Участие общественных организаций Петербурга в модернизации города Печать E-mail

Проект доклада Фонду «Наш город».
«Участие общественных организаций Петербурга в модернизации города».

Санкт-Петербург, «Петербургский метрополитен»

(Московский пр. д.28), 15.01.04.

1. С какими «общественными организациями» сотрудничать Правительству Санкт-Петербурга?

Общественные организации России к 2004 году стали скорее проблемой для политики России, нежели ее помощниками. В каждом регионе их насчитываются тысячи, а в их названиях использованы все слова русского языка и все возможные настроения. Названия и проблематика варьируются от «Альянса ненависти» - организации, направленной против педофилов-бойлаверов до «Ассоциaции совeтскиx политзaключeнныx и жeртв коммунистичeского рeжимa». От «Ассоциации рериховского движения» до «БелМенса» - общественного объединения людей с высоким уровнем интеллекта. От «Виртуального ресурсного центра для некоммерческих организаций» до «ВсеЯСветной Грамоты» - организации, приобщающей к культуре Руси. От «Гражданского общества» - организации, осуществляющей научную, организационную работу по становлению гражданского общества в России до «Дворянского Собрания - Союза российских дворян Эстонии» и т.д. – десятки тысяч организаций по России, противостоящих друг другу.

Могут ли в таком виде общественные организации претендовать на участие в общественной жизни страны и позитивно влиять на ее развитие – это большой вопрос. Активисты общественных движений России пытаются привести в порядок этот хаос чувств, идей и действий. Например, Шинелева Л.Т., выпустившая книгу: «Общественные неправительственные организации и власть» (ISBN: 5-94798-051-7 Изд-во: Дашков и К, 2002.) Для этой цели идеологи российских общественных организаций применяют такое определение: «общественная организация» - это общественное объединение, основанное на членстве, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан». Это порочное определение, «виновное» в хаосе и бесполезности почти 200 тысяч общественных организаций России, не ведающих что их «общим интересом» является геополитическая стратегия страны.

Не случайно словосочетание «общественная организация» встречается только лишь в русском языке, как наследие политической системы СССР. Например в современных словарях английского языка (Collins «English Dictionery. 21st century edition, 2001; Random house «Webster’s college dictionary, 1996; NTS’s Mass Media Dictionery by R.Terry Ellmore, 1995 и др) понятия «общественные организации нет. Там, как и в современной российской политической науке, есть понятия «общественное сознание», «общественное мнение», «общественный договор», «общественные отношения», но нет «общественных организаций». За рубежом общественные организации называются «неправительственными», и выполняют не шуточные функции. Например, к ним относятся:

- Международный валютный фонд (МВФ), в состав которого входят 183 государства, который призван содействовать международному сотрудничеству в области валютных отношений, обеспечению валютного курса и надлежащей системы расчетов, экономическому росту и увеличению занятости населения, а также предоставляет нуждающимся странам финансовую помощь. Штаб-квартира организации, образованной в 1946 г., находится в Вашингтоне. Одним из направлений деятельности МВФ является изучение влияния глобализации на различные сферы человеческой жизни, результаты которого представлены на сайте на английском, немецком, испанском и французском языках. (www.imf.org)

- Всемирный банк (ВБ), который специализируется на предоставлении кредитов на реализацию различных проектов в развивающихся странах со средним уровнем доходов на душу населения. В состав данной организации входят 183 государства. Исследования Всемирного банка по проблеме глобализации касаются либерализации торговли, оценки роли международных институтов в происходящем процессе, а также изучения влияния глобализации на неравенство внутри развивающихся стран. (www.worldbank.org)

- Всемирная Торговая Организация (ВТО), штаб-квартира которой находится в Женеве (Швейцария), является единственной глобальной международной организацией, занимающейся нормами осуществления торговли между странами. Организованная 1 января 1995 г., она стала преемницей Генерального соглашения о тарифах и торговле. Основной задачей ВТО, в состав которой на сегодняшний день входит 142 государства с 90% мировой торговли, является оказание помощи производителям товаров и услуг, экспортерам и импортерам, необходимой им при ведении бизнеса. Официальные документы организации представлены на английском, французском и испанском языках.( www.wto.org)

 

2. С чем сравнивать общественные организации Санкт-Петербурга?

Мало акто знает, что глобализация, которую сегодня «эксплуатируют» МВФ, ВТО, ВБ, создали….общественные неправительственные организации! Общественная организация, которая описала глобализацию еще в 40-х годах, корпорация РЭНД, размещалась на площадях компании «Дуглас» и возглавлялась Франклином Колбомом. Становясь все более «общественной», РЭНД в 1948 году арендовала площади в центре Санта-Моники и получила статус «бесприбыльной некоммерческой организации штата Калифорния, возглавляемой советом попечителей». Крупнейшими заказчиками проектов РЭНДа были ВВС США, Комиссия по ядерной энергетике США, НАСА, Госдепартамент США и другие, которые превратили их в реальную государственную политику.

Другой общественной организацией, определившей мировые политические процессы 90-х годов, является «Бюро по исследованию человеческих ресурсов» (HUMPRO), созданное в 1951 году «около» университета Джона Вашингтона. Ее специализацией были: психотехнологии, принципы кодирования информации, групповая индоктринация, человеческая инженерия, контроль за поведением людей при стрессовых обстоятельствах, культурные коммуникации и т.д. Можно назвать еще «Исследовательско-аналитическую корпорацию (RAC), созданную в 1948 году «около» университета Джонса Хопкинса и др. Это образцы общественных организаций в современном понимании слова, которые носят именование «мозговых центров», «фабрик мыслей». Начало им положили в 20-х года ХХ века Фонды Карнеги и Рассела Сэйджа, Совета по международным отношениям (СМО). Они «придумали», а государство осуществило «План Маршалла», создание НАТО, биполярную модель мира. Из общественных организаций типа СМО «вышли» Джон Ф.Даллес, Дин Раск, Сайрус Вэнс и другие ведущие потом политики США.

Это общественная организация, СМО, в середине 50-х годов «постепенно выстроило глобалисткую теоретическую инфраструктуру для послевоенного мирового порядка» во главе с ООН, реорганизацию мировой экономической и валютно-финансовой систем с целью обеспечения свободы торговли. Эти общественные организации – «мозговые центры», элитарные организации клубного типа, объединяющие юристов, ученых (преимущественно в области политических наук), представителей делового мира, финансовых структур, политиков. СМО характеризуют, как «особую комбинацию университетов, большого бизнеса и вашингтонской политики».

В России есть попытки выделить подобные «фабрики мысли» из тысяч общественных организаций: Центр «Индэм» (Г.Сатаров), ЭПИцентр (Г.Явлинский), Фонд «Интерлига (Н.Беляева), ЦСР (Д.Мезенцев), Центр «Стратегия» (Г.Бурбулис), «Экспертный институт» (Е.Ясин), Совет по внешней и оборонной политике (С.Караганов) и др. Ничего подобного сделать в Санкт-Петербурге до сих пор не удалось. Город живет и изменяется без собственных прогнозов, проектов, под давлением внешних обстоятельств, случайным образом. Санкт-Петербург – «геополитический город» живет по законам губернского центра.

 

3. Технология сотрудничества Правительства города с общественными организациями.

3.1. Общие принципы принятия управленческих решений.

Схема принятия административных решений является таким же технологическим достижением, как умение производить атомную энергию или ракетные двигатели. Эти схемы непрерывно совершенствуются, как любые иные достижения цивилизации. Успех приходит к тем, кто наиболее эффективно принимает управленческие решения, ценность которых на порядок превосходит ценность природных или иных материальных ресурсов. Ни одна страна не разглашает своих схем принятия решений, как важнейших технологических тайн. Правильно организованное принятие решения позволяет дальше прогнозировать, глубже понимать, видеть одновременно все влияющие факторы, тратить на принятие решения минимальные ресурсы: опережать во времени и в точности потенциальных соперников и конкурентов. США эффективно используют глобализацию в своих национальных интересах за счет современной схемы принятия решений. СССР и Россия проиграли глобализацию по вине архаичной (византийской) схемы принятия решений.

 

Главными принципами современного принятия решения являются:

А) принцип системности принятия решения, реализуемый в его составе, структуре и функциях,

Б) принцип «обратной связи», заключающийся в «кольцевой форме» структуры принятия решения в отличие от «древовидной ,

В) принцип «политичности», включающий в состав системы общественные и научные организации,

Г) принцип «многофункциональности», объединяющий научный анализ, стратегический прогноз, моральный, информационный, кадровый, правовой, организационные, исполнительские ресурсы.

Д) принцип многоальтернативности, означающий, что из списка всех возможных альтернатив система выбирает одно решение, действие которого проверяется через систему обратной связи.

 

3. 2. Понятие системы для политических решений

Под системой понимается такая организация, в которой отдельные элементы работают вместе, чтобы получить выходной эффект, который отдельный элемент сам по себе дать не может (D.Meister, 1978) Система должна отвечать следующим допущениям:

1) иметь иерархическую организацию, т.е. система более низкого порядка встроена в систему более высокого порядка так, что ее выходной эффект воспринимается системой более высокого порядка и преобразуется в процесс,

2) быть целенаправленной, потому что в ней задействован человек, и она искусственно им создана,

3. каждый элемент системы должен подчиняться общей цели. Цель является отправной точкой для разработки системы, цель определяет деятельность участников системы, цель позволяет судить, правильно ли работает система,

4) каждый элемент системы должен оказывать влияние на все другие ее элементы, а выходные эффекты отдельных элементов преобразовываться в выходной эффект всей системы,

5) измерение, оценка, обратная связь должны являться неотъемлемыми элементами системы.)

 

3.3. Состав системы принятия политических решений

Элемент первый : государственные службы, обеспечивающие сбор и проверку всех фактов, характеризующих состояние объекта.

Элемент второй (наука): независимые научные организации, разрабатывающие стратегический прогноз развития событий и на их основе – все теоретически возможные альтернативы изменения состояния управляемого объекта.

Элемент третий (общественность): общественно-политические организации, соотносящие все возможные альтернативы изменения состояния объекта с возможностью их понимания и поддержки обществом. Выполняет исключительно трудную работу по упорядочиванию многообразия мнений, религий, партий, наций, классов, которые сложились бы в стройное мировоззрение.

Элемент четвертый (СМИ): средства массовой информации, «переводящие» специальную терминологию и узкопрофессиональные методологии на бытовой язык.

Элемент пятый (кадры): готовит исполнителей решений системы как для членов общества к выполнению определенных социальных ролей. Преодоление внутренних стереотипов.

Элемент шестой (администрация): обеспечивает функцию управления обществом в пределах прав и обязанностей, предоставленных законом. Пять предыдущих элементов системы формируют теоретические, вероятностные, моральные и популистские компоненты информации, но управление опирается на указание конкретных действий.

Элемент седьмой: (государственный и бизнес менеджмент) обеспечивает организаторскую функцию, которая не тождественна административной. Юридически обоснованные распоряжения в пределах предоставленных прав не обязательно безусловно исполняются людьми. Много значит игра заинтересованных и незаинтересованных сил, естественное сомнение, боязнь инноваций любого рода, страх неопределенности. Инновации требуют самостоятельности и решительности от лиц, конструирующих моральные, психологические, материальные стимулы для формирования реальной деятельности граждан.

Элемент восьмой, последний (чиновники и бизнесмены на местах): он - объект исследования, и он же - объект управления. Именно на него направлены действия всей управляющей системы, именно он должен перейти в нужное политическое, экономическое, социальное, правовое, технологическое, культурное состояние. На этом уровне недопустимо изменение состава действий, их порядка, замена одних действий другими. Дисциплинированность и добросовестность исполнения властью всех предписанных требований, правил определяют результат всей системы управления городом.

 

3.4. Структура системы политических решений

Кольцевая структура системы с обратной связью (ОС) представляет из себя замкнутое кольцо, в котором управляемый объект является одновременно первым элементом (о котором собирается информация) и последним элементом (на который оказывается воздействие) после поэтапного изучения возможных вариантов изменения его состояния. В системе происходит трансформация сообщений о состоянии объекта в информацию о действиях по изменению этого состояния. Главное, система с обратной связью позволяет немедленно и непрерывно корректировать собственное решение до получения запланированного состояния объекта.

Этот вариант структуры принятия решения давно изжил «древовидные модели» параллельного сбора информации об объекте, которые без обработки, навалом передаются для принятия решения первому лицу в системе. Древовидная система не имеет обратной связи, в ней каждая ветвь работает самостоятельно и бесконтрольно. В древовидной системе принятия решения руководитель не знает, какой ветви верить? Такая система не позволяет включить в нее научные, общественные, политические структуры подготовки и формулировки решения.

 

3.5. Функции системы политических решений

1. Функция первая: получение «объективной информации» об объекте, без которой любые действия в отношении его приведут только к отрицательным последствиям. В основе объективной информации лежат ее достоверность и полнота, доказанные научными методами.

2. Функция вторая: создание «системной информации» об объекте, в которой представлено влияние всех факторов на его состояние. Только системная информация позволяет сделать стратегический прогноз изменения состояния объекта и спланировать действия системы по отношению к объекту.

3. Функция третья: обеспечение «организованности информации» в общепринятой современной форме, регламентированной требованиями к описанию управляемого объекта. Описание объекта в терминах, принятых в области описания

4. Функция четвертая: обеспечение «достаточности информации», что означает - абсолютный минимум, который необходим для понимания и действия в отношении объекта.

5. Функция пятая: преобразование исходных сведений в «читабельную информацию»: ясно, понятно и убедительно формулирующую новые алгоритмы и стереотипы изменения состояния управляемого объекта.

6. Функция шестая: преобразование описательной информации в форму «конкретной информации», позволяющей ее реализовывать в реальном времени и пространстве.

7) Функция седьмая: указать стимулы в терминах «практичной информации», которая оценивается по ее действенности в процессе реального изменения состояния управляемого объекта.

9. Функция восьмая, заключительная: преобразует «необходимую информацию», в конкретные практичные действия, т.е. инструкции, без наличия которых невозможно достижение цели системы.


3.6. Форма участия общественных организаций в процессе принятия политического решения.

1. Участие в публичных дискуссиях или инициирование таковых, организация семинаров, конференций, круглых столов, открытых лекций, презентаций новых публикаций.

2. Собственно, публикационная деятельность как следствие академической работы ученых,

3. Групповые исследовательские проекты, выполняемые по заказам как правительственных, так и частных организаций,

4. Индивидуальное консультирование политических деятелей по конкретным проблемам,

 

3.7. Процесс принятия политического решения.

 

А) Руководитель определяет объект, состояние которого оценивает как неудовлетворительное (-Х), и который надо перевести в необходимое состояние (+У).

Б) По его поручению, государственные службы обеспечивают полноту и достоверность информации об управляемом объекте (служебная информация).

В) На основе этой информации научные организации класса «РЭНД Корпорейшен» прогнозируют варианты изменение состояния объекта и предлагают альтернативы этим изменениям (наука).

Г) На основе прогноза ученых негосударственные ведущие группы «типа СМО» рекомендуют общий курс изменений, которому соответствуют несколько альтернатив (идеология).

Д) Общественные организации вроде «Фонда Карнеги» рекомендуют принять одни альтернативы изменений и отклонить другие (пресса).

Е) Широкая публика через СМИ сокращает число предложенных альтернатив (кадры).

Ж). Руководители исполнительной власти принимают решение, какая альтернатива должна быть принята (право).

З). Представительная власть модифицирует и утверждает избранную альтернативу (экономика).

И) Работники исполнительной власти осуществляют окончательно избранную альтернативу и дает руководителю обратную связь относительно нового социального, политического, экономического, правового, культурного, состояния управляемого объекта (администрация).

ОС (обратная связь) показывает руководителю, переходит ли управляемый объект из состояния (-Х) в состояние (+У). Если - нет, то процесс а,б.в,г,д.е,ж,з,и – повторяется столько раз, сколько потребуется до получения необходимого состояния объекта управления «+У».

 

Выводы.

 

1. Хотелось бы, что Администрация города пришла к тем же процедурам принятия городских решений, которые приняты во всех странах мира: она не может обойтись без участия общественных организаций в управлении таким геополитическим объектом, как Санкт-Петербург. Всюду признанным основанием для сотрудничества с общественными организациями было (по материалам Конгресса США):

а. естественное нежелание администрации принимать во внимание внешние и независимые источники экспертизы,

б. объективная неспособность критически переосмыслить проводимую политику и подвергать ее периодическим коррективам,

в. игнорирование необходимости пополнения информационной базы для поднятия качества принимаемых решений,

г. отказ учитывать такие факторы, как бюрократическая инерция, сопротивление тому или иному решению со стороны его явных либо скрытых оппонентов,

д. распространение иллюзии оптимальности и непогрешимости того курса, который разрабатывается членами планирующей группы,

е. давление на тех членов группы, кто в силу тех или иных причин отказывается полностью разделить доминирующие идеи,

ж. подспудное возникновение «самоцензурирования», отсекающего от участия в обсуждении представителей других групп и центров.

 

2. Хотелось бы, чтобы хотя бы несколько общественных организаций поставили своей целью стать «мозговыми центрами» для города и достигли такого уровня, чтобы им было можно поручать разработку стратегии города и региона в составе России и Европы. Для этого необходимо классифицировать общественные организации города, чтобы 1) выделить потенциальные «фабрики мысли» и 2) отсечь от влияния на управление городом большинство «общественных организаций», созданных для «отмывания денег» за счет получения привилегий, лицензий, создания банковских счетов.

 

3. Хотелось бы, чтобы страна и город вошли в современный мир глобальных изменений без повторения трагических потерь 1991 года за счет участия «глобального проектирования» силами «общественных организаций – мозговых центров» города. Исторические примеры создания неправительственных организаций, которые выполняли такую функцию есть (в США в 20-е годы: Фонд Карнеги, в 40-е годы Корпорация РЭНД и другие) Технология создания таких организаций и их деятельности известна.

Отсутствие «неправительственных мозговых центров» уже привело к крушению СССР, и не в лучшем положении находится современная Россия: страна отбивается от последствий глобализации-1, когда мир уже завершает стадию глобализации –2. Скоро волна второй стадии глобализации накроет Россию, как в 80-е годы накрыла СССР волна глобализации-1, но государство, его управление к этому не готовы. Из уроков 1991 и 1993 годов не сделано никаких выводов.

 

4. Хотелось бы, чтобы общественная организация определяли как «мозговые центры», «фабрика мысли», которые разрабатывают те аспекты государственно-политических решений, которые по объективным причинам не могут подготовить государственные службы. Что дают общественные организации – мозговые центры? Хотелось бы, чтобы между «фабриками мысли» и руководством города установились доверительные отношения сотрудничества. По образу жизни, по своему мировоззрению, по картине мира только эксперты общественных организаций - выходцы из научного мира, работают в области стратегического прогнозирования и планирования. Их возможности имеют более широкий фундамент и далеко идущие цели. Они опираются на систему знаний в области экономики, права, политического процесса, социологии, психологии, антропологии, теории коммуникаций, дипломатической истории, чего не может быть в таком комплекте у администрации. Стратегия анализирует все силы, влияющие на ситуацию.

 

5. И хотелось бы совсем несбыточного для нынешней интеллектуальной атмосферы Санкт-Петербурга: создание чего то подобное американскому БАБу: Бюро анализа проблем будущего, футурологического центра конгресса США. Управление деятельностью БАБа осуществляет Консультативный комитет, состоящий из 11 членов конгресса. Под эгидой БАБа публикуется ежемесячник для сенаторов и членов палаты представителей под названием «Что дальше?». Параллельно с БАБом работает Группа исследования Будущего при Библиотеке конгресса США, которая ведет футурологические исследования по заказу конгрессменов. К этому надо добавить компьютерную Информационно-поисковую систему по проблемам будущего «ФЕРСТ», работающую на конгресс США. Заказчиком аналитических и прогностических исследований является Бюро суммарных оценок (БСО), основанное в 1921 году – самое многочисленное аналитическое подразделение конгресса с 15 региональными филиалами и тремя за рубежом. БСО используется конгрессом США для всесторонней оценки программ и политических решений, комплексного прогнозирования и разработки альтернатив с использованием современных математических и аналитических методов, имитационного моделирования, теории игр и т.д. В штате только международного отдела работает 226 специалистов в области системного анализа, международных отношений, математики, проблем управления…..Нам про себя так!

 

 

  1. Человек, гражданин и общественные организации

Человек по своей природе политичен. Это такое же его неотьемлемое качество, как биологичность, физиологичность и социальность. Структура психологических свойств, состояний и процессов человека предполагает чуткое реагирование на состояние систем управления обществом. Политические качества человека обнаруживаются тогда, когда он испытывает потребность или выйти за пределы управления собственным поведением, или обнаруживает попытки других людей управлять его поведением. В литературе по политической психологии приводится описание экспериментов Sherif, открывшего аутокинетический эффект - врожденное свойства мозга воспринимать неподвижную светящуюся точку как движущуюся. Sherif добавил социальную интерпретацию к этому эффекту. Наивный испытуемый наблюдает в темной комнате неподвижную светящуюся точку на экране. Подставное лицо, в этой же комнате, утверждает, что точка движется. Испытуемый соглашается и демонстрирует влияние референтной группы на его поведение. Нечто более серьезное происходит в отношениях людей в области политических отношений. Вне референтных групп влияние людей на поведение друг друга осуществиться не может. Объединение людей в политические формирования имеет природные психологические предпосылки. Происходит это в том случае, если:

- Общественные организации производят специфический продукт деятельности, который играет роль катализатора общественных процессов. Продукт, создаваемый общественными организациями, обеспечивает чувство защищенности у каждого человека от чужого влияния и позволяет каждому влиять на других людей.

- Общественные организации предназначены для продуцирования психологической части механизмов управления обществом и мобилизуются в те исторические периоды, когда оно оказывается в экономическом, правовом, экологическом и духовном тупике.

- Полное организационное и физическое искоренение какой либо общественной организации не означает ее уничтожения, потому что ее психологическая первооснова способна к самовоспроизведению безо всякой связи с историческими предшественниками.

- Общественные организации естественным образом формируются в обществе, как коллективная психологическая реакция людей на колебания политической атмосферы. Общественные организации естественно появляются и исчезают по мере напряжения или разрешения какой либо психологической потребности.

- Общественные организации выполняют функцию связи между политикой и политическими явлениями. Если общественных организаций нет, то политика не может воплотиться в политических явлениях.

- Общественные организации присутствует всегда, потому что общество живет в психологической атмосфере политики. Общественные организации появляются и исчезают в зависимости от параметров политической атмосферы и разрешения общества на общественную деятельность.

- Политика имеет конечное число психологических параметров, и каждому из них соответствуют общественные организации, реально существующая или теоретически возможная.

- Общественные организации формулируют политическое состояние и обслуживают политические явления. Общественные организации формируются, если они располагают интеллектуальным базисом, достаточным для формулировки своих целей, средств и результатов.

- Общественно-политическая организация является партией в том случае, если целью ее деятельности является власть, которая достигается только коллективными усилиями и на основе теоретической модели общества. Партии являются носителями психологических феноменов, которые обеспечивают воплощение политики в политические явления.

 

2. Психологические причины объединения людей в общественно-политические организации

В общественно-политические организации оказываются включенными люди самой высокой духовной, интеллектуальной и эстетической культуры. Объяснение этому в психологической науке разработано и называется проблемой одиночества и аномии. Из этого феномена вырастает встречное стремление людей, а) создающих концепции преодоления одиночества и б) людей, нуждающихся в таких концепциях. Уильям А.Садлер и Томас Б.Джонсон определяют одиночество как переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности. Проблема одиночества столь фундаментальна, так мало известна и так причастна к общественной жизни, что у ней необходимо информировать общество.

Дюркгеймом Э. в работе "О разделении общественного труда" (1900) было введено понятие социальной солидарности, под которой понималось состояние коллективной идеологической интеграции. Социальной солидарности противостоит аномия - состояние беспорядка и незаконности. Дюркгеймом высказывалось предположение о том, что аномия появляется при быстрых социальных, экономических изменениях, нарушающих порядок в общественном устройстве. Смотри – глобализации. Опрокидывание общественных норм и потеря ограничений вызывают у людей такое чувство, что они оказались в «пространстве без ориентиров». Не имея ориентиров, люди устают от существования. Их усилия становятся бесполезными, жизнь теряет ценность, и наступает аномичное саморазрушение. (Дюркгейм Э. "Самоубийство"., 1912)

Состояние одиночества и является исходной точкой создания различных учений. Бертран Рассел писал, что все детство он испытывал сильное чувство одиночества и тщетно надеялся встретить человека, с которым мог бы поговорить. Природа, книги, а позже математика спасли его от глубокой подавленности. Можно довериться такому тонкому писателю, как О.де Бальзак, который писал: "Человека страшит одиночество. А из всех видов одиночества страшнее всего одиночество душевное. Отшельники древности жили в общении с богом, они пребывали в самом населенном мире, в мире духовном... Первая потребность человека, будь то прокаженный или каторжник, отверженный или недужный , - обрести товарища по судьбе. Жаждая утолить это чувство, человек расточает все свои силы, все свое могущество, весь пыл своей души. Не будь этого всепожирающего желания, неужто сатана нашел бы себе сообщников."

В еще более возвышенном стиле характеризует одиночество Паскаль: "Созерцая всю безмолвную вселенную и человека, оставленного во тьме на произвол судьбы, заброшенного в эти закоулки вселенной, не ведающего на что надеяться, что предпринять, что будет после смерти...меня охватывает ужас как человека, которому пришлось заночевать на страшном необитаемом острове, который проснувшись не знает, как ему выбраться с этого острова, и не имеет такой возможности." ( Паскаль.Мысли, раздел 194)

Исследователи психологии одиночества часто цитируют определение Э.Берка: "Абсолютное и совершенное одиночество, т.е. полное и постоянное исключение из всякого общения, представляет собой огромное безусловное неудовольствие, какое только можно себе представить... вся жизнь, проведенная в одиночестве, противоречит целям нашего существования, поскольку даже сама смерть вряд ли является идеей, внушающей больший ужас."

Очевидно, нет необходимости продолжать цитирование высказываний выдающихся знатоков природы человека, чтобы доказать, насколько серьезен этот психологический феномен - одиночество. Но возможно появление подозрений, что одиночество является уделом слабых, беспомощных людей и оно не имеет общечеловеческой природы. В этом случае уместно привести слова Томаса Вулфа: " Одиночество отнюдь не редкость, не какой-то необычайный случай. Напротив, оно всегда было и остается главным и неизбежным испытанием в жизни каждого человека». (Вулф Т. Домой возврата нет.М.,1977,с.475) К такой точке зрения склоняется подавляющее большинство психологов, наблюдавших этот психологический феномен.

Совершенно очевидно, что люди тратят весьма значительные усилия для преодоления состояния одиночества. У них нет выбора: или погибнуть или преодолеть его. Есть простейшие случаи избегания одиночества. Один из исследователей, Дж.Рэлф Оди анализируя собственный опыт пишет, что уже в зрелом возрасте у него иногда возникало чувство бесцельного и смутного одиночества в его собственном доме, когда его семья находилась где-то далеко. Оказалось, что все пространство его жилища ассоциируются с женой и дочерью. И когда в этом пространстве их нет рядом, появлялось чувство пустоты. Т.е. он подчеркивает, что даже простое присутствие родных людей избавляет от этого смутного чувства. В более сложном случае он вспоминает, что натолкнувшись на захватывающую дух сцену, или поразительное существо, или растение, или даже на идею, он вдруг ощущал сильную потребность, чтобы кто-то оказался рядом и испытал те же чувства, поскольку впоследствии их невозможно будет вызвать простым описанием. Смысл фотографий, сделанных во время наших дальних странствий и привезенных с собой - тот же, поделиться с близкими своими впечатлениями. А если не с кем поделиться, то какой в них смысл?

Но в данном случае, нас интересуют куда более сложные варианты преодоления одиночества, о которых пишет Эрих Фромм. Он считает, что моральное одиночество определяется как неспособность индивида соотноситься не обязательно только с другими людьми, но и с ценностями и идеалами вообще. Для примера он отмечает, что монах в монастыре, верящий в бога, или политический заключенный в камере, чувствующий поддержку и солидарность, не одиноки. Это – опосредованный вариант преодоления одиночества, для которого не является обязательным непосредственный контакт с людьми. Его с успехом заменяет связь, отношение через идею, которую разделяют внешне одинокие люди.

Суть психологического механизма одиночества сводитсяк четырем видам депривации: сенсорной, социальной, волевой и интеллектуальной.

Широко известна сенсорная депривация, наблюдаемая в специальных условиях деятельности ( у полярников, у мореплавателей-одиночек, у летчиков ) или в лабораторных опытах ( с изоляцией всех анализаторов: зрительного, слухового, тактильного, проприорецептивного и пр.). Изменение степени обособленности органов чувств от внешних раздражителей неизменно приводило к появлению соответствующей степени психических нарушений типа галлюцинаций, психических расстройств.

Социальная депривация сходна по описанию с идеей социального измерения одиночества. Иногда их причиной является остракизм, изгнание, отставка, неприятие. Иногда социальная изоляция тем, что сам человек ощущает себя недопущенным, отстраненным, исключенным из той социальной структуры, которую он считает для себя естественной и необходимой. Иногда это выходит за границы его личных отношений и обусловлено масштабными социальными процессами исторического плана. Масштабные миграции, распад традиционного социального окружения и др. Кроме этого, включение в отвергнутую группу неудачников, ненормальных, преступников, малообеспеченных, старых и больных.

Волевая депривация несколько сходна с идеей культурного измерения одиночества. В данном случае речь идет о депривации человека по его субъектным характеристикам, из которых самой значительной является воля. Субъект имеет сформированные мотивы поведения, располагает привычными эталонами профессиональной и культурной деятельности, привычные формы выражения своих эмоций, приемлемые в его предыдущем круге общения. По разным причинам люди часто оказываются лишенными предыдущей культуры поведения, и не включенными в новую культуру. Причиной этому могут послужить политические, экономические, правовые, культурные инновации, независимые от одного, отдельного человека.

Интеллектуальная депривация, с некоторыми допущениями, может быть соотнесена с космическим измерением одиночества, наиболее важным для политической психологии. Ощущение интеллектуальной депривации в политике можно сравнить с ощущением человека, который оказался в темноте, в незнакомом месте, без малейших представлений, как ему вернуться из пустынного, необитаемого места. Ощущение ужаса, охватывающего человека, заблудившегося в каких нибудь подземных пещерах, сравнимо с аналогичным ощущением в политической жизни. Чтобы выйти из темной, холодной пещеры, необходима ИНФОРМАЦИЯ. Она может быть в виде шнура, ведущего к выходу, или фонаря, или карты, или памяти о том, как расположены лабиринты пещеры. В политике, как в пещере, тоже нужна некая "карта", по которой человек мог бы маневрировать в лабиринтах власти. Ошибка в политическом поведении любого гражданина опасна не менее, чем ошибка спелеолога в пещере.

Достаточно вспомнить жертвы репрессий в России, на которые ссылается З.Бжезинский: "Смерть - скорая или растянутая на несколько лет - была судьбой целых слоев общества: политических оппонентов, идеологических соперников, попавших под подозрение членов партии и офицеров армии, бывших аристократов, национальных групп, считавшихся потенциально нелойяльными, этнических групп, заклеймленных как враждебные, религиозных проповедников, так же как и проявлявших какую то активность верующих, и даже родственников, а то и ( во многих случаях) поголовно всех семей людей, выбранных в качестве жертв." Эти трагические факты отражают следствие состояния депривации, в котором оказались миллионы людей, ввергнутых в "политические пещеры" без каких либо карт и источников света. Как и интеллектуальную депривацию тех, кто завел в эти политические пещеры, не представляя, куда идти и как выйти из них.

Люди сталкиваются с массой непонятных, необъяснимых вещей: летающие тарелки, полтергейт, гипноз, колдовство, хиромантия, астрология, проблемы озоновой дыры, предсказания Нострадамуса, социальные и политические реформы, отношение к вере, проблема любви..... Список бесконечен, и он создает ощущение абсолютной темноты и одиночества в житейском лабиринте, который надо знать и понимать, чтобы сделать правильный, безошибочный выбор. Другого варианта, кроме объединения с другими людьми, для понимания происходящего и возможности влиять на свое положение в обществе, у людей нет.

 

3. Гражданское общество, как единственный вариант решения современных проблем человека в России.

Главная проблема создания гражданского общества в России - откровенное непонимание того, о чем идет речь и для чего Оно. Многие считают, что это откровенный научный треп, не имеющий к жизни никакого отношения. А другие принципиально не согласны с введением гражданского общества в России. Люди, в чьих руках находится реальная административная и финансовая власть, в большинстве своем – «практики-эксплуатационники» вверенного им объекта - общества. С проектами реконструкции управляемого объекта они малознакомы.

Не ремонтировать, не реконструировать, не строить гражданское общество, в России - это равносильно вхождению в «зиму глобализации» в доме, разваливающемся от старости, без отопления, воды и света. Гражданское общество – это нечто вроде проекта дома, который сохраняет жизнь. Но мы не можем взять чужой проект, например, английский, и механически перенести его в условия России. Например, в Англии здания строят без фундамента с окнами в одно стекло. А в России земля промерзает на два метра и тройное застекление не всегда спасает от стужи. У нас тоже дом, но российский. И гражданское общество, но с российской спецификой.

Для чего нужно гражданское общество? Только в гражданском общество человек является мерой всех вещей. Это значит, что мы видим глазами других людей, мы слышим ушами других людей, мы все понимаем через понимание других людей. Кто не верит, пусть вспомнит, вчувствуется – как мы оцениваем себя, свою внешность, свои успехи? На что ориентируемся? Да на глаза, уши, знания других людей о нас и о жизни. Особенно, на глаза дорогих нам, любимых людей. Мы стараемся все делать так, чтобы они одобрили нас, возгордились нами, порадовались с нами и за нас. Полезно вспомнить, что все наши достижения теряют смысл, когда их нет с нами! Другие люди придают смысл и силу нашим поступкам и победам!

В чем психолого-политическая проблема текущего момента? В том, что вне гражданского общества человек-посредник между нами и радостями жизни отодвинут в сторону, как некая помеха. Сильные мира сего вцепились непосредственно в радости жизни зубами и ногтями, купаясь в роскоши и излишествах. К сожалению, большинство из них не знает, что это не просто пить в одиночку - это выпить вино с ядом: гибель за порогом.

В чем опасность отсутствия гражданского общества, а значит общественных организаций ? Непонимание сильными мира сего, что счастье никогда не получается от себя самого – а только от другого человека. Нельзя смеяться самому с собой, а только с другим человеком. Любая житейская радость – радость разделенная с другим человеком. Но когда не с кем разделить радость, то радости нет. Вот тогда то и приходит опустошение от одиночества, которое делает цену собственной и чужой жизни копеечной. Отсюда бессмысленный риск, бессмысленные разборки, убийства, никого не делающие ни на один грамм счастливее и спокойнее.

Какова цена этого «отодвигания» человека от прямого пути к богатствам жизни? Это тридцать тысяч заказных убийств в России в год, еще тридцать тысяч погибших на дорогах в борьбе за первенстве в маневре и скорости, еще тридцать тысяч самоубийств, еще тридцать тысяч погибших от травматизма и т.д. и т. п. Мы теряем погибшими около ста пятидесяти тысяч мужчин без войны, оставляя несчастными триста тысяч женщин и сто пятьдесят тысяч детей. Еще живы, но пропали пять миллионов алкоголиков и пять миллионов наркоманов. Это от того, что они потеряли человека-посредника между собой и жизнью, прямо присосавшись к деньгам, жратве, выпивке, сексу…

К гражданскому обществу человечество шло долго. Осознание опасности того, что человек не является мерой всех вещей приходило с опытом. Примером такого опыта является и русская история. Стоит посчитать и сравнить число погибших в России от рук внешних врагов и от рук своих соотечественников – волосы шевельнуться! В сумме граждане России убили граждан России больше, чем все внешние враги вместе взятые! Чем отличается жестокость Ивана Грозного, спалившего Псков и Новгород от нашествия крестоносцев? Чем отличается гибель русского офицера или солдата на полях первой мировой войны или на полях гражданской войны? Беспощадность соотечественников к своим братьям, сестрам, отцам – следствие того, что цена жизни человеческой в России вне гражданского общества – копейка. Итог – неспособность государства отстоять свои границы и нежелание населения их защищать.

Главное: все что мы получаем от жизни – это все дают нам другие люди. Надо преодолеть одиночество. Все, что мы совершаем в жизни – мы совершаем для других людей. Нужны общественные организации. Вне человеческого общества – все мыслимые блага и наслаждения превращаются в ненужную бессмысленность. России нужно гражданское общество.

С уважением