Политическая психология России – гармония состава, структуры, функций изменяющейся страны Печать E-mail

Тезисы доклада

Политическая психология России – гармония состава, структуры, функций изменяющейся страны.

Предисловие

Образ России в старом контексте порожден легендами о «русском менталитете», который, по мнению исследователей, проявляется в 1) двойственности – переходе от одной крайности к другой, 2) порывистости – готовности к пиковым нагрузкам и пренебрежение размеренным ритмом деятельности, 3) непоследовательности – отсутствии тщательной разработки сложных планов и готовность действовать на авось, 4) долготерпении – выносливости, постепенном накоплении эмоций, и в конце, бурное их разряжение, 5) доверчивости – внушаемости, простодушии и т.д. Этот менталитет «высаживается» на бескрайние просторы страны, занимающей одну седьмую часть планеты, смешивается с суровым климатом, евроазиатской неопределенностью культуры, наблюдениями времен Мириэль Бьюкенен, беглыми репортажами журналистов и служебной информацией. Из этой совокупности получается образ России, на основании которого принимаются экономические, политические, военные решения в ее отношении. Чаще ошибочные.

Внутренняя политика России тоже строится на основе Образа страны, который создают отечественные исследователи. Большинство ученных фундаментально изучают отдельные стороны образа России (см., например, список использованной литературы), но из научно установленных частностей необходимо воссоздать целостный образ страны. Выполнение этой задачи требует гениальности Пушкина, Достоевского, Толстого, которые оставили своей стране и миру тот образ, который до сих пор характеризует Россию и ее народ. Но время неумолимо, и уже нет того, что было, а есть совершенно новая страна, которой изумились бы отечественные классики. Сегодня едва ли кто то знает точно признаки того, что именуется современной Россией.

Целостного образа России нет, и без него не может быть воссоздание новой страны и ее принятие мировым сообществом как своего партнера. Чтобы выполнить эту задачу имеющимися ресурсами, необходимо:

1 – Согласиться, что тех исторических особенностей страны, к которым аппелирует внешняя и внутренняя политика – нет. Доказательство - апатия избирателей, не понимающих языка политиков, игнорирование призывов к формированию гражданского общества и т.д.

2 – Договориться, что Россия изменяется так стремительно, что ее образ можно рассматривать только в контексте глобальных изменений в мире, от которых она совсем не отстает. Ни одна другая стран не оказалась столь восприимчивой к радикальной модернизация, как Россия.

3 – Условиться не ждать появления гениев «образа России» класса Достоевского, а сегодня применить научную технологию его формирования, доступную современным специалистам в самых разных областях знания и творчества. Формировать образ России на основе системы признаков, позволяющей характеризовать конечный список ключевых свойств образа любой страны мира.


1. Проект : гармонично изменяющаяся Россия.

Россия изменяется. Изменяется так стремительно, что создатели образа России не успевают за ее изменениями. Поэтому они из века в век предлагают миру то, что было, но чего уже нет. В истории России один день полностью изменял черты страны и характер народа. Все внешние и внутренние проблемы России определяются тем, что образ страны, как правило, не совпадает с ее действительными свойствами, особенностями и состоянием. Именно ошибки в образе России обусловили события 1913, 1917, 1941 годов. Эти ошибки создают впечатление, что мир и Россия идут параллельными путями, а иногда – в разные стороны. Это дает основания утверждать, что Россия находится в противоречии с миром, а иногда в противоречии сама с собой. Это неверно – Россия изменяется вместе со всем миром.

Выдающиеся создатели образа России: Пушкин, Достоевский, Толстой зафиксировали изменения страны на свое время. Их образ России был точным, он предсказал все, что произошло со страной в начале ХХ века, но он уже стал достоянием истории: Россия снова другая, но до сих пор не имеет своего нового образа, который требует столь же гениальных создателей. Внешняя и внутренняя политика, ориентированная на грандиозные описания того, чего давно нет, привела ко многим историческим ошибкам.

Еще советские исследователи, М.Месарович и Э.Пестель, изучая в 1974 году будущее международных отношений, сделали вывод в пользу целостности мира. Россия обречена на интеграцию. Финансовая экономика, сетевая по сути, не допускает обществ исключенного развития.


2. Условия проекта: Россия в мире глобальных изменений

Образ России должен быть адекватен глобальным изменениям, идущим в мире. Глобальные изменения значительно шире и радикальнее, чем их предполагали мондиалисты, уверенные, что государства и народы сольются в единое планетарное образование, в котором будут ликвидированы этнические, национальные, религиозные и культурные границы. Известные авторы теории глобальных изменений - Ж.Аттали, Ф.Фукуяма, абстрагировались от истории, культуры этносов, и планировали новое планетарное состояние под эгидой рынка и демократии, которые объединяют мир в рационально функционирующую машину.

Другие авторы, например, Р.Робертсон определяют глобализацию, как серию эмпирически фиксируемых изменений, разнородных, но объединяемых логикой превращения мира в единое целое. С одной стороны, это модернизация индивидуального поведения воздействием макроструктур мирового порядка, минующим национально-государственный уровень воздействия. С другой стороны, это осуществление международных отношений представителей разных культур в рутинную практику, часть повседневной жизни. Формула глобализации – глобальная взаимозависимость плюс глобальное сознание. Это транснациональный капитализм, образуемый ТНК, и система международных организаций, призванных отстаивать универсальные «общечеловеческие» ценности.

Несомненно, сознание человека и должно быть положено в основу образа России. Именно сознание определяет восприятие глобальных изменений информационного общества, антропокосмизма, опытов по биотической регуляции, по созданию искусственных микробиосфер, материализации электронно-кибернетической цивилизации, влиянию биополитики, опытов по автотрофикации, киборгизации, экогеизма, коэволюции и др.

Контекст современного образа России – это восприятие невозможного возможным, невероятного вероятным, недопустимого допустимым, нереального реальным. Суть контекста - политическая борьба делает «великих», но отставших от глобальных изменений, пигмеями, а ничтожных, но готовых к изменениям поднимает до божественных высот. Будущее – смысл контекста глобальных изменений, в которые включена Россия, но которая не имеет в этих изменениях своего современного образа, а значит – и места.


3. Что изменяется в мире и что изменять в России?

3.1. Изменение места России в Картине мира

Фактически значение Картины мира, как системы защиты сознания человека, описал Блез Паскаль: «Только мысль делает человека великим. Человек познает, что он нищ; он нищ, ибо он есть, но он велик, ибо познает это. Не в пространстве могу я найти свое могущество, а в порядке моего мышления. Я не стал бы могущественнее, если бы обладал странами. В пространстве Вселенная охватывает и проглатывает меня, как маленькую точку, - в мышлении я охватываю ее.» Картина мира – результат формирования человека как Индивидуальности, т.е. человека, самостоятельно формулирующего свои цели. Строго говоря, это 1) формирование Представлений об устройстве мира и общества, 2) овладение Языком для описания мира и контакта с ним, 3) накопление в Памяти информации, достаточной для точной самоидентификации в физическом и социальном пространстве, 4) Восприятие мира, как явления неопасного, понятного, доступного для реконструкции в своих целях..

Специалисты сходятся во мнении, что каждый человек чувствует опасность, исходящую извне. Мир, который «во зле лежит» пробуждает состояние тревоги. Чтобы действовать в нем, человек должен прежде всего определить конкретные источники внешней опасности. Для этого знать: 1) что является источником опасности, 2) чего нельзя делать, чтобы не вызвать эту опасность на себя, 3) что надо делать, чтобы ее преодолеть? Благодаря Картине мира человек получает образ окружающего, в котором все элементы мироздания структурированы и соотнесены с самим человеком так, что каждое его действие является компонентом общей структуры. Но появляется Будущее, и с таким трудом созданный образ окружающего уничтожается.

Конечно, Картина мира осознается человеком только частично и фрагментарно. Фактом сознания является не ее содержание, а ее наличие и целостность. Человеку скорее кажется, что он имеет некоторую упорядоченную систему представлений, чем он имеет ее в действительности. Но тем не менее, Картина мира стоит, как защитный барьер между внешней реальностью и сознанием человека. Картина мира – продукт мышления человека. Считается, что каждому историческому отрезку времени соответствует своя К.М., которая непрерывно изменяется, но никогда не бывает полной и абсолютно истинной. Неявно Глобализации вменяется в вину грех разрушения и без того хрупкой Традиционной Картины мира. Воссоздать Инновационную картину мира без внешней поддержки невозможно. Поэтому сегодня появились тысячи организаций, которые предлагают гражданам в Интернете свои услуги по Изменению Картины мира. Вполне официально на этой ниве трудятся СМИ, реклама, PR, современная литература, кино, избирательные кампании и т.п. Но это дело профессиональное, поэтому современной картины мира в России как не было, так и нет.


3.2. Изменение российского Образа жизни

Наиболее простой формой защиты человека от страха перед Будущим является Образ жизни. Именно ее имел ввиду Б.Паскаль, когда писал: «Мы не задерживаемся в настоящем. Мы предвосхищаем будущее, ведь оно так медленно наступает, - чтобы ускорить его приход; и мы кличем прошедшее, чтобы задержать его уход, - ведь оно так стремительно исчезает. Мы в настоящем, которое нас тяготит. Мы скрываем его от нашего взора, если оно нас мучает; а если оно желанно, мы омрачены видом его исчезновения. Мы пытаемся сделать настоящее сносным с помощью будущего и думаем о том, как подчинить то, что не в нашей власти…».

Образ жизни – результат формирования человека как Индивида, т.е. человека, самостоятельно переживающего свое состояние. О существовании образа жизни большинство людей знает на примере «здорового образа жизни», связанного с занятиями спортом, правильным питанием, режимом труда и отдыха и т.п. В действительности, Образ жизни означает прежде масштабнейшую борьбу между телом и духом, между телесным искушением и духовным аскетизмом. Именно эта борьба, в частности, устанавливает границы допустимого в питании, употреблении алкоголя, сексуальной жизни, предельных нагрузках на организм, способах лечения – т.е. исполнения функций организма. Глобализация в первую очередь изменяет образ жизни человека таким образом, какого никогда не было в истории человечества. Люди поставлены глобальными изменениями в положение «первопроходцев», которым разрешено недопустимое, нереальное, невозможное и затруднен тот образ жизни, который составлял силу людей и доставлял им радость.

Изменение Образа жизни проявляется в том, что массы людей стали перемещаться в пространстве на расстояния и со скоростями, которые не позволяют правильно понять собственные ощущения: пространство спрессовалось. Глобальные изменения Образа жизни проявились в том, что время потеряло свой смысл: человек круглосуточно «подключен» средствами связи к жизни и действует по мере внешней необходимости, а не внутренней потребности. Образ жизни изменила энергетическая роскошь, которая отняла у человека необходимость достигать результата за счет собственной, телесной энергии. Образ жизни изменил глобальный информационный поток, который ищет человека, а не человек ищет его: ему доступно все сведения и мире, но он не понимает ничего. Почти ничего не надо достигать за счет собственного духовного могущества и спартанского телесного аскетизма. Влечение к телесному комфорту взяло верх над стремлением к высотам духа.

По мнению В. Лебедько, Образ жизни – стремление к тому, чтобы каждое действие, каждая ситуация, любой жизненный выбор были направлены на безупречное следование тем ценностям, которые открываются ищущему человеку в процессе его практики. Какие ценности соответствуют глобальным изменениям – не знает практически никто. Образ жизни становится непреодолимой тайной, где никому не известны нормативы использования мобильной связи, получения информации по радио и ТВ, по электронной почте и Интернету. Совершенно неясен порядок и размеры употребления пищи и алкоголя, наркотиков, лекарств, сняты все ограничения на интерес к сексу, исчезает значение семьи и неясно, как воспитывать детей: что можно и что нельзя? Появился новый Образ жизни – сетевой стиль, который кладет начало полному подсоединению человека к компьютерным сетям.


3.3. Изменение российского Мировоззрения

Еще одним способом адаптации к жизни является Мировоззрение, как нравственная форма защиты человека. Ее происхождение лучше всех описал тот же Б.Паскаль: «Перед всемогущим величием природы, гор, морей, бесконечности звездной ночи к человеку приходит ощущение подавленности. Вечное молчание бесконечных миров ужасает меня. Я вижу эти страшные пространства Вселенной, которые меня охватывают. Человек находится между двух бесконечностей – бесконечно большим и бесконечно малым – и в него проникают они обе; видимый мир, в котором мы живем, есть только маленькая тюремная камера, подвешенная между двумя пропастями – бесконечностью и ничто.»

Строго говоря, Мировоззрение - это система взглядов , принципов, ценностей, идеалов, и убеждений, определяемых как отношение к действительности, общее понимание мира, так и позиции программы деятельности людей. Субъектом, носителем мировоззрения является как отдельный человек, так и социальные/профессиональные группы, этнонациональные/религиозные общности, и классы, и общество в целом. Мировоззрение - результат формирования человека как Личности, т.е. человека, самостоятельно отличающего добро от зла, возможное от невозможного, допустимое от недопустимого.

Мировоззрение относится к числу самых болезненных явлений, которое сокрушает Будущее в лице Глобализации. Дело в том, что Мировоззрение функционирует как содержательная система сознания, в котором все вопросы, относительно внешнего и внутреннего бытия субъекта уже получили ответы, где все проблемы определенным образом уже решены. Кроме того, Мировоззрение включает умение пользоваться этими знаниями для познания и преобразования мира, убежденность в истинности их как инструмента деятельности, основные идеалы, принципы и готовность к реализации и защите убеждений и идеалов.

Специалисты напоминают, что даже Фрейд полагал, что Мировоззрение - это интеллектуальная конструкция, которая единообразно решает все проблемы нашего бытия, исходя из некоего высшего предположения, в которой в соответствии с этим ни один вопрос не остается открытым, а все, что вызывает наш интерес, занимает свое определенное место. Легко понять, что обладание таким мировоззрением принадлежит к идеальным желаниям людей. Полагаясь на него, можно надежно чувствовать себя в жизни, знать, к чему следует стремиться, как наиболее целесообразно распорядиться своими аффектами и интересами.

Тем не менее, у каждого человека его Мировоззрение складывается в результате длительной, сложной, часто мучительной интеллектуальной работы. Такие взгляды становятся фундаментом его духовной культуры, сущностью его "Я", Мировоззрение всегда даёт человеку видения всего мира со всеми его загадками и разгадками. Существенно, что в Мировоззрение человека входят только те знания, которые его убеждают, которые прочувствованы им как знания истинные; только те знания, которыми человек руководствуется в своём поведении. Поэтому мировоззрение - это синтез и высший уровень духовной жизни человека. Об уровне духовного величия человека достоверно можно судить только по уровню его Мировоззрения, потому что выше мировоззренческих проблем бывают только мировоззренческие проблемы. Человек духовно растёт в меру роста его мировоззрения.

Фактически о Глобализации писал Вернадский, который предупреждал, что даже научное Мировоззрение не есть что-нибудь законченное, ясное, готовое; оно достигалось человеком постепенно, долгим и трудным путем. В разные исторические эпохи оно было различно. Изучая прошлое человечества, мы всюду видим начала или отдельные части нашего современного мировоззрения в чуждой нам обстановке и в чуждой нашему сознанию связи, в концепциях и построениях давно прошедших времен. В течение хода веков можно проследить, как чуждое нам мировоззрение прошлых поколений постепенно менялось и приобретало современный вид. Но в течение всей этой вековой, долгой эволюции мировоззрение оставалось научным.

По З.Фрейду, «Мировоззрение, основанное на науке, кроме утверждения реального внешнего мира, имеет существенные черты отрицания, как-то: ограничение истиной, отказ от иллюзий. Кто из наших современников недоволен этим положением вещей, кто требует для своего успокоения на данный момент большего, пусть приобретает его (мировоззрение. ЮАИ), где найдет. Мы на него не обидимся, не сможем ему помочь, но не станем из-за него менять свой образ мыслей». Наиболее острые дискуссии относительно Глобализации неявно связаны с проблемой изменения Мировоззрения – Традиционного на Инновационное.


3.4. Изменение жизненной позиции граждан России

Кроме Картины мира человек всю жизнь строит свою Жизненную позицию, как волевую форму психологической защиты. По словам того же Б.Паскаля: «Внутренняя борьба разума против страсти делит людей на два класса: одни отказались от страстей и хотят стать богами; другие отказались от разума и хотят стать животными. Но ни те, ни другие не могут достичь этого; разум всегда присутствует и обвиняет ничтожество и несправедливость страстей, и страсти живы в тех, которые хотели бы от них отказаться.» Жизненная позиция - результат овладения человеком своим поведением – он становится Субъектом поведения, т.е. человеком, самостоятельно достигающего поставленных целей. Строго говоря, это 1) формирование Мышления, позволяющего отличать существенное от несущественного, 2) развитие своей Воли до уровня , делающего поведение человека произвольным, 3) придание своим аффектам социально одобряемой конструктивной формы творчества, 4) усвоение полной совокупности стереотипов и стандартов поведения, достаточной для защиты от внешнего произвола.

Жизненная позиция стоит за фактом необыкновенной активности человека, которая проявляется в трудовом преобразовании планеты. Города, дороги, поля и др. - детище Жизненной позиции масс людей. Жизненная позиция – это отношение человека к способу получения средств к существованию, а точнее – к труду. Она является целью государства, и о ней мечтает семья каждого начинающего самостоятельную жизнь человека. Жизненная позиция была гарантией правильной, честной, уважаемой жизни человека. Именно Жизненная позиция делила общество на две неравные половины: первая считала труд наградой и обязательным условием жизни, вторая – явно (воры в законе) или скрыто (завсегдатаи курилок) считали труд наказанием и всеми доступными методами избегают его.


4. Гармоничная структура образа России: что создавать?

4.1. Российский смысл жизни

Сила смысла жизни заключается в том, что его основу составляет самое сильное чувство, которое даровано человеку – любовь. Любовь играет роль основы, на которой «вышивается» текст смысла жизни. Любовь здесь – это желание добра другому человеку, как самому себе. В 1-м Послании Павла коринфянам сказаны чрезвычайно важные слова: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так - что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я – ничто». Казалось бы просто. Однако любовь для очень многих людей недостижимая мечта. При всей кажущейся простоте вопроса, Св. Павел перечисляет 16 трудно выполнимых одновременно условий существования любви: «любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит…».

Один из выводов из Послания - стоит только замыслить зло, как любовь превращается в ненависть, и смысл жизни разрушается из-за отсутствия прочного основания. Смысл – это продукт мышления, предназначенный для приведения в упорядоченное безошибочное движение всех ресурсов человека для минимизации своих потерь и максимизации своего успеха. Это самый дорогой продукт, который известен человечеству. Смысл создает предельно возможное приближение к истине. Смысл аналогичен напряжению в электрической сети: есть напряжение – и ценности становятся нужными, как электрическая цепь, и цель, как электрический ток приводит в действие моторы. Смысл приводит в движение массы людей. Воплощен смысл в людях, образованных и воспитанных особым образом для предвосхищения и применения любых изменений, которые могут произойти в мире. Именно люди является авторами, носителями смысла. Смысл – самое сильное переживание человека, которое поднимает его в Космос, пускает его в невидимый, неслышимый, неосязаемый микромир. Ради смысла человек и народы идут на эшафот. Нет смысла – все останавливается. Предательство, воровство, бессовестность всегда пируют в том доме, откуда ушел смысл.


4.2. Российская цель жизни

Цели жизни против скуки. Говоря о цели жизни, важно не упустить из виду, что речь идет о чрезвычайно сложном явлении, именуемом «целеобразование». В отечественной психологии целеобразование понимается, как процесс порождения новых целей в деятельности человека. Чтобы выбрать себе цель жизни в океане соблазнов, опасностей и возможностей, человек должен уметь выполнить четыре операции: 1 – осуществить целеполагание (возможно точно определить свое место в обществе и место, которое представляются ему желаемыми), 2 – определить свою целенаправленность, образ будущего (выбрать направление своего развития, перехода из неудовлетворительного состояния в состояние желаемое), удовлетворительное, 3 – действовать целеустремленно (продолжать преследовать одну и ту же цель, изменяя свое поведение при изменении внешних условий), 4- быть целесообразным (решить проблему времени своей жизни, имея ввиду, что оно состоит из трех модусов - последовательности, сосуществования и устойчивости). "Последовательность времени" – это линейный порядок течения процессов как бесконечной "стрелы времени", устремленной из прошлого в будущее. "Сосуществование времени" - это набор событий в жизни конкретного человека, происходящих одновременно. "Устойчивость времени" представляют как продуктивность каждого мгновения, его значимость в общем балансе времени жизни. Если считать, что последовательность это “длина", сосуществование - "ширина", то устойчивость - это "высота" времени. Гюйо писал, что время закрыло бы к себе доступ существу, которое ничего не желало бы, ни к чему не стремилось бы. Будущее есть не то, что идет к нам, но то, к чему мы идем.

Скука – это остановка времени жизни, и преодолеть ее можно двумя способами. Цель – это аппарат перевода смысла из статического состояния в динамическое посредством ценностей. Отсутствие цели делает человека, город, страну жертвой обстоятельств, произвола, случая. Цель, как горящая лампочка, позволяет судить о наличии ценностей (цепи) и смысла (напряжения). Это ценности «светятся», «вращаются», «дают тепло». Их видят и слышат, за них платят и благодарят. Цель, как ток в лампочке очевидна, реальна, эффективна. А вот смысл и цели всегда скрыты от глаз, как напряжение и ток. Цель нельзя придумать в отрыве от смысла и ценностей. Нет цели – нет собственного произвольного поведения, а есть непроизвольное запоздалое реагирование на чужое поведение.


4.3. Российские ценности жизни

Ученым давали ограниченную возможность изучать ценности, чем воспользовались Т.Парсонс, М.Рокич, Ш.Шварц, И.Дубов и многие другие. Это они не позволили обществу забывать о приоритете ценностей, над всеми иными факторами поведения человека. При описании ценностей петербуржцев полезнее всего применить мысли о сущности ценностей С.Л. Рубинштейна. Он писал, что: «ценности и идеалы непосредственно связаны с культурой, воплощаясь в ее продуктах. Продукты культуры представляются как «резервуары», в которые человек на протяжении истории откладывает, сохраняя все лучшее. Человечество – это совокупность людей, связанная продуктами культуры, их деятельности, каждый из которых имеет смысл лишь во взаимодействии.». (18)

Чтобы преодолеть упрощенное представление о сущности «инструментальных» и «терминальных» ценностей, надо вспомнить примеры, приводимые С.Л.Рубинштейном: « Исторически происходит изменение идеалов: этика стоиков предполагала мудрость самообладания, стоики и Спиноза прославляли идеал мудреца. Греческая концепция любви (эроса) выступает как стремление низшего к высшему, более совершенному. Августинское (и спинозовское) представление предполагает совпадение движений снизу вверх и сверху вниз. Христианство (Лев Толстой) предполагало идеал любви к святости (святые и кающиеся грешники). Ницше проповедует любовь к сверхчеловеку, образцом идеалов Возрождения оказался героический энтузиазм Джордано Бруно. Пуританство возводило в добродетель «сухость», черствость и безжалостность к людям (Кальвин), считая силу страсти источником тяжких прегрешений» (18). Нетрудно заметить, что сущность ценностей жизни составляет нечто иное, значительно более возвышенное, нежели то, что известно нам по данным социологических опросов.

Полезно, обсуждая ценности, ориентироваться на некоторые постулаты С.Л.Рубинштейна. Очень важно, что о ценностях он пишет в параграфе, именуемом «Отношение человека к человеку». Иначе говоря, вне отношения к другому человеку ценностей не существует. Кроме того, он уточняет, что: «Ценность- это в своем чистом, концентрированном виде радость бытия. Радость не от этого или другого, а радость вообще – радость от самого факта своего существования». И еще он напоминает, что «ценности не первичны….Ценность – значимость для человека чего то в мире. К ценностям прежде всего относится идеал – идея, содержание которой выражает нечто значимое для человека». С.Л.Рубинштейн напоминает о категориях «размах», «диапазон жизни», ее «интенсивность» и «глубина», «душевная щедрость» самой личности (18). Иначе говоря, в отсутствие яркого проявления этих параметров говорить о наличии у человека ценностей не совсем верно.


4.4. Российская энергия жизни

Физиологически человек всегда в состоянии и готов совершать поступки, действия, но не делает этого только из-за отсутствия в них смысла, ценности и цели. В свое время проф. В.А.Ганзен в частных научных беседах объяснял мне, что менталитет – это нечто вроде уровня возбуждения, который регистрируют исследователи высшей нервной деятельности. Это наблюдаемые проявления жизни. Точно таким же образом действуют социологи, которые знают о менталитете больше всех. Но и в физиологии эти жизненные проявления продуцируют: подвижность нервной системы (аналог смысла), непрерывность нервного процесса (аналог цели), уравновешенность нервной системы (аналог ценностей) и сила нервной системы (аналог жизненной силы). Такая вольная интерпретация физиологии высшей нервной деятельности была нужна для объяснения того, что человек на всех уровнях – биологическом, физиологическом, психологическом, социальном, политическом обладает достаточной силой только в том случае – если эта сила базируется на содержательной системе.

Известно множество примеров, когда люди, лишенные возможности двигаться, видеть, слышать достигли вершин мудрости, влияния и признания. И еще больше примеров того, что при абсолютном физическом совершенстве люди прожили жизнь в ничтожестве, предаваясь пьянству и разврату, прожив жизнь в обузу близким и обществу. Значит в основе жизненной силы - не сила мышц и зоркость глаз, а менталитет, представляющий из себя содержательную систему. Содержательный менталитет запускает волевой механизм поведения человека. Бессодержательный же менталитет подменяет волю упрямством, капризами.


5. Гармоничные функции России в мире: зачем изменять?

5.1. Преодоление страха перед жизнью

Л.Н. Толстой много лет назад предвосхитил проблемы глобализации, описав страх перед жизнью. Именно для этой цели он вводит в «Войну и мир» персонаж Пьера Безухова. Среди прочего, он описывает психическое состояние и мысли Пьера Безухова, который после сватовства Андрея Болконского к Наташе Ростовой впал в депрессию. Л.Н.Толстой пишет, что «..Иногда Пьер вспоминал о слышанном им рассказе о том, как на войне солдаты, находясь под выстрелами в прикрытии, когда им делать нечего, старательно изыскивают себе занятие, для того, чтобы переносить опасность. И Пьеру все люди представлялись такими солдатами, спасающимися ОТ ЖИЗНИ: кто честолюбием, кто картами, кто писанием законов, кто женщинами, кто игрушками, кто политикой, кто охотой, кто вином, кто государственными делами. Нет ни ничтожного, ни важного, все равно; только бы спастись от нее, как умею! – думал Пьер. – Только бы не видеть ее, эту страшную ее» (Война и мир. Собр. Соч. в 12 т., т.4., с. 307.).

Задолго до Л.Н.Толстого Б.Паскаль писал о проблеме страха перед жизнью: «Я не знаю ни того, кто меня создал, ни того, что есть этот мир, ни того, что он есть я сам. Я в страшном невежестве, незнании всех вещей ; я не знаю, что есть моя жизнь, что есть мои чувства, что есть моя душа – сама часть меня, которая думает то, что я говорю, которая размышляет обо всем и о себе самой и познает себя не лучше, чем все остальное. Я вижу эти страшные пространства Вселенной, охватывающие меня, и я вижу себя связанным в одном углу этой неизмеримой бесконечности и не знаю, почему я именно в этом месте, а не в другом и почему тот отрезок времени, который называется жизнью, привязан именно к этой, а не к другой точке вечности, которая мне предшествовала и которая будет после меня. Я вижу кругом только бесконечности, которые меня охватывают, я как тень, которая длится одно мгновенье и не возвращается» (Paskal B. Oeuvres. V. 1-14.-Paris, 1904-1914; V. 8,9. – Paris, 1908.)

А совсем недавно, тридцать лет назад, выдающийся исследователь Глобализации, А.Тоффлер объяснил появление страха перед Будущим: «Под влиянием новых переживаний и ощущений психически здоровый человек перестает отличать реального от искусственного. Почва уходит у него из под ног, ибо само определение нормальной психики, нормальной жизни перестает считаться нормальным. Поток изменений вносит невиданные осложнения в жизни людей, которые становятся жертвами футурошока. В будущем человека ждет мир, в котором нет ничего общего с тем миром, к которому он привык……Если бы только одна техника сорвалась с цепи, то и тогда наше положение было бы достаточно трудным. Смертельная опасность состоит в том, что и другие социальные процессы бросили узду и бешено мчатся в неизвестном направлении, отказываясь подчиниться всем нашим попыткам управлять ими.» (Toffler A. Future Shock. – L., 1971).


5.2. Борьба с апатией

Апатия недооценивается окружающими, как разновидность легко прогоняемой блажи бездельника. Или как лень, не представляющая опасности никому, кроме близких людей. По данным авторов Интернета, это совершенно неверно, потому что апатия – одновременно: государственная проблема и признак заболевания человека. Когда в апатию впадают массы людей, тогда в апатию впадает страна, тогда она выпадает из мирового процесса глобальных изменений, уходя с мировой исторической арены. Апатия в переводе с греческого — бесстрастность, т.е. состояние, характеризующееся эмоциональной пассивностью, безразличием, уплощением чувств, равнодушием к событиям окружающей действительности и ослаблением побуждений и интересов. Филологи определяют скуку, как бесстрастие, бесчувствие, равнодушие, безучастие, безучастность, невозмутимость, холодность, постылость, косность, вялость, лень, «обломовщину».

На опасность апатии для общества указал Э.Дюркгейм. Он связывал ее с аномией для объяснения отклоняющегося поведения (самоубийство, апатии и разочарования). При достаточно резкой смене общественных идеалов и морали определенные социальные группы перестают чувствовать свою причастность к данному обществу, происходит их отчуждение, новые социальные нормы и ценности отвергаются членами этих групп, в том числе социально декларируемые образцы поведения, а вместо конвенциональных средств достижения индивидуальных или общественных целей выдвигаются собственные (в частности, противоправные).


5.3. Преодоление скуки

Скука ошибочно относится к бытовой проблеме. Очень немногие психологи в редких сообщениях в Интернете сообщают о своем внимании к этому феномену. Они пишут, что на эту ошибку указывал еще Шопенгауэр, утверждавший, что в жизни мы постоянно балансируем между горем и скукой. Специалисты считают, что счастье, видимо, располагается где - то посередине: чтобы и острота новых впечатлений не начинала приносить невыносимую боль, а в то же время и чтобы скука не заедала до смерти. Многие исследователи указывают на важность реплики Шопенгауэра о том, что чем глубже горе, тем дольше будет длиться скука. Именно скука останавливает общественные, исследовательские, личные процессы, приводя к стагнации во всех областях жизни общества. Человек интуитивно пытается бороться со скукой, которая ведет к деградации его личности, к сползанию к примитивным и преступным формам поведения.

Влияние скуки на человека, к сожалению, недооценивалось даже такими выдающимися отечественными психологами, как К.К.Платонов. Он определял скуку как психическое состояние, вызванное отсутствием интересных стимулов и проявляющееся в снижении уровня ясности сознания. Мы благодарны ему за указание на «снижение уровня ясности сознания». Но сейчас мы точно знаем, что неверно рекомендовать преодоление скуки «интересными стимулами». Именно эта ошибка отечественных психологов в способе преодоления скуки определяла организацию жизни общества в СССР, и была одной из причин его крушения. Тем не менее, и К.К.Платонов указывает, что «личности с богатым внутренним миром скука несвойственна».


5.4. Борьба с одиночеством

Человек сложен, а проблема одиночества столь фундаментальна, и так мало известна, что политики никак не связывают ее с результатами своей «политической деятельности». Плодом деятельности политики является введенное Э. Дюркгеймом понятие социальной солидарности, под которой понимается состояние коллективной идеологической интеграции (10). Ныне в Петербурге, как и во всей России-2002 года, социальную солидарность заменила аномия - состояние беспорядка и незаконности. Дюркгеймом высказывалось предположение о том, что аномия появляется при быстрых социальных, экономических изменениях, нарушающих порядок в общественном устройстве. Опрокидывание общественных норм и потеря ограничений вызывают у людей такое чувство, что они оказались в пространстве без ориентиров. Не имея ориентиров, люди устают от существования. Их усилия становятся бесполезными, жизнь теряет ценность, и наступает аномичное саморазрушение.

Чтобы понять мощность давления одиночества на человека, полезно вспомнить свои собственные чувства, как это делали такие выдающиеся люди, как Бертран Рассел. Он писал, что все детство он испытывал сильное чувство одиночества и тщетно надеялся встретить человека, с которым мог бы поговорить. Природа, книги, а позже математика спасли его от глубокой подавленности. Если память отказывает, то можно довериться такому тонкому писателю, как О. де Бальзак, который писал: "Человека страшит одиночество. А из всех видов одиночества страшнее всего одиночество душевное. Отшельники древности жили в общении с богом, они пребывали в самом населенном мире, в мире духовном... Первая потребность человека, будь то прокаженный или каторжник, отверженный или недужный , - обрести товарища по судьбе. Жаждая утолить это чувство, человек расточает все свои силы, все свое могущество, весь пыл своей души. Не будь этого всепожирающего желания, неужто сатана нашел бы себе сообщников».


Заключение

Образ новой России в глобальном изменяющемся мире характеризуется тем, что более всех изменилась Россия. Страна в очередной раз стала общественно-политической лабораторией мира, и приняла на себя первой все мыслимые глобальные испытания, которые могут выпасть на страну. Ни одна другая страна не проделала с собой такое количество изменений, и не разрушила традиционных стереотипов поведения, как Россия. Сегодня Россия, как никакая другая страна открыта для инноваций, и как никакая другая страна имеет силы для их принятия. Опыт России пригодится многим развитым странам, некоторые из которых уже вступили на путь глобальных испытаний.

Россия напоминает человека, прошедшего особые испытания, но возвращение которого прошло незамеченным для окружающих. Происходит это потому, что не решается задача формирования образа страны, имеющий полезный для всего мира опыт. А задача формирования образа России, понятного и полезного миру, не решается потому, что нет технологии этого труда.

Доклад может показаться сложным и трудным для технологического исполнения создания образа России, но это многократно проще, нежели формирование образа страны творческими гениями класса Льва Толстого, которых сегодня в стране нет. Главная препятствие в создании образа России для собственных граждан и для внешнего мира – упрощение задачи и метода до пределов, когда образ исчезает или искажается. Формирование образа страны – задача или для гениев класса Достоевского или для профессионалов современной российской науки. Но не для клерков организаций, продающих информацию.

Глобальные изменения в будущем столь масштабны, что ни одна страна и ни один город в мире не готов к их восприятию. Исчезнут одни и появятся другие отрасли производства. Станут бессмысленными самые современные технологии и их заменят новые, неизвестные сегодня. Одни, сегодня процветающие территории опустеют, а другие будут страдать от перенаселенности. Сегодняшние добродетели станут предметом насмешек, а вчерашние пороки станут условием успеха. Что случится - надо знать сейчас. Поэтому сегодня во всем мире говорят о необходимости «открыть себя заново», или «изобрести себя заново», хотя бы «осознать себя в новом мире». Одна тактика – лениво ждать развития событий, другая – инициативно формировать изменения с учетом своих интересов. Давно сказано: Будущее – не то, что идет к нам, а то, к чему идем мы. К чему идет Россия? Нужен проект, и это не такая проблема, как ее рисуют люди, ничего не проектировавшие.



Использованная литература

Список 1.


  1. Архиенископ Серафим (Соболев) Русская идеология. СПб, 1992.

  2. Водолеев Г.С. Выморочные циклы России. Без даты и места издания

  3. Гражданское общество России: перспективы ХХ! века. Под ред. Проф. Марахова В.Г. СПб, 2000.

  4. Ментальность россиян. Под ред. Дубова И.Г. М., 1997.

  5. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. Махачкала, 2000.

  6. Современная российская цивилизация. В 2-х книгах. Ред. Аринин А.Н., Коваль Б.И., Семенов С.И. М., 200-.

  7. Подберезкин А. Русский путь. М., 1999.

  8. Россия перед глобальными вызовами. Под. Ред. А.Венгера, Й. Перовича, А.Макарычева. Нижний Новгород. 2002.

  9. Россия: планетарные процессы. Под ред. Большакова В.Ю. СПб, 2002.

  10. Россия: ХХ! век. Тезисы докладов. М., 1999.

  11. Судьбы России. Подготовка Шепелева Л.Е. СПб, 1999.


Список 2.

  1. Бернштам Т.А. Молодежь в обрядной жизни русской общины Х1Х-началаХХ века. Л., 1988.

  2. Бистрицкас Р., Кочунас Р. Homo soveticus или Homo sapiens? Несколько слов к психологическому портрету.// «Радуга», 1998, №5.

  3. Бранский В.П. Социальная синергетика и теория наций. Санкт-Петербург, 2000.

  4. Введенский А.И. Психология безо всякой метафизики. Пг., 1917.

  5. Вулф Т. Домой возврата нет.М.,1977.

  6. Громыко Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян Х1Х века. М., 1986.

  7. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. Л., 1990.

  8. Дюркгейм Э. "О разделении общественного труда". 1900.

  9. Кульпин Э.С. Бифуркация Запад-Восток и экологический императив: о концепции развития Н.Н.Моисеева. // «Восток», 1993.

  10. Манекин Р.В., Контент-анализ как метод исследования мысли. // «Клио», 1991.

  11. Ментальность россиян. Под ред. Дубов И.Г., М., 1997.

  12. Поиски исторической психологии. Сообщения и тезисы докладов Международной научной конференции 21-22 мая 1997 г. Под наблюдением Т.В.Партаненко и В.И.Старцева. В 3-х частях. Санкт-Петербург, 1997.

  13. Предназначение Санкт-Петербурга. Сборник статей. Под ред. Юрьева А.И., Санкт-Петербург, 2000.

  14. Проблема 2000: психолого-политическая культура санкт-петербургской молодежи. Сборник научных трудов молодых ученых кафедры политической психологии СПбГУ. Под ред Т.В.Анисимовой. Санкт-Петербург 2000.

  15. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М., 1997.

  16. Санкт-Петербург: из Будущего в Настоящее. Материалы научной конференции 22-24 мая 2001 года. Под ред. Юрьева А.И. Часть 1. Санкт-Петербург, 2002.

  17. Семашко Л. М. Тетрасоциология: ответы на вызовы. СПб., 2002.

  18. Теоретические и методические вопросы исторической психологии. Материалы научного семинара. Санкт-Петербург, 1999.

  19. Толстой Л.Н. . Война и мир. Собр. Соч. в 12 т., т.4., с. 307.

  20. Paskal B. Oeuvres. V. 1-14.-Paris, 1904-1914; V. 8,9. – Paris, 1908.

  21. Toffler A. Future Shock. – L., 1971.



Юрьев Александр Иванович

Профессор, д.психол.н.

Заведующий кафедрой политической психологии

Санкт-Петербургского государственного университета



Санкт-Петербургский государственный университет

Факультет психологии

Кафедра политической психологии

Наб. Макарова д. 6

199034 Санкт-Петербург

Факс: 812 - 53 59 379

Teл. : 812 – 32-89 416

E-Mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript