до тех пор, пока ожидаемый предельный выигрыш от этого будет больше, чем ожидаемые предельные затраты на приобретение информации, 5) регулирование соотношения уровня заработной платы и занятости, 6) взаимное приспособление спроса и предложения, 7) покупка и продажа риска, 8) управление соотношением цен и валового национального продукта. Инструментов влияния плутократии на политику, а значит - на механизмы власти, вполне достаточно. При определенных обстоятельствах часть власти плутократии вполне успешно обменивается на часть политической власти.

6). Автократия - власть сильных над слабыми. По мнению К.П.Победоносцева (1890), власть с одной стороны и подчинение с другой - вовсе не являются непременно результатом какого-либо насилия, подавления одной личности другой. В сложной натуре человека есть несомненное искание над собой власти, которой он мог бы подчиниться. Эта сила нравственного тяготения, потребность воздействия одной души на другую соединяет людей в общество. Она заставляет в среде людской искать другого человека, кого слушаться, кем руководствоваться. Т.о. факт власти является совершенно неизбежно как прямое следствие психической природы человека. Тихомиров Л.А. анализирует факты автократической власти, например, власти Цезаря, который говорил с трибуны: "Семейство моей тетки Юлии с одной стороны восходит к царям, с другой - к бессмертным богам...” и т.д. По свидетельству Светония, по смерти Юлия Цезаря, он был помещен в ряд богов не только по объявлению тех, кто присудил ему эту почесть, но и по внутреннему убеждению народа. В России известно "учение Иоанна Грозного", по словам которого царская власть дана для поощрения добрых и кары злых. Царская власть не может быть ограничиваема ни святительской властью, ни аристократией. Ответственность царя - перед богом. На земле же, перед подданными, царь не дает ответа. Петр Великий повторил эти принципы: "Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах не должен дать ответа, но силу и власть имеет". Берле считал, что власть - атрибут человека и не существует без носителя. Каждый человек изначально наделен двумя связанными , но не тождественными страстями - стремлением к власти и славе. Обе страсти ненасытны и бесконечны. Поэтому "человеческий мотив" должен быть включен в исследование причинных законов развития общества.

8). Бюрократия - власть уполномоченных над неуполномоченными. О ней чаще всего пишут как о явлении общественной жизни, оторванном от народа и реализующем чуждую ему систему управления. Персонально - это профессиональное сословие управителей. Тихомиров (1890) считал, что Петр допустил коренное заблуждение, не обеспечив союза верховной власти и нации, и подчинил всю нацию не себе, а чиновникам. Чичерин (1887) указывал, что из удобного орудия власти она может превратиться в самостоятельное тело, имеющие свои собственные интересы. Семенов П.Н. перечисляет четыре главные отрицательные свойства бюрократии: 1) она рассматривает дело с точки зрения своего поста, 2) она постоянно заботится о том, чтобы в каждом деле отклонить от себя ответственность, 3) она изощряется в придумывании способов обхода законов и установлений, 4) она направляет свои способности на выставление дела смотря по меняющимся вкусам меняющегося начальства. Современное объяснение историческим рассуждениям о вреде и пользе бюрократии дает определение Г.Лассвелла - “власть - межперсональная категория”. В любой большой организации, где лидер обладает значительной властью, находятся менее заметные люди, которые имеют силу влияния на лидеров посредством личных методов. В этой области функционирования власти важен индивидуальный аспект власти: власть над индивидом и власть индивида. Первая осуществляется помощью поощрения и наказания, воздействием на сознание человека для выработки нужного мнения и создания у него определенных привычек. Рассел называет это "голой властью". Вторая имеет более широкий диапазон действия и включает, во первых, власть над другими людьми, достижение которой обусловлено стремлениями человека к власти и славе, психологическими его особенностями, а во вторых, властью над природой, нечеловеческими формами жизни".

7). Технократия - власть умеющих над неумеющими. Казалось бы далекие от политики и власти, конструкторы техники, промышленные технологи имеют свой интерес в политической власти, без которой прекращаются работы по овладению новыми видами энергии, получению новых материалов и др. Вся известная нам история человечества показывает, что без технократов не выигрываются войны, не контролируется поведение человеческих масс, не сохраняются царствующие династии. Технократы, например, обеспечили в свое время экспансию политической власти Европы на весь остальной мир, изобретая и совершенствуя винтовку - от балистера Х1У века к мушкету ХУ века, к укороченной винтовке Х1Х века, к казнозарядной винтовке конца Х1Х века, и наконец, к современной автоматической винтовке ХХ века (Эсаулов А.Ф., 1980).

Ныне, например, политикам без технократов не решить проблему жизнеобеспечения народонаселения Земли, которое в 1900 г. составляло 1630 млн.чел., в 1985 г. - 4840 млн.чел., в 1989 г. - 5162 млн.чел. Неясно, как увеличить в связи с этим потребление энергии и добычи сырья в 30-40 раз ? В критических моментах истории политическая власть без поддержки технократов становилась исчезающе малой. С легкой руки президента Эйзенхауэра технократов стали именовать представителями военно-промышленного комплекса (ВПК), и никто не питает иллюзий относительно их интереса к власти. Но со времен Эйзенхауэра технократы освоили не только множество "нежелезных", а буквально органических технологий, от которых зависит существование любого политического режима: в области химии, физики, биологии, генетики, психологии, информатики. К технократам вполне относится утверждение Хиллебрандта, что власть существует в самой природе человека и может сочетаться с властью над природой, нечеловеческими формами жизни ( ).

5). Райтократия - власть пишущих над читающими. "Пишущие" - все, кто производят информацию в любых формах: текстовых, зрительных, звуковых, компьютерных и пр. Очень малая часть знаний, определяющих политическое поведение человека, появляется у каждого человека из личного опыта, общения и т.п. Даже самые сокровенные и откровенные сведения, которыми гордятся “читающие”, практически всегда когда-то были сочинены и опубликованы кем-то из райтократов, о чем не знает или не подозревает их обладатель. Поведение даже властелинов верховной политической власти определяется трудом райтократии, потому что они являются органами восприятия и хранителями памяти общества. Например, если в политической жизни общества произошли некоторые события, назовем их: 1,а,2,б,3,в,4,г,5,д,.. то при запоминании, воспроизведении могут происходит непроизвольные или произвольные ошибки. К таким ошибкам относятся: 1) Амнезия - некоторые события исчезают из текстов райтократов, пропускаются или забываются, 2) Инверсии - нарушается порядок следования событий, 3) Персеверации - некоторые события повторяются, чего не было в действительности, 4) Контаминации - смешиваются события, происшедшие в другое время и в других местах с другими людьми, 5) Реминенсценции - в последовательность событий, действительно происшедших, вплетаются события посторонние, 6) Конфабуляции - перечисляются события, никогда не происходившие вместо действительно имевших место. Информация при этом грамматически, стилистически и логически всегда выглядит вполне правдоподобной. Проблемы всех политических вождей были связаны с различного рода вольными или невольными психологическими ошибками райтократов.

Практический политик имеет дело с перечисленными носителями власти, ни одного из которых не стоит игнорировать. Если кто то из них не принимается в расчет, то вся конструкция политической власти несет в себе ошибку, приводящую в момент увеличения нагрузки на власть (неурожай, стихийные бедствия, эпидемии, банковский кризис и т.п.) к ее разрушению. Но политическая власть многолика, и не стоит «зацикливаться на одном ее лике», потому что в какой то момент истории из-за недооценки «другого лика власти» вся ее тысячелетняя конструкция уничтожается в считанные часы и дни. Только в ХХ веке Россия по причине недооценки многоликости власти перенесла несколько революций, социальных конфликтов и гражданских войн, теряя свои позиции в мире по численности населения, по размерам территории, по международному авторитету, по экономической и политической конкурентоспособности. Видеть власть системно – лучший результат конференции.


Заключение.

Настоящий сборник содержит много полезных докладов, которые посвящены очень конкретным проблемам психологии власти, некоторые – психологии политической власти. Но очень важно за деревьями увидеть лес – т.е геополитический масштаб проблемы политической власти, для изучения и описаний которой требуются современные инструменты в виде компьютерных моделей. Уже установленных закономерностей власти вполне достаточно, чтобы начать «проигрывать» на компьютерах сотни и тысячи вариантов модели власти, адекватной глобальным изменениям в мире. Очевидно, что практически все действующие модели власти устарели, и она не справляется с лавиной возможностей, которые появились у всех, кто противостоит государственной власти. Демократические выборы во всех странах мира уже не выполняют возложенных на них надежд и стали уязвимы для манипулирования, создают тупики, как это было на выборах Президента США, Франции, канцлера ФРГ: 50х50. Это означает, что должны появится исследовали политической власти, которые решатся на изучение не частных случае феномена власти, а масштабных работ с описанием полной системы элементов, структуры и функций для условий глобализации ХХ! века.

Кроме того, может быть, часть представленных в сборнике докладов привлечет внимание реальных политиков, организаторов политических партий, и чуть улучшит отношение к научным основам политической власти, которые многим практикам кажутся некоей научной идеализацией. Но это не идеализации, а реальность, которая жестоко мстит за нарушение ее естественных законов. Как законы гравитационного поля не «подогнать» под свои желания, так и законы «поля власти» объективны, и никакая политическая воля не сможет переписать ее формулы и коэффициенты. Власть вездесуща, всемогуща и вечна, как сама природа. И политическая власть не может изучать сама себя – это удел только внешнего наблюдателя, хотя на это ему необходимо решиться и получить согласие самой власти – сделать ее функциональный портрет в полный рост. Будет ли согласие?


ЛИТЕРАТУРА


  1. Аллахвердов В.М. Опыт теоретической психологии. СПб., 1993.

  2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. Л., 1977.

  3. Бехтерев В.М. Предмет и задачи общественной психологии, как объективной науки. СПб., 1911.

  4. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.

  5. Власть / Под ред. В.В.Мшвенирадзе. М., 1989.

  6. Вундт В. Проблемы психологии народов. М., 1918.

  7. Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. Л., 1974.

  8. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л., 1984.

  9. Егорова-Гантман Е. Игры в солдатики. М., 2003.

  10. Зимичев А.М. Психология политической борьбы. Л., 1991.

  11. Коновалова М.А. Психология свободы. Автореф. канд. дисс., СПб., 2006.

  12. Психология восприятия власти. Под ред. Е.Б.Шестопал. вып.1. М., 2002.

  13. Конфисахор А.Г. Психология власти. СПб., 2004.

  14. Мораль в политике. Хрест., сост. Б.Г.Капустин., М., 2004.

  15. Ракитянский Н.М. Портретология власти. М., 2004.

  16. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. СПб., 1992.

  17. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. Т.1. М., 1986.

  18. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. М., 1976.

  19. Эсаулов А.Ф. Диалектика технической мысли. Красноярск. 1989.

  20. Юрьев А.И. Введение в политическую психологию. СПб, 1992.

  21. Юрьев А.И. Системное описание политической психологии. Д. дис., СПб, 1996.

  22. Яковлев И.П. Универсальность волн и ритмов. //В кн. Волновые процессы в общественном развитии. Новосибирск., 1992.

  23. Bernal D. The social function of science. London. 1939.

  24. Clark K. Pathos of power. New York. 1974.

  25. Lipset S.M. Political man. Baltimore, 1981.

  26. Guardini R. Power and responsibility. Chicago, 1961.

  27. Handbook of political psychology. // J.Knytson (ed.) San Francisco. 1973.

  28. Harsanyi J.E. Measurement of social power, opportunity costs, and the theory of two-person bargaining games //Behav. Sci. 1962. Vol. 7. P. 67-80.

  29. Hermann M.G. Psychological Examination of Political Leaders. San Francisco, 1977.

  30. Hillebrand J.J. Power and morals. Chichago, 1949.

  31. Lasswell H.D., Kaplan A. Power and society. New Haven, 1950.

  32. Nagel J.H. The descriptive analysis of power. New Haven, 1975.

  33. Renshon S.A. Psychological needs and political behavior: a theory of personality and political efficasy. N.Y., 1985.

  34. Rosinski H. Power and human destiny. New York, 1965.

  35. Russel B. Power. London, 1985.

  36. Sampson R.V. The psychology of power. New York. 1965.

  37. Votav D. What do we belive about power? // Gal. Manag. Rev. 1966. N 8. P. 71-88.

  38. Wallas G. Human Nature in Politics. New York, 1908.



Юрьев А.И.

проф., д.пс. н., зав. каф. Политической психологии СПбГУ

05.12.07